Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 12 глава




179

защитный механизм мешает родителям адекватно восприни­мать особенности развития своего ребенка. По-видимому, осоз­нание возможностей своих детей происходит у них постепенно, и задача педагога и психолога — не форсировать его, а облег­чить, используя щадящую терминологию, изменяя отрицