Инструкционная карта практического занятия №




Тема: Расчет показателей эффективности использования оборотных средств организации

Цель: Формировать навыки и умения по выполнению экономических расчетов, необходимых для оценки рациональности использования оборотных средств организации

Раздаточный материал: инструкционные карты, визуальное сопровождение занятия

Технические средства: микрокалькуляторы.

Методические рекомендации по выполнению практической работы:

- обратить внимание на правильность оформления практической работы;

- внимательно ознакомиться с условиями заданий;

- обратить внимание на экономическую обоснованность единиц измерения;

- каждое задание завершать экономически обоснованным выводом.

Ход работы:

Задание 1. Рассчитать показатели, характеризующие эффективность использования нормируемых оборотных средств, вложенных в запасы товаров магазина после его реконструкции на основании данных таблицы:

Показатели Единицы измерения После реконструкции
Сумма оборотных средств в тов /запасах на начало года тыс. руб. 9297,5
Сумма оборотных средств в тов /запасах на конец года тыс. руб. 9533,1
Среднегодовая сумма оборотных средств в тов/ запасах тыс. руб.  
Розничный товарооборот за год тыс. руб. 164259,7
Среднедневной товарооборот тыс. руб.  
Оборачиваемость фактическая (длительность 1 оборота) дни  
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств обороты  
Коэффициент загрузки руб.  
Рентабельность оборотных средств руб.  
Норма оборачиваемости оборотных средств дни  
Относительное высвобождение оборотных средств тыс. руб.  

Сделать экономически обоснованный вывод.

Задание 2. В первом квартале предприятие реализовало продукцию на 300 тыс. руб. Среднеквартальный остаток оборотных средств составляет 23 тыс. руб. Во втором квартале планируется увеличение объема реализации на 10%, а время одного оборота оборотных средств будет сокращено на один день.

Определить: коэффициент оборота оборотных средств и продолжительность одного оборота в первом квартале, коэффициент оборота оборотных средств и их абсолютный размер во втором квартале, высвобождение оборотных средств вследствие сокращения продолжительности одного оборота оборотных средств.

 

Студент должен:

ЗНАТЬ   1. Экономическое содержание, состав и структуру оборотных средств. 2. Показатели эффективности использования нормируемых и ненормируемых оборотных средств.   УМЕТЬ   1. Рассчитывать показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств организации: оборачиваемость фактическая (длительность 1 оборота), коэффициенты оборачиваемости и загрузки, рентабельность оборотных средств, абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств. 2. Делать экономически обоснованные выводы.  

 

 

Преподаватель Л. С. Некращук

 

 


 

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №

 

Тема: Расчет потребности организации в оборотных средствах

Цель: Формировать навыки и умения по расчету нормативов оборотних средств, т.е. потребности организации в оборотных средствах

Раздаточный материал: инструкционные карты, визуальное сопровождение.

Технические средства: микрокалькуляторы.

Методические рекомендации по выполнению практической работы:

- обратить внимание на правильность оформления практической работы;

- внимательно ознакомиться с условиями заданий;

- раскрывать экономическую сущность выполняемых расчетов;

- обратить внимание на экономическую обоснованность единиц измерения;

- задания завершать экономически обоснованным выводом, в котором следует раскрыть экономический смысл рассчитанных показателей.

Ход работы:

Задание 1. Выпуск товарной продукции в отчетном году по себестоимости составил 630 000 тыс. руб. Фактические остатки нормируемых оборотных средств в отчетном году составили на 01.01 – 44 000 тыс. руб.; на 01.04 – 30 000 тыс. руб.; на 01.07 – 33 000 тыс. руб.; на 01.10 – 38 000 тыс. руб., прогнозная величина на 01.01 будущего года – 40 000 тыс. руб. По расчетам предприятия в планируемом году выпуск товарной продукции по себестоимости составит 959 000 тыс. руб. Рассчитать норматив оборотных средств на планируемый год.

Задание 2. Определите потребность в собственных оборотных средствах по сырью, материалам, покупным полуфабрикатам, если текущий запас составляет 24 дня, страховой запас – 12 дней, транспортный запас – 4 дня, подготовительный – 5 дней. Расход сырья, материалов, покупных полуфабрикатов на производство продукции в 4 квартале планового года составил 12 000 тыс. руб.

Задание 3. На предприятии установлены следующие нормы оборотных средств: по возвратной таре – 9 дней; по покупной таре для упаковки готовой продукции – 3 дня; по покупной невозвратной таре – 4 дня. Однодневный расход по возвратной таре 13 000 руб.; по покупной таре – 29 000 руб.; по покупной таре невозвратной – 14 000 руб. Определить потребность в оборотных средствах по таре.

