Гарантии деятельности парламентария.




Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.

Индемнитет парламентария (члена парламента) есть закрепленное в законе право депутата на получение материального вознаграждения за труд, компенсацию расходов, связанных с осуществляемыми полномочиями. Индемнитет означает предоставление депутату материальных возможностей для обеспечения его статуса. Действующее законодательство устанавливает, что жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения федерального министра. Парламентарию и членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в г. Москву, а также выдается единовременное денежное пособие в размере 1/2 ежемесячного денежного вознаграждения. А каждому члену семьи - по 1/4 этого вознаграждения. За свою деятельность все депутаты получают ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему. Председателю Государственной Думы устанавливается ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Ежемесячный оклад депутата и надбавки к нему соответствуют размеру должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу. Ежемесячно депутату со дня его избрания возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. Депутату возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения; предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней. Кроме того, депутату выплачивается пособие на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Медицинское и бытовое обеспечение депутата Государственной Думы предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений в связи с осуществлением депутатами своих полномочий пересылаются, обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Депутаты Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы. По окончании срока полномочий им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации. В случае досрочного роспуска Государственной Думы депутаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения ими своих полномочий. Элементом индемнитета парламентария является Федеральный закон от 31 июня 1998 г. «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Закон предусматривает, что в случае смерти парламентария каждому члену его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному на день смерти парламентария.

Помощник парламентария (депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации). Им является лицо, привлекаемое депутатом как на общественных началах, так и по трудовому договору для оказания ему содействия в осуществлении полномочий на весь период избрания. Для осуществления своих полномочий депутат вправе иметь до пяти помощников, привлекаемых по трудовому договору (контракту), и помощников, работающих на общественных началах. Помощникам выдаются удостоверения установленного образца. Обязанности между ними распределяются депутатом. Помощники, привлекаемые по контракту, работают в палате (один из помощников) и в избирательном округе. Закон обязывает исполнительные органы власти выделять для этих лиц специально оборудованные помещения. Депутаты (члены Совета Федерации) могут иметь помощников, работающих на общественных началах. Деятельность помощников регулируется Положением, утвержденным палатой Федерального Собрания.

 

 

3. Ответственность за создание препятствий в осуществлении деятельности парламентариев.

Ответственность за невыполнение законных требований парламентариев (членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы).

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрел возможность привлечения к административной и уголовной ответственности должностных лиц и других работников органов государственной власти, избирательных комиссий и комиссий референдума, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений за нарушение положений указанного Федерального закона, в том числе предоставление ими заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации, нарушение положений Закона, регулирующих вопросы неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Ответственность за невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований парламентария либо создание препятствий в осуществлении его деятельности. Объектом правонарушения являются отношения, возникающие в связи с исполнением членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы своих парламентских функций.

Субъектами правонарушения могут быть только должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, организаций или общественных объединений, т.е. практически любое должностное лицо.

Объективная сторона характеризуется как действием, так и бездействием. Невыполнение должностным лицом законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, как правило, выражается в бездействии, а создание препятствий в осуществлении деятельности парламентариев подразумевает совершение конкретных действий.

Следует отметить, что слова "невыполнение" и "препятствие" подразумевают, в определенной степени, наличие умысла в действиях должностных лиц. Должностного лица за несоблюдение сроков предоставления информации члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы. Под информацией законодатель понимает документы, материалы, ответы на обращения.

Анализ нормативных правовых актов, касающихся порядка рассмотрения обращений, т.е. парламентских запросов (запросы Совета Федерации, Государственной Думы) и запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (депутатские запросы), позволяет предложить следующее толкование содержащихся в них норм:

Федеральный закон о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы является основной нормативной базой, регламентирующей указанную форму деятельности парламентариев. Право Совета Федерации и Государственной Думы на направление парламентского запроса персонифицировано, т.е. запрос может быть направлен конкретным должностным лицам (например, Председателю Правительства РФ или членам Правительства, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ и другим должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления). Это положение распространяется и на депутатские запросы. В то же время законом установлено, что ответы на депутатские запросы должны быть даны в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок и подписаны тем должностным лицом, которому они направлены, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.

Объект правонарушения тот же. Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и бездействии. Форма вины в данном случае не играет существенной роли. Правонарушение может быть совершено в форме умысла и неосторожности.

За проявление неуважения к члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, выразившееся в совершении кем бы то ни было действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к Федеральному Собранию РФ или к установленным указанным законом правилам, наступает ответственность, предусмотренная административным законодательством. Следует обратить внимание на тот факт, что Кодекс такого административного правонарушения не содержит.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: