Анализ работы социального педагога по взаимодействию с семьей школьника




Вопросу воспитания детей во все времена уделялось огромное внимание. По своей природе воспитание всегда социально, ибо оно призвано служить интересам личности и общества, отвечать целям, задачам его социального развития. Однако именно сегодня задачи социального воспитания молодёжи стали неотложными в силу многих причин: кризис социальной системы, распад семьи, социальная напряжённость, криминализация жизни, ухудшение экологической обстановки и др. Всё это способствует нарастанию из года в год негативных тенденций среди подростков и молодёжи.

Отличие современного социального воспитания заключается в том, что в создании гармонично развитой личности в экосистеме космос-природа-социум-человек основной упор делается на социум, точнее на сотворённую в нём культуру. Именно в социуме (сфере ближайшего окружения личности) в процессе его гуманизации закладываются основы формирования жизненных установок человека, гармоничного взаимодействия личности с окружающей средой. Речь идёт о создании в микросоциуме такой нравственной атмосферы, которая бы содействовала воспитанию, обучению, развитию, социальной защите индивида.

Только совместная творческая, профессиональная работа позволит решить поставленные задачи по воспитанию подрастающего поколения. А среди форм и методов идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся молодёжью предлагаются следующие: организация широкой сети кружков и клубов по интересам в рамках взаимодействия территориально близких учебных заведений, разработках и популяризация совместных мероприятий с участием родителей учащихся, организация рабочих мест для учащейся молодёжи, привлечение молодёжи к участию в обустройстве объектов государственной важности, объектов соцкультбыта, территории города, микрорайона, учебного заведения и др.

Таким образом, социальное воспитание - это понятие комплексное, интегративное, предполагающее полноценное функционирование всего общественного арсенала воспитательных средств и возможностей в целях нравственного и социального формирования личности. Оно ориентировано на конкретные повседневные нужды, личные и возрастные особенности человека, на потребности социума.

Исходя из всего вышеотмеченного, из опыта жизнедеятельности школы, понимая важность проблемы, приходим к выводу о необходимости формирования социально-педагогического комплекса. Разветвлённая сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию. Именно социально-педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, и творчески и интеллектуально одарённых, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психические отклонения, а также с девиантным поведением, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве, усыновлении и т.п. Отдельные звенья структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создание комфортной социально-образовательной среды в мире социума, правовой и экономической защиты, социальной профилактики.

Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов совершается в рамках дополнительного образования, которое направлено на формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребёнку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Многогранная деятельность учреждений дополнительного образования требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, родителей, работников социальной сферы.

Рассмотрим проект «Содружество» (Взаимодействие социума, школы, семьи и общественности) на примере МОШИ «Катравожская ШИС(П) ОО».

Цель проекта - создание воспитывающей социальной среды как важного фактора социального формирования личности.

Задачи:

- воспитательная помощь личности в развитии, самопознании, самореализации;

- социальная адаптация личности средствами культурного досуга, трудовой занятости, дополнительного образования, благотворительной деятельности, спорта;

- социальная защита личности, её политических, экономических, культурных, социальных прав;

- социально-педагогическая помощь и поддержка социально-уязвимых, малообеспеченных граждан, лиц, нуждающихся в срочной помощи и поддержке.

В результате эффективной работы социально-педагогического комплекса ожидается реальное воздействие на изменение социально-воспитательных отношений в самом социуме, решение на практическом уровне проблем социального воспитания человека в открытой среде, микросоциуме (сокращение числа правонарушений, обучение учащихся в различных учебных заведениях по избранному школе профилю и др.), создание условий для воспитания и развития личности, включение её в процесс воспитания в качестве активного субъекта, привлечение денежных средств для улучшения материально-технической базы школы.

Социально-педагогический комплекс.

Этапы внедрения:

- Подготовительный (2009/2010 учебный год).

- Основной (2010/2011 учебный год).

Подготовительный этап:

- изучение окружающей среды и её составляющих;

- содружество со средой, осуществляемое через различные организационные формы.

Стремление привлечь интеллектуальные и образовательные силы к участию в процессе воспитания, образования, социальной помощи детям и их семьям выражается понятием «формы сотрудничества». Из опыта предыдущих лет замечаем, что сотрудничество школы и среды может осуществляться через различные организационные формы.

Доминирующие виды воспитывающей деятельности, направления, формы и методы работы.

Организационная: структура управления школой; ученическая конференция, Совет старшеклассников; структура «Радуги».

Социально-ориентационная деятельность: организация лекториев, работы клуба интересных встреч, интеллектуальных игр, профориентация.

Познавательно-развлекательная деятельность: интеллектуальные игры, брейн-ринги, круглые столы, КВНы, концерты художественной самодеятельности, вечера поэзии, спортивные мероприятия (Совет ветеранов, детский сад).

Художественно-эстетическая деятельность: работа театральных кружков, концерты, выставки.

Профилактическая: заседания совета профилактики, беседы, клубы интересных встреч, дни правовых знаний, школьные организационные линейки.

Трудовая деятельность: уборка урожая на полях, предоставление рабочих мест в летнее время учащимся школы, оказание помощи в ремонте видео- и аудиоаппаратуры, оказание помощи в благоустройстве территории.

Одна из главных задач социальной педагогики - гармонизация внутрисемейных отношений. От воспитания, полученного в семье, во многом зависит будущее всего общества, всей страны.
Уделяя пристальное внимание отношениям детей и родителей, социальная педагогика расширяет возможности для общения, творческого проведения досуга, увлекательного труда, отдыха.

Предполагаются многообразные виды деятельности (спорт, КТД, художественное творчество, формы совместной работы детей и родителей (праздник «День матери», новогодние утренники, спортивные шоу «Мама, папа, я - спортивная семья», трудовые акции).

Сотрудничество школы и среды осуществляется и через «открытость» образовательного процесса - Дни открытых дверей школы, посещение уроков родителями (создание программы «Взаимодействие семьи и школы» приложение 1.).

Благотворительность: акция милосердия, вещевая гуманитарная помощь, концерты художественной самодеятельности, акция «Спешите делать добро» (Совет ветеранов, дом престарелых, детские дошкольные учреждения, организации и предприятия города).

Таким образом, всё усложняющийся процесс воспитания учащихся диктует необходимость изменения всей системы обучения и воспитания в школе. Поиски новых форм в обучении и воспитании учащихся связаны сегодня с процессом превращения традиционных замкнутых школ в открытые образовательные учреждения, связанные разнообразными нитями с различными средами. Речь идёт о разработке методологического принципа открытости.

Под принципом открытости понимается особый способ функционирования и организации жизнедеятельности школы в активном взаимодействии с социальной средой.

Взаимодействие представляет собой двухсторонний процесс, в котором в равной степени заинтересованы оба субъекта взаимодействия.

Школа - совокупность различных видов педагогической деятельности: обучения, воспитания, дополнительного образования, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями.

В нашем учебном заведении в предыдущие годы взаимодействие школы и среды осуществлялось по отдельным видам педагогической деятельности.

Предлагаемый проект позволит взаимодействию школы и среды осуществляться комплексно.

«Содружество» - так называется проект. Содружество - значит вместе, конечно, подразумевается партнёрское участие.

Социальный педагог сделала попытку создания социально-педагогического комплекса, показала, что все социальные институты могут (и должны) включаться в открытую гуманистическую систему.

Взаимодействие школы, семьи, других воспитательных институтов начинается с установления благожелательных отношений и строится на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимодоверии.

В проекте чётко определены цель, задачи создания комплекса, очерчены некоторые критерии, по которым можно будет судить о действенности данного комплекса.

Учитывая опыт предыдущих лет, социальный педагог перечисляет различные формы сотрудничества школы и среды, подчёркивает их эффективность.

Сегодняшняя социальная ситуация такова, что без участия в движении милосердия детей и учащихся, молодёжи не обойтись. Воспитание чувства милосердия, возвращение к благотворительной деятельности - настоятельная необходимость и первостепенная педагогическая задача, цель которой - помочь ребёнку сформировать готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия. Ценно то, что в проекте предусмотрено сотрудничество с фондами милосердия, благотворительности, предусмотрена организация шефства над домом престарелых, детскими домами, помощь в микрорайонах школы ветеранам и инвалидам, престарелым людям.

Большое внимание уделяется семейному воспитанию.
Принимая во внимание все положительные моменты данного проекта, хочется отметить некоторые, с нашей точки зрения, недоработки.
Так, в проекте не указаны предполагаемые финансовые поступления.
Некоторая планируемая работа требует специального помещения (например, сельский Дом культуры). Не оговаривается, каким образом оно будет эксплуатироваться (безвозмездное предоставление сцены, аренда за определённые услуги и т.п.).

Кроме этого, хотелось бы большей конкретизации путей взаимодействия с организациями и предприятиями.

Тем не менее, бесспорно: данный проект - значительный шаг в процессе превращения школы в открытое образовательное учреждение.


Заключение

социальный школа педагог семья

Таким образом, основное назначение социального педагога - это социальная защита ребенка, подростка, оказание ему социальной или медицинской помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Для решения этих задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога. Поддержать ребенка в трудную минуту - дело не легкое.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.

Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется.

Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты.

Переходя к главному, следует сказать, что поставленные в начале работы цели и задачи выполнены. В моей работе есть конкретные примеры работы социального педагога МОШИ «Катравожская ШИС(П) ОО», что позволяет более широко и развернуто представить себе суть деятельности социального педагога в школе по взаимодействию с семьей школьника. Повышение эффективности деятельности социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе.

Также важна помощь социальных служб в решении совместных проектов по взаимодействию школы и социальной среды (проект «Содружество».

Таким образом, можно сделать вывод, что цель и задачи курсовой работы достигнуты.


Список литературы

 

1. Бруднов, А., Березина, В. Социально-педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 2005. - №1. - 5 с.

. Березина, В., Ермоленко, Г. Социальный педагог в школе // Воспитание школьников. - 2005. - №2. - 39 с.

. Василькова, Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. - М.: ГФ Полиграф. ресурсы, 2008. - 124 с.

. Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. - 2006. - №5/6. - 45 с.

. Гуров, В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. - 2005. - №4. - 58 с.

. Гуров, В.Н., Шинкаренко, А.Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми // Воспитание школьника. - 2007. - №2. - 39 с.

. Гурьянова, М.П. Новая профессия в социальной сфере // Специалист. -2006. - №11/12. - 29 с.

. Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л.Ф. Детская психология). // Учебник. - М.: Российское пед. агентство. - 2006. - №5. - 156 с.

. Куличенко, Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. - М.; - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2008. - 240 с.

. Лебедев, О.В. Когда крепости пали // Народное образование. - 2005. - №5. - 30 с.

. Лодкина, Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьника. - 2006. - №5. - 38 с.

. Михайлова, А. Тамбов - Терре-Хот: сотрудничество продолжается // Университетский вестник. - 2006. - №8. - 2 с.

. Нагавкина, Л.С., Крокинская, О.К., Косабуцкая, С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО. - 2009. - 272 с.

. Никитина, Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников. - №1. - 2006. - 33 с.

. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей // Библиотека администрации школы. Образовательный центр «Педагогический поиск» / под ред. Гуткиной, Л.Д., - М., 2006. - 79 с.

16. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. - СПб.: С. - Петерб. ун-та. - 2005 - 39 с.

17. Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г. Тамбова. - Тамбов: ТГУ. - 2006. - 32 с.

. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. // Учебное пособие (редактор-составитель Райгородский Д.Я.). - Самара: Бархат, 2005. -672 с.

. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: Феникс. - 2008. - 544 с.

. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей редакцией Галагузовой, М.А. - М.: ВЛАДОС. - 2006. - 416 с.

21. Социальная педагогика: Курс лекции / Под общей редакцией Галагузовой, М.А. - М.: ВЛАДОС. - 2005. - 33 с.

22. Сысенко, В.А. Психодиагностика супружеских взаимоотношений // Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб. - М.: ННН семьи. - 2008. - 37 с.

23. Теория и методика социальной работы: Уч.пособие. - М.: Союз. - 2007. - 199 с.

. Титаренко, В.Я. Семья и формирование личности. - М. - 2005. - 117 с.

. Ткаченко, Е.В. О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Начальная школа. - №9. - 2006. - 22 с.

26. Торохтий, В.С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, в 2 - ух томах: Учебное пособие. - М.: МГСУ. - 2008. - 97 с.

27. Трофимова, О.Г. Книга в семье и духовное развитие ребенка // Начальная школа. - №7. - 2005. - 39 с.

. Урбанская, О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 2006. - 18 с.

. Учитель, социальный педагог, социальный работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей // Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - Тамбов: ТГУ. - 2007. - 113 с.

. Шепелева, К.Г. Из опыта работы с родителями // Начальная школа. - 2006. - №11. - 75 с.

. Шилова. А.Н. Социология отклоняющегося поведения // Социологические исследования. - 2004. - №11. - 59 с.

32. Эйдемuллер, Э.Г., Юстицкис, В.Я. Психология и психотерапия семьи. - СПб. - 2008. - 97 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: