На следующем этапе, когда ребенок сам начинает доставать горшок и снимать одежду, важно создать условия для полной его независимости в этих действиях, о чем уже говорилось выше.
Для того чтобы облегчить формирование навыков опрятности у ребенка, вам следует прежде всего поить и кормить его в одно и то же время. И в соответствии с этим высаживать на горшок. Вначале сажайте малыша на горшок достаточно часто (например, через каждый час), но не оставляйте на горшке долго (не более 5—6 минут).
Еще раз обращаем внимание на то, что при тренировке навыков опрятности следует быть максимально терпеливыми и последовательными в своих действиях. Не следует думать, что только у вашего ребенка возникают большие трудности в приобретении этих навыков. Во всех случаях важно понять причину трудностей, испытываемых ребенком, и направить все усилия на ее преодоление.
Если же, несмотря на все старания родителей, навык опрятности не формируется к 4 годам или же если навык сформировался, а потом под влиянием каких-либо неблагоприятных воздействий был утрачен, вам необходимо обратиться к врачу.
У многих детей с отклонениями в развитии, у которых удалось сформировать навыки опрятности в дневное время, ночью во время сна может наблюдаться неосознанное упускание мочи—энурез. Ночной энурез у детей с отклонениями в развитии часто связан с нарушениями механизмов сна. Поэтому одним из важнейших режимных моментов в этих случаях следует считать строгую организацию режима сна ребенка. Необходимо создать благоприятные условия для отхода ко сну, исключив за 2 часа до сна различные эмоционально возбуждающие воздействия (подвижные игры, просмотры телепередач и т. д.), спать ребенок должен на полужесткой кровати со слегка приподнятым ее ножным концом, в теплой комнате. Важным является соблюдение определенного пищевого и питьевого режима с ограничением во второй половине дня продуктов, содержащих большое количество жидкости. Питьевой режим предусматривает исключение всякого питья за4—5 часов до сна. Если этих режимных моментов оказыва-
|
152
ется недостаточно, вам следует обязательно посоветоваться с врачом-психоневрологом.
Развитие сенсорных функций и различных видов памяти
В преодолении и предупреждении отставания в развитии ведущая роль принадлежит сенсорному воспитанию и развитию игровой деятельности ребенка. Сенсорное воспитание является основой развития познавательной деятельности, оно создает у малыша необходимые предпосылки для формирования высших психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.
Целью сенсорного воспитания является развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия (восприятие позы и движений), а также ограничения движений глаз из-за различных форм косоглазия, нарушений фиксации взора, ограничение поля зрения и других расстройств, связанных с патологией зрительной и зрительно-моторной системы.
Кроме того, у детей с нарушениями умственного развития недостаточность зрительного восприятия определяется малой психической активностью, отсутствием интереса к окружающему. Во всех случаях необходимы ранние коррекционные упражнения.
|
Уже на первом году жизни малыша родителям следует всячески содействовать накоплению ребенком сенсомоторного опыта. Все сенсорные функции малыша следует развивать в тесной взаимосвязи с формированием двигательных навыков, стремясь к тому, чтобы развивалась целостная интегративная деятельность — сенсомоторное поведение, которое составляет основу интеллектуального и речевого развития.
Для детей с отставанием психомоторного развития необходимо как можно раньше стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая этот процесс с моторной активностью. Прежде всего малыша следует обучить комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук. Это осуществляется в процессе повседневного ухода.
Считаем необходимым отметить следующие особенности проведения коррекционной работы по сенсорному воспита-
153
нию малыша — это этапность и последовательность. Безусловно, это правило относится ко всем видам коррекционной работы, но мы его рассмотрим на примере сенсорного воспитания. Прежде всего у родителей всегда возникает вопрос: *С чего начать? » Естественно, оптимальным вариантом является начало лечебно-воспитательных и коррекционных мероприятий с первых месяцев жизни ребенка. Но, к сожалению, отклонения в развитии не всегда диагностируются так рано. Чаще всего это выявляется к 2—3 годам жизни. На этом же возрастном этапе, как уже отмечалось выше, основной проблемой, которая волнует родителей, обычно является отставание речевого развития. Однако при обследовании ребенка часто выявляется несформированность самых начальных этапов сенсорного развития. Поэтому коррекционная работа прежде всего должна строиться с учетом не только возраста малыша, но и уровня сформированности той или иной функции, а также уровня сенсомоторного развития в целом.
|
Поэтому с ребенком 2—3 лет иногда может возникать необходимость начинать коррекционную работу по сенсорному воспитанию с самых начальных этапов, которые здоровый ребенок проходит в первые месяцы жизни. Это, как правило, относится и к стимуляции развития и других функций.
Таким образом, если ребенок находится на самом начальном этапе развития сенсорных функций, то его прежде всего обучают возможности произвольной фиксации взгляда как на перемещаемых, так и на неподвижных предметах (игрушках), его побуждают к более длительному сосредоточению на предмете и лице говорящего. Учат осматривать предмет, выделяя в нем существенные признаки. Затем предлагают задания по словесной инструкции, при условии понимания речи, например, найти глазами окно, дверь, ту или иную игрушку.
На следующем этапе ребенка учат различению цветов. Известно, что уже на первом году жизни ребенок способен отличить один цвет от другого. Однако установление связи между зрительным восприятием цвета и его словесным обозначением происходит значительно позже. Так, в процессе специального обучения ребенок в начале третьего года при нормальном развитии различает и называет четыре цвета: красный, синий, желтый и зеленый. К моменту поступления в школу должен различать и называть всетэсновные цвета.
154
Если ребенок отстает в развитии, то упражнения в различении и назывании цветов следует проводить систематически и в разнообразной форме.
Родителям следует помнить, что особенно полезным для малыша являются упражнения в быту, в жизненной ситуации. Так, в процессе одевания, раздевания взрослый называет цвет одежды, обуви, при знакомстве с предметами окружения он называет их цвет.
Важно, чтобы малыш не только механически усвоил названия цветов, но и на основе дифференциации цвета научился производить начальные умственные операции — обобщать. Для этого его надо научить подбирать предметы, одинаковые по цвету, распределять их по этому признаку.
Полезно проводить также специальные дидактические игры (или игры-занятия). Так, если малыш совсем не знает цветов, то ему предлагается игра с цветными шариками. Цель этой игры— научить ребенка различать цвета и понимать их название. Вначале взрослый играет с ребенком, используя шарики одного цвета (красные, затем синие), они вместе их катают, подбрасывают. Затем проводится игра с красными и синими шариками одновременно. В такой игре ребенок по инструкции взрослого должен выбрать и покатать красный или синий шарик. Взрослый берет красный или синий шарик и просит ребенка выбрать «такой же» катать вместе с ним. Игры повторяются, пока ребенок не научится выбирать из двух цветов нужный по просьбе взрослого.
Затем ребенку подбирают игры, способствующие формированию простых умственных операций на основе знания цветов. Ребенку дается коробка с 8—10 шариками двух цветов и две коробки такого же цвета, как и шарики, и он должен разложить шарики в коробки соответствующего цвета. Затем ему дают эти же шарики, окрашенные в два цвета, которые складываются в общую коробку. Затем на стол ставят две пластмассовые тарелки таких же цветов, как и шарики. Взрослый на глазах у ребенка берет красный шарик, кладет его в красную тарелку, затем дает синий шарик ребенку и просит его положить в соответствующую по цвету тарелку.
Постепенно на различном игровом материале, в том числе картинках, ребенка учат группировать предметы по цвету, форме и величине.
155
Для этого малыша прежде всего необходимо научить различению простых геометрических фигур и их размеров.
Следует помнить, чтв-все игры — занятия по различению геометрических фигур не только тренируют зрительное восприятие и внимание, но и способствуют развитию пространственных представлений.
Если у малыша совсем отсутствует представление о форме предмета, то игры-упражнения начинаются с различения формы шара, круга и их размеров (большой — маленький). Для этого родителям нужно иметь ящик, в стенке которого имеются отверстия большого и маленького размера, с одной стороны ящик открыт. Ребенку дают ящик и шарики двух размеров с таким расчетом, чтобы шарики не могли пройти через меньшие отверстия. При этом взрослый поясняет:
«Вот большой шарик (шарик дается ребенку, и он ощупывает его), а вот маленький (также предоставляется возможность ощупать шарик)». После этого ребенок закрывает глаза и ему в руку вкладывается один из шариков. Ребенок должен угадать, какой шарик у него в руке. После этого ребенку дается задание — положить большой шар в большое окошко, а маленький — в маленькое.
