Методика оценивания олимпиадных заданий теоретического тура (9-класс)




Максимальная оценка по тематическому направлению «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» определятся суммой баллов, полученных

по заданиям 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и тестовому заданию не должна превышать 75 баллов.

ЗАДАНИЕ 1. Справедливо ли утверждение, что человек, являющийся спортсменом (профессионалом или любителем), имеет более высокий уровень здоровья, чем человек, систематически занимающийся физической культурой? Ответ обоснуйте.

 

Вариант ответа.

Систематические занятия физической культурой более полезны для здоровья, так как они обеспечивают уровень оптимальной физической нагрузки на организм, предполагают воздействие на все группы мышц и тренируют части скелета. В профессиональном спорте преимущественное развитие получают только те группы мышц, которые позволяют достичь наибольшего результата в конкретном виде спорта. А также профессиональный спорт предполагает высокий уровень физической нагрузки на организм, что не всегда способствует сохранению хорошего здоровья, особенно в подростковом возрасте.

 

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 4 баллов, при этом:

· оценивается знаниевый компонент, умение логично излагать, доказывать свою точку зрения;

· оценка должна быть достаточно вариативной, если присутствует знаниевый компонент;

если задание не выполнено, баллы не начисляются;

Оценочные баллы: максимальный – 4 балла; фактический - ____ баллов

Подписи членов жюри

ЗАДАНИЕ 2. Дать характеристику здорового образа жизни и его составляющих: рациональное питание; выполнение режима труда и отдыха; личная гигиена;

Вариант ответа.

1. Рациональное питание.

Основные принципы рационального питания:

· умеренность – исключение переедания, полное обеспечение потребности организма в калориях в соответствии с затратами энергии;

· разнообразие – употребление разнообразных продуктов (например, белки животного и растительного происхождения);

· четырехразовое питание обеспечивает равномерное потребление пищи небольшими порциями;

· сбалансированность - удовлетворение потребности организма в незаменимых жизненно важных веществах, обеспечивающих хороший обмен веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, вода, микро- и макроэлементы);

· полноценность питания, биологическая ее полноценность - ежедневное систематическое потребление свежих овощей и фруктов и т.д. Не употреблять в пищу продукты, содержащие пищевые добавки

2. Выполнение режима труда и отдыха является профилактикой переутомления. Принципы режима труда и отдыха: строгое его выполнение, недопустимо часто вносить изменения, деятельность, включенная в режим должна быть посильной, сменяемой (чередование труда и отдыха, интеллектуального и физического труда, нагрузки). Сон не менее 8-9 часов. Наибольшая работоспособность с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Выполнять домашние задания, заниматься спортом необходимо с 16-18 час для учащихся первой смены и с 10-12 час для учащихся второй смены.

3. Личная гигиенаявляется профилактикой заболеваний.

Гигиена кожи: мыть руки перед едой, после общения с животными, возвращаясь с улицы, по мере загрязнения. Ванну и душ принимать не реже 1 раза в неделю, в экологически неблагоприятных условиях ежедневно, 2 раза в день. Полезно ежедневно обливаться холодной водой утром и вечером без намыливания. Ежедневно мыть ноги. Особого ухода требует кожа лица в связи с особенностями подросткового возраста.

Волосы необходимо мыть по мере загрязнения. Использовать расческу с неострыми зубьями. Не использовать чужую расческу. Не ходить в морозную погоду без головного убора. Не злоупотреблять лаком, гелем для волос.

Зубы чистить ежедневно утром и вечером. Зубную щетку менять 1 раз в 2-3 месяца. Зубная щетка не должна быть жесткой.

Одежда всегда должна быть чистой, желательно носить белье из натуральной ткани. Обувь не должна стеснять ногу, соответствовать сезону. Каблук женской обуви не должен превышать 3-4 см.

4. Режим труда и отдыха. Строгий, ритмичный режим труда и отдыха - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.

Правильный режим труда и отдыха, целенаправленная двигательная (физическая на­грузка), закаливание с использованием естественных факторов природы, безусловно, окажут положительное воздействие на орга­низм.

Пища необходима человеку для выполнения трудовой деятельности, поддержания температуры тела и восстановления разрушающихся в процессе жизнедеятельности тканей. Подбор пищевых продуктов основывается на том, что поступление в организм пищи должно быть с достаточным количеством жиров, белков, углеводов, витаминов, минеральных солей, воды.

Считается, что суточная норма белка в среднем составляет 100 гр, жира - 80-90 гр, углеводов - 350-400 гр. Важным принципом рационального питания является сбалансированность приема основных пищевых веществ.

Соотношение белков-жиров-углеводов должно составлять соответственно 15-30-55% суточной калорийности потребляемой пищи.

 

 

Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 8 баллов, при этом:

· за правильный ответ в каждом пункте более 50% оценивается в 2 балла;

· дополнительные ответы по каждому пункту учитываются с точки зрения логичного, доказательного, грамотного изложения;

· при отсутствии правильных ответов баллы не начисляются;

 

Подписи членов жюри

 

ЗАДАНИЕ 3. Группа оказалась в экстремальной ситуации в природе. После того как все успокоились им необходимо принять решение, от которого будет зависеть план дальнейших действий. Стрелками укажите действия соответствующие каждому из решений.

       
 
   
 
ни­кто не знает предполагаемого местонахож­дения группы

 

нет возможности двигаться  

 

отсутствуют средства связи

 

есть уверенность, что скоро при­дет помощь  

 

нет уверенности, что скоро придет помощь  

 

 

Оценочные баллы: максимальный5 баллов; фактический - ____ баллов

 

Подписи членов жюри _____________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 4 Поясните, что могут использовать террористы в качестве орудий преступления с целью достижения максимального поражающего действия на людей

Вариант ответа.

I. различные взрывчатые вещества и взрывные устройства;

II. различные токсичные вещества;

III. радиоактивные вещества;

 

Оценка задания. За каждый правильный ответ по одному баллу из трех позиций. При отсутствии правильных ответов баллы не назначаются

 

Оценочные баллы: максимальный – 3 балла; фактический - ____ баллов

 

Подписи членов жюри _____________________________________________________________

 

 

ЗАДАНИЕ 5. Заполните до конца схему, указав группы дорожных знаков (слева) и их назначение (справа).

 

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Предупреждающие знаки
информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке

 


Знаки приоритета
Знаки приоритета устанавливают очередность проезда пере-крестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги.

 

 


Запрещающие знаки
вводят или отменяют определенные ограничения движения

 


Предписывающие знаки
разрешают движение только в указан­ных направлениях или только определенным видам транспортных средств  

 

 


Знаки особых предписаний
 
вводят или отменяют определенные режимы движения.

 

 


Информационные знаки
информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения

 

 


   
 
 
 
Знаки сервиса
информируют о расположении соответствующих объектов

 


Знаки дополнитель-ной информации (таблички)
уточняют или ограничивают действие знаков, с которыми они применены

 

 


Оценочные баллы: максимальный8 баллов; фактический - ____ баллов

 

Подписи членов жюри _____________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 6. Заполните левые окошки, указав в них термины в соответствии с данными определениями.

 

место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей
Перекресток

 

 

элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств  
Проезжая часть

 

 

элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном
Тротуар

 

элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств
Разделительная полоса

 

Оценочные баллы: максимальный4 баллов; фактический - ____ баллов

 

Подписи членов жюри _____________________________________________________________

 

 

ЗАДАНИЕ 8. Вы являетесь старшим группы туристов-школьников, отправляющихся в двухдневный поход летом. На привале, перед последним дневным переходом, вы собрали ребят, чтобы проинструктировать о правилах выбора места для устройства и разведения костра в лесу. Какие полезные советы вы дадите юным туристам, которые помогут им разжечь ко­стер, не подвергая опасности лес и себя?

 


Вариант ответа. 1. Используйте для разведения костра только специально оборудованные места или уже имеющиеся старые кострища. Кроме того можно использовать места, оставшиеся от выворота корней, или другие, где обнажен минеральный слой почвы диаметром не менее полутора-двух метров. Если такого места нет, то необходимо снять дерн и окопать предполагаемое кострище с помощью лопаты, топора или другого подручного инструмента (обложить камнями). Место для костра должно быть не ближе 4-6 м от деревьев, 3 м от палатки. 2. Никогда, даже в дождливую погоду, не разводите костер на подстилке из мхов и лишайника, на торфяном болоте, а также посреди или рядом с высокой сухой травой, легковоспламеняющимися кустарниками (например, можжевельника и т.п.). 3. Не разводите большой костер. Небольшой, но хорошо сложенный костер, обложенный камнями, даст достаточно тепла. 4. В хвойном лесу не разводите большой костер, т.к. искры поднимаясь вверх могут вызвать загорание хвои. 5.Раскладывайте костер подальше от нависающих ветвей, крутых склонов, гнилых пней, бревен, сухой травы и листвы. Всегда очищайте место вокруг костра, убирайте с него все легковоспламеняющиеся материалы. Очень важно убедиться, что рядом есть какой-нибудь водоем, позволяющий набрать воды для надежного тушения костра. Оценка задания. Максимальная оценка за правильно выполненное задание – 8 баллов, при этом: · знаниевый компонент при ответе на задание оценивается до 5 баллов; · умение последовательно и логично обосновывать смысловое содержание ответа оценивается до 3 баллов; · грамотность и стиль изложения ответа оценивается до 2 баллов.

ЗАДАНИЕ 10. Любая деятельность человека происходит в условиях постоянного воздействия внешней среды. Вам предлагается заполнить таблицу, вписав в неё основные факторы риска внешней среды.

 

    ФАКТОРЫРИСКА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ физические
химическике
биологические
социальные
психологические

 

Оценочные баллы: максимальный – 5 баллов; фактический - ____ баллов

Подписи членов жюри



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: