Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие
Виктор Павлович Петров Сергей Викторович Петров
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап общемирового развития характеризуется возрастающей ролью информационной сферы. Превращаясь в системообразующий фактор жизни общества, она все более активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной, личной, имущественной и других составляющих безопасности.
Сотрудничество и соперничество государств и организаций из традиционной материальной сферы все более отчетливо смещаются в информационную область.
Россия стоит перед необходимостью осознания и принятия вызова, связанного с вступлением человечества в эпоху формирования мирового информационного сообщества. Современные информационные технологии существенно меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, их мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти. Они становятся действенным фактором развития личности и общества. В то же время широкое распространение некоторых информационных технологий сопровождается появлением ряда новых угроз конституционным правам и свободам граждан, формированию здоровья, полноценной духовной жизни. Эти технологии уже используются для целей экономики, торговли, рекламы, политической борьбы, оказывая порой разрушительное воздействие на психику людей, в особенности подростков.
Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми, все больше заменяя физическое воздействие, тысячелетиями считавшееся непременным средством управления.
Вот почему одним из основных элементов национальной, общественной и личной безопасности становится информационная безопасность. В современном мире информационная безопасность – жизненно необходимое условие обеспечения интересов человека, общества и государства.
|
Целью дисциплины «Информационная безопасность» в гуманитарных вузах является обучение студентов принципам и средствам обеспечения информационной безопасности личности, конкретных объектов и учреждений, общества и государства. Данная дисциплина способствует получению студентами фундаментального образования, формированию научного мировоззрения, развитию системного мышления, интеграции полученных ранее знаний.
Задачи дисциплины – дать основные знания, умения и навыки по вопросам обеспечения информационной безопасности личности, семьи, дома, образовательного учреждения, производственного объекта.
В результате изучения дисциплины студенты (слушатели) должны:
иметь представление:
о целях, задачах, принципах и основных направлениях обеспечения информационной безопасности;
о методологии создания систем защиты информации;
о средствах и методах защиты человека от противоправного информационного воздействия;
знать:
роль и место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны;
угрозы информационной безопасности государства и общества;
содержание информационной войны, методы и средства ее ведения;
правовые основы обеспечения информационной безопасности;
информационные средства и технологии, негативно влияющие на здоровье;
способы и системы защиты информации;
|
средства обеспечения информационной безопасности при обработке информации, составляющей государственную, служебную или коммерческую тайну;
уметь:
выбирать и применять методы и средства защиты информации;
пользоваться современными средствами защиты информационной безопасности;
применять полученные знания при выполнении курсовых проектов и выпускных квалификационных работ, а также в иных сферах своей деятельности;
выявлять попытки противоправного информационного воздействия, манирулирования и противодействовать им;
соблюдать правила информационной безопасности в быту и в служебной обстановке;
обращаться за консультацией и помощью к специалистам при возникновении угроз информационной безопасности в любой сфере жизнедеятельности.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 0333000/050104 «Безопасность жизнедеятельности».
Дисциплина «Информационная безопасность» в гуманитарных вузах тесно связана с дисциплинами, изучающими проблемы психологии, педагогики, информатики, программно-аппаратные и организационно-правовые методы обеспечения безопасности человека, общества и государства.
При подготовке учебного пособия авторы использовали публикации таких известных специалистов, как В. Т. Ганжин, М. И. Горбачев, Г. В. Грачев, А. А. Зиновьев, С. Г. Кара-Мурза, И. К. Мельник, И. Н. Панарин, Ю. И. Полищук, В. П. Пугачев, М. А. Родионов, Л. И. Шершнев.
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
|
Информационные процессы пронизывают все акты функционирования живой материи.
Информация пронизывает все поры жизни людей и общества.
(Академик А. И. Берг)
Основные понятия
Информация—это сведения обокружающеммиреи протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством для нужд человека. Информация необходима каждому как условие и как средство существования человека в обществе. И поэтому так же нуждается в защите, как среда обитания, пища и все остальные элементы жизнедеятельности.
Стремительное нарастание возможностей оперативного обмена экономической, научно-технической, культурной, политической, военной и другой информацией является несомненным благом, великим достижением цивилизации.
В третьем тысячелетии, на фоне перехода человечества от индустриальной цивилизации к цивилизации информационной, информация стала одним из главных факторов исторического прогресса. Она имеет ключевое значение для успешного функционирования всех общественных и государственных институтов, адекватного поведения каждого отдельного человека. Без интенсивного обмена информацией, постоянной информационной связи с окружающим миром в принципе невозможна нормальная жизнедеятельность людей.
