И первым предприятием, открытым в России для этих нужд, было?




Презентация цикла занятий

Дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас в Музее истории профессионального образования!

Сегодня, 2 октября, отмечается знаменательная дата – день Профтех образования! Этот день выбран для праздника неслучайно – именно 2 октября 1940 года, 80 лет назад, в России (тогда еще в СССР) появилась государственная система обучения молодых рабочих прикладным специальностям.

Был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР № 37 «О государственных трудовых резервах СССР» и принято Постановление Совнаркома Союза СССР «О призыве городской и колхозной молодежи в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения».

 

К этой праздничной юбилейной дате мы подготовили для вас цикл интерактивных занятий по нашему музею, в ходе которых вы узнаете, кто стоял у истоков развития профессионального обучения в России, чему обучали в первых ремесленных школах, что такое реальные училища, какие организации занимались вопросами профессионального обучения.

Вы узнаете о выдающихся меценатах, промышленниках, учениках и преподавателях системы профессионального образования России, откроете страницы истории обучения рабочих и совершите увлекательное путешествие по интерактивной экспозиции нашего музея.

Новых открытий вам и в путь – навстречу 80-летию Профтеха!

Прежде чем мы начнем первую часть нашего занятия, я задам вам, участникам экскурсии, вопрос.

Как вы думаете, когда в России появились первые профессиональные школы?

Петр I и его единомышленники стояли у истоков зарождения профессиональных учебных заведений. Основополагающим для профессионального начального обучения в 18 веке стало время становления Российской империи.

 

Сам Петр I владел в совершенстве 12 профессиями, многим из которых обучился в ходе своего Великого посольства в Европу. Там он под именем Петра Михайлова работал плотником, токарем и учился многим другим профессиям. Петр учился у лучших корабелов Голландии и Англии.

Пётр понимал, что для развития нового государства необходимы квалифицированные рабочие. Особенно в них нуждалась отрасль судостроения - шла Северная война, и было необходимо создать сильный флот, обучить навигации и судостроению рабочих на местах.

И первым предприятием, открытым в России для этих нужд, было?

Переход к макету строительства корабля

Санкт-Петербургское адмиралтейство было основано в конце 1704 года, а уже в 1705 – 1706 годах, по распоряжению Петра, из Вологды в Петербург прибыли «столярного дела ученики», которых определили на верфь. Также «к корабельному строению» в столицу присылали монастырских крестьян из Белоозера, Каргополя и Пошехонья, а также из помещичьих, вотчинных и дворцовых волостей и деревень.

В первые годы существования Адмиралтейства создавалась его инфраструктура, строились эллинги, мастерские и складские магазины, а на верфи большей частью ремонтировались суда флота.

 

1. Центральный экспонат нашего музея – видеопроекция (видеомэппинг) строительства Полтавы - одного из самых известных кораблей петровской эпохи.

Пока идет видео

«Полтава» стала первым полноценным линейным кораблем Балтийского флота, построенным на Адмиралтейских верфях. Выбор названия нового корабля был не случаен – в честь места, где прошло решающее сражение Северной войны, закончившееся уничтожением шведской королевской армии. Появление отечественного парусника такого класса продемонстрировало возросшее мастерство русских кораблестроителей и их способность строить мощные и современные корабли, не уступающие зарубежным образцам.

Пётр приглашал знаменитых мастеров из Голландии, Англии и других европейских стран для обучения российских мастеров в новых училищах.

Первым в стране профессиональным учебным заведением стала школа Математических и навигацких наук, открытая в Москве 14 января 1701 года.

Школу Математических и Навигацких наук прославил педагог и автор первого русского учебника «Арифметики» – Леонтий Магницкий.

 

На «инструментальных дворах» новой школы трудился механик Андрей Константинович Нартов, достижения которого особо отметил Петр, воздвигнув его в ранг «личного токаря».

А.К. Нартов изобрел уникальный, первый в России токарный станок с ручным суппортом.

В Петербурге учреждается Морская Академия, Медико-хирургическая академия, Горное училище, в Москве — Землемерное училище (из него вышли два института: геодезии и картографии и инженеров землеустройства).

Самыми распространёнными специальными школами XVIII века были горнозаводские – при Петровском заводе, на Урале и Алтае. Они создавались под руководством государственного деятеля, историка, ученого Василия Никитича Татищева.

 

Татищев разработал первое в России практическое пособие по педагогике. Эти школы нового типа — так называемые горнозаводские, где изучались черчение и механика, токарное, столярное, гранильное, паяльное и пробирное искусства, – перебросили мост через века к современным учебным заведениям. Единомышленники Петра, о которых я уже упомянула в своем рассказе, проложили путь к становлению и общей системы образования в России, и формированию специализированных профессиональных школ. С этого времени профессиональное образование развивалось под эгидой государства.

Екатерина II стала преемницей идей и стремлений Петра, продолжила его линию развития и укрепления системы образования в империи. Во времена правления Екатерины II большое внимание уделялось социокультурным задачам и познаниям человеческого разума. В Сибири, на Урале и Алтае быстро развивались горнозав о дские школы, среди которых самой крупной стала школа при Екатеринбургском металлургическом заводе. В 1774 году в Петербурге было открыто горное училище, во дворе которого был оборудован тренировочный рудник со штольнями и шахтами.

По указу Екатерины также открывается Смольный институт благородных девиц Санкт-Петербурга — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране. Институт был основан в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 24 апреля (5 мая) 1764 года, первоначально назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц».

В эпоху правления Павла 1 преобразования коснулись не только профессионального, но и педагогического образования.

 

5. Подойти к портрету Марии Федоровны (у окна)

Супруга Павла I Мария Фёдоровна, 12 ноября 1796 года, была поставлена «начальствовать над воспитательным обществом благородных девиц». Императрица проявила большую энергию и привлекла в пользу общества много пожертвований. В 1797 года была назначена главной начальницей над воспитательными домами.

Великая княгиня Мария Фёдоровна одной из первых женщин своего времени овладела токарным делом. Она вытачивала на токарном станке изделия из янтаря и слоновой кости: настольные украшения, чернильницы.

Наибольший расцвет профессионального образования пришелся на вторую половину XIX века, после социально-экономических реформ Александра ІІ и Александра III, во времена царствования которого была создана Постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию.

Вклад русских ученых и педагогов, чей опыт использовали и на Западе, здесь очень значителен. Предложенный русским ученым Иваном Алексеевичем Вышнеградским «Общий нормальный план промышленного образования в России» был принят правительством как план развития.

В 1888 г. утвержденные «Основные положения о промышленных училищах» впервые в России законодательно установили единую систему разрозненных прежде профессионально-технических учебных заведений. Их подразделили по типам:

- средние технические училища, готовившие техников как ближайших помощников инженеров и других руководителей промышленного дела;

- низшие технические училища выпускали мастеров – непосредственных руководителей рабочих;

- ремесленные училища, где обучали конкретному ремеслу, готовили к осмысленной работе в данном производстве.

 

6. Витрина с фотографиями завода Нобеля

В середине и конце 19 в. появляется множество акционерных объединений и производств. В частности, в 1879 году возникло Акционерное товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Один из братьев – Эммануил Людвигович Нобель занимался благотворительностью, был попечителем воспитанников, окончивших курс Ремесленного училища цесаревича Николая.

Еще одно предприятие того времени – заводы «Сименс и Гальске», где производили стрелочное оборудование и семафоры для железных дорог.

При уже упомянутом Русском техническом обществе была учреждена премия имени почетного члена общества Карла Сименса за выдающееся изобретение, усовершенствование или исследование в области электротехники.

Нельзя не упомянуть известнейшего в конце 19 века предпринимателя, изобретателя, инженера, учредителя Общества путиловских заводов в Санкт-Петербурге - Николая Ивановича Путилова.

7. Подойти к стенду с портретом Путилова

Н.И. Путилов – инженер, математик, отставной чиновник морского ведомства. В 1868 году купил обанкротившийся механический, литейный и железоделательный завод, который в 1872 году стал основой учрежденного Н. И. Путиловым Общества путиловских заводов. На этом заводе было организовано оружейное производство и выплавка стали, в том числе на экспорт.

Осознавая необходимость в обеспечении кадрового и технологического будущего предприятия, Н.И. Путилов открывает при заводе, который сегодня носит название Кировский, одно из первых профессиональных учебных заведений в Петербурге.

Еще один видный деятель конца 19 века, Дмитрий Константинович Советкин - русский инженер-механик, изобретатель и педагог Московского технического училища, основоположник русской системы профессионального обучения.

Система Д.К. Советкина – анализ производственного процесса, обучающий разумному расходованию времени и сил. Новый метод заключался в обучении определенным операциям и приемам, из которых складывается работа. Обучение мастерству впервые в истории профессиональной школы было названо преподаванием. Новая программа систематического профессионального обучения Д.К. Советкина получила высшие награды на Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге в 1870 г. и Политехнической выставке в Москве в 1872 г.

Русский метод (система) стал широко известен в мире после его демонстрации на Всемирной выставке в Вене в 1873 г., где он был удостоен Большой золотой медали.

Одновременно с этим правительство России не только разрешило, но и способствовало созданию различных обществ, ставивших своей целью содействие экономическому развитию России. Самым известным на то время было Императорское русское техническое общество, основанное в 1866 г.

 

В РТО стали обращаться земства, владельцы предприятий с просьбой помочь организовать школы для рабочих. В 1868 г. в связи с этим был создан Девятый особый отдел (позднее – Постоянная комиссия по техническому образованию). Отдел ведал техническим и профессиональным образованием. Благодаря этому начали создаваться различные типы профессиональных и технических школ для всех категорий рабочего населения. Председателем комиссии (отдела) стал Александр Григорьевич Неболсин.

Другим важным аспектом времени стало учреждение образовательных курсов для женщин. Самыми известными курсами являлись Бестужевские курсы, основанные в 1878 году в Петербурге и в Киеве.

Женские профессиональные учебные заведения учреждались в основном по частной инициативе. Одним из таких учебных заведений стала фармацевтическая школа Антонины Болеславовны Лесневской.

Подойти к витрине с швейными машинками (со стороны, где кнопка включения мэппинга)

По-прежнему в российских университетах запрещалось совместное обучение мужчин и женщин, а в аптеках, имеющих учениц, не должно было быть учеников мужского пола. Именно в это время, в 1889 году, А.Б. Лесневская, окончив школу, начала работать ученицей в аптеках Санкт-Петербурга и готовиться к сдаче экзамена на звание аптекарского помощника.

 

В апреле 1898 года она сдала экзамен и стала первой в России женщиной-фармацевтом. Лесневскую приняли на работу в Петербургскую морскую аптеку. Однако она мечтала иметь собственное дело - открыть женскую аптеку, где все необходимые операции, в том числе и управление аптекой, выполнялись бы женщинами. 5 июня 1901 года состоялось торжественное открытие аптеки. Появление женской аптеки в Петербурге стало большим событием, которое привлекло много внимания общественности и прессы. В свою аптеку Лесневская принимала на работу только женщин в возрасте от 16 до 26 лет, которые работали по 7 часов в две смены.

Летом 1901 года А.Б. Лесневская подала прошение об открытии при своей аптеке Женской фармацевтической школы, и не дождавшись ответа, в январе 1902 года поставила администрацию в известность о том, что она уже приняла на обучение 11 учениц.

За 10 существования школы ее окончили 198 учениц. Во время 1 мировой войны курс обучения был продлен до 4х лет и она получила статус фармацевтического института.

Революционные события оказались гибельными для предприятия Лесневской, спустя год в 1918 году аптека и школа были закрыты и национализированы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: