Тема 5.1. Новации в характере мышления в эпоху Возрождения и Реформации.




 

План:

1. Европа в период Реформации и Контрреформации.

2. Ценностные ориентиры в эпоху Возрождения.

 

1. С начала XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского – преобразование). Это общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы. Учение церкви перестало удовлетворять многих европейцев в условиях происходящих перемен. Католическая церковь служила опорой феодализма. Распространение гуманистических идей подрывало учение церкви. Людей раздражала роскошь духовенства, его жадность, что проявлялось в продаже индульгенций. За деньги можно было купить «отпущение грехов». Правители многих стран были недовольны претензиями пап на верховную власть. Короли, купцы, дворяне мечтали получить богатства и земли церкви.

Начало Реформации было связано с выступлением профессора Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера в 1517 г. против индульгенций. Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложью то, что церковь может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога. Основное положение Лютера гласило, что человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью своей веры.

Источником религиозной истины является Священное Писание. Роль церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Богослужение должно проводиться на понятном языке народу, а не на латыни. Лютер перевёл Библию на немецкий язык.

Поднявшееся в Германии движение в поддержку Лютера не позволило духовенству покончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать не только словом, но и оружием.

В ходе Реформации от церкви отделились разные направления в христианстве – протестантизм. Протестантами впервые стали называть германских правителей.

В 1524 – 1525 гг. в Германии вспыхнуло восстание крестьян против феодалов под лозунгами народной реформации. Идеологом народной реформации стал Томас Мюнцер. Он считал, что Германия не должна быть княжеской и дворянской. Врагами являются те, кто обрекают народ на страдания. Не должно быть различий между богатыми и бедными, частной собственности.

Крестьяне собирали целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян. Поэтому эти события назвали Крестьянской войной. В 1525 г. произошёл бой между феодальной конницей и фактически безоружными крестьянами. Крестьянская армия была разбита, а Мюнцер попал в плен и был казнён.

Центром Реформации стала также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Кальвинизм предполагал целеустремлённость и действенность. Призывал к бережливости и скромности в быту.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей. В кальвинистской церкви не было возведённых в сан священников. Пасторов избирали из числа наиболее грамотных прихожан.

Чтобы начать движение против Реформации, католической церкви необходимо провести свои реформы. Это произошло в 40-х гг. XVI в. После этого развернулось наступление против Реформации. Эту политику назвали контрреформацией. Она ярко отразилась в деятельности ордена иезуитов.

Основателем ордена был испанский дворянин Игнатий Лойола. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы». В Риме было создано главное учреждение по борьбе с ересями – инквизиционный трибунал. Составили специальный «индекс книг», которые подлежали уничтожению, а их авторы – наказанию.

В XVI в. в Германии и Франции начались гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В результате во второй половине XVI в. Европа разделилась на католические и протестантские государства. Протестантскими были северные страны – Англия, Швеция, Дания, Пруссия, Саксония.

Во Франции также шли жестокие войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Гугенотство во Франции стало знаменем борьбы против усиления королевской власти. 23 августа 1572 г. предводители католиков расправились над гугенотами. В Париже истребили 3 тыс. гугенотов, резня продолжалась 3 дня. Это событие получило название Варфоломеевская ночь. Война закончилась тем, что Генрих Наваррский стал королём Франции, основав династию Бурбонов. Затем он принял католичество, провозгласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Католицизм остался господствующей религией, но гугеноты получили свободу вероисповедания.

 

2. Возрождение считается переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Отличительными чертами культуры Ренессанса являлись: светский (нерелигиозный характер), гуманизм, обращение к античному культурному наследию.

Культура Возрождения возникла в эпоху, когда на первый план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим уму, знаниям, усилиям. Человека уже не устраивали многие феодальные порядки, церковная мораль, традиции.

Великие гуманисты.

Выдающимся гуманистом Нового времени был Эразм Роттердамский, учёный, филолог, богослов. Он создал систему богословия, которую прозвали «философией Христа». В этой системе главное внимание уделяется человеку, его отношению к Богу, нравственным обязательствам человека перед Богом.

К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле, автор книги «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой отразился путь развития гуманистической мысли.

Ещё одним писателем – гуманистом был Уильям Шекспир, великий английский драматург. Главным принципом его произведений являлась правда чувств.

Испанский писатель – гуманист Мигель Сервантес стал автором бессмертного произведения «Дон Кихот». Герой Сервантеса живёт в мире иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства. Но его мечты разбиваются о действительность.

Томас Мор является выдающимся английским мыслителем. Он создал трактат об идеальном государстве «Утопия». Он описывает сказочный остров Утопия, в котором живут счастливые люди, отказавшиеся от собственности, денег и войн. Утопийцы могут свободно выбрать любое ремесло или другое занятие. Но люди обязаны работать везде, где проживут больше одного дня.

Согласно учению Джона Локка, человек является общественным существом. Человек имеет право на собственность. Верховная власть не может лишить человека какой-либо части его собственности. Локк заложил основу идеи разделения гражданского общества и государства.

Творцы культуры того времени – учёные, художники, писатели – были разносторонними людьми.

Итальянец Леонардо да Винчи прославился как живописец, автор величайших произведений. Портрет Моны Лизы (Джоконды) воплотил представление людей той эпохи о высокой ценности человеческой личности. В области механики ему принадлежат проекты ткацких станков, печатных машин, летательных аппаратов, проект парашюта.

Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Его работы это статуя Давида и статуя Мадонны. Вершиной творчества явилась роспись свода Сикстинской капеллы в Риме. Микеланджело руководил строительством собора Святого Петра в Риме.

Живописец и архитектор Рафаэль Санти в образах мадонн отразил серьёзность мыслей и переживаний. Наиболее известной картиной художника является «Сикстинская мадонна».

Испанский художник Эль Греко воспринял традиции византийского искусства. Его картины выделяются глубокой психологической характеристикой персонажей.

Диего Веласкес в своих работах изображал правдивые сцены из народного быта.

Крупнейшим представителем германского Возрождения является художник Альбрехт Дюрер. Он искал новые средства выразительности, отвечающие требованиям гуманистического мировоззрения.

Известным нидерландским живописцем является Питер Брейгель Старший. В своих работах сатирического и бытового характера, художник выступал против социальной несправедливости.

Позже в Нидерландах творил художник Рембрандт Харменс ван Рейн, мастер портрета, картин на библейские и мифологические темы. Высочайшее мастерство позволило художнику создавать картины, на которых свет исходил как бы изнутри изображённых людей и предметов.

Таким образом, в эпоху Возрождения центром мироздания был объявлен не Бог, а человек как часть природы. Переживания человека, его внутренний мир, его земная жизнь становятся главными темами литературы и искусства. Стал формироваться идеал гармоничный, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называют Реформацией?

2. С именем, какого человека и почему связано начало Реформации?

3. Что гласило учение Мартина Лютера?

4. Что стало последствием Реформации?

5. Что называют кальвинизмом?

6. Как католическая церковь боролась с движением за Реформацию?

7. В какое время настала эпоха Возрождения?

8. Чем характеризуется данная эпоха?

9. Назовите основные достижения эпохи Возрождения и их авторов?

10. Какие идеалы сформировало Возрождение в литературе и искусстве?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: