ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ПРОЕКТОМ (ИССЛЕДОВАНИЕМ)
Особой формой организации деятельности обучающихся является учебное исследование или учебный проект.
Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических, технических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Проект предполагает создание новых, прежде не существовавших объектов или изменение известных объектов с целью получения новых свойств и характеристик. В ходе проектирования создается объект с заданными качествами. Появляется овеществленный продукт. Один из главных критериев эффективности проектной деятельности – практическая значимость выполненной работы.
Учебное исследование – вид самостоятельной аналитической работы обучающихся, связанный с систематизированным изучением какого-то вопроса и предполагающий наличие определенной логики и структуры. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Исследование не ставит целью изменение окружающего мира и предполагает только его познание. В ходе исследования открываются, «получаются» новые знания. Нет овеществленного продукта (статья, реферат, доклад, сообщение – это «форма упаковки» новых знаний).
Дидактическая цель учебного проектирования, учебного исследования – освоение определенного набора умений (метапредметных в первую очередь) и знаний по определенному кругу вопросу.
Этапы работы над учебным проектом (исследованием)
Подготовительный этап
Определение темы проекта (исследования)
Выбор области исследования. Формулирование «надпроблемы» из общего «интересно все». Первое ограничение пространства замысла и дальнейшей деятельности.
Например, «Оценка состояния окружающей среды Урала» или «Традиции коренных народов Урала».
«Определить уровень загрязненности реки N» - тема исследования.
«Разработать проект очистки реки N» - тема проекта.
«Свадебные традиции коми-пермяков как элемент современного свадебного обряда» – тема исследования.
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной темы.
Основные критерии выбора темы:
· тема представляет интерес для обучающегося, имеет непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;
· тема должна быть реализована в имеющихся условиях, т.е. по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Правильная постановка и ясная формулировка темы очень важна. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
Постановка проблемы или обоснование актуальности темы
Тема должна быть интересна для обучающегося, актуальна, реализуема в имеющихся условиях и лежать в рамках учебной дисциплины. Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных, необходимости проверки новых методов и т.п.
Постановка цели
Цель – конкретный, охарактеризованный качественно, а при возможности количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени. Это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Обучающийся должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.
Цель может быть исследовательской, а может быть проектной. Все зависит от формулировки.
Рекомендуется при формулировке цели использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить», «обосновать», «разобрать»…
Постановка задач
Задачи – это сформулированные необходимые этапы работы. Решение задач последовательно приводит к достижению цели. Задачи не обязательно должны быть хронологически расставлены.
Например, задачи для исследования:
· Определить значимые параметры загрязненности реки – N.
· Апробировать и отработать метод биотестирования реки N.
· Провести отбор проб воды и провести их первичную обработку.
· Оценить вклад стоков с полей в общую картину загрязнения.
Выбор объекта и предмета исследования (для проекта не надо)
Объект исследования – рассматривается как конкретизация области исследования. Выбор объекта позволяет перейти от планирования общей схемы к созданию плана исследования.
Объект исследования – это то, что будет взято для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Выбор предмета исследования определяется как адекватностью цели исследования, так и реальными методическими возможностями исследования. Выбор предмета исследования в значительной мере связывает цель исследования и собственно исследовательскую деятельность.
В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Например,
Объект исследования – традиционные семейные праздники коми-пермяков.
Предмет исследования – национальные и общие российские традиции свадебного обряда.