Однако, как известно, любое благо в определенных условиях или при неправильном использовании может перерасти в беду.
Например, прекращение информационных контактов с социальной средой, как правило, ведет к личностной деградации человека, становится источником различных отклонений – вплоть до психических расстройств.
Прогресс в любой сфере является позитивным и полезным до определенного предела, за которым его результаты могут оказаться вредными. Так, развитие информационных технологий вызвало одновременно расширение возможностей массовой дезинформации – введения в заблуждение огромных масс людей путем сообщения неверныхсведений, подтасовки фактов, подделки доказательств.
В итоге современное общество образуют не только информированные, то есть хорошо осведомленные о чем-либо, люди, но и дезинформированные – введенные в заблуждение ложной информацией. Каких из них больше – неизвестно. Наряду с информированием людей постоянная дезинформация (а проще – обман, ложь) также стала нормой жизни во многих сообществах и странах. Она широко используется как информационное и психологическое оружие в международной политике, в идеологической обработке людей, в интересах экономической экспансии, для ослабления национально-государственного самосознания граждан, разрушения семей, корпораций и государств.
О роли влияния информационных факторов на жизнедеятельность современного общества говорит тот факт, что созданный человечеством в природной среде «искусственный мир» образует уже не только техносфера (мир техники, технологий, сооружений и т. п.), но и информационная сфера, значимость которой для жизни каждого из нас непрерывно возрастает.
Доктрина информационной безопасности РФ определяет информационную сферу как совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
В наиболее общем виде информационную сферу (или информационную среду) образуют:
субъекты информационного взаимодействия или воздействия (люди, организации, системы);
собственно информация, предназначенная для использования субъектами информационной сферы;
информационные технологии и технические средства;
информационная инфраструктура, обеспечивающая возможность осуществления обмена информацией между субъектами;
общественные отношения, складывающиеся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, и система их регулирования.
Согласно Доктрине информационной безопасности РФ, под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
В специальной литературе используется более широкое определение: информационная безопасность – это такое состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия на них особого вида угроз, выступающих в форме организованных информационных потоков и направленных на деформацию общественного и индивидуального сознания.
Понятие «информационная безопасность» сегодня трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле – это информационная безопасность человека, общества и государства. В узком смысле – это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи), а также организация защиты от применения противником информационного оружия в ходе боевых действий.
Понимание безопасности в контексте соотношения интересов личности, общества и государства предполагает рассмотрение информационно-психологической безопасности как аспекта общей проблемы.
Информационно-психологическую безопасность в общем виде можно определить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии социальных субъектов различных уровней общности от разрушительного воздействия на сознание негативных информационных факторов.
Применительно к конкретному человеку информационно-психологическая безопасность – это состояние защищенности сознания и психического здоровья человека, обеспечивающее его целостность как социального субъекта, возможность адекватного поведения и личностного развития в условиях неблагоприятных информационных воздействий.
Информационное противоборство—это комплексное взаимное информационное воздействие сторон друг на друга, которое способно привести к принятию благоприятных для инициатора воздействия решений либо парализовать информационную инфраструктуру противника. Методы воздействия: радиоэлектронная борьба, компьютерные конфликты, действия на психологическом и мировоззренческом уровнях, вброс ложной или компрометирующей информации, внушение, навязывание и т. п.
Более острая стадия противоборства – информационная война – согласованная деятельность по использованию информации как оружия для разрушающего воздействия на противника в различных сферах: экономической, политической, социальной и на поле боя. Информационная война – война нового типа, ее основным объектом являются не только информационные системы, но, прежде всего, сознание людей, их поведение и здоровье.
В информационной войне для разрешения межгосударственных противоречий и конфликтов используются методы и средства силового воздействия на сознание общества и информационную сферу государств. Информационные войны могут происходить и внутри страны, например, при столкновении политических и экономических противников, в ситуациях обострения борьбы за власть, при проведении избирательных кампаний, судебных процессов и т. п.
Термин «информационная война» известен давно, но стал широко употребляться американскими специалистами после завершения войны с Ираком (1991–1992 гг.), где информационное оружие показало свою высокую эффективность. В 1992 г. Пентагон уже издал директиву «Информационная война» (TS 3600.1), в которой намечались основные задачи по подготовке к такого рода войнам, их методы и средства.
Основные цели и задачи информационной войны: подавление и уничтожение систем управления противоборствующей стороны;
информационное обеспечение боевых действий, политики, экономики;
подавление электронных систем противника;
психологическое воздействие на личный состав и население;
хакерское проникновение в информационные системы противника.
Информационная угроза—опасность, содержание которой составляют различная информация или ее комбинации, которые могут быть использованы против социального или социально-технического объекта (системы) с целью изменения его интересов, потребностей, ориентаций в соответствии с целями субъекта информации.
Информационный риск – вероятность информационной угрозы и реальных действий противника, мера измерения успешности или опасности возможных воздействий. Риск зависит от характера воздействий и объекта воздействий, от условий их осуществления, а также от возможностей защиты.
Составным элементом информационных войн является информационная операция. В зависимости от характера объектов и средств воздействия информационные операции подразделяются на информационно-технические и информационно-психологические.
Наступательная информационная операция реализуется посредством наступательных информационных действий. Она может включать следующие мероприятия:
стратегическая маскировка;
дезинформация противника;
психологические операции;
радиоэлектронное противоборство;
физическое уничтожение объектов информационной инфраструктуры;
атаки на компьютерные сети противника.
Наступательную информационную операцию, осуществляемую вероломно и преследующую корыстные и даже преступные цели в отношении человекаили общества можно определить как информационную агрессию.
Оборонительная информационная операция включает мероприятия по обеспечению безопасности собственных информационных ресурсов:
оперативную и стратегическую маскировку;
сохранение секретов;
контрразведку;
физическую защиту объектов информационной инфраструктуры;
глушение, блокирование СМИ противника;
контрпропаганду;
психотерапию;
контрдезинформацию;
радиоэлектронную борьбу.
Ведение информационных войн предполагает наличие и использование определенных средств борьбы, то есть оружия.
Под информационным оружием понимается совокупность специально организованной информации, а также информационных технологий, применяемая для деструктивных воздействий на поведение и сознание населения, персонал эргасистем,[1]военнослужащих и информационно– технические инфраструктуры государства и общества ( информационно-технические системы, средства работы с информацией, подразделения, коллективы и социальные системы).
Информационное оружие, воздействующее непосредственно на человека, специалисты делят на два вида.
Информационно-психологическое оружие обращено прежде всего на сознание человека и уже через него воздействует на поведение, убеждения, мотивы и потребности, нравственные установки, отношение к тому, что происходит в обществе. В качестве такого оружия могут использоваться все средства массовой информации, Интернет, публичные выступления, беседы, внушение, гипноз и т. п.
Энергоинформационное оружие воздействует на физиологию и психофизиологию человека, минуя его сознание. Человек не осознает факта воздействия, но в зависимости от его вида начинает ощущать либо бодрость, уверенность в себе, либо подавленность, тревогу, страх, агрессивность на фоне утраты способности контролировать свои действия. В природе подобное психофизическое воздействие могут оказывать, например, солнечные вспышки, влияющие на биоэлектрическую активность мозга и общее состояние человека.
В качестве источников энергоинформационного воздействия могут применяться радиолокационные системы, космические аппараты, низкочастотные и высокочастотные генераторы, биолокационные установки, химические и биологические средства и другие устройства.
С помощью энергоинформационного оружия можно изменить поведение людей, например, снизить или «разжечь» накал демонстраций, беспорядков и этим повлиять на текущие социальные процессы. Ухудшая психофизическое состояние личного состава противника или террористов, можно существенно снижать их боеспособность и даже побуждать к сдаче в плен. Важнейшим результатом применения такого оружия является необъяснимый, «животный», страх. А страх способен изменять человека коренным образом.
Существует старинная притча о страхе. «Куда ты идешь?» – спросил странник, повстречавшись с Чумой. – «Иду в Багдад. Мне нужно уморить там пять тысяч человек». Через некоторое время тот же человек снова встретил Чуму. «Ты сказала, что уморишь пять тысяч, а уморила пятьдесят», – упрекнул он ее. «Нет, – возразила она, – я погубила только пять тысяч, остальные умерли от страха».
Цели информационных войн и применения информационного ору – жия – завоевание превосходства над противником и нанесение ему поражения как в конкретном акте противостояния или отдельной боевой операции, так и во внешней и внутренней политике, экономике, обороноспособности страны в целом.
Задачи применения информационного оружия:
подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
манипулирование общественным сознанием внутри страны, создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к национальному наследию;
провоцирование политической напряженности и хаоса внутри страны, инициирование этнических и религиозных столкновений, забастовок, массовых беспорядков и других акций протеста;
дезинформация населения об истории страны, о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация всей системы управления;
нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой, объектами повышенной опасности;
нанесение серьезного ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности.
В общей системе информационных средств особое значение имеет социальная информация – как наиболее сильное оружие и массовое средство воздействия. Именно эта информация определяет функционирование общественных образований, профессиональных, возрастных и этнических групп людей, государственных и общественных институтов, а также конкретных людей, их помыслы и поступки.
Под социальной информацией понимаются сведения, неразрывно связанные с процессом усвоения человеком знаний, жизненных норм и ценностей, побуждающих его определенным образом функционировать в обществе. К числу сущностных признаков социальной информации можно отнести следующие ее особенности:
социальная информация всегда обращена к личности, социальным группам, классам, социуму в целом. Она является средством прямого воздействия на развитие человеческой психики, сознание человека и общества;
социальная информация (через воздействие на общественное и индивидуальное сознание) в наибольшей степени определяет социально-экономические и политические ориентации людей во внутренней жизни государства и в отношениях с другими странами;
социальная информация определяет эффективность передачи социального опыта от поколения к поколению, сохранение и упрочение национальных традиций и обычаев;
социальная информация в значительной мере определяет практическое поведение людей.
Эти ресурсы социальной информации можно использовать как в прогрессивных целях, так и для корыстного давления одного государства (партии, социальной группы, личности и т. д.) на другое.
Главным объектом применения социальной информации как оружия является сфера общественного сознания индивидуума и различных общностей людей, национальный менталитет, духовно-нравственные и социально-психологические качества личности и общества в целом. Определенным образом структурированная и подготовленная информация такого рода может быть исключительно сильным средством деформации индивидуального сознания, вплоть до изменения психики, доведения ее до болезненного состояния. Более того, она способна стать побудительным мотивом к суицидальным действиям, может вызвать широкомасштабные протестные действия, экстремистские выступления, террористические акты, крупные вооруженные столкновения и т. д.
При ведении информационной войны в общественное сознание народа страны, ставшей жертвой агрессии, целенаправленно внедряются такие ложные представления об окружающем мире, которые позволяют агрессору в дальнейшем свободно манипулировать как правительством, так и населением этой страны и осуществлять захват необходимых ресурсов, практически не встречая сопротивления, без применения оружия обычного типа.
Агрессивное (по целям) использование социальной информации может прикрываться лозунгами о «социально-экономической помощи», «культурном сотрудничестве» и осуществляться через управляющую «элиту» страны – жертвы агрессии, которая в меру сформированных у нее установок способна нередко искренне верить, что работает во благо своего народа.
Преимущества информационных средств противоборства в сравнении с обычным оружием:
относительно невысокие затраты;
лучшая возможность скрытого применения;
размытость традиционных границ воздействия;
отсутствие выраженного отличия мероприятий информационной войны от других видов деятельности;
меньший риск собственного поражения; отсутствие экологического ущерба;
возможность сохранения материально-экономической инфраструктуры.
Нередко информационное оружие называют «умным», «несмертоносным», более «гуманным». Это очень серьезное и крайне опасное по своим последствиям заблуждение. Данное оружие губительнее для людей, чем обычное средство поражения. Оно направлено против самого трудновосполнимого в человеке – его психики. И поэтому калечит людей глубже пулевого или осколочного ранения, искажая и опустошая их внутренний мир. Длительное воздействие целенаправленной дезинформацией, спланированной ложью неизбежно подавляет способность к подлинной жизни и порождает преступное поведение, наркоманию, психические расстройства, суициды.
После обычных войн рождаются здоровые, полноценные дети; общечеловеческий потенциал восстанавливается достаточно быстро. Пораженные информационным оружием не способны сформировать психически здоровое следующее поколение. По законам социальной наследственности они могут воспитать только себе подобных. Рядом с нервозным, закомплексованным, а то и просто «зомбированным» человеком, как правило, вырастает такой же невротик или зомби. В итоге после информационных войн проигравшее государство не способно восстанавливаться. А эти войны часто не имеют окончания.
Информационное оружие – это новый, страшный и пока еще не запрещенный вид оружия массового поражения. При нарастающей интенсивности и изощренности его применения у человечества нет будущего. Информационное оружие и смертоносно, и негуманно: оно разрушает душевную сущность человека, лишая его главной основы жизнеспособности.
Масштабность и мощность воздействия информационных факторов на психику людей выдвигают обеспечение информационно-психологической безопасности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы. Поэтому способность защитить себя от информационной агрессии, обеспечить информационную безопасность населения становится важнейшей задачей любого государства.