 

Задание 4. Определить норматив оборотных средств на специальную одежду, если численность работников, использующих спецодежду, составляет 250 чел. В работе применяются два вида спецодежды: костюмы и сапоги. Норма обеспеченности в год на одного работающего костюмами составляет 2 шт., сапогами – 1 шт. Стоимость одного костюма составляет 89 000 руб., пары сапог – 156 000 руб.

 

Задание 5. На предприятии норматив оборотных средств по сырью и материалам установлен в сумме 40 000 тыс. руб.; по таре – 1 200 тыс. руб.; запасным частям – 230 тыс. руб.; вспомогательным материалам – 2500 тыс. руб.; расходам будущих периодов – 23 тыс. руб.; готовой продукции – 25 800 тыс. руб. Совокупный норматив оборотных средств по предприятию в прошлом году составлял 76589 тыс. руб. Рассчитать совокупный норматив оборотных средств на плановый год, установить как изменилась потребность в оборотных средствах за период.

Студент должен:

ЗНАТЬ   1. Виды нормируемых оборотных средств. 2. Методы нормирования оборотных средств. 3.Методику расчета норм и нормативов оборотных средств по отдельным элементам и в целом по организации.   УМЕТЬ   1. Рассчитывать нормы оборотных средств по отдельным элементам. 2. Рассчитывать нормативы оборотных средств по отдельным элементам. 3. Рассчитывать нормативы оборотных средств по отдельным элементам. 4. Рассчитывать нормативы оборотных средств в целом по организации. 5. Делать экономически обоснованные выводы, раскрывая экономически обоснованный смысл рассчитываемых показателей.  

 

 

Преподаватель Л. С. Некращук

 

 


 

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №

 

Тема: Расчет срока взятия кредита, цены кредита.

Цель: Формировать навыки и умения по расчету оптимального срока взятия кредита, сумм процентов, уплачиваемых за кредит, в т.ч. помесячно.

Раздаточный материал: инструкционные карты, визуальное сопровождение.

Технические средства: микрокалькуляторы.

Методические рекомендации по выполнению практической работы:

- обратить внимание на правильность оформления практической работы;

- внимательно ознакомиться с условиями заданий;

- раскрывать экономическую сущность выполняемых расчетов;

- обратить внимание на экономическую обоснованность единиц измерения;

- задания завершать экономически обоснованным выводом, в котором следует раскрыть экономический смысл рассчитанных показателей.

Ход работы:

Задание 1. Установить, на какой срок для пополнения оборотных средств организации необходимо взять кредит, сумма которого вместе с уплачиваемыми процентами, составляет 780 тыс. руб. Ежемесячно на погашение кредита и процентов по нему организация может выделять сумму прибыли в размере 125 тыс. руб.

Задание 2. Для пополнения товарного запаса фирмы «Элегант» учреждение банка 30 декабря текущего года предоставило краткосрочный кредит в сумме 200 тыс. руб. на 4 месяца при процентной ставке 15% годовых. Определить ежемесячную сумму денег, уплачиваемую банку фирмой «Элегант» в виде процента за кредит и цену кредита (общую сумму процентного вознаграждения банку после окончания срока займа.

Студент должен:

ЗНАТЬ   1. Экономическую сущность кредита. 2. Признаки банковского кредита. 3. Содержание кредитного договора. 4. Методику расчета срока взятия кредита. 5. Методику расчета цены кредита.   УМЕТЬ   1. Рассчитывать срок взятия кредита. 2. Рассчитывать сумму процентов, уплачиваемых за весь период кредитования и помесячно.  

 

 

Преподаватель Л. С. Некращук

 

 

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №

Тема: Расчет оптимальной цены реализации и приобретения товаров.

Цель: Формировать навыки и умения по расчету отдельных ценообразующих элементов, а также исчисления оптимальной приобретения и реализации товаров в розничной торговле.

Раздаточный материал: инструкционные карты, товарно-транспортные накладные.

Технические средства: микрокалькуляторы.

Методические рекомендации по выполнению практической работы:

- обратить внимание на правильность оформления практической работы;

- внимательно ознакомиться с условиями заданий;

- обратить внимание на экономическую обоснованность единиц измерения;

- в ходе выполнения второго задания необходимо использовать исходные и полученные данные из задания № 1: розничную цену товара, процент торговой наценки;

- каждое задание завершать выводом.

Ход работы:

Задание 1. В соответствии с накладной магазином приобретено 40 чашек на сумму 3600 руб. (без НДС).

Коммерческой службой магазина оценена издержкоемкость данного товара в размере 18 % и его рентабельность с учетом спроса – 5 %.

Определить ценообразующие элементы, сформировать свободную розничную цену 1 чашки и рассчитать ее структуру. Сделать экономически обоснованный вывод.

Задание 2. Определить оптимальную цену приобретения товара (оптовую цену с НДС) на основании предыдущего задания. Сделать экономически обоснованный вывод.

Студент должен:

ЗНАТЬ   1. Методику формирования цены в производстве, торговле, сфере услуг. 2. Методику расчета структуры цены.   УМЕТЬ   1. Рассчитывать ценообразующие элементы. 2. Рассчитывать удельные веса ценообразующих элементов.  

 

 

Преподаватель Л. С. Некращук

 

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №

 

Тема: Расчет показателей затрат организации

Цель: Формировать навыки и умения по расчету абсолютных и относительных показателей затрат организации за отчетный период, раскрытию их экономической сущности.

Раздаточный материал: инструкционные карты, Отчет о финансовых результатах.

Технические средства: микрокалькуляторы.

Методические рекомендации по выполнению практической работы:

- обратить внимание на правильность оформления практической работы;

- внимательно ознакомиться с условиями заданий, кратко записав их в рабочую тетрадь;

- обратить внимание на экономическую обоснованность единиц измерения;

- исходные данные для выполнения заданий взять из Отчета о финансовых результатах организации за отчетный год;

- задания завершать экономически обоснованным выводом.

Ход работы:

 

Задание 1. Определить показатели: фактический уровень издержек обращения (коммерческих и управленческих расходов) затрат, размер изменения уровня издержек обращения, величину абсолютной и относительной экономии (перерасхода) издержек обращения организации, исходя из данных Отчета о финансовых результатах. Сделать вывод, раскрыв экономическую сущность рассчитанных показателей.

Задание 2. Охарактеризовать затраты организации по объему и структуре, рассчитав необходимые показатели. Сделать вывод, раскрыв экономическую сущность рассчитанных показателей.

Студент должен:

ЗНАТЬ 1. Классификацию затрат. 2. Показатели, характеризующие затраты.   УМЕТЬ 1. Рассчитывать абсолютные и относительные показатели затрат. 2. Раскрывать экономическую сущность рассчитанных показателей.  

 

 

Преподаватель Л. С. Некращук

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №

 

Тема: Планирование затрат организации. Составление сметы расходов.

Цель: Формировать навыки и умения по расчету величины затрат на предстоящий период времени, составлению сметы расходов, калькуляции себестоимости продукции.

Раздаточный материал: инструкционные карты, Отчет о финансовых результатах.

Технические средства: микрокалькуляторы.

Методические рекомендации по выполнению практической работы:

- обратить внимание на правильность оформления практической работы;

- внимательно ознакомиться с условиями заданий, кратко записав их в тетрадь;

- обратить внимание на экономическую обоснованность единиц измерения;

- задания завершать экономически обоснованным выводом.

Ход работы:

Задание 1. В цехе произведено 200 шт. изделия А и 400 шт. изделия Б. Составить смету затрат на производство по цеху и калькуляцию себестоимости каждого вида продукции. Исходные данные, приведены в таблице:

Показатели Всего, тыс. руб. На изделия
А, тыс. руб. Б, тыс. руб.
1. Заработная плата производственных рабочих      
2. Основные материалы      
3. Зарплата административно-управленческого персонала  
4. Заработная плата вспомогательных рабочих  
5. Амортизация здания  
6. Электрическая энергия на технологические цели      
7. Электрическая энергия на освещение цеха  
8. Амортизация оборудования  
9. Прочие затраты  

Результаты расчетов поместить в таблицу, строки которой представляют собой статьи калькуляции:

Статья калькуляции Затраты, тыс. руб.
Всего Изделие А Изделие Б
1. Заработная плата производственных рабочих      
2. Основные материалы      
3. Электрическая энергия на технологические цели      
3. Общепроизводственные затраты (сумма строк 3–5, 7–9 исходной таблицы)      
Всего затрат      
На единицу продукции    

 

Задание 2. Расходы по оплате труда работников магазина в отчетном периоде составили 80 тыс. руб. В планируемом периоде предусматривается прирост товарооборота на 10%, производительности труда на 8%, а средней заработной платы на 6%. Определить плановую сумму расходов по оплате труда работников магазина на будущий период.

Студент должен:

 

ЗНАТЬ 1. Основные методы планирования. 2. Механизм расчета плановых показателей затрат. 3. Назначение и состав сметы расходов. 4. Методику составления сметы расходов. 5. Методику калькуляции себестоимости продукции.   УМЕТЬ 1. Рассчитывать плановые показатели затрат. 2. Составлять смету расходов. 3. Выполнять калькуляцию себестоимости продукции.  

 

Преподаватель Л. С. Некращук

 

 


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №

Тема: Расчет прибыли организации, планирование ее распределения и использования Цель: формирование навыков и умений по расчету величины прибыли и распределению ее суммы.

Раздаточный материал: инструкционные карты, визуальное сопровождение занятия, отчет о финансовых результатах.

Технические средства: микрокалькуляторы.

 

Методические рекомендации по подготовке к практической работе:

- внимательно ознакомиться с условиями заданий;

- исходные данные для выполнения 1-го задания брать из условия;

- при выполнении расчетов пользоваться алгоритмом формирования чистой прибыли, содержанием Отчета о финансовых результатах организации;

- раскрывать экономическую сущность выполняемых расчетов;

- для выполнения 2-го задания необходимо использовать объем продаж и величину прибыли от продаж, рассчитанные в первом задании;

- для выполнения задания № 3 необходимо использовать данные, полученные во 2-м задании;

- каждое задание завершать выводом.

 

Ход работы

 

Задание 1. На основании исходных данных рассчитать величины прибыли от продаж, до налогообложения и чистой прибыли. По результатам выполненных расчетов сделать экономически обоснованный вывод.

Исходные данные, тыс. руб.:

- выручка от реализации (в т.ч. НДС) – 158936

- себестоимость продаж – 114625

- коммерческие расходы – 1586

- управленческие расходы – 954

- прочие доходы – 400

- прочие расходы 1200.

Задание 2. Разработать прогноз суммы прибыли от продаж на предстоящий год с учетом того, что объем продаж в организации вырастет на 5%, а рентабельность продаж – на 1,5% относительно отчетного года. По результатам выполненных расчетов сделать экономически обоснованный вывод.

Задание 3. На основании полученных данных в задании № 2 разработать прогноз суммы чистой прибыли организации на предстоящий год и запланировать ее распределение по фондам денежных средств. Других видов деятельности в организации не планируется. Количество фондов и проценты отчислений в них установить самостоятельно. Свой выбор аргументировать. По результатам выполненных расчетов сделать экономически обоснованный вывод.

Студент должен:

ЗНАТЬ   1.Механизм составления Отчета о финансовых результатах. 2.Методику формирования прибыли до налогообложения. 3. Методику использования прибыли до налогообложения. 4.Механизм распределения чистой прибыли по фондам денежных средств.   УМЕТЬ   1. Рассчитывать величину прибыли по видам с учетом Методики заполнения Отчета о финансовых результатах. 2. Выполнять плановые расчеты. 3. Планировать распределение и использование прибыли.  

 

 

Преподаватель Л. С. Некращук

 

 


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА практического занятия №

 

Тема: Расчет показателей рентабельности

Цель: формирование навыков и умений по расчету показателей рентабельности и раскрытию их экономической сущности

Раздаточный материал: инструкционные карты, визуальное сопровождение занятия

Технические средства: микрокалькуляторы.

 

Методические рекомендации по подготовке к практической работе:

- внимательно ознакомиться с условиями заданий;

- при выполнении расчетов пользоваться алгоритмом расчета показателей рентабельности;

- раскрывать экономическую сущность выполняемых расчетов;

- каждое задание завершать выводом.

 

Ход работы

 

Задание 1. Рассчитать показатели, характеризующие рентабельность продукции, производства (основных и оборотных средств) и продаж по следующим данным:

– объем реализованной продукции (без косвенных налогов) – 250 млн. руб.

– прибыль от продаж – 37,5 млн. руб.

– себестоимость выпущенной продукции – 162,5 млн. руб.

– среднегодовая стоимость основных фондов – 572 млн. руб.

– среднегодовая сумма оборотных средств – 203 млн. руб.

Задание 2. Рассчитать рентабельность продукции за 3 квартала, сравнить полученные числовые значения и выявить наиболее рентабельный квартал деятельности на основе следующих данных:

Показатели Кварталы года
I II III
Количество выпущенной продукции, ед.      
Цена одного изделия, руб.      
Себестоимость одного изделия, руб.      
   
     
       
       
       

Студент должен:

ЗНАТЬ   1. Виды показателей рентабельности. 2. Формулы расчета показателей рентабельности.   УМЕТЬ   1. Рассчитывать показатели рентабельности. 2. Раскрывать экономический смысл показателей рентабельности.

 

Преподаватель Л. С. Некращук



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: