Понедельник 2‑й седмицы. Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся.
Сщмч. Сергия Лебедева пресвитера[111].
Литургия Преждеосвященных Даров.
Служба совершается, согласно указанию 3‑й Марковой главы Типикона под 9 марта, по 11‑й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2‑я, или 3‑я, или 4‑я недели постов»[112].
Вечерня [113].
По совершении 9‑го часа иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…» (трижды) и предначинательный псалом (иерей читает светильничные молитвы).
Великая ектения. Поется «Блажен муж » – 1‑й антифон. Малая ектения.
На «Господи, воззвах » стихиры на 10: Триоди, глас 4‑й и глас 6‑й – 4 (первая стихира – дважды), и мучеников, глас 2‑й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Терпяще настоящая…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…». (Во время пения стихир – обычное каждение.)
Вход с кадилом. «Свете Тихий ». Прокимен великий, глас 8‑й: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»; стих 1‑й: «От конец земли к Тебе воззвах»; стих 2‑й: «Покрыюся в крове крил Твоих»; стих 3‑й: «Тако воспою имени Твоему во веки».
Паримии мучеников – 3. (Ектения «Рцем вси…» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи …». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8‑й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 6‑й: «В песнопениих восхвалим…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель…»[114], или Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3‑го часа).
|
«Ныне отпущаеши …». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе певцы поют – тропарь мучеников, глас 1‑й: «Болезньми святых…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Гавриилу вещавшу…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».
Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…» [или: «Утверди, Боже…»][115], после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). После третьего поклона иерей – «Слава Тебе, Христе Боже…», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».
На малом повечерии в Неделю 1‑ю Великого поста, накануне понедельника 2‑й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5‑й, со стихирами, глас 1‑й (см. в Триоди Постной), и служба прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского (с 8 марта)[116].
Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.
По Трисвятом – кондак мучеников, глас 6‑й.
Вместо возгласа: «Молитвами святых отец…» произносится: «Боже, ущедри ны…». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…». Конечное Трисвятое не произносится. После третьего поклона – молитва: «Нескверная, Неблазная…», и прочее по обычаю.
|
На полунощнице кафизма 17‑я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).
Утреня.
По возгласе «Благословен Бог наш…» – чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы 19‑й и 20‑й (на которых совершается каждение всего храма).
На «Бог Господь » – тропарь мучеников, глас 1‑й: «Болезньми святых…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…».
Кафизмы 4‑я, 5‑я и 6‑я.
По 1‑м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 4‑й: «Преступления плодом…» (см. по 2‑м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Треволненьми страстей…».
По 2‑м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 6‑й: «Господи, направи ны…» (см. по 3‑м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Начало спасения…».
По 3‑м стихословии – малая ектения. Седален мучеников, глас 4‑й: «Честную твердь…». «Слава» – ин седален мучеников, глас тот же: «Мужественнейшим помыслом…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Еже благодарно…».
Полиелей. Величание мучеников и избранный псалом. Седален мучеников по полиелее, глас 5‑й: «Святых мученик удобрение…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Себе прежде Суда ныне плачу…». Степенна – 1‑й антифон 4‑го гласа. Прокимен мучеников, глас 4‑й: «Проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой»; стих: «Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро». Евангелие – Лк., зач. 106. По 50‑м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира мучеников, глас 2‑й: «Пророчески убо вопияше Давид…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».
|
Каноны:
1‑я, 8‑я и 9‑я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 6 (ирмосы 1‑го канона по дважды)[117] и трипеснцы Триоди на 8[118].
3‑я, 4‑я, 5‑я, 6‑я и 7‑я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 8 (ирмосы 1‑го канона по дважды)[119].
Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви…».
Катавасия по 1‑й, 8‑й и 9‑й песнях – ирмос второго трипеснца Триоди, глас 6‑й; по 3‑й, 4‑й, 5‑й, 6‑й и 7‑й песнях – «Отверзу уста моя…».
По 3‑й песни – седален мучеников, глас 8‑й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6‑й песни – кондак и икос мучеников, глас 6‑й.
На 9‑й песни поем «Честнейшую ».
По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава» – ин светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры мучеников, глас 5‑й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Страстотерпцы Христовы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево…».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 5‑й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 2‑й: «Истины чашею…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Непроходимая врата…».
«Благо есть » (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь мучеников, глас 1‑й: «Болезньми святых…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».
Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…» [или: «Утверди, Боже…»][120], после чего – 3 великих поклон
а с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1‑й час.
На 1‑м часе – кафизмы нет. Тропарь мучеников: «Болезньми святых…». Стихи часа: «Стопы моя направи…» и «Да исполнятся уста моя…» – читаются[121]. По «Отче наш…» – кондак мучеников. После возгласа: «Боже, ущедри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воеводе…». Отпуст великий, и многолетны.
