По объемам промышленного производства Япония занимает 2 место в мире, а по объемам внешнеторгового оборота - 3, экспортируя пятую часть обрабатывающей промышленности, в т.ч. около 40% продукции машиностроения. Главными объектами импорта в Японию является различное сырье, которым страна не располагает. При этом внешнеторговый баланс Японии неизменно положителен.
Основные контрагенты Японии во внешнеторговых операциях – это США, на долю которых приходится почти 35% экспорта и более 20% импорта; страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, доли которых составляют примерно по 25%; а также Западноевропейские государства, на которых приходится около 20% экспортных поступлений и 15% импорта.
В структурном отношении японская экономика может быть охарактеризована как разносторонняя: около 40% составляет продукция общего машиностроения; 15% приходится на производство высокотехнологичной электроники и электротехники; столько же составляет продукция транспортного машиностроения, включая автомобили и различные суда. При этом по судостроению и экспорту судов Япония занимает первое место в мире.
Промышленное производство в Японии сократилось в январе 2009 года на 10,2% по сравнению с декабрем прошлого года. Об этом сообщили 13 марта в кабинете министров страны, где ранее прогнозировали значительно меньшее сокращение.
Этот важный показатель, отмечается в скорректированном докладе министерства экономики, торговли и промышленности, под воздействием глобального финансового кризиса "продолжает падать рекордными темпами уже три месяца подряд". Спадом, указывается в документе, "охвачены практически все отрасли японской промышленности, из-за резкого падения спроса на продукцию с серьезными проблемами сталкиваются также компании, продукция которых реализуется на внутреннем рынке".
|
Проблемы японских экспортеров в нынешней ситуации еще более серьезны. Падение происходит практически во всех отраслях японской промышленности. В январе 2009 года объем отгрузок промышленных изделий упал на 11,4%.
В конце февраля национальная Ассоциация автомобилестроительных предприятий сообщила о том, что выпуск автомобилей на заводах в Японии упал в январе 2009 года на 41% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Этот уровень стал "наихудшим показателем для японского автопрома за последние 42 года".
В январе также было зафиксировано и уменьшение объема экспорта японских автомашин на 9,1%. Такая ситуация связана с падением спроса на новые автомобили на ведущих рынках мира, включая США и Евросоюз, под воздействием глобального финансового кризиса. Япония свела в январе торговый баланс с крупнейшим в истории страны дефицитом. В Токио остается низким курс американского доллара к иене, что не отвечает интересам местных экспортеров и ведет к значительному сокращению их прибылей.
Одним из существенных факторов, который создает дополнительные трудности для японского автопрома, является падение экспорта в США, которые ранее были крупнейшим иностранным рынком для японских автомобилей.
Эксперты отмечают, что японская экономика сегодня находится в худшей форме за все годы после окончания Второй мировой войны. За последние три месяца 2008 экономика страны сжалась на 3,2%. Производители сокращают объемы производства и увольняют сотрудников.
|
Объем экспорта в стране упал на 13,8%, импорт вырос на 3%. В общем квартальном сокращение экономики, оцениваемом в 3,2%, на долю падения экспорта пришлось 3%. Столкнувшиеся с резким падением спроса на свои продукты, японские производители сокращают объемы производства и увольняют сотрудников беспрецедентными темпами.
"Экономика в ужасном положение, - говорит старший экономист исследовательского института Norinchukin Такеши Минами. - Япония и Китай не смогут побороть текущую депрессию, пока экономика США не встанет на ноги".
Японские региональные банки серьезно пострадали от финансового кризиса, так как резкое падение объемов экспорта и цен на недвижимость обескровило их клиентов. Все это ведет к большему количеству банкротств среди малых и средних предприятий.