Также в играх у ребенка развивают возможность различать формы шара и куба, круга и квадрата, затем добавляется треугольник, овал и другие геометрические фигуры. На начальном этапе таких игр-упражнений малыш знакомится с одной стороной, на стенках которой имеются отверстия круглой и квадратной формы большого и маленького размера, используемые шары и кубики тоже двух размеров.
Познакомившись с формами и размерами шара и куба, малыш знакомится с отверстиями на коробке. При этом у него на данном занятии развиваются элементарные навыки переноса: шар — отверстие круглой формы — окошко, куб — отверстие квадратной формы — квадрат. Взрослый предлагает малышу опустить в коробку большой шарик и большой кубик и спрашивает: «Куда ты будешь опускать шарик? В какое окошко?» — «Правильно, вот в это окошко опусти шарик. А теперь опусти кубик. Покажи, куда надо опустить кубик? » — «Правильно, сот сюда!» Затем ребенок выполняет это задание самостоятельно.
После этого ребенка учат опускать большой шарик в большое окошко, маленький — в маленькое.
156
Затем ребенку для различения предлагаются новые геометрические фигуры. Полезно использовать игру «Почтовый ящик», а также специальные доски с прорезями различной формы и величины и соответствующие фигурки к ним. Ребенка путем соотнесения учат помещать в каждую прорезь соответствующую фигурку. Закрепление понятий «большой», «маленький», а также узнавание различных геометрических форм закрепляется в различных играх-упражнениях на конструктивную деятельность.
Для детей с отклонениями в развитии особенно полезны игры с разборными игрушками, так как в них не только формируется представление о величине предмета, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные ориентировки. Это специальные игры — вкладыши в виде набора коробок, вложенных одна в другую, это подбор крышек к коробкам разного размера, игры с матрешками, пирамидками и т. д.
На следующих этапах ребенку предлагаются кубики и разрезные картинки сначала из двух, а затем из четырех частей. Широко следует использовать игры со строительным материалом. В этих играх у детей развивается представление о форме, величине и объеме предметов, формируются целенаправленная деятельность и пространственные представления.
Организуя игру малыша, лучше чтобы взрослый играл вместе с ним. При этом необходимо учитывать, что ребенок должен сохранять самостоятельность и проявлять активность.
На всех занятиях с ребенком педагог и родитель уделяют специальное внимание развитию памяти малыша.
Работа по развитию памяти способствует формированию и закреплению образов предметов и явлений окружающей действительности, что имеет важное значение для дальнейшего формирования обобщенных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Педагогу и родителям в процессе наблюдения за ребенком, а также в процессе специальных коррекционных занятий необходимо определить преобладающий вид памяти. Это имеет важное значение, так как для более эффективной начальной коррекционной работы педагог может опереться на ведущий вид памяти, постепенно стимулируя развитие и других ее видов. При достаточно развитой памяти ребенок в состоянии зак-
157
решить адекватные образы восприятия предметов и явлений окружающего мира, что имеет важное значение для его умственного развития.
Развитие познавательной деятельности, речи и навыков общения
Для развития познавательной деятельности ребенка пред-дошкольного и дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных сенсорных функций, а также специальное умственное воспитание. При этом важно учитывать возрастные закономерности и механизмы умственного развития здорового ребенка.
Умственное воспитание ребенка следует осуществлять в процессе различных видов его продуктивной деятельности. Важное значение имеет планомерное ознакомление его с окружающим путем специального формирования у него целостного восприятия и представления о явлениях окружающей действительности. В процессе ознакомления у ребенка формируется целостное представление об окружающем мире.
Важными формами мышления дошкольника является наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Сформи-рованность этих видов мышления имеет важное значение в общем процессе умственного развития ребенка. Родителям и педагогам важно помнить, что для развития мышления ребенка важное значение имеет его практическая деятельность, в процессе которой и развиваются наглядно-действенные формы мышления.
Особенностью этого вида мышления является его неразрывная связь с практической деятельностью ребенка. По мере формирования наглядно-действенного мышления формируется возможность соотнесения условий задачи с ее требованиями, что является одним из важных показателей умственного развития. При отставании умственного развития такого соотнесения не происходит, поэтому педагогу и родителям необходимо специально развивать у ребенка различные формы предметно-практической деятельности.
Важнейшей задачей развития мышления ребенка является формирование у него таких форм познания предметов и явлений окружающей действительности, которые отражали бы существенные признаки, связи ивзаимоотношения между ними,
158
что является предпосылками для формирования обобщенных представлений и элементарных понятий.
Формирование понятий очень важно для успешной подготовки ребенка к обучению в школе. Педагог и родители должны научить ребенка выделять существенные признаки предметов; уметь делать простые обобщения. В настоящее время показана важная роль ранних стадий развития и раннего обучения для психического развития ребенка. Однако в каждом конкретном случае для решения вопроса о времени начала школьного обучения ребенка необходима консультация специалистов (педагога, врача-психоневролога, психолога, педиатра).
Для развития речи и навыков общения важное значение имеет подражание. Поэтому ребенка важно научить подражать взрослому при выполнении им различных движений. Ребенку говорят: «Делай, как я». Затем его просят выполнить различные действия по словесной инструкции, таким путем развивают понимание обращенной речи и функцию подражания. В процессе совместной со взрослым игровой деятельности ребенок учится повторять слова и действия взрослого. Так его учат подражать действиям губ, произнося цепочки слов «мо—мы », «то — ты — ту» и т. п. Считается, что в раннем возрасте ребенок особенно чувствителен к усвоению языка.
Для реализации этого обобщения важное значение имеет эмоционально-положительное взаимодействие «мать — ребенок». Известно, что отдаление ребенка от матери в данном возрасте может быть одной из причин задержанного доречевого и речевого развития ребенка. К факторам риска речевых нарушений относится семейная отягощенность патологией речи. Известно, что именно речь родителей, особенно матери, становится образцом речи для речевого развития ребенка. У детей раннего возраста особое значение имеет стимуляция развития понимания обращенной речи и функций подражания.
Речь возникает при наличии определенных предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Речь возникает только при общении взрослого с ребенком. При этом ведущее значение имеет эмоционально радостное общение ребенка с матерью или заменяющим ее лицом. При этом значение имеет так называемый метод «разрабатывающеговзаимодействия» идифференцирован-
159
ные способы развития коммуникативного поведения у детей раннего возраста, предложенный Н. Н. Школьниковой.
Автором было показано, что именно мать или заменяющее ее с самого рождения лицо обладает специфическими аффективными возможностями развития ребенка и прежде всего развития его речи и коммуникативного поведения. Это связано с тем, что диада мать — ребенок на ранних этапах онтогенеза развивается как функциональная саморегулирующая биологическая система.
В основе взаимодействия диады мать — ребенок лежит актуализация биологических инстинктивных программ коммуникативного поведения ребенка и матери.
Детские вопросы. Родителям следует иметь в виду, что детские вопросы являются важным показателем интеллектуального и коммуникативного развития ребенка. Выделяют два типа детских вопросов, связанных с уровнем умственного и речевого (коммуникативного) развития ребенка.
Первый этап начинается с появления назывательной (номинативной) функции речи и связан с развитием номинативно-назывательной функции речи. На этом этапе формируется возможность обозначения окружающих предметов. При этом ребенок постоянно начинает задавать вопросы типа «Это что?» В этот период (около двух лет) происходит совместно стимулирующее развитие мышления и речи.
На втором этапе (возраст 4—5 лет) у ребенка начинают формироваться причинно-следственные связи, возникают вопросы типа «Почему?» Появление этих вопросов связано с расширением познавательных интересов ребенка. Кроме коммуникативной развивается познавательная функция речи. Следует иметь в виду, что генетически первой и ведущей деятельностью является общение со взрослым. Оно возникает у детей в первом полугодии жизни.
Развитие игровых навыков
Известно, что ведущей формой деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста является игра, в связи с чем родителям и специалистам, работающим с ребенком, следует особое внимание обратить на стимуляцию игровой деятельности. Известно, что игра у здорового ребенка развивается поэтапно. На первом этапе игры ребенка являются действи-
160
ями определенными предметами — это предметные игры, которые развиваются на основе предметно-манипулятивной деятельности.
Считается, что для малыша самой первой «игрушкой» является он сам. С помощью рук он начинает узнавать собственное тело, а с помощью рта он исследует свои руки. С первых месяцев жизни он рассматривает все, что его окружает, он вытягивает руки и смотрит на них, приближая их к лицу. Все его поведение направлено на исследование и познание окружающего. В возрасте 4—8 мес. у ребенка развивается возможность узнавания знакомых предметов на расстоянии и захватывания их с участием большого пальца и конечных фаланг других. Родителям следует учить ребенка в процессе совместной игры исследовать предметы путем повторных проб с ними, в том числе и проб с их опорожнением и наполнением.
Родителям следует научить ребенка пить из чашки, пользоваться ложкой. С этой целью полезно проводить игры-упражнения с наливанием и выливанием воды. Ребенку полезно предлагать игрушки, в захватывании которых необходимо участие большого пальца и конечных фаланг остальных (игрушки на ниточках). Постепенно развивают манипулятивную деятельность и тактильно-осязательное восприятие. На этом же этапе необходимо стимулировать все представленные выше навыки, проводить активные игры с малышом. При этом важно научить ребенка одновременно держать два предмета и манипулировать ими.
На первом этапе игровые действия носят в основном подражательный характер.
На втором этапе игровое действие в большей степени соответствует реальной действительности, более четко разделяются функции, наблюдается логическая последовательность действий, отражающих реальную действительность.
На третьем этапе действия становятся еще более разнообразными их логика и характер, определяемый взятой на себя ролью. В игре начинает использоваться специфическая ролевая речь.
Наконец, на четвертом этапе содержание игры включает в себя выполнение действий, отражающих отношения с другими людьми, роли которых выполняют другие участники игры. Наблюдается тесная связь ролевых функций, речь четко выполняет ролевую функцию. Характерна четкая последовательность игровых действий, отражающих реальную последовательную логику событий.
В игре развиваются различные виды взаимоотношений между детьми, которые определяются сюжетом и содержанием игры, что имеет важное значение дляразвития коммуникативного поведения и личности.
Наконец, в старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать новый тип игры — игра с правилами. В этих играх уже более четко определена основная задача, отмечается более четкое соотнесение сюжетно-ролевого содержания с правилами. Особые группы игр с правилами составляют подвижные игры,например, «Кошки-мышки».
К играм с правилами относятся так называемые дидакттш- ческие игры. В этих играх детям предлагается решение определенных умственных задач, представленных в игровой форме. Эти игры развивают познавательную деятельность ребенка, формируют у него познавательную активность.
Известно, что многие дети с отклонениями в развитии и различными заболеваниями центральной нервной системы не умеют играть, что еще более задерживает их психическое развитие. Следует иметь в виду, что непродуктивность игровой деятельности, и даже игры совместно со взрослым, может быть обусловлена повышенной психической истощаемостью малыша и в связи с этим низким уровнем мотивации. Поэтому мать должна стимулировать и побуждать ребенка к игре. Важное значение имеет похвала и одобрение действий ребенка. Если при виде игрушек ребенок самостоятельно не играет, взрослый начинает играть вместе с ним. При этом взрослый прежде всего воспитывает у ребенка интерес к игрушкам, играя вместе с ним, заинтересовывает его в контакте. Важно воспитывать у ребенка адекватность игровых действий в соответствии с игровым материалом.
Упрощенный процесс обучения протекает следующим образом.
1. Ребенку дается инструкция, что он должен сделать.
2. Если необходимо, ему оказывается помощь.
3. Ребенку дают понять, что он сделал хорошо.
Важное значение имеет одобрение, чтобы похвала не потеряла своего побуждающего действия, ребенок должен хорошо представлять себе, за что его хвалят.
Главное правило — выражать свое одобрение самым естественным образом. Помните, что похвала — это самая естественная и самая доступная форма поощрения. Похвала стимулирует деятельность ребенка. Но в некоторых случаях слишком частая по-
162
хвала может стать привычной и потерять свою стимулирующую способность. Чтобы этого не произошло, следует разнообразить формы похвалы. Разными способами дайте понять малышу, за что вы его хвалите. Это особенно важно для детей более старшего возраста. Выделяйте похвалу особой интонацией. Научите ребенка ценить похвалу. Поощрения должны стать естественной частью общения между родителями и детьми.
Таким образом, начальное обучение ребенка начинается в игре. Обучение представляет собой трехступенчатый процесс (до, во время, после). Каждый этап следует планировать.
Важное значение для психического и личностного развития ребенка и подготовки его к школе имеют специальные игры — упражнения на конструктивную деятельность. Они особо важны для детей с двигательными расстройствами, для которых также используются игры с разборными игрушками.
Спектр предлагаемых ребенку игр достаточно широк: это игры-драматизации, игры с предметами, настольно-печатные, словесные и др. Но во всех случаях игра является важнейшим фактором развития и организации жизни ребенка.
Синдром стереотипных игр
Стереотипные игры возникают у детей в условиях социальной и эмоциональной депривации. У детей с синдромом госпи-тализма он наблюдается уже на первом году жизни, но особенно ярко он проявляется в возрасте после 1—1,5 лет. Проявления синдрома сходны с гиперкомпенсаторными депривационными играми в сочетании с некоторыми проявлениями аутистичес-ких стереотипических игр. Депривационная игра состоит из однообразных двигательных стереотипии — раскачиваний, подпрыгиваний, вращений, перебираний пальцами, кручения головой. Эти действия могут сменяться игрой неигровыми предметами даже при наличии игрушек. Характерно, что игра происходит на фоне пониженного настроения без эмоционального оживления. Депривационная игра проявляется в виде выраженной задержки формирования игровых навыков. Характерной чертой этой игры является ее принципиальная обратимость при изменении ситуации.
Психотерапевтическая роль игры
Особо важное значение имеет развитие игры ребенка с отклонениями в развитии. Направляя игру, родители учат его нравственным элементарным нормам поведения, помогают ему войти в коллектив здоровых детей. Надо стремиться к тому, что-
163
бы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычными формами поведения ребенка с отклонениями в развитии. Все проводимые с ребенком занятия должны активно воздействовать не только на интеллектуальную, сенсомоторную и речевую сферу, но также и на его эмоции. С этой целью следует широко использовать различные музыкальные занятия или музыкальное сопровождение при проведении тех или иных занятий. Хорошо известно благоприятное влияние музыки на многих детей с отклонениями в развитии, и особенно на детей с болезнью Дауна. Часто прогресс в развитии такого ребенка начинается в процессе проведения с ним музыкальных занятий. К музыкальным занятиям очень восприимчивы дети с гидроцефалией и синдромом Ретта.
При этом немалую роль играет настрой ребенка, его эмоциональное состояние. Поэтому жизнь малыша надо наполнить красотой природы, игрой, сказками, музыкой. Все это даст толчок к практическому освоению мира.
Помощь ребенку в совершенствовании двигательных функций и ориентации в пространстве
Двигательные нарушения в той или иной степени выраженности наблюдаются у всех детей с отклонениями в развитии, особенно в первые годы их жизни.
Малыш хотя и передвигается самостоятельно, ходьба его длительное время может быть недостаточно устойчивой. Родители в этих случаях длительное время водят его за руку, ограничивают его двигательную активность. Это приводит к тому, что у ребенка крайне медленно обогащается двигательный опыт, что еще больше задерживает совершенствование у него функций равновесия.
Родителям следует всячески содействовать самостоятельности и активности ребенка в ходьбе и других моторных навыках. Им необходимо помогать моторному развитию ребенка. Прежде всего важное значение в развитии моторики имеет проведение специальных упражнений в равновесии, например:
1. Ребенок стоит на коленях, руки вытянуты вдоль туловища, слегка отведены и повернуты наружу. По команде взрослого он переносит вес тела с одного колена на другое. При этом он не должен садиться на пятки, а его руки не должны касаться пола. В качестве помощи взрослый может использовать под-
164
держку ребенка за локтевой сустав на той стороне, на которую перенесен вес тела.
2. Ребенок сидит на полу без опоры рук. Для того чтобы избежать опоры на руки, ему можно дать игрушки. Поднимая стопы от пола и легко сгибая ноги, ребенок должен сохранять исходную позу и не падать назад. Взрослый следит, чтобы ноги ребенка были отведены и повернуты наружу.
Для тренировки равновесия используются также следующие приемы: взрослый слегка подталкивает ребенка, который сидит на стуле, стоит на коленях или четвереньках, при этом он должен сохранять равновесие, не используя рук для поддержки.
Важное значение имеет тренировка равновесия в ходьбе: малыша учат ходить по прямой дорожке, намеченной мелом или выложенной шнурками по полу (ширина 20 см); перешагивать препятствия (канат, палочка высотой не более 10 см, линии).