Современные концепции и перспективы совместной деятельности детского сада и семьи в России и за рубежом




Взаимодействие детского сада и семьи в России в современных условиях

В «Концепции дошкольного воспитания» (2), положившей начало реформе дошкольного образования было отмечено, что детский сад и семья, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна отношений дошкольного учреждения и семьи определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с помощью общения. Это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать.

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг другу взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание. Эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Совместная работа педагогов и родителей позволяет им лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимовлияния.

Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги детского сада, так как они профессионально подготовлены к образовательной работе, а значит, понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка, и что в этом необходимо убедить родителей.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители являются активными участниками процесса, т.е. происходит включение родителей в деятельность дошкольного учреждения. Включение родителей в деятельность дошкольного учреждения предполагает их участие в:

- организации образовательного процесса;

организации развивающей среды;

- привлечении родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ;

- оказании дополнительных услуг;

- разработке планирования: общедошкольных планов, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности детей и взрослых.

Для реализации этой задачи необходимо:

- поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;

- повышение уровня педагогических знаний родителей;

- воспитание родителей как реальных заказчиков образовательных услуг, т.е. понимание ими назначения целей, функций дошкольного учреждения;

- систематическое участие родителей в деятельности дошкольного учреждения;

- создание условий для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

Эффективность сотрудничества педагогов и родителей обусловлена:

- положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу;

- осознанием целей работы, личной заинтересованностью;

- совместным планированием, организацией и контролем за жизнедеятельностью детей;

- позицией администрации, способствующей самореализации и самовыражению педагогов и родителей.

Переход к новым формам отношений родителей, педагогов и детей невозможен в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Исследования Т.А. Куликовой позволяют сделать вывод, что «открытость детского учреждения» предполагает «открытость внутрь» и «открытость наружу» (3).

Реализовать «открытость внутрь » - это значит сделать образовательный процесс более гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Для этого необходимо вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада, создать такие условия, чтобы у всех участников процесса возникла личная готовность открыть себя в какой-либо деятельности. «Открытость детского сада наружу » означает готовность сотрудничать с окружающим социумом: библиотекой, школой.

Для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны доверяли друг другу. Отношения педагогов и родителей должны строиться на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырло, С.А. Ладывир(4). Важно, чтобы родители чувствовали профессионализм педагога в вопросах воспитания, были уверены в его хорошем отношении к ребенку, но главное - ценили его личностные качества (внимание, доброту, заботливость, чуткость). Такое доверие воспитатель завоевывает, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем положительные личностные качества, великодушие, милосердие. Не менее важны культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Ведущая роль в установлении взаимоотношений, основанных на доверии друг к другу, принадлежит педагогу. Взаимопонимание и взаимное доверие возможны, в том случае, если педагог исключает в работе с родителями назидательность, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях по воспитанию и развитию детей. Атмосфера взаимодействия общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий с ними, что родители его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Взаимодействие педагогов и родителей в современных условиях предполагает линию воздействия на семью через ребенка, где ребенок становится ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, конструктивными. Эта модель сотрудничества предполагает взаимодействие детского учреждения и семьи как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Новая модель взаимодействия родителей, детей и педагогов помогает:

- обеспечить участие родителей в образовательном процессе;

- активизировать воспитательные возможности родителей;

- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности ее преобразования и изменения.

Воздействие на семью через ребенка предполагает разноуровневую систему сотрудничества с семьями воспитанников, которое будет зависеть от социального статуса, образования, интересов и запросов родителей.

I уровень предполагает: - помощь родителям в планировании развивающего воздействия на ребенка, в реализации индивидуального подхода к детям;

II уровень - родители дополняют программу развития ребенка в детском саду через разные формы совместного общения родителей и детей;

III уровень - родители совместно с педагогами проводят занятия, организуют творческую деятельность с детьми, направленную на развитие индивидуальных возможностей детей.

Все три уровня взаимодействия позволяют в зависимости от потребностей родителей принимать участие в жизни детского сада, вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и являться активными его участниками. Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.

Таким образом, преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

- Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, что ДОУ поможет им в решении педагогических проблем, с учетом мнения семьи. Педагоги заручаются пониманием родителей в решении проблем воспитания и развития детей;

- Учет индивидуальных особенностей ребенка. Поддерживая контакт с семьей ребенка, педагог знает его особенности, привычки и учитывает их при работе, что ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

- Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что нереально при использовании традиционной формы работы;

- Укрепление внутрисемейных связей;

- Родители могут уже в дошкольном возрасте выбирать и формировать то направление в развитии и воспитании ребенка, которое считают нужным, т.е. берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Реализация новой философии взаимодействия ДОУ и семьи помогает избежать недостатки, которые присущи старым формам работы с семьей.

Взаимодействие с родителями в Германии

Дошкольное образование предоставляется институтами, главным образом детскими садами (нем. Kindergarten), работающими с детьми 3-6 лет до момента, когда они переходят в школу.

Наряду с родителями (биологическими и социальными) в образовательном процессе участвуют другие взрослые, прежде всего воспитатели. Чем больше педагоги уважают и принимают во внимание культуру, традиции семьи, тем скорее дошкольник сумеет составить положительный образ себя в обществе. Основными эффективными формами совместной работы семьи и педагогов считаются регулярные,, активные беседы и обмен мнениями о целях воспитания и обучения детей. Совместное обсуждение родителями и педагогами целей и содержания педагогической работы содействует образованию детей и вместе с тем способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей.

Налаживание сотрудничества между детским садом и семьей начинается еще до приема ребенка. Для того чтобы родители могли выбрать тот детский сад, который соответствует их представлениям и желаниям, детские учреждения публично представляют свою образовательную программу и приглашают семьи будущих воспитанников изучить режим дошкольной группы. Для этого организуются дни открытых дверей, родительские кафе, игровые вечера. В рамках этих мероприятий дети и родители будущей группы могут встретиться и пообщаться.

На собеседовании руководитель учреждения разъясняет родителям программу адаптации к детскому саду и поясняет, какую роль в образовании и воспитании ребенка играет сотрудничество между детским садом и семьей.

Важно, чтобы воспитатель дошкольной группы, которую будет посещать дошкольник, заранее наладил контакт с родителями и самим ребенком. Для того чтобы избежать сложностей при поступлении ребенка в детское учреждение, педагоги и родители обмениваются информацией о его пристрастиях и антипатиях, традициях в семье и учреждении. Воспитатели по возможности перенимают традиции семьи, а родители - традиции дошкольной группы.

Для успешной адаптации необходимо также использование всех языков, на которых говорят в семьях. Только когда педагоги знают, на каких языках говорят в семье ребенка, они могут создать для него благоприятную среду.

Как долго дошкольник сможет чувствовать себя комфортно без родителей в детском саду, играть, учиться, развиваться, зависит в первую очередь от его привязанности к родителям.

Родители должны быть в состоянии внутренне отпустить ребенка, чтобы он постепенно мог привыкнуть к новым условиям и наладить контакт со своим воспитателем. Это произойдет лишь в том случае, если педагоги и родители выстроят доверительные отношения. Важная задача педагогов - донести до родителей, что они по-прежнему остаются близкими ребенку людьми.

Все большее значение для образования и развития детей дошкольного возраста приобретают детские сообщества, взаимоотношения с другими детьми. Перед педагогами немецких дошкольных учреждений стоит задача помогать дошкольнику налаживать отношения с другими воспитанниками. Окончание переходного периода является поводом для совместной беседы, в ходе которой родители и воспитатели обсуждают прошедший этап в развитии ребенка и перспективы.

В качестве одной из форм регулярного обмена мнениями Берлинская образовательная программа предусматривает развивающую беседу. Такие "переговоры" между родителями и воспитателями формируют условия для дальнейшего обмена наблюдениями, разъяснения вопросов и принятия соглашения о воспитательных методах. Совместные развивающие беседы должны проводиться регулярно, пока дошкольник посещает детское учреждение.
Чем младше ребенок и чем быстрее и более скачкообразно складывается его развитие, тем чаще должны происходить такие встречи. Во время беседы родители делятся своими наблюдениями из повседневной жизни семьи. В свою очередь, педагог информирует их о результатах своих систематических наблюдений из будней детского сада (наблюдение и фиксирование результатов развития детей - основные функции педагога). Он описывает поведение, интересы и способности воспитанника, подчеркивая его успехи за время, прошедшее с момента последней беседы. Родители и воспитатели должны отчетливо представлять, с какими развивающими и образовательными задачами ребенок справляется, с какими нет, как ему помочь в преодолении трудностей.

Практический интерес представляет примерный перечень педагогических задач в сфере взаимодействия с родителями, предусмотренный Берлинской образовательной программой. Так, основными задачами и одновременно обязанностями педагога являются:

· проявление доверительного и уважительного отношения к родителям;

· принятие во внимание специфических культурных особенностей родителей и их ожиданий относительно ухода, воспитания и образования детей в дошкольном учреждении;

· построение диалога с родителями с целью определения образовательных планов;

· привлечение родителей к решению важных вопросов воспитания и развития детей;

· поощрение родителей при внесении ими предложений, пожеланий и критических замечаний, касающихся работы педагога с детьми;

· проявление интереса к способностям, знаниям и интересам родителей; воодушевление их на использование этого в процессе общения с детьми;

· привлечение родителей к преобразованию и обновлению образовательной программы дошкольного учреждения, а также к планированию и организации педагогической работы;

Таким образом, образовательная политика Германии в области семейного и общественного воспитания, во многом схожая с политикой нашего государства в данной сфере, строится на принципах прозрачности, открытости, партнерских отношений и признания мнения родителей приоритетным в решении вопросов обучения и развития детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: