ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ




Проблема исследования.

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. П роблемная ситуация - это "противоречие между знанием о потребностях людей и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий. Это знание о незнании.

Социальные проблемы отличаются по своей масштабности: микро- не выходят за рамки некоторого коллектива (групповые, локальные проблемы), средние - затрагивают интересы целых регионов, больших социальных групп и общественных институтов (региональные и институциональные проблемы). Наконец, на высшем уровне социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социетальной

Примером, иллюстрирующим микроуровень,.может быть изучение причин текучести рабочей силы на конкретном предприятии. Исследовательская проблема формулируется здесь как анализ условий и содержания труда различных групп работников, их потребностей с практическим выходом на "паспортизацию" рабочих мест.

Обычно исследователь начинает с некоторой общей постановки вопроса (нащупывание проблемы), а затем уточняет его в серии более разветвленных формулировок, т.е. конкретизирует проблему. Например, массовые обследования бюджетов времени, проводившиеся на грани 50-60-х годов под руководством Германа Александровича Пруденского [203], поначалу не имели развернутой формулировки проблемы. Толчком, побудившим к исследованиям, была выраженная в самом общем виде потребность оптимизировать расходование времени в сферах труда и досуга. По мере накопления фактических данных проблема "оптимизации" бюджетов времени переросла в комплекс многообразных социальных проблем: противоречий: между относительно равными запросами в использовании свободного времени мужчинами и женщинами и неравными возможностями в реализации этих запросов; между номинальным и фактическим объемом свободного времени; существенные различия в типе времяпровождения разных социальных групп населения, особенно жителей города и деревни, крупных и средних городов. Наконец, проблема досуга приобретает новое общегосударственное значение в рамках борьбы за трезвость как норму социалистического образа жизни.

Чем глубже мы вникаем в данную область общественной жизни, тем больше возникает практически значимых и познавательных задач, тем больше обнаруживается проблемных ситуаций.

Требования к развертыванию проблемы исследования:

1) максимально точное разграничение между "проблематичным", т.е. искомым, неизвестным, и "непроблематичным" как данным и известным;

2) расчленение общей проблемы на ее элементы и упорядочение по частным проблемам, а также по их приоритету (см. ниже о постановке целей и задач исследования).

Задание: сформулируйте 2-3 социальные проблемы

 

2) Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им может быть социальный процесс, или какие-то общественные отношения, содержащие в себе социальное противоречие, или социальные группы и общности. Иными словами, объектом могут быть все носители проблемы. Чаще всего объект прикладного исследования составляет та или иная общность людей, отражающих какую-либо социальную проблему.

Помимо объекта, выделяется также предмет изучения или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследователя. Предметом исследования является проблема, отношение к которой планируется изучить у объекта.

Рассмотрим для примера, как формулируются проблемы, объект и предмет исследования выбора профессии выпускниками средней школы. Проблема этого исследования, проводившегося под руководством Владимира Николаевича Шубкина, - противоречие между равными правами в выборе профессии и фактическим сохраняющимся при социализме неравенством возможностей разных социальных групп в реализации этих прав. Объект исследования - выпускники школ и их родители в момент выбора первой профессии и трудоустройства выпускников. В этом объекте и содержится противоречие. Предмет изучения - соотношение между планами о выборе профессии и их реализацией на практике. К предмету относится также выявление обусловленности жизненных планов социально-профессиональным статусом родительской семьи, своеобразием жизненных обстоятельств в данном регионе, личностными особенностями выпускников. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы.

Постановка такого вопроса — источник выдвижения рабочих гипотез.

Еще определим объект и предмет:

Проблема формирования и манипулирования общественным мнением через средства массовой информации
Модели оптимизации жилищных условий населения в современной России
Стратегии профессионального развития преподавателей вуза.
Клиент-ориентированный подход в деятельности организаций: проблемы и тенденции
Специфика молодежного рынка труда
Ресурсный потенциал и готовность к управленческой деятельности выпускников вуза

 

Итак, формулировка проблемы и отсюда — выделение объекта и предмета исследования - первый шаг в разработке программы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования ориентирует на его главный конечный результат, т.е. что должно быть достигнуто в итоге.

Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования. Задачи бывают исследовательскими и техническими (в программу в методологический раздел включаются исследовательские, в стратегический план методического раздела - технические. Бывает сложно сформулировать начало задачи, есть универсальные обороты: определить, выявить, разработать, систематизировать, типологизировать, очертить круг, сформулировать… (для технических – проанализировать, рассчитать, определить, сделать, провести…)

Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки.

Итак, определение цели исследования позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач.

Основные и частные задачи логически связаны, частные - вытекают из основных, являются средствами решения главных вопросов исследования.

Например, цель: описать практики использования и улучшения жилищных условий в городской среде, предполагает решение ряда частных задач:

1. Теоретически осмыслить проблему современных способов жилищного обустройства в городах, концептуализировать понятия «рациональное использование» и «улучшение жилищных условий граждан».

2. Дать эмпирическую оценку существующих жилищных условий с позиции горожан и сопоставить ее с объективными показателями жилищных условий и статистических данных жилищной обеспеченности населения.

3. Определить, какой смысл вкладывают горожане в понятие улучшение жилищных условий, что необходимо им в плане жилищных условий для ощущения комфортной жизни. Выявить предпочтения в отношении типов жилищ (квартиры или индивидуального дома, строительные и отделочные материалы, этаж, район и пр.).

4. Типологизировать практики улучшения условий жилья горожан по критериям их приоритетности для жильцов, распространенности, направленности, законности, рациональности и трудоемкости.

5. Определить средовые и личностные ресурсы, которые задействуют (готовы задействовать) жители в практиках жилищного обустройства.

6. Проанализировать эффективность реализации государственных программ по улучшению жилищных условий граждан;

7. Выяснить, насколько сформировано у горожан отношение к жилой недвижимости как потенциальному источнику инвестиций и доходов. Оценить потенциальные объемы инвестиционных вложений (сбережений) со стороны домашних хозяйств в жилищное обустройство.

8. Выявить действенные механизмы государственно-частного партнерства между застройщиками - управляющими жилищно-коммунальными кампаниями и частными собственниками в процессе эксплуатации и ремонта жилых домов.

8. Разработать прогноз инвестиционного поведения различных категорий граждан в сфере недвижимости на ближайшую перспективу.

 

Частные задачи исследования вытекают из общих как их детализация. Например, из 1 следует цепочка задач, связанных с уточнением форм и способов улучшения жилищных условий, а из 2 – 3 уточнение субъективного смысла понимания проблемы самими ее носителями (горожанами) и 4 типологизация практик разных групп населения, из 5 - 6.

Очень важно различать программные задачи исследования (о которых здесь говорится) и те, что будут возникать в процессе его развертывания, в том числе и методические (технические), т.е. конкретные задания по сбору данных. Предусмотреть всю их последовательность невозможно и нет надобности. Говоря в целом, формулировка задач исследования — это не единовременный акт, но скорее процесс. Однако в нем есть свои этапы, и первая стадия как раз состоит в том, чтобы ясно формулировать цели, основные и частные программные задачи исследования

Вся процедура исследования подчиняется, прежде всего, поиску ответа на центральный вопрос. Поэтому вначале мы безжалостно отсекаем все, что не связано с решением основных задач.

Худший вариант - программа, в которой основные и дополнительные задачи перемешаны. Так обычно случается в коллективных исследованиях, проводимых путем «простой кооперации труда». Каждый участник, полагая свою задачу основной, выдвигает множество методических требований, не совпадающих с интересами других участников.

Итак, запомним, что цель исследования логически диктует структуру его основных задач, теоретических и практических, последние требуют уточнений в виде ряда частных программных задач.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: