Журналист ГТРК «Южный Урал», магистр-искусствовед кафедры




«Теология, культура и искусство» ЮУрГУ

«Сны»

Диптих «Лабиринты снов» (2001) - наиболее ранняя работа художника из представленных на выставке. Она – одна из немногих, выполненная маслом, а не акрилом, и единственная, лишенная ярких цветов.

На абстрактных полотнах зритель наблюдает сопряжение всевозможных тайных лестниц и дверей. Живописец рассматривает это пространство как отправную точку своего искусства, источник вдохновения. Эти сны одновременно привлекают и отталкивают – визуализирована тема пограничного сознания: оно вызывает опасения, пугает, и в то же время неминуемо затягивает. Шиповатые отростки в центре композиции внушают страх, а выбор пути порождает любопытство.

Непонятно: порождение ли это кошмара или безмятежной фантазии. Возможно, художник отсылает нас к офорту Франсиско Гойи «Сон разума рождает чудовищ» из цикла «Капричос». Гойя писал: «Когда разум спит, фантазия в сонных грёзах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений».

Эти полотна – как попытки психоанализа, исследование бессознательного, отсюда дальнейшие сюрреалистичные образы в творчестве Тимура Хужина. Серо-черно-белая палитра использована здесь неслучайно: обычно монохромные сновидения – это признак тяжелого психологического или же физического состояния, напряжения, стресса. В философском и эмоциональном плане цвета белый и черный являются границами всего тонового диапазона существующих оттенков, они – максимально контрастны, это борьба противоположностей: начало и конец, свет и тьма. Серый же – аллегория равновесия, гармонии, диалектики, которых ищет живописец.

Перед зрителем своеобразный творческий манифест: на полотнах показана механика рождения образов, обостренная работа сознания.

«Механицизмы»

 

Центральное место в творчестве художника занимает создание фантастических миров – это чаще всего механистичные города, здания, существа, «транспорт», существующие в этом мире.

Предметы или существа преображаются: наполняются шестеренками, шарнирами, трубками и проводами. Зритель может интуитивно представить, как все это функционирует, движется, как из труб вырывается пар, скрипят колеса, как работают насосы. В каждом случае это проработанная до мелочей вполне «жизнеспособная» модель.

Одна из программных картин – «Приют механика». Художник мыслит себя Механиком, который разбирает все вокруг «по запчастям», превращает мир в сумму шестеренок и преподносит результат этого процесса зрителю. Его «Свобода» выглядит абсолютно несвободно: крылья стрекозы намертво скованы приводами механизма.

Стрекоза, возможно, и летает, но живет далеко не по законам природы, а подчиняется замыслу неведомого творца. В отношении последнего звучит мотив уединенности, камерности и даже одиночества; пусть даже на пути избранного. Это путь отшельника,

человека, отселившегося в параллельный мир.

Механик, который преломляет все вокруг своим механизирующим взглядом, всегда остается вне художественного пространства и делает это намеренно, хочет остаться загадкой, скрытым демиургом: мы не знаем, как он выглядит, но точно знаем, как он сморит на этот мир.

Стиль художника в этих работах – сплав киберпанка, сюрреализма и экспрессионизма. Реалистичная манера принципиально отвергается художником, чтобы показать личностное восприятие призрачного мира.

 

 

«Взгляд метафизика»

Эксплуатируя реалистичные образы, метафизическая живопись направляет зрителя к мечте, за фантазией, к символизму, и сюрреалистическим сочетаниям. Реалистические изображения помещаются в некоторое ирреальное, загадочное, иное пространство, перемещаются в иное измерение, наделяются качествами знаков и

символов, которыми обычно не обладают. Метафизическая живопись ищет дополнительные смыслы того или иного явления, или, как сейчас говорится, создает дополненную реальность.

В произведениях Тимура мы видим не просто предметы, но образы, которые испещрены строгим геометрическим орнаментом. Он разрушает видимую легкость и придает работам строгость, нарушает целостность фигур, выводя их в абстрактное поле. Строгая ритмичность и обилие углов, зубцов передают тревожность,

пульсирующую напряженность. Здесь, как и во многих других работах Тимура Хужина, читается меандр электрических импульсов, но меандр также отсылает сознание к простейшим орнаментам. Возможно, меандр несет магический смысл, символизирует течение человеческой жизни, сменяемость поколений, некий круговорот природных процессов. Так простым и понятным предметам живописец придает символику вечного, наделяет смыслом мимолетное в бесконечном.

 

«Крылья Советов», 2019. Холст, акрил, 69х85

«Призрак мелодии», 2019. Холст, акрил, 85х69

 

К фантастическим мирам Тимур относит и советские воспоминания. Здесь нет механики, и проявленной символики, но прошлое тоже представляются неким нереальным, утопичным пространством. Это мир, который перестал существовать, остались лишь воспоминания, и те, спустя годы, кажутся не вполне реалистичными. Орнамент, как основа изображения, порой уступает место тончайшей штриховке. Пространство по-прежнему остается «дискретным», однако воспринимается уже более гармоничным. При этом сохраняется ритмичность, пульсация образов, предстает анатомия живописи.

 

 

«Свежесть», 2019. Холст, акрил, 85х69

«Жара», 2019. Холст, акрил, 85х69

«Открытие», 2019. Холст, акрил, 85х69

 

Серия этих полотен воссоздает, реконструирует знакомые любому зрителю состояния, но и выступает проводником в область иных смыслов.

Насыщенный однородный фон, связан с определенными ассоциации и трактовками. Зеленый – свежий, природный, пробуждающий. Пульсирующий оранжевый – солнечный и энергичный. Розовый – романтичный и чувственный.

Изображения в центре картин продолжают ассоциативный ряд. Зеленое яблоко дарит ощущение кислоты, достраивает образно-визуальное восприятие еще вкусовым впечатлением; бабочка с терракотовым ореолом создает тактильный эффект легкого летнего бриза, а изображение разломанного граната «звучит» легким хрустом.

Однако наложенный на предметы орнамент отрывает зрителя от его реальности. Орнамент не только покрывает поверхности, но и создает некую энергетическую ауру вокруг них. Этот эффект «приводит в действие» главный принцип сюрреализма – «это не …» (у Тимура – «это – не яблоко», «это – не бабочка», «это – не гранат»).

 

 

«Осень», 2019. Холст, акрил, 68х85

«Даль», 2020. Холст, акрил, 62х50

 

Музыкальная тема интересна художнику как творческий эксперимент. Он пытается передать звучание с помощью красок и «вибрирующих» линий. Зритель видит, как ноты буквально вырываются за пределы инструментов. Напряжение заставляет лопаться струны, клапаны – вылетать, корпусы инструментов «трещат по швам».

В картине с виолончелью зритель вдобавок чувствует дыхание осени, такое же задумчивое и меланхоличное, как и интонации инструмента. Мы встречаем знакомые орнаменты, которые Тимур использует в качестве лейтмотива. Но здесь они напоминают не только о магии музыки, но и привносят гипнотический эффект.

 

 

«Призрачные миры»

«Лунный свет», 2018. Холст, акрил, 69х75

«Тихий Омут», 2009-2012. Холст, акрил, 87х58

«Закатный Город», 2012. Холст, акрил, 80х50

Призрачные миры в произведениях художника созданы в разные периоды, но объединены одной темой – темой сумерек, пограничного состояния между ночью и днем, пробуждения магических, порой потусторонних сил. И здесь центральный образ – образ совы.

Она предстает неким олицетворением всех внутренних призраков. Красные горящие глаза подчеркивают хищность, жестокость железной птицы, а распахнутые перья-ножи создают впечатление, что она готовится к нападению, выискивает жертву. Это не обычное пернатое, художник подчеркивает биомеханическую основу существа, тем самым отсылая зрителя к другим мирам. Здесь читаются черты киберпанка и постапокалиптичные мотивы. Возможно, это рассуждение Тимура Хужина о той роли, которую играют технологии и техника в нашей жизни, замещение естественного искусственным.

В полуночном мире преобладают абстрактные тревожные образы. Они, с одной стороны, узнаваемы – дома, мельницы, но с другой, – это не реальный, а скорее трансцендентный мир – нагромождение угловатых орнаментов, расщепление привычных форм. Да и сам лунный свет предстает не умиротворяющим и лиричным, как, например, у художников-романтиков, а – опасным, погружающим мир в хаос. Это напоминает попытки разобраться в своем внутреннем мире, открыть не самые «парадные» стороны, «выпустить внутренних демонов».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: