Средства массовой информации и молодежь




Специалисты свидетельствуют: телевидение, видеотехника воздействуют на поведение молодых людей, их нравственные ценности и общесоциальные установки сильнее, чем столь авторитетный институт формирования личности, как школа или семья. Поэтому от содержания, в частности, телевизионных передач и отношения к ним молодежи непосредственно зависит облик гражданина России ХХІ века.

Многие российские эксперты в сфере образования встревожены тем, что в последние годы значительная часть учащихся в нашей стране уже не мыслит свое времяпрепровождение без просмотра телевизионных программ. Чтение книг, традиционно считавшееся в России основным средством приобретения знаний и нравственного развития, отошло на задний план. Благодаря усилиям СМИ, мы можем «догнать и перегнать» американцев, пока еще занимающих первое место в мире по времени, проводимому у телеэкранов и за компьютерными играми. Как следствие, столь же успешно российские школьники «догоняют» американских коллег по стереотипности мышления, уровню внушаемости теми шаблонами, что озвучивают телевизионные «звезды», и готовности перенести эти шаблоны в свое реальное поведение.

Специалисты выделяют три опасных направления информационной политики отечественных СМИ, способных отозваться губительными последствиями для сознания молодых россиян.

Первое направление связано с последовательной переориентацией молодежи с традиционного для России положительного героя на суперличность западного образца. В качестве примера для подражания предлагается тот, кому в ходе победного шествия к жизненной вершине, достижению силового превосходства над другими людьми «муки совести» и чувство сострадания только помеха. Засилье на телеэкранах и на книжных прилавках худших образцов западной массовой культуры подрывает выработанные веками наши менее опасные стереотипы поведения, ослабляет сплоченность и единство народа, навязывает нашим гражданам нормы и принципы чуждой им морали, основанной на культе насилия, жестокости, бездуховности, эгоизма.

Показательны в этом отношении результаты проведенного в России исследования влияния детских мультфильмов на сознание юных зрителей. Оказалось, что большая часть западной продукции такого рода зомбирует детей на недоверие к окружающему миру, формирует у них враждебность, агрессивность, индивидуализм, расчетливость. Тогда как отечественные мультфильмы, наоборот, воспитывают доверие к людям, коллективизм, установку на взаимопомощь, дружественные отношения, любовь к родителям.

Ко второму направлению принадлежат угрозы, связанные с дестабилизацией социальной преемственности поколений. Как подтверждают исследования, отчуждение общества от позитивного исторического опыта – ныне одна из опасных особенностей построения информационных потоков в российских СМИ. Не случайно Доктрина информационной безопасности РФ требует более широкого использования в воспитательной и пропагандистской работе, в том числе через СМИ, «культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России».

Третье направление, фактически являющееся следствием первых двух, связано с расширением масштабов девиантного поведения молодых людей. В результате предлагаемых информационных воздействий общество все чаще сталкивается с такими явлениями среди молодежи, как ослабление способности к самоконтролю за своим поведением, активизация иррациональной сферы сознания, усиление садомазохистских наклонностей. Данные социологических исследований, проведенных ИСПИ РАН, подтверждают наличие корреляционных связей между названными явлениями и возросшей интенсивностью информационных потоков соответствующего содержания в СМИ. Есть прямая связь между преступностью на экране и на улице. Не случайно, как отмечают эксперты, приближение качества продукции российских СМИ к западным, в частности американским, стандартам происходит прямо пропорционально росту и характеру преступности в России.

Согласно социологическим опросам, в современной России более 50 % школьников готовы добыть деньги любым способом и свыше трети 15-летних школьников считают допустимыми воровство и рэкет. По данным Комитета молодежи при правительстве РФ, 6 % молодых людей, то есть 2 миллиона юных граждан, готовы совершить убийство, если им за это «хорошо заплатят». Как отмечает президент Российской социологической ассоциации В. Дробеньков, у нас в стране «происходит тотальное приучение населения к антисоциальному, антиправовому и антигуманному поведению, особенно в области трудовых отношений». И в этой связи уместно обратиться к Доктрине информационной безопасности РФ, настойчиво ратующей за «введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение».

Общение, во все времена привлекавшее человека как средство спасения от своих внутренних проблем, в условиях господства СМИ и нарастания телемании оказалось односторонним и обрело обратную силу. Все более ощутимым становится феномен «одиночества человека в толпе». Стремительно растет число людей, испытывающих патологический страх перед «другими», страх общения с окружающими, боязнь любой деятельности на публике. Появилась новая болезнь – социофобия. Человек возвращается в свое одиночество, но уже в другом, до предела измененном состоянии.

По мнению специалистов, один из наиболее травмирующих факторов телевизионного влияния на психическое и физическое здоровье детей и подростков составляет содержание того, что они смотрят. Главным образом, это относится к насилию, в избытке демонстрируемому по телевидению. Как показывают исследования, постоянный просмотр сцен насилия:

притупляет чувствительность к агрессии;

уменьшает значимость внутренних факторов, сдерживающих агрессию;

увеличивает фактические проявления агрессивности в поведении;

формирует неверный образ социальной реальности, который может стать основой подобных действий.

Американские психологи провели обследование школьников Нью-Йорка и обнаружили, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте предопределяет вероятность проявления агрессивности после 18 лет. Такие дети в дальнейшем не только чаще нарушали закон, но и проявляли жестокость по отношению к своим женам и детям.

Отчет Национального института психического здоровья США содержит данные, согласно которым к 16-летнему возрасту средний телевизионный зритель наблюдает около 13 000 убийств и множество других актов насилия. Накопленные впечатления почти неизбежно содействуют росту агрессивности, ведут к появлению и усилению проблем в межличностных отношениях. Средний десятилетний ребенок в США проводит больше времени перед телевизором, чем в классе, – около 30 часов в неделю. Российские подростки уже приближаются к этому показателю.

Защитные действия. Как обеспечить безопасность подрастающего поколения в условиях информационного обвала и обмана? Назовем некоторые рекомендации учителям и самим учащимся.

Во-первых, бороться с чрезмерным увлечением учащимися телевидением необходимо не с меньшим напряжением, чем с тягой к наркотикам и игровым автоматам. Телемания – опасная болезнь. А экран телевизора – далеко не единственный и совсем не лучший источник полезной для индивидуального развития информации. Нужное в жизни знание всегда многогранно и «многоканально». Для овладения им требуются сравнение, обобщение, выбор, живое критическое обсуждение.

Во-вторых, следует больше читать. В России традиционно важнейшим источником самых глубоких и нужных для человека знаний была классическая литература. Произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, Шукшина и других российских писателей содержат бесценный, не имеющий аналогов в мире фонд духовности, нравственности, любви к Родине.

В-третьих, противостоять не имеющей родства культуре «звезд» нужно, прежде всего, через возвращение к традициям и обычаям своего народа, воспитание чувства гордости за свою историю, национальную культуру и, на этой основе – уважения к культурным традициям разных стран и народов.

В-четвертых, нельзя позволять телевидению и другим СМИ обращаться с собой, как с безвольной куклой. Ибо есть истина в утверждении тех, кто манипулирует нашим сознанием: «Мы обращаемся с людьми так, как они допускают обращаться с собой». Сталкиваясь с попытками информационного внушения, следует быть внутренне готовым противостоять подобному воздействию.

В-пятых, необходимо осознать предоставленное Конституцией РФ право на свободное получение объективной информации и активно бороться за это право путем посильного личного участия, как того требует Доктрина информационной безопасности РФ, в работе «общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу».

Ребенок приобщается к телевизору, а потом и становится зависимым от него, главным образом, в семье. Поэтому специалисты рекомендуют, прежде всего родителям школьников, не только ограничивать просмотр подростками телепередач, но и следить за содержанием того, что их ребенок видит на экране. Нужно помочь детям отличать фильмы и передачи высокого качества от «телемусора», формировать у них художественный вкус. А еще лучше – смотреть телевизионные программы вместе с детьми и комментировать их, помогая правильно оценивать и критически относиться к увиденному, не позволять им оставаться равнодушным к злу и страданиям, подвигу и красоте.

В свою очередь, задача школы состоит не только в том, чтобы обучить подростков правильному использованию возможностей видеоэкранных средств, но и в том, чтобы, во-первых, помочь их родителям осознать опасность бесконтрольного просмотра детьми телепередач и видеофильмов; во-вторых, научить родителей помогать своим детям в общении с телевизором. Тема «Ребенок у телевизора» должна стать одной из самых востребованных в программах «родительского университета».

Вопросы для обсуждения

1. Как меняется с возрастом ваше отношение к телевидению в целом и отдельным его программам (передачам)?

2. Какими видятся вам будущие отношения между средствами массовой информации и конкретным человеком?

3. Ведете ли вы свой телевизионный хронометраж – общий и по отдельным программам (передачам)?

4. Какую информацию в телепередачах вы отнесли бы к «хорошей» (полезной), а какую – к «плохой» (вредной)?

5. Как понимать слова Гёте: «Нигде не найти освещения, если оно не течет из собственной груди»?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: