Игры с различными предметами и материалами




Предисловие

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его дви­гательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, на­чиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно дей­ствуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные дейст­вия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики ки­стей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоя­щее время на рынке представлены разнообразные книги, по­собия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у боль­шинства современных детей, особенно городских, отмечает­ся как общее моторное отставание, так и слабое развитие мо­торики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выпол­нять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вя­зать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято што­пать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие опе­рации за человека выполняют машины — кухонные комбай­ны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить


о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (исполь­зование различных инструментов — ножниц, иголки, лопат­ки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в до­школьном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетель­ствует о некотором отставании в развитии ребенка.

В настоящем пособии представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, раз­вить согласованные движения рук, дифференцированные дви­жения пальцев рук.

В ходе этих игр развиваются следующие движения:

хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя
целенаправленно (правильно определяет место предмета в
пространстве (направление и расстояние), учитывает форму,
величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает од­
ной рукой или щепотью, большие — двумя руками);

соотносящие действия: ребенок учится совмещать два пред­
мета или две части одного предмета; принцип соотносящих
действий лежит в основе многих дидактических игрушек —
пирамид, матрешек и др.;

подражание движениям рук взрослого: это умение лежит
в основе формирования многих полезных навыков ручных
действий;

движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотвор­ное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому подобные упражнения можно проводить в перерывах между основны­ми занятиями, во время игр в помещении или на прогулке либо использовать в качестве разминок на занятиях.


Массаж рук

Цель и задачи

• Развитие силы рук.

• Предоставление ребенку разнообразных тактильных ощу­
щений.

Материалы

Во время массажа в небольшом количестве можно исполь­зовать массажное или обычное детское косметическое масло. Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с глад­кой и ребристой поверхностью; пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью.

Организация занятий

Длительность массажа 5—10 минут.

Меры предосторожности

Необходимо регулировать силу воздействия на руки ребен­ка — массаж должен быть укрепляющим, но в то же время легким, не доставляющим неприятных ощущений.

Приемы массажа

Массаж является несложным, но весьма эффективным ме­тодом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденному ребенку. Педиатры пред­лагают проводить упражнения в такой последовательности:

1) массаж пальцев (рис. 1). Круговыми движениями боль­
шого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик
малыша, начиная от их кончиков:

2) массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений
пальцев (рис. 2);



3) массаж всей руки (рис. 3). Осторожно помассируйте ру­ку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу.

Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколь­ко месяцев можно увидеть благотворный результат: руки ре­бенка перестанут быть мягкими, они, словно, наполнятся си­лой. Кроме того, массаж способствует общему развитию малыша.

Также существует более дифференцированный массаж рук (по методике О. Приходько):

1) поглаживание наружной и внутренней поверхности ру­
ки ребенка; движения выполняйте по направлению от кисти
к локтю (6-8 движений на каждой руке);

2) сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одно­
временно (за исключением большого пальца; 2—4 раза на каж­
дой руке);

3) спиралевидные движения пальца взрослого по раскры­
той ладони ребенка; во время массажа двигайтесь от середи­
ны ладони к основаниям пальцев малыша, затем переходите
на внутреннюю сторону большого пальца (2—4 раза по каж­
дой ладони; «рисуем», «мотаем клубочек»);

4) точечные нажатия большим и указательным пальцами
на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направле­
нию от их кончиков к основанию; нажатия нужно выполнять
в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой (каж­
дый палец массируйте 1—2 раза; «мы вот так шагаем — топ-
топ-топ»);


 

5) отведение и приведение большого пальца ребенка в трех
направлениях: вперед-назад, вбок — в сторону, по кругу;

6) ласковое поглаживание каждой ручки ребенка по на­
правлению «от периферии к центру» (5-6 раз).

Описанные ниже упражнения с использованием различных предметов ребенок может выполнять самостоятельно; они по­могут развить силу рук, чувствительность ладоней.

Игра «Крутись, карандаш»

Цели. Сделать массаж ладоней ребенка. Материалы. Карандаши с ребристой поверхностью.

Ход игры

Раздайте малышам карандаши и предложите покатать их по столу вперед — назад. Предварительно покажите малышам, как выполняется это движение. («Сегодня мы с вами будем не рисовать карандашами, а катать их по столу: вот так, впе­ред — назад. Чтобы карандаш не укатился, крепко надавите на него ладошкой».)

Научите детей катать карандаши по столу сначала одной рукой (ведущей), потом другой.

Игра «Не боюсь колючек»

Цели. Сделать массаж ладоней ребенка. Материалы. Бигуди-липучки небольшого диаметра.

Ход игры

Раздайте малышам бигуди и предложите их потрогать. Об­ратите внимание детей на то, что бигуди на ощупь колючие: «Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их. А теперь по­вторяйте за мной: „Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!"»

Предложите малышам покатать бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ладони детей были прямыми и напряженными.


Игра «Непослушные шарики»

Цели. Сделать массаж ладоней ребенка; развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Материалы. Небольшие шарики: резиновые, пластмассо­вые, деревянные с гладкой или ребристой поверхностью; бу­сины, крупа (горох, пшено и др.).

Ход игры

Раздайте малышам шарики и предложите покатать их ла­донью по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу). Объяс­ните детям, что во время игры шарики не должны выкаты­ваться из-под ладоней: «Вот вам маленькие шарики. Давайте поиграем с шариками — покатаем их по столу. Только шари­ки непослушные — хотят убежать. Не отпускайте их!»

Затем попросите малышей покатать шарики между ладо­нями.

Когда дети научатся катать шарики, можно предложить им крупу или бусины, при этом они могут накрывать ладонью сразу несколько бусинок или крупинок.


Игры с различными предметами и материалами

Цели и задачи

• Развитие хватания.

• Развитие согласованных движений обеих рук.

• Развитие точных и дифференцированных движений ки­
стей и пальцев рук.

• Формирование ручных умений: расстегивание и засте­
гивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользо­
ваться игрушечной иголкой.

• Развитие осязания.

• Развитие мышления и воображения.
Материалы

Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответ­ствии с целью задания. Методы обучения

• Показ действий.

• Действия руками ребенка.

• Поэтапная словесная инструкция.
Организация занятий

Малыши часто с трудом осваивают действия, направлен­ные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать сле­дующие условия:

1) не допускать переутомления детей — сначала длитель­
ность занятий не должна превышать 5-10 минут, постепен­
но ее можно увеличить;

2) уровень сложности игры должен соответствовать возра­
стным и индивидуальным особенностям ребенка;


3) обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать ма­
лышей;

4) занятия проводить в свободное время индивидуально или
с небольшой группой детей.

Порядок работы

Работа с детьми строится по принципу постепенного по­вышения уровня сложности заданий. Например, при прове­дении игры «Бусы для куклы» сначала следует предложить малышам сделать бусы с помощью деревянной иглы из не­скольких крупных бусин с широкими отверстиями, затем можно увеличить количество бусин, использовать бусины меньшего размера; попросить детей действовать без иглы, на­низывая бусины на шнурок.

Для закрепления движений полезно неоднократно предла­гать малышам одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.

Помощь

Специальные игры и упражнения, направленные на разви­тие мелкой моторики, довольно трудны для маленьких детей. В этом возрасте руки малышей еще недостаточно развиты, движения неловкие, неуклюжие. Дети еще не умеют регули­ровать силу, точность, направление движений. Часто отсут­ствие умений или их недостаточная сформированность сер­дит и расстраивает малышей. В случае затруднения они могут потерять интерес к игре. Чтобы этого не произошло, помо­гите малышу: еще раз покажите ему, как нужно выполнять то или иное действие, или возьмите его руки в свои и вы­полните действие совместно.

Меры предосторожности

Во время занятия следите за соблюдение мер безопаснос­ти — не позволяйте детям брать в рот мелкие предметы и де­тали (бусы, деревянные иглы и др.).

Игра «Прячем ручки»

Цели. Учить детей подражать движениям взрослого. Материалы. Платки, коробки.


Ход игры Предложите детям повторить следующие движения:

— Давайте спрячем наши ручки — вот так! (Дети прячут
руки за спину.)

— Где же наши ручки? А вот они, ручки! (Дети показыва­
ют руки.)

— Снова ручки спрятались... (Дети прячут руки под стол
(если дети сидят за столом) или за спину (если дети стоят).)

Где же наши ручки? А вот они! (Малыши показывают руки.)
Игру можно повторить несколько раз. Таким же образом

можно прятать руки под платок, в коробку.

Игра «Спрячь в ладошке»

Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы. Кусочки поролона или резиновые кольца и дру­гие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

Ход игры

Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и пред­ложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел — зажмите покрепче в ладошке!»

Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его се­бе. Если предмет виден, ведущий забирает его.

Игра «Котенок»

Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить под­ражать движениям взрослого.

Материалы. Маленькие резиновые игрушки-пищалки: ко­тята (по количеству детей).

Ход игры

Раздайте малышам игрушки и предложите сжать их в ку­лачке. В это время читайте двустишие:


Ты, котенок, не пищи, Лучше маму поищи.

Игру повторите несколько раз.

Подобные игры можно проводить с самыми разнообраз­ными игрушками-пищалками.

Игра «Ветерок»

Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материалы. Резиновые груши небольшого размера (по ко­личеству детей).

Ход игры

Покажите детям резиновую грушу, продемонстрируйте, как можно сжать ее в ладони, выпуская из отверстия воздух: «Вот так дует ветерок! Давайте сделаем ветер вместе».

Чтобы дети смогли лучше ощутить струю воздуха, подне­сите грушу к рукам или щечкам малышей. Затем раздайте им резиновые груши и предложите «сделать ветерок».

Можно предложить детям сдуть со стола ватку, перышко, небольшой бумажный комочек, направив на эти предметы струю воздуха.

Игра «Брызгалки»

Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материалы. Резиновые груши небольшого размера (они должны помещаться в ладонях малышей) или пластиковые пузырьки с небольшими отверстиями в крышках (по коли­честву детей); большая емкость с водой.

Ход игры

Это упражнение можно провести летом на улице или до­ма во время купания.

Раздайте детям резиновые груши или пластиковые пузырь­ки, наполненные водой, и предложите поиграть: «Летом на улице жарко и душно. Давайте сделаем дождик! Вот как брыз-


ги полетели!» Предварительно продемонстрируйте малышам, как сжать грушу, чтобы получить брызги.

Затем предложите детям самостоятельно наполнить груши водой. Для этого грушу необходимо сжать, выпустив воздух, затем опустить под воду и подождать, пока она наполнится водой.

Игра «Ямки»

Цели. Развивать силу рук, хватательные, соотносящие дви­жения рук.

Материалы. Тесто (пластилин), изюм (фасоль, горох, ка­мушки), поднос, карандаш.

Ход игры

Предложите ребенку размять в руках кусок мягкого тес­та, затем положить его на поднос и сделать в нем «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же обра­зом можно действовать несколькими пальцами (2—3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите малышу положить изю­минки.

При работе с пластилином ямки можно сделать незаточен-ной стороной карандаша, а в получившиеся углубления по­ложить фасолины, горошины, камушки.

Игра «Спрячь шарик»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Материалы. Тесто или пластилин, пластмассовые или стек­лянные шарики (желательно с гладкой поверхностью, чтобы тесто не прилипало к ним).

Ход игры

Перед началом занятия подготовьте мягкое тесто. Его можно подкрасить, добавив во время замешивания пище­вую краску.


Раздайте детям по кусочку теста и предложите размять его.

Покажите малышам яркие шарики и попросите сначала спрятать их в тесто, а затем найти.

Повторите игру несколько раз.

При работе с пластилином можно попросить детей снача­ла облепить шарик слоем пластилина, а затем снять его.

Игра «Пирожки»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Материалы. Кусочки теста (они должны помещаться в ла­дошках малышей), тарелка, куклы.

Ход игры

Возьмите кусочек теста и начните перекладывать его из од­ной руки в другую, имитируя движения, которые использу­ются при лепке пирожков. Свои действия комментируйте пе­сенкой:

Я пеку, пеку, пеку Деткам всем по пирожку. А для милой мамочки Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка, Вкусные два пряничка. А ребяток позову — Пирожками угощу.

Положите пирожок на пластмассовую тарелку.

Раздайте детям кусочки теста и предложите слепить пирож­ки. При необходимости помогите детям, взяв ладошки ма­лыша в свои и сделав пирожок вместе. Затем предложите ре­бятам угостить пирожками кукол.

На следующем занятии можно сделать пирожки с начин­кой, вложив в тесто желудь, каштан или несколько фасолин. Можно приготовить большой пирог и украсить его малень­кими кусочками теста.


Игра «Спрячь руки!»

Цели. Развивать хватательные движения, осязание. Материалы. Разные виды круп или песок, миска.

Ход игры

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Предло­жите ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пошевелить пальцами.

Объясните детям, что действовать надо аккуратно, чтобы не рассыпать крупу.

Вместо крупы можно использовать песок или муку.

Игра «Найди игрушку!»

Цели. Развивать хватательные движения, осязание. Материалы. Разные виды круп или песок, мелкие игруш­ки и предметы, миска.

Ход игры

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди.

Насыпьте в глубокую миску крупу (около 1 кг). Затем спрячьте в крупу игрушку и предложите детям найти ее.

Такую же игру можно проводить в песочнице.

Игра «Гора из песка»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Материалы. Песок.

Ход игры

Занятие проводится на улице в песочнице. Предложите детям сделать большую гору из песка. По­кажите, как можно загребать песок при помощи прямых


напряженных ладоней рук (если песок сухой) или с помощью совка или лопаты (если песок мокрый): «Давайте сделаем гор­ку из песка. Вот какая высокая получилась!» Затем укрепите на вершине горки цветочек или веточку: «А на самой верши­не вырос цветочек (деревце). Давайте польем его из лейки!»

Игра «Пересыпь крупу»

Цели. Учить пересыпать сыпучие вещества из одной емко­сти в другую.

Материалы. Разные виды круп или песок, ложка, совок или воронка, различные емкости (коробки, миски, пластмассо­вые чашки, сосуды, пакеты и др.).

Ход игры

Предложите детям при помощи ложки', совка или ворон­ки пересыпать крупу из одной емкости в другую (пересыпать крупу дети могут и руками): «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке храни­лись разные крупы и семена. Давайте поможем мышке раз­ложить зернышки в банки, коробочки и пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся».

Подобную игру можно проводить в песочнице.

Игра «Где шарик»

Цели. Развивать соотносящие движения рук; знакомить с предметами разной величины.

Материалы. Шарики и другие игрушки разной величины (которые помещаются в одной ладони и которые помещают­ся в двух ладонях; по количеству детей).

Ход игры

Раздайте детям маленькие шарики и предложите спрятать их в ладонях. Предварительно покажите малышам, как спря­тать шарик, зажав его в ладони: «Вот шарик. А теперь, где шарик? Нет шарика!»


Затем предложите малышам спрятать шарики большего размера.

Если у детей не получается это сделать, продемонстри­руйте, как спрятать предмет, зажав его между ладонями: «Не помещается шарик в ладошке? Большой шарик. Да­вайте накроем его другой ладошкой — теперь не видно ша­рика».

Игра «Сдуй игрушку!»

Цели. Развивать силу рук, укреплять мышцы пальцев и ки­стей рук.

Материалы. Надувные игрушки небольших размеров (по количеству детей).

Ход игры

Раздайте малышам надувные игрушки и предложите поиг­рать с ними. После того как дети наиграются, попросите их выпустить из игрушек воздух. Покажите ребятам, как открыть клапан и сжать игрушку в руках. («Сейчас наши игрушки полненькие, с толстенькими животиками. Игрушки долго-долго играли, устали и стали худенькие... Вот такие!»)

Игра «Что внутри?»

Цели. Развивать соотносящие движения рук.

Материалы. Разнообразные коробки и непрозрачные бан­ки (пластиковые, деревянные, картонные или железные) не­большого размера с крышками (принцип накрывания); кон­феты, мелкие предметы.

Ход игры

Спрячьте в коробки или банки конфеты или какие-нибудь мелкие предметы. Раздайте коробки малышам и предложите открыть их: «Смотрите, какие красивые коробочки. Интерес­но, что там внутри? (Погремите коробкой.) Давайте откроем и посмотрим!»


Эту игру можно повторить, предлагая малышам не только открывать, но и закрывать коробки.

Игра «Бумажные снежки»

Цели. Развивать силу рук. Материалы. Листы бумаги.

Ход игры

Раздайте детям листы бумаги и попросите смять их в комки (объясните малышам, что мять можно только ненужную бумагу).

Затем предложите малышам поиграть в «снежки»: «Какое сейчас время года? Лето. А так хочется поиграть в снежки! Давайте сделаем снежки не из холодного снега, а из старой бумаги, и поиграем!»

Игра «Осенние листья»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук. Материалы. Листы бумаги.

Ход игры

Раздайте детям листы бумаги и предложите сделать осен­ние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите малышам, как это делается, затем пусть они попробуют самостоятель­но сделать листочки.

Когда листочки будут готовы, организуйте игру «Осенние листья». Покажите малышам, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру. Затем вместе с детьми соберите листья в кучки (можно использовать веник).

По окончании игры попросите малышей помочь вам уб­рать листочки.

Игра «День рождения»

Цели. Развивать силу рук, хватательные, соотносящие дви­жения рук.


Материалы. Картонные коробки разной величины, упако­вочная бумага разной толщины, бумажные, пластиковые па­кеты; различные предметы и игрушки.

Ход игры

Перед началом занятия подготовьте «подарки» — положи­те в картонные коробки различные предметы и заверните их в бумагу (можно положить предметы в пакеты).

Предложите детям поиграть в игру «День рождения», в хо­де которой именинник будет доставать подарки из упаковки.

Игра «Погремушка»

Цели. Развивать хватательные и соотносящие движения рук.

Материалы. Небольшие пластиковые бутылки с крышка­ми (по количеству детей); мелкие предметы (камушки, фа­соль, бусины, детали мозаики и др.); коробочки (по количе­ству детей).

Ход игры

Покажите малышам пластиковую бутылку с бусинами вну­три. Погремите бутылкой: «Посмотрите, какая у меня погре­мушка. Вот как она громко гремит. Давайте сделаем много погремушек».

Раздайте малышам приготовленные бутылочки и попро­сите открыть крышки (в случае затруднения помогите). За­тем раздайте детям коробочки с различными мелкими пред­метами и предложите положить эти предметы в бутылки. Покажите малышам, как брать предметы по одному (двумя пальцами или щепотью) и опускать их в узкое горлышко бу­тылки. После того как дети положат предметы внутрь сво­их сосудов, предложите им закрыть бутылки крышками и погреметь.

Чтобы малыши не устали и не потеряли интерес к выпол­няемой работе, сначала для изготовления погремушки пред­лагайте им не более 5—6 мелких предметов. Затем количест­во предметов можно постепенно увеличить.


Игра «Покажи пальчики!»

Цели. Развивать соотносящие и хватательные движения рук. Материалы. Пластмассовые бигуди диаметром 2—2,5 см; три­котажные перчатки.

Ход игры

Попросите детей поднять руки, растопырив пальчики. На­деньте малышам на пальчики разноцветные бигуди, а затем предложите им снять их второй рукой. После того как дети на­учатся снимать бигуди с пальцев, можно попросить их само­стоятельно надеть бигуди на пальцы себе или соседу: «Давай­те нарядим наши пальчики в разноцветные одежки — вот так!»

Также можно надеть малышам трикотажные перчатки («паль­чики спрятались», «пальчики в домиках»), а затем попросить самостоятельно снять их.

Игра «Непослушные колечки»

Цели. Развивать соотносящие и хватательные движения рук.

Материалы. Разнообразные деревянные и пластмассовые пи­рамидки и сборно-разборные игрушки, в основе которых ле­жит принцип сбора предмета путем нанизывания фигур на стержни.

Ход игры

Покажите детям большую пирамидку и предложите снять с нее колечки. Затем покажите малышам, как можно катить колечки: «Смотрите, какие непослушные колечки! Давайте скорее соберем их и наденем на палочку!»

Игру можно повторить несколько раз, предлагая детям по очереди собирать и разбирать пирамидку. Помните, что иг­рушку легче разобрать, чем собрать, поэтому в начале рабо­ты предлагайте детям разбирать собранные пирамидки, сни­мая по одной детали. Так как в ходе данного занятия дети только учатся надевать детали на стержень, не требуйте, что­бы они собирали игрушку в определенном порядке.


Игра «Мастер-ломастер»

Цели. Развивать силу рук, а также соотносящие действия

рук.

Материалы. Разнообразные конструкторы; домик, поезд или любая другая поделка из конструктора.

Ход игры

Покажите детям домик для куклы и предложите разобрать его: «Посмотрите, какой дом у нашей куклы. Долго жила кукла в этом доме. Пора построить ей новый. Давайте раз­берем дом на отдельные кирпичики, а потом построим но­вый».

Или покажите малышам поезд: «Вот какой длинный поезд получился. Давайте разберем его на отдельные вагончики».

Когда дети научатся разъединять детали конструктора, мож­но предложить им собрать какую-нибудь простую конструк­цию (сначала это могут быть бессюжетные конструкции). При этом помните, что детям сложно работать с мелкими деталя­ми, поэтому сначала предлагайте им конструкторы с круп­ными деталями и простым способом соединения.

Игра «Разборные картинки»

Цели. Развивать соотносящие движения рук; тонкую мото­рику пальцев рук.

Материалы. Пазлы крупного размера из поролона или дерева.

Ход игры

Попросите детей разобрать на части заранее сложенные кар­тинки (сначала деревянные, затем из плотного поролона). Ког­да малыши освоят этот вид работы, можно предлагать им складывать простые крупные картинки (количество деталей можно постепенно увеличивать): «Посмотрите, наша краси­вая картинка сломалась — рассыпалась на отдельные кусоч­ки... Давайте снова соберем картинку и посмотрим, что на ней нарисовано!»


Игра «Мозаика»

Цели. Развивать соотносящие движения рук, умение захва­тывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указа­тельным).

Материалы. Мозаика с крупными выпуклыми деталями и длинными ножками, коробочки.

Ход игры

Выложите из мозаики узор. Предложите детям разобрать его и разложить детали в коробочки, группируя их по цве­там. Следите, чтобы во время работы дети брали детали дву­мя пальцами (большим и указательным).

Затем предложите малышам вставить детали мозаики в отверстия основы (в произвольном порядке). Когда дети ос­воят это умение, покажите им, как выложить из мозаики дорожки и столбики. В следующий раз предложите им сде­лать более сложные изображения: цветы, травку, солныш­ко и др.

Игра «Курочка Ряба»

Цели. Развивать соотносящие движения рук, дифференци­рованные движения пальцев рук.

Материалы. Игрушечная курочка, небольшие шарики (по количеству детей), золотая и серебряная фольга.

Ход игры

Перед началом занятия заверните шарики в золотую фоль­гу (вместо шариков можно использовать коробочки от кин-дер-сюрпризов, грецкие орехи).

Обыграйте сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», используя завернутые в фольгу шарики. Затем раздайте малы­шам «яички» и предложите «разбить» их — снять фольгу.

В следующий раз можно раздать детям шарики и фольгу и предложить из простых «яичек» сделать золотые и сереб­ряные.


Игра «Сорока-воровка»

Цели. Развивать соотносящие движения рук, дифференци­рованные движения пальцев рук.

Материалы. Фольга, небольшие игрушки (по количеству де­тей), игрушечная сорока или картинка с ее изображением.

Ход игры

Покажите детям сороку, предложите внимательно рассмо­треть ее, расскажите о ее повадках: «Сорока любит все бле­стящее. Давайте сделаем для нее подарки!»

Раздайте малышам игрушки и предложите упаковать их в фольгу. Покажите детям, как это делается. Обратите их вни­мание на то, что фольгу нужно плотно прижимать к предме­ту, тогда она примет его форму.

Игра «Пластилиновые узоры»

Цели. Развивать силу рук, соотносящие движения рук, зна­комить с приемами лепки.

Материалы. Листы картона формата А4 или дощечки, на­мазанные тонким слоем пластилина, бруски пластилина.

Ход игры

Раздайте детям пластилин и покажите, как отщипнуть от большого куска маленький кусочек и скатать из него шарик (диаметр 5—7 мм). Затем попросите детей самостоятельно сде­лать несколько пластилиновых шариков.

Предложите малышам положить пластилиновый шарик на основу и нажать на него пальчиком — получится круг­лое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз — получится пласти­линовая линия.

Когда дети освоят эти приемы, предложите им сделать пла­стилиновые картинки, которые могут представлять собой абст­рактные узоры или простые изображения — «конфетки», «ягод­ки», «травку», «дождик», «снег» и др. (рис. 4).


       
 
   
 


Игра «Пластилиновая мозаика»

Цели. Развивать силу рук; хватательные движения (боль­шим и указательным пальцами); знакомить с приемами леп­ки (вдавливание).

Материалы. Основа — бруски пластилина или небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина (толщи­на слоя приблизительно 5 мм), фасоль, горох, камушки и дру­гие мелкие предметы.

Ход игры

Покажите детям основу будущей работы и предметы, ко­торые они будут вдавливать в пластилин. Продемонстри­руйте малышам, как нужно брать маленькие предметы дву­мя пальцами и вдавливать в пластилин: в произвольном порядке, рядами, по нарисованному при помощи стеки кон­туру.

Затем раздайте детям пластилиновые основы и детали и предложите самостоятельно сделать узор. Можно придумать сюжеты для этих работ: попросить малышей «посадить ово­щи на грядку», «украсить пирог», «выложить дорожку из ка­мушков» и др. (рис. 5).

Используя прием вдавливания мож­но выполнить большое коллективное панно. Чтобы во время работы дети не толкались и не мешали друг дру­гу, предложите им действовать по очереди.


Игра «Длинная дорожка»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские); игрушечная ма­шина.

Ход игры

Дайте детям машину и предложите им покатать ее. Затем раздайте малышам счетные палочки и попросите сделать для машины длинную дорожку.

Дети по очереди выкладывают палочки (сначала по одной палочке, затем по 2—3 палочки).

Когда дорожка будет готова, обыграйте результат: «Какая прямая и длинная дорожка получилась! Какие вы молодцы!» Предложите кому-нибудь из детей провезти машину по до­рожке.

В следующий раз можно построить дорогу с поворотами, несколько пересекающихся дорожек, извилистую тропинку.

Игра «Заборчик»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские), листы картона с изображениями домиков (по количеству детей).

Ход игры

Покажите малышам картинку с изображением домика: «В лесу стоит домик. В нем живет маленький мальчик. Страш­но мальчику в лесу. Давайте сделаем забор вокруг дома, и маль­чик не будет бояться диких зверей!»

Покажите детям, как на листе картона (поверх изобра­жения дома) можно выложить забор из палочек. Затем предложите малышам выложить забор самостоятельно. Ма­лыши могут сделать как глухой забор, так и забор со ще­лями.


Игра «Фигурки»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские), шнурки или тол­стые цепочки.

Ход игры

Выложите из счетных палочек треугольник и квадрат. Пред­ложите детям рассмотреть фигуры и сделать такие же.

На следующем занятии можно предложить детям выложить прямоугольник, а при помощи шнурка или цепочки — круги или овалы.

Игра «Домик»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Материалы. Счетные палочки (плоские); листы картона с на­рисованными фигурками зайца и лисы (по количеству детей).

Ход игры

Покажите детям изображения зайца и лисы: «Жили-были в лесу лиса и заяц. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от нее убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут. Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от лисы. Давайте поможем зайчику и сделаем для него домик!»

Покажите детям, как выложить домик из палочек так, что­бы заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Затем предложите малышам самостоятельно сделать домик для зайца.

Обыграйте результат: «Спрятался зайчик в домике. Лиса походила, походила и ушла».

Игра «Волны»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.


Материалы. Шнурки синего или голубого цвета (можно ис­пользовать толстые цепочки), бумажный кораблик.

Ход игры

Раздайте детям шнурки или цепочки и покажите, как сде­лать из них волны.

Обыграйте ситуацию: «Посмотрите, какой у меня красивый кораблик. Кораблик игрушечный, сделан из бумаги. Теперь давайте сделаем для кораблика игрушечное море из шнурков или ниток и пустим корабли



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: