Презумпция невиновности и признание вины в соответствии с Налоговым кодексом РФ.




Налогоплательщикам необходимо учитывать то обстоятельство, что ранее налоговые органы при проведении документальных проверок широко применяли истребование объяснительных у должностных лиц и рядового персонала предприятия.

Отметим, что до вступления в силу части первой НК РФ объяснительные оценивались судами как другие доказательства по делу.

Однако с 1 января 1999 года объяснительные (по ст.ст. 82, 88 НК РФ в ранее действовавшей редакции) в некоторых случаях выступали основным письменным доказательством вины должностных лиц организации, через которое определялась и виновность последней. Так, согласно действовавшей до 1 января 2007 года редакции ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Таким образом, в свое время объяснительные были очень весомым доказательством налогового правонарушения именно в части обоснования его субъективной стороны, что иногда значительно затрудняло защиту интересов организации в суде. Кроме того, на всех документах, составленных налоговыми органами и представленных "для согласования", рекомендовали писать "ознакомлен...", но ни в коем случае "согласен...". Это обусловлено тем, что "признание- царица доказательств" и в налоговых отношениях может получить вторую жизнь.

Кроме того, как мы уже указывали выше, пассивное поведение налогоплательщика в процессе привлечения его к ответственности в ряде случаев расценивается судами как признание обстоятельств и вины в совершении налогового правонарушения (Постановление ФАС СЗО от 27.09.2002 N А56-9364/02).

В последней редакции ст. 88 НК РФ из нее был исключен абзац, где ранее упоминалось о праве налоговых органов получать от налогоплательщиков объяснения, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов. Однако законодателем предусмотрено правило о том, что при обнаружении ошибок в представленных декларациях, противоречий, несоответствий в представленных сведениях, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику вместе с требованием о представлении необходимых пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ). Как указано в п. 5 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.

По сути, "объяснения" и "пояснения" являются равнозначными понятиями. В связи с чем, на первый взгляд, кажется не совсем понятным применение законодателем в отредактированной ст. 88 НК РФ понятия "пояснения". Однако, на наш взгляд, разница все-таки есть. Так, при получении налоговым органом объяснений тем самым изначально презюмируется вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. Иначе говоря, эмоциональная окраска понятия "объяснения" такова, что еще до установления вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, даже более того- до обнаружения самого факта совершения налогового правонарушения предполагается, что налогоплательщик нарушил закон, и он должен объяснить мотивы такого неправомерного поведения. В связи, с чем складывается впечатление, будто все налогоплательщики - потенциальные нарушители закона.

Такое положение дел явно противоречит предусмотренной п. 6 ст. 108 НК РФ презумпции невиновности налогоплательщика. Понятие "пояснения" подразумевает под собой какую-то деликатность налоговых органов касательно выяснения некоторых обстоятельств хозяйственной деятельности налогоплательщика, предполагает добросовестность последнего до установления тех или иных фактов.

Учитывая изложенное, законодатель очень верно подметил различие в эмоциональном содержании анализируемых понятий, в связи, с чем замена в последней редакции ст. 88 НК РФ "объяснения" на "пояснения" вполне обоснованна.

Что касается вопроса признания пояснений доказательствами по делу о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, то, учитывая обязанность, а не право (как было до 1 января 2007 года) налоговых органов на их получение, считаем это вполне допустимым. Даже более того, полагаем, что так же, как и до внесения в ст. 88 НК РФ изменений, предусмотренных Федеральным законом N 137-ФЗ, пояснения необходимо рассматривать в качестве одного из основных дока доказательств вины налогоплательщика в совершении налогового правонарушения




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: