Тема - ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОУ




Понятие предметно-развивающей среды. В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решению этих задач способствует предметно-развивающая среда в ДОУ.

Предметно-развивающая среда в ДОУ является частью работы дошкольных педагогов, которые преследуют задачу создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.

Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметно-развивающая среда в ДОУ – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

По концепции С.Л.Новоселовой: «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».

Любая развивающая среда состоит из множества элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. В ДОУ создана прекрасная развивающая среда для различных видов детской деятельности. Главное условие при ее организации – педагогическая поддержка различных видов деятельности.

Принципы построения предметно-развивающей среды:

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога.

 

2. Принцип «активности», возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».

 

 

3. Принцип «стабильности-динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей», который можно проследить в изменяющемся уголке «театр + библиотека + уединение», «изодеятельность + настольные игры + библиотека».

 

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», «изодеятельность», «театральный», «лаборатория», «спортивный», «библиотека».

Организация и создание развивающей среды. Построение предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности. Особое внимание уделяется в плане обогащения среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей.

Важно, что предметно-развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметно-развивающую среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.

Главным в работе с детьми в логопедических группах является привитие интереса к языку и речи. Группы оборудованы речевыми зонами, глее находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобраны, кроме наглядно-иллюстрационного материала по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха.

Предметно-развивающая среда в ДОУ должна быть организована также и для создания функционального базиса письма и чтения.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дошкольного образования является реализация комплексных мер. Одним из важных аспектов является создание развивающей среды.

Основная задача педагогической работы – это передача детям культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощенного в разнообразной человеческой деятельности. Огромные возможности для передачи и усвоения такого опыта заложены в игре.

- постройки и игровые уголки;

- Лего-центр (для развития конструктивной деятельности, коллекция конструкторов Лего;

- изостудия (изобразительные материалы для воплощения творческих замыслов);

- музей русского быта (старинные предметы, образцы декоративно-прикладного искусства);

- экологический класс (образцы минералов, почв, воды, виды комнатных растений);

- уголок детской театральной деятельности (виды: пальчиковый, театр игрушек и т.д.);

- оздоровительный комплекс и т.д.

Материалы диагностики физического и психического развития воспитанников, созданная система условий, способов, средств и форм организации деятельности детей в детском саду обеспечивает необходимый уровень их познавательного, социального, эстетического и физического развития в их неразрывной связи и выступает эффективным механизмом управления качеством образовательного процесса в ДОУ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: