Тема: Расчет показателей эффективности использования оборотных средств организации
Цель: Формировать навыки и умения по выполнению экономических расчетов, необходимых для оценки рациональности использования оборотных средств организации
Раздаточный материал: инструкционные карты, визуальное сопровождение занятия
Технические средства: микрокалькуляторы.
Методические рекомендации по выполнению практической работы:
- обратить внимание на правильность оформления практической работы;
- внимательно ознакомиться с условиями заданий;
- обратить внимание на экономическую обоснованность единиц измерения;
- каждое задание завершать экономически обоснованным выводом.
Ход работы:
Задание 1. Рассчитать показатели, характеризующие эффективность использования нормируемых оборотных средств, вложенных в запасы товаров магазина после его реконструкции на основании данных таблицы:
Показатели | Единицы измерения | После реконструкции |
Сумма оборотных средств в тов /запасах на начало года | тыс. руб. | 9297,5 |
Сумма оборотных средств в тов /запасах на конец года | тыс. руб. | 9533,1 |
Среднегодовая сумма оборотных средств в тов/ запасах | тыс. руб. | |
Розничный товарооборот за год | тыс. руб. | 164259,7 |
Среднедневной товарооборот | тыс. руб. | |
Оборачиваемость фактическая (длительность 1 оборота) | дни | |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | обороты | |
Коэффициент загрузки | руб. | |
Рентабельность оборотных средств | руб. | |
Норма оборачиваемости оборотных средств | дни | |
Относительное высвобождение оборотных средств | тыс. руб. |
Сделать экономически обоснованный вывод.
|
Задание 2. В первом квартале предприятие реализовало продукцию на 300 тыс. руб. Среднеквартальный остаток оборотных средств составляет 23 тыс. руб. Во втором квартале планируется увеличение объема реализации на 10%, а время одного оборота оборотных средств будет сокращено на один день.
Определить: коэффициент оборота оборотных средств и продолжительность одного оборота в первом квартале, коэффициент оборота оборотных средств и их абсолютный размер во втором квартале, высвобождение оборотных средств вследствие сокращения продолжительности одного оборота оборотных средств.
Студент должен:
ЗНАТЬ 1. Экономическое содержание, состав и структуру оборотных средств. 2. Показатели эффективности использования нормируемых и ненормируемых оборотных средств. | УМЕТЬ 1. Рассчитывать показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств организации: оборачиваемость фактическая (длительность 1 оборота), коэффициенты оборачиваемости и загрузки, рентабельность оборотных средств, абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. 2. Делать экономически обоснованные выводы. |
Преподаватель Л. С. Некращук
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №
Тема: Расчет потребности организации в оборотных средствах
Цель: Формировать навыки и умения по расчету нормативов оборотних средств, т.е. потребности организации в оборотных средствах
Раздаточный материал: инструкционные карты, визуальное сопровождение.
Технические средства: микрокалькуляторы.
|
Методические рекомендации по выполнению практической работы:
- обратить внимание на правильность оформления практической работы;
- внимательно ознакомиться с условиями заданий;
- раскрывать экономическую сущность выполняемых расчетов;
- обратить внимание на экономическую обоснованность единиц измерения;
- задания завершать экономически обоснованным выводом, в котором следует раскрыть экономический смысл рассчитанных показателей.
Ход работы:
Задание 1. Выпуск товарной продукции в отчетном году по себестоимости составил 630 000 тыс. руб. Фактические остатки нормируемых оборотных средств в отчетном году составили на 01.01 – 44 000 тыс. руб.; на 01.04 – 30 000 тыс. руб.; на 01.07 – 33 000 тыс. руб.; на 01.10 – 38 000 тыс. руб., прогнозная величина на 01.01 будущего года – 40 000 тыс. руб. По расчетам предприятия в планируемом году выпуск товарной продукции по себестоимости составит 959 000 тыс. руб. Рассчитать норматив оборотных средств на планируемый год.
Задание 2. Определите потребность в собственных оборотных средствах по сырью, материалам, покупным полуфабрикатам, если текущий запас составляет 24 дня, страховой запас – 12 дней, транспортный запас – 4 дня, подготовительный – 5 дней. Расход сырья, материалов, покупных полуфабрикатов на производство продукции в 4 квартале планового года составил 12 000 тыс. руб.
Задание 3. На предприятии установлены следующие нормы оборотных средств: по возвратной таре – 9 дней; по покупной таре для упаковки готовой продукции – 3 дня; по покупной невозвратной таре – 4 дня. Однодневный расход по возвратной таре 13 000 руб.; по покупной таре – 29 000 руб.; по покупной таре невозвратной – 14 000 руб. Определить потребность в оборотных средствах по таре.
|
Задание 4. Определить норматив оборотных средств на специальную одежду, если численность работников, использующих спецодежду, составляет 250 чел. В работе применяются два вида спецодежды: костюмы и сапоги. Норма обеспеченности в год на одного работающего костюмами составляет 2 шт., сапогами – 1 шт. Стоимость одного костюма составляет 89 000 руб., пары сапог – 156 000 руб.
Задание 5. На предприятии норматив оборотных средств по сырью и материалам установлен в сумме 40 000 тыс. руб.; по таре – 1 200 тыс. руб.; запасным частям – 230 тыс. руб.; вспомогательным материалам – 2500 тыс. руб.; расходам будущих периодов – 23 тыс. руб.; готовой продукции – 25 800 тыс. руб. Совокупный норматив оборотных средств по предприятию в прошлом году составлял 76589 тыс. руб. Рассчитать совокупный норматив оборотных средств на плановый год, установить как изменилась потребность в оборотных средствах за период.
Студент должен:
ЗНАТЬ 1. Виды нормируемых оборотных средств. 2. Методы нормирования оборотных средств. 3.Методику расчета норм и нормативов оборотных средств по отдельным элементам и в целом по организации. | УМЕТЬ 1. Рассчитывать нормы оборотных средств по отдельным элементам. 2. Рассчитывать нормативы оборотных средств по отдельным элементам. 3. Рассчитывать нормативы оборотных средств по отдельным элементам. 4. Рассчитывать нормативы оборотных средств в целом по организации. 5. Делать экономически обоснованные выводы, раскрывая экономически обоснованный смысл рассчитываемых показателей. |
Преподаватель Л. С. Некращук
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №
Тема: Расчет срока взятия кредита, цены кредита.
Цель: Формировать навыки и умения по расчету оптимального срока взятия кредита, сумм процентов, уплачиваемых за кредит, в т.ч. помесячно.
Раздаточный материал: инструкционные карты, визуальное сопровождение.
Технические средства: микрокалькуляторы.
Методические рекомендации по выполнению практической работы:
- обратить внимание на правильность оформления практической работы;
- внимательно ознакомиться с условиями заданий;
- раскрывать экономическую сущность выполняемых расчетов;
- обратить внимание на экономическую обоснованность единиц измерения;
- задания завершать экономически обоснованным выводом, в котором следует раскрыть экономический смысл рассчитанных показателей.
Ход работы:
Задание 1. Установить, на какой срок для пополнения оборотных средств организации необходимо взять кредит, сумма которого вместе с уплачиваемыми процентами, составляет 780 тыс. руб. Ежемесячно на погашение кредита и процентов по нему организация может выделять сумму прибыли в размере 125 тыс. руб.
Задание 2. Для пополнения товарного запаса фирмы «Элегант» учреждение банка 30 декабря текущего года предоставило краткосрочный кредит в сумме 200 тыс. руб. на 4 месяца при процентной ставке 15% годовых. Определить ежемесячную сумму денег, уплачиваемую банку фирмой «Элегант» в виде процента за кредит и цену кредита (общую сумму процентного вознаграждения банку после окончания срока займа.
Студент должен:
ЗНАТЬ 1. Экономическую сущность кредита. 2. Признаки банковского кредита. 3. Содержание кредитного договора. 4. Методику расчета срока взятия кредита. 5. Методику расчета цены кредита. | УМЕТЬ 1. Рассчитывать срок взятия кредита. 2. Рассчитывать сумму процентов, уплачиваемых за весь период кредитования и помесячно. |
Преподаватель Л. С. Некращук
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №
Тема: Расчет оптимальной цены реализации и приобретения товаров.
Цель: Формировать навыки и умения по расчету отдельных ценообразующих элементов, а также исчисления оптимальной приобретения и реализации товаров в розничной торговле.
Раздаточный материал: инструкционные карты, товарно-транспортные накладные.
Технические средства: микрокалькуляторы.
Методические рекомендации по выполнению практической работы:
- обратить внимание на правильность оформления практической работы;
- внимательно ознакомиться с условиями заданий;
- обратить внимание на экономическую обоснованность единиц измерения;
- в ходе выполнения второго задания необходимо использовать исходные и полученные данные из задания № 1: розничную цену товара, процент торговой наценки;
- каждое задание завершать выводом.
Ход работы:
Задание 1. В соответствии с накладной магазином приобретено 40 чашек на сумму 3600 руб. (без НДС).
Коммерческой службой магазина оценена издержкоемкость данного товара в размере 18 % и его рентабельность с учетом спроса – 5 %.
Определить ценообразующие элементы, сформировать свободную розничную цену 1 чашки и рассчитать ее структуру. Сделать экономически обоснованный вывод.
Задание 2. Определить оптимальную цену приобретения товара (оптовую цену с НДС) на основании предыдущего задания. Сделать экономически обоснованный вывод.
Студент должен:
ЗНАТЬ 1. Методику формирования цены в производстве, торговле, сфере услуг. 2. Методику расчета структуры цены. | УМЕТЬ 1. Рассчитывать ценообразующие элементы. 2. Рассчитывать удельные веса ценообразующих элементов. |
Преподаватель Л. С. Некращук
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №
Тема: Расчет показателей затрат организации
Цель: Формировать навыки и умения по расчету абсолютных и относительных показателей затрат организации за отчетный период, раскрытию их экономической сущности.
Раздаточный материал: инструкционные карты, Отчет о финансовых результатах.
Технические средства: микрокалькуляторы.
Методические рекомендации по выполнению практической работы:
- обратить внимание на правильность оформления практической работы;
- внимательно ознакомиться с условиями заданий, кратко записав их в рабочую тетрадь;
- обратить внимание на экономическую обоснованность единиц измерения;
- исходные данные для выполнения заданий взять из Отчета о финансовых результатах организации за отчетный год;
- задания завершать экономически обоснованным выводом.
Ход работы:
Задание 1. Определить показатели: фактический уровень издержек обращения (коммерческих и управленческих расходов) затрат, размер изменения уровня издержек обращения, величину абсолютной и относительной экономии (перерасхода) издержек обращения организации, исходя из данных Отчета о финансовых результатах. Сделать вывод, раскрыв экономическую сущность рассчитанных показателей.
Задание 2. Охарактеризовать затраты организации по объему и структуре, рассчитав необходимые показатели. Сделать вывод, раскрыв экономическую сущность рассчитанных показателей.
Студент должен:
ЗНАТЬ 1. Классификацию затрат. 2. Показатели, характеризующие затраты. | УМЕТЬ 1. Рассчитывать абсолютные и относительные показатели затрат. 2. Раскрывать экономическую сущность рассчитанных показателей. |
Преподаватель Л. С. Некращук
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №
Тема: Планирование затрат организации. Составление сметы расходов.
Цель: Формировать навыки и умения по расчету величины затрат на предстоящий период времени, составлению сметы расходов, калькуляции себестоимости продукции.
Раздаточный материал: инструкционные карты, Отчет о финансовых результатах.
Технические средства: микрокалькуляторы.
Методические рекомендации по выполнению практической работы:
- обратить внимание на правильность оформления практической работы;
- внимательно ознакомиться с условиями заданий, кратко записав их в тетрадь;
- обратить внимание на экономическую обоснованность единиц измерения;
- задания завершать экономически обоснованным выводом.
Ход работы:
Задание 1. В цехе произведено 200 шт. изделия А и 400 шт. изделия Б. Составить смету затрат на производство по цеху и калькуляцию себестоимости каждого вида продукции. Исходные данные, приведены в таблице:
Показатели | Всего, тыс. руб. | На изделия | |
А, тыс. руб. | Б, тыс. руб. | ||
1. Заработная плата производственных рабочих | |||
2. Основные материалы | |||
3. Зарплата административно-управленческого персонала | – | – | |
4. Заработная плата вспомогательных рабочих | – | – | |
5. Амортизация здания | – | – | |
6. Электрическая энергия на технологические цели | |||
7. Электрическая энергия на освещение цеха | – | – | |
8. Амортизация оборудования | – | – | |
9. Прочие затраты | – | – |
Результаты расчетов поместить в таблицу, строки которой представляют собой статьи калькуляции:
Статья калькуляции | Затраты, тыс. руб. | ||
Всего | Изделие А | Изделие Б | |
1. Заработная плата производственных рабочих | |||
2. Основные материалы | |||
3. Электрическая энергия на технологические цели | |||
3. Общепроизводственные затраты (сумма строк 3–5, 7–9 исходной таблицы) | |||
Всего затрат | |||
На единицу продукции | – |
Задание 2. Расходы по оплате труда работников магазина в отчетном периоде составили 80 тыс. руб. В планируемом периоде предусматривается прирост товарооборота на 10%, производительности труда на 8%, а средней заработной платы на 6%. Определить плановую сумму расходов по оплате труда работников магазина на будущий период.
Студент должен:
ЗНАТЬ 1. Основные методы планирования. 2. Механизм расчета плановых показателей затрат. 3. Назначение и состав сметы расходов. 4. Методику составления сметы расходов. 5. Методику калькуляции себестоимости продукции. | УМЕТЬ 1. Рассчитывать плановые показатели затрат. 2. Составлять смету расходов. 3. Выполнять калькуляцию себестоимости продукции. |
Преподаватель Л. С. Некращук
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №
Тема: Расчет прибыли организации, планирование ее распределения и использования Цель: формирование навыков и умений по расчету величины прибыли и распределению ее суммы.
Раздаточный материал: инструкционные карты, визуальное сопровождение занятия, отчет о финансовых результатах.
Технические средства: микрокалькуляторы.
Методические рекомендации по подготовке к практической работе:
- внимательно ознакомиться с условиями заданий;
- исходные данные для выполнения 1-го задания брать из условия;
- при выполнении расчетов пользоваться алгоритмом формирования чистой прибыли, содержанием Отчета о финансовых результатах организации;
- раскрывать экономическую сущность выполняемых расчетов;
- для выполнения 2-го задания необходимо использовать объем продаж и величину прибыли от продаж, рассчитанные в первом задании;
- для выполнения задания № 3 необходимо использовать данные, полученные во 2-м задании;
- каждое задание завершать выводом.
Ход работы
Задание 1. На основании исходных данных рассчитать величины прибыли от продаж, до налогообложения и чистой прибыли. По результатам выполненных расчетов сделать экономически обоснованный вывод.
Исходные данные, тыс. руб.:
- выручка от реализации (в т.ч. НДС) – 158936
- себестоимость продаж – 114625
- коммерческие расходы – 1586
- управленческие расходы – 954
- прочие доходы – 400
- прочие расходы 1200.
Задание 2. Разработать прогноз суммы прибыли от продаж на предстоящий год с учетом того, что объем продаж в организации вырастет на 5%, а рентабельность продаж – на 1,5% относительно отчетного года. По результатам выполненных расчетов сделать экономически обоснованный вывод.
Задание 3. На основании полученных данных в задании № 2 разработать прогноз суммы чистой прибыли организации на предстоящий год и запланировать ее распределение по фондам денежных средств. Других видов деятельности в организации не планируется. Количество фондов и проценты отчислений в них установить самостоятельно. Свой выбор аргументировать. По результатам выполненных расчетов сделать экономически обоснованный вывод.
Студент должен:
ЗНАТЬ 1.Механизм составления Отчета о финансовых результатах. 2.Методику формирования прибыли до налогообложения. 3. Методику использования прибыли до налогообложения. 4.Механизм распределения чистой прибыли по фондам денежных средств. | УМЕТЬ 1. Рассчитывать величину прибыли по видам с учетом Методики заполнения Отчета о финансовых результатах. 2. Выполнять плановые расчеты. 3. Планировать распределение и использование прибыли. |
Преподаватель Л. С. Некращук
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №
Тема: Расчет показателей рентабельности
Цель: формирование навыков и умений по расчету показателей рентабельности и раскрытию их экономической сущности
Раздаточный материал: инструкционные карты, визуальное сопровождение занятия
Технические средства: микрокалькуляторы.
Методические рекомендации по подготовке к практической работе:
- внимательно ознакомиться с условиями заданий;
- при выполнении расчетов пользоваться алгоритмом расчета показателей рентабельности;
- раскрывать экономическую сущность выполняемых расчетов;
- каждое задание завершать выводом.
Ход работы
Задание 1. Рассчитать показатели, характеризующие рентабельность продукции, производства (основных и оборотных средств) и продаж по следующим данным:
– объем реализованной продукции (без косвенных налогов) – 250 млн. руб.
– прибыль от продаж – 37,5 млн. руб.
– себестоимость выпущенной продукции – 162,5 млн. руб.
– среднегодовая стоимость основных фондов – 572 млн. руб.
– среднегодовая сумма оборотных средств – 203 млн. руб.
Задание 2. Рассчитать рентабельность продукции за 3 квартала, сравнить полученные числовые значения и выявить наиболее рентабельный квартал деятельности на основе следующих данных:
Показатели | Кварталы года | ||
I | II | III | |
Количество выпущенной продукции, ед. | |||
Цена одного изделия, руб. | |||
Себестоимость одного изделия, руб. |
Студент должен:
ЗНАТЬ 1. Виды показателей рентабельности. 2. Формулы расчета показателей рентабельности. | УМЕТЬ 1. Рассчитывать показатели рентабельности. 2. Раскрывать экономический смысл показателей рентабельности. |
Преподаватель Л. С. Некращук