Примечание. «Егда же поем полиелей, на часех в кампан не ударяем» (Типикон, 24 февраля, 11‑я Маркова глава).
На 3‑м часе – кафизма 7‑я. На 6‑м часе – кафизма 8‑я; тропарь пророчества (Триоди), 1‑й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2‑й прокимен Триоди. На 9‑м часе – кафизма 9‑я. На всех часах – тропарь мучеников: «Болезньми святых…», по «Отче наш…» – кондак мучеников, конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).
Примечание. О чтении Евангелия на часах Великим постом см. ниже.
На изобразительных блаженны[122] «глаголем поскору без пения».
Кондаки:
В храме Господском – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…»; или же – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.
В храме Богородицы – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Чтец: «Господи, помилуй » (40), «Слава, и ныне »; «Честнейшую Херувим …», «Именем Господним …»; иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвятая Троице …». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть …» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим …». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне », «Господи, помилуй » (трижды), «Благослови ». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй » (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 4 марта.
На вечерне.
Кафизма 18‑я.
На «Господи, воззвах » стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 3‑й: «Духовным постом постимся…» (дважды), и мученичен, глас тот же: «Пророцы и апостоли Христовы…» (эти стихиры Триоди см. на стиховне в понедельник вечера); и подобны Триоди, глас 8‑й: «Кому уподобилася еси…», «Имеяй благости пучину…», и глас тот же: «Приведый и ныне…» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» в понедельник вечера); и стихиры мучеников, глас 1‑й и глас 2‑й – 4 (см. на «Господи, воззвах» вечерни в сам день праздника вечером; первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 2‑й: «Пророчески убо…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Все упование мое…» (см. прил. 2‑е, «В четверток утра»).
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1‑й паримии, глас 1‑й: «Господь крепок и силен…», со стихом; прокимен 2‑й паримии, глас 6‑й: «Призри на мя…», со стихом). По «Да исправится молитва моя …» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет[123].
Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Вонмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему», диакон: «Премудрость»), и поется прокимен мучеников, глас 5‑й: «Ты, Господи, сохраниши ны…» (со стихом).
Апостол, аллилуиарий и Евангелие – мучеников.
По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.
Причастен: «Вкусите и видите…», и мучеников: «Радуйтеся, праведнии, о Господе…».
На отпусте иерей поминает в качестве дневных святых сначала 40 мучеников, в Севастийском езере мучившихся[124], потом святых следующего дня – мч. Кодрата и дружины его.
Примечание. Канон рядового святого (10 марта, мч. Кодрата и дружины его) поется на утрене, а вечерние стихиры с «Господи, воззвах» поются на хвалитех. См.: Типикон, 24 февраля, 11‑я Маркова глава, 4‑е «зри».
Примечание. «По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток, ядим два варения без елея, и пием вино» (Типикон, 24 февраля, 11‑я Маркова глава).
111 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 28 декабря 2018 года были утверждены тексты тропаря и кондака священномученику Сергию Лебедеву. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (https://www.patriarchia.ru/db/text/5331699.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/447).
112 Ср.: Минея, 9 марта, 4‑я Маркова глава: «Аще ли случится 40 мучеников в понедельник 2‑я, или 3‑я, или 4‑я, или 5‑я, или 6‑я недели постов»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 547–554, 567.
113 В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2‑й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1‑е и 2‑е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии (см. 16 марта). При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2‑й Недели поста, а с 1‑й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии. (В текущем году по причине выпадения праздника 40 мучеников Севастийских на понедельник 2‑й седмицы поста совершение пассии в вечер Недели Торжества Православия не представляется возможным.)
114 Ср.: Минея, 9 марта, 4‑я Маркова глава: «Аще ли случится 40 мучеников в понедельник 2‑я, или 3‑я, или 4‑я, или 5‑я, или 6‑я недели постов».
115 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.
116 О порядке пения служб на повечерии см. 10 марта, во вторник 2‑й седмицы Великого поста.
117 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.
118 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5‑й) тропарь, который не входит в счет.
119 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.
120 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.
121 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.
122 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем…».
123 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 553.
124 По мнению проф. Н. Д. Успенского, «не следует призывать поименно святых,… память которых Церковь совершает не по отдельности с прославлением личных подвигов каждого, а как сонма святых. В этом случае следует называть их словами Типикона, например, святых четыредесяте мучеников, в Севастийском езере мучившихся… чтобы не низвести священный момент благословения церковного на степень перечня имен» (Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Он же. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 336–337).
125 Евангельские чтения изъяты Уставом из всего седмичного великопостного богослужения и отсутствуют даже на Литургии Преждеосвященных Даров (кроме полиелейных праздников и дней Страстной седмицы).