НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ ДЕТСКИХ ИГР




ВОСПИТАТЕЛЕМ

 

Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника, имеющая большое значение для его всестороннего развития.

Для того чтобы сделать выводы об играх детей и воспитательной работе в часы игр, нужно проводить систематические и целенаправленные наблюдения, включать их в календарный план работы. При анализе воспитательной работы в процессе игр следует руководствоваться задачами, определенными «Программой воспитания в детском саду» по каждой возрастной группе.

Предметом наблюдений должно быть содержание детских игр, поведение и взаимоотношения детей во время игры и педагогическое руководство игрой.

Продолжите фразу «Игра для детей это …»

Игра для детей – не просто веселое развлечение, но важное занятие, имеющее огромное значение для гармоничного развития личности.

Недаром игру называют ведущей формой деятельности ребенка. Детские игры подразделяются на несколько видов: подвижные, настольные, командные, сюжетно-ролевые и т.д. И всем им на разных этапах взросления принадлежит огромная роль в развитии интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Во время игр держать в поле зрения и детей и воспитателя значительно труднее, чем во время занятий, когда деятельность детей однородна.

Иногда может показаться, что все обстоит благополучно: все дети играют, содержание игр разнообразное, - но эти выводы могут быть ошибочными.

Например, в одной подготовительной группе на прогулке часть девочек начинает хороводную игру, несколько мальчиков сразу же берут городки, некоторые что-то строят в песочном дворике, остальные бесцельно бродят по участку.

Наблюдения в этой же группе на следующий день показали, что группировки детей почти не изменились, содержание игр осталось тем же, те же «одиночки» бродили по участку, не умея включиться в игры других детей. Подобная картина должна вызвать беспокойство у воспитателя, так как совершенно очевидно, что педагоги должны руководить играми детей.

Пристального внимания требует и содержание сюжетно-ролевых игр. Если, например, в старшей группе, как и в предшествующие годы, дети играют только в «больницу» и «семью» и в их играх отражается только бытовая сторона жизни, значит, содержание жизни самих детей бедное.

Необходимо вместе с воспитателями пересмотреть всю работу, продумать, что читать, о чем рассказывать детям, куда сходить на экскурсию, чтобы обогатить их впечатления, затронуть чувства, расширить интересы, чтобы вызвать желание отразить в играх интересные события окружающей жизни.

Известно, что, если услышанное или увиденное затронуло чувства детей, они стремятся выразить свои впечатления в рисунке, лепке, конструировании и обязательно в игре.

Наблюдение игр в целом дает представление о наиболее популярных в группе играх, об игровых группировках детей или их отсутствии, об игрушках и игровых материалах, которыми дети пользуются чаще всего, о деятельности воспитателя.

Педагог отмечает, когда дети начали играть, как перешли к играм – сами или по указанию воспитателя. Все ли дети были заняты. Сколько организовалось группок играющих, по сколько человек в каждой; сколько детей играло в одиночку.

Какова тематика сюжетно-ролевых игр; в какие подвижные, дидактические, настольные игры играли дети, поскольку человек. Сколько детей занимались другими видами деятельности и сколько времени. Какими игрушками больше пользовались, а какими не пользовались совсем.

Где и как размещены игрушки и прочий игровой материал для разных видов игр, как им пользуются дети (свободно или с разрешения воспитателя).

Какой дополнительный материал есть в распоряжении детей, какие игрушки-самоделки, кем сделаны – воспитателем, родителями, самими детьми. Делались ли игрушки в процессе игры, созданы ли для этого соответствующие условия.

Когда дети закончили играть. Убрали ли весь игровой материал, которым пользовались или сохранили обстановку, созданную в процессе сюжетно-ролевой или строительной игры.

На основании этого педагог делает выводы: воспитан ли у детей навык играть в отведенное по режиму время, сколько (фактически) продолжалась игра.

Есть ли навык играть вместе, организовать коллективные игры. Насколько разнообразна тематика сюжетно-ролевых игр, отражаются ли в них знания и впечатления, полученные на занятиях, экскурсиях, при чтении сказок и пр. Какое место занимают игры с правилами: подвижные, дидактические, хороводные и др.

Взаимоотношения детей в игре: доброжелательны ли дети друг к другу, достаточно ли вежливы, дружны, умеют ли играть вместе, договариваться о совместных действиях.

Удобно ли было детям играть, обеспечена ли возможность свободно пользоваться игровым материалом. Какие игрушки дети любят больше, какие игровые материалы следует пополнить, какие убрать. Как пользуются строительным материалом (есть ли навыки конструирования).

Насколько бережно дети обращаются с игрушками. Созданы ли условия для продолжения, дальнейшего развития начатых игр.

Соответствует ли содержание, характер, организация игр возрасту детей. Наблюдение устойчивых группировок детей в игре.

Выбирали ли дети место для игры или играли там, где расположен игровой материал. Какие игрушки они взяли для игры, какой дополнительный материал использовали.

Кому принадлежала инициатива в процессе игры. Были ли в игре пассивные дети, только подчинявшиеся чужим распоряжениям.

Придерживались ли дети первоначального замысла или меняли его. Сохранился ли интерес к взятой роли у всех детей. Сколько детей выбило из игры, почему; сколько примкнуло к данной группе играющих, по чьей инициативе, как их приняли.

Были ли конфликты среди играющих детей, в связи с чем, как они разрешались, как повлияли на дальнейший ход игры. Сколько времени длилась игра, как она закончилась. Договаривались ли дети продолжить игру или убрали весь материал после игры. Все ли дети принимали в этом участие.

На основании этого педагог делает вывод о качестве педагогического руководства играми детей. /«Детский сад. Книга для заведующих», под ред. Л.П.Тарасовой./

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: