Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. У ее истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.
Развивающее обучение —направлениев теории и практике образования, ориентирующее на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальныхвозможностей (Российская педагогическая энциклопедия).
Развивающее обучение — это управление учителем психическим развитием ученика (И.А. Зимняя).
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
Под развивающим обучением понимается новый, активно –деятельностный способ обучения, который отличается от традиционного способа тем, что в нём:
—учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития ребенка.
—обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего развития ребёнка
—ребёнок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия со стороны педагогических средств;
—целью обучения становится не столько усвоение и накопление информации, сколько формирование способностей распоряжаться и добывать её.
На становление идей технологии развивающего обучения большое влияние оказали труды Л. С. Выготского. До Л. С. Выготского считалось, что развитие ребенка, в частности развитие интеллекта, идет вслед за обучением и воспитанием. Л. С. Выготский доказал, что «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детскогоразвития. Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития». Он выделял два уровня в развитии ребёнка: 1) сферу (уровень) актуального развития — уже сформировавшиеся качества и то, что ребёнок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего развития — те виды деятельности, которые ребёнок пока ещё не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создаёт зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
Итак важно, в процесс обучения осуществлять обучение в зоне ближайшего развития ребёнка.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработаны разные технологии развивающего обучения. Например, технология развивающего обучения Л.В. Занкова направлена на разностороннее, целостное развитие личности. В основном получила распространение в начальной школе.
Система Л.В. Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. В настоящее время на базе бывшей лаборатории открыт Федеральный научно-методический центр имени Л.В. Занкова при Министерстве образования России.
Л.В. Занков разработал принципы развивающего обучения
Принцип обучения на высоком уровне трудности. Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствий, которые должны быть преодолены, то развитие детей идет слабо.
Принцип ведущей роли теоретических знаний(без принижения значения практических умений и навыков). Обучения на высоком уровне трудности определяет отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом однако не понижается значение практических умений и навыков учащихся.
Принцип системности и высокой сложности содержания, адекватной зоне ближайшего развитияребёнка;
Принцип продвижение в изучении материала в быстром темпе.В изучении программного материала следует идти вперед быстрым темпом. Непреднамеренное замедление темпа, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, создает помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности.
Принцип осознанияребёнком процесса учения. Предполагает сознательное освоение учебной информации; четкое представление цели деятельности, принятие этих целей).
Принцип проблематизации содержания. Предполагает широкое использование система заданий поискового характера.
Принцип работы над развитием всех(сильных и слабых) детей, индивидуальный подход.
Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Однако ряд положений этой технологии остается дискуссионным. Исследования Института психологии РАН показали, что дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников.