Какова она – «механика фантазии»? Параллельные миры Тимура Хужина




Выставка живописи

Тимура Хужина «Механика фантазии»

Кураторы: Разуев А.В., Верина У.С.

«Механика фантазии» – выставка, представляющая яркое, порой экстравагантное творчество челябинского художника, дизайнера Тимура Хужина. Кураторами выставки выступают искусствовед А.В. Разуев (заведующий Художественным музеем ЮУрГУ, старший преподаватель кафедры «Теология, культура и искусство») и магистр-искусствовед, журналист Ульяна Зайкова (Верина) (магистр кафедры «Теология, культура и искусство»).

33 живописных произведения расцвечивают пространство Зала искусств ЮУрГУ и наполняют зрителя бурной энергией. Сложные композиции, составленные из мельчайших, скрупулезно прорисованных деталей и элементов, способны погрузить в другое измерение. Произведения художника конструируют новую реальность – параллельную, призрачную и парадоксальную. В то же время его картины – как будто заявление о пути художника – о пути одиночки, отшельника, человека с другой планеты.

Работы сгруппированы в четыре блока: «Сны», «Механицизмы», «Взгляд метафизика», «Призрачные миры». В произведениях использованы два художественных языка – «узорный» и «каллиграфический». Образы на полотнах в первом приближении кажутся жизнерадостными и чересчур «мультяшными», но уже через минуту осмысливаются как сложные, диалектичные, отсылающие к разным эпохам и тонкому, обостренному восприятию мира. Главным героем картин видится Механик, преломляющий все вокруг

своим механизирующим взглядом. Однако герой остается вне художественного пространства: мы не знаем, как он выглядит, лишь понимаем, как он устраивает свой мир. Его «механика фантазии» представлена в данной экспозиции.

Научный руководитель Зала искусств – Н.В. Парфентьева, профессор,

Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ.

Какова она – «механика фантазии»? Параллельные миры Тимура Хужина

Выставка живописи Тимура Хужина «Механика фантазии» – не только показ произведений талантливого челябинского художника, но и изучение эволюции его творческой манеры, и демонстрация вдохновляющих результатов его фантазии.

Самая ранняя из представленных работ – диптих «Лабиринты Снов» (2001). Она монохромна, художник сосредоточен на построении пространства лабиринта, в котором зритель боится потеряться. Лабиринт таит опасности, безлюден и заполняет собой все пространство холста. Эти принципы проявляются и в последующих работах художника. Манера исполнения произведения довольно типична, если не учитывать, что чернобелое изображение выполнено маслом.

Беспредметные композиции «Тихий Омут» (2009-2012) и «Нить Рассуждений» (2010-2012) – следующие вехи развития художественного своеобразия мастера. Сюжетно «Омут» тяготеет к механистической системе, которая будет активно разрабатываться в дальнейшем, а «Нить» декларирует «узорную» авторскую манеру живописи.

Именно «узорная» манера живописи, в которой и сам предмет изображения, и, зачастую, фон покрыты орнаментом, воспринимается наиболее эффектно. Линии, выходящие за контуры предметов, создают напряженное энергетическое поле; картины кажутся легкими и светоносными. Среди них силой художественного образа выделяется дуэт картин «Готовность» и «Момент» (2020), тем более, что объектом изображения выступает человек – редкое явление в творчестве Тимура.

Более тяжеловесными кажутся произведения, выполненные в так называемой «каллиграфической» манере. Здесь нет привычных для живописи мазков, оттенки цвета формируются благодаря оптическому смешению цветных штрихов, нанесенных строго ориентированным образом. Эта техника, наследующая принципы «дивизионизма», представляется колоссально трудоемкой и результат работы теряет ощущение спонтанности и легкости. Учитывая, что большинство полотен безлюдны и мрачны, хотя и написаны яркими красками, картины воспринимается словно сгустки сумеречной энергии, не способной согреть зрителя, но способной переселить в мир призраков.

Начало этой «каллиграфической» манеры просматривается в черном солнце картины «Иллюзия» (2010). Здесь изображение солнца родственно манере Ван Гога. Однако уже в картинах 2016 г. – «Свобода», «Исток» и других «каллиграфическая» манера дает результат, схожий с печатной продукцией, а не с вольной кистью художника.

Найденная оригинальная авторская стилистика работ Тимура в сочетании с фантастическим осмыслением сюжетов картин дает уникальные результаты, часть которых представлена на нашей выставке. Зритель движется от полу-абстрактных композиций из области «Снов» через «Механицизмы», где все явления познаются на основе механических принципов, к сюрреалистическим «Призрачным мирам», созданным «Взглядом метафизика».

Художник в своих картинах не создает зрителю удобного мира. Он предлагает путешествие – в мир фантазии, энергии и творчества. Готовы к нему?

А.В. Разуев,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: