Ребёнок будет выполнять последовательность действий при посещении туалета.
Нежелательным поведением считается выполнение, в ходе которого Ребёнок прячется, убегает, кричит и др.
Поощрение: ребёнок получает эмоциональную обратную связь от взрослого (например, «Молодец!») после каждого правильно выполненного действия. Когда ребёнок выполнил всю последовательность действий, нужно предоставить ему сильную эмоциональную похвалу (например, «Всё сделал, - умница!») и предложить ему индивидуальное поощрение (вкусняшку, игрушку или значимый вид деятельности).
Если ребёнок ошибается, даём подсказку, физическую или через указательный жест. Стараемся избегать вербальных подсказок.
Внимание! Если ребёнок систематически прячется, убегает, кричит или показывает другое нежелательное поведение, либо имеет особые трудности, препятствующие выполнению последовательности действий при посещении туалета (например, нежелательное поведение при посещении туалета в общественном месте, при переходе от подгузников к трусикам, отсутствие запроса в туалет), необходимо дополнительно обратиться к специалисту для составления индивидуального тренинга.
Начинаем работать с подготовительного этапа.
Заполняем бланк фиксации результатов минимум 1 раз в день: самостоятельность выполнения / необходимость в подсказке. Фиксируем самостоятельность или необходимость в подсказке при выполнении каждого действия в последовательности посещения туалета. Если заполненная ячейка соответствует критериям перехода к следующему этапу, переходим к следующему этапу обучения.
Внимание!!!!! Если два раза подряд самостоятельность выполнения или необходимость в подсказке снижается, то надо перейти на предыдущий этап обучения навыку, т.е. на предыдущую строчку в таблице.
|
Последовательность Обучения – этап. | Как учим | Критерий перехода к следующему этапу |
Подготовительный. | 1. Подбираем минимум 3 поощрения ребёнка (вкусняшка, игрушка или значимый вид деятельности). 2. Наблюдаем в течение 1-3 дней время посещения туалета или появления мокрых/грязных штанов. Фиксируем время в бланке наблюдения (прил. А). Рассчитываем среднее время посещения туалета или появления мокрых/грязных штанов. 3. Наблюдаем самостоятельность / необходимость в подсказке при выполнении каждого действия в последовательности посещения туалета. Фиксируем результаты в бланке фиксации - колонка «Холодная проба» (прил. Б). | 3 поощрения ребёнка. Среднее время посещения туалета или появления мокрых/грязных штанов. Уровень самостоятельности / необходимости в подсказке при выполнении каждого действия в последовательности посещения туалета. |
1. Полная подсказка. | Взрослый ходит с ребёнком в туалет через интервал - среднее временя (у каждого свой); каждый раз обеспечивает выполнение цепочки действий. При выполнении каждого действия оказываем подсказку того уровня самостоятельности, какой был зафиксирован при наблюдении в колонке «Холодная проба» (Прил. Б). Взрослый оказывает ребёнку полную подсказу при выполнении действия, даёт эмоциональную обратную связь («Молодец») после каждого действия. После выполненной последовательности действий ребёнок получает сильную эмоциональную обратную связь («Сходил в туалет, - умница!») и поощрение (вкусняшку, игрушку или значимый вид деятельности). Взрослый фиксирует минимум 1 раз в день результаты в бланке фиксации (прил. Б). Последовательность действий при посещении туалета: 1. Проситься в туалет. 2. Идти в туалет. 3. Выбирать туалет (для мальчика или девочки; в кабинке или писсуар). 4. Поднимать крышку. 5. Снимать штаны или колготки. 6. Снимать трусы или подгузники. 7. Сидеть на унитазе, либо горшке или "смотреть" в писсуар. 8. Писать или какать. 9. Брать или отрывать бумагу. 10. Вытирать попу. 11. Выбрасывать бумагу. 12. Надевать трусы или подгузники. 13. Надевать колготки или штаны. 14. Опускать крышку. 15. Смывать. 16. Мыть руки. 17. Вытирать или сушить руки. 18. Выходить из туалета. Внимание! При наличии трудностей с определением подсказки запроса в туалет, выполняем цепочку действий без этого шага. В домашних условиях шаг 3 можно не выполнять. | 3 раза подряд демонстрирует выполнение действия в последовательности посещения туалета с полной подсказкой. |
2. Частичная / эпизодическая подсказка. | Взрослый оказывает ребёнку частичную / эпизодическую подсказу при выполнении действия, даёт эмоциональную обратную связь («Молодец») после каждого действия. После выполненной последовательности действий ребёнок получает сильную эмоциональную обратную связь («Сходил в туалет, - умница!») и поощрение (вкусняшку, игрушку или значимый вид деятельности). Взрослый фиксирует минимум 1 раз в день результаты в бланке фиксации (прил. Б). Последовательность действий при посещении туалета (см. 1 этап). | 3 раза подряд демонстрирует выполнение действия в последовательности посещения туалета с частичной / эпизодической подсказкой. |
3. Самостоятельное выполнение (без подсказки). | Взрослый не оказывает ребёнку подсказу при выполнении действия, даёт эмоциональную обратную связь («Молодец») после каждого действия. После выполненной последовательности действий ребёнок получает сильную эмоциональную обратную связь («Сходил в туалет, - умница!») и поощрение (вкусняшку, игрушку или значимый вид деятельности). Взрослый фиксирует минимум 1 раз в день результаты в бланке фиксации (прил. Б). Последовательность действий при посещении туалета (см. 1 этап). | 3 раза подряд демонстрирует выполнение действия в последовательности посещения туалета самостоятельно (без подсказки). |
Навык считать сформированным, когда ребёнок самостоятельно выполняет последовательность действий в разных туалетах (минимум 3 помещения).
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Бланк наблюдения: Время посещения туалета или появления мокрых/грязных штанов
ФИО: ____________________________________________________________________________________
Дата | Время | ||||||||||||||
Расчёт среднего времени посещения туалета или появления мокрых/грязных штанов.
Среднее время | Результат |
Складываем (+) все интервалы (в минутах) между посещением туалета или появлением мокрых/грязных штанов, делим (:) на число посещений туалета. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Бланк записи результатов формирования навыка: Туалет – последовательность действий.
ФИО: ____________________________________________________________________________________
БП – без подсказки (самостоятельно).
ЧП / ЭП– с частичной / эпизодической подсказкой.
П – с полной подсказкой.
Дата | ||||||||
Действие в последовательности посещения туалета | Холодная проба | |||||||
1. Проситься в туалет. | ||||||||
2. Идти в туалет. | ||||||||
3. Выбирать туалет (для мальчика или девочки; в кабинке или писсуар). | ||||||||
4. Поднимать крышку. | ||||||||
5. Снимать штаны или колготки. | ||||||||
6. Снимать трусы или подгузники. | ||||||||
7. Сидеть на унитазе, либо горшке или "смотреть" в писсуар. | ||||||||
8. Писать или какать. | ||||||||
9. Брать или отрывать бумагу. | ||||||||
10. Вытирать попу. | ||||||||
11. Выбрасывать бумагу. | ||||||||
12. Надевать трусы или подгузники. | ||||||||
13. Надевать колготки или штаны. | ||||||||
14. Опускать крышку. | ||||||||
15. Смывать. | ||||||||
16. Мыть руки. | ||||||||
17. Вытирать или сушить руки. | ||||||||
18. Выходить из туалета. |