Общество как форма жизнедеятельности людей.
Общество – динамическая система. Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность.
Общество в широком смысле: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество в узком смысле:
-Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)
-Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)
-Население страны, государства (российское общество)
Типы обществ:
1) Традиционное (аграрное): преобладает сельское хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности
2) Индустриальное: массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность
3) Постиндустриальное (информационное): информация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства
Социальные институты: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов.
Глобальные проблемы современности – проблемы, затрагивающие интересы всех государств и народов мира.
Главные проблемы:
1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.
2. Демографическая (народонаселение: рождаемость и смертность)
3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;
4. Проблема ресурсов;
5. Проблема «Север-Юг»: высокоразвитые и развивающиеся страны.
Взаимодействие общества и природы.
Природа (в широком смысле) – весь мир в многообразии его форм(Вселенная)
Природа (в узком смысле) – среда обитания человека.(Естественная –нерукотворная. Искусственная- рукотворная, или «вторая природа» -всё, созданное руками человека.)
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
В структуре общества 4 сферы (подсистемы):
1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.
2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.
3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.
4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство
Биологическое и социальное в человеке.
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое: анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.). Социальное: общение, деятельность, творчество, связь с обществом)
Отличия человека от животных:
- Человек способен производить орудия труда, использовать их;
- Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
- Человек способен к целенаправленной творческой деятельности, к целеполаганию.
Потребности – нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма.
Виды потребностей:
1) Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)
2) Социальные (общение, самореализация и др.)
3) Духовные (вера, творчество)
Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Личность, особенности подросткового возраста.
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Социализация – это процесс становления личности. Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Первичная социализация: семья, родственники, друзья, сверстники, приятели.
Вторичная социализация: школа, армия, государство, церковь, СМИ, партии, общ. организации.
Подростковый возраст- стадия развития между детством и взрослостью(от 10 до 16-17 лет), связанная с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Особенности подросткового возраста: 1) Физиологические изменения 2) Психологические изменения (частая смена настроения, чувство взрослости, самонадеянность) 3) Формирование самосознания, мировоззрения 4) Полярность мнений и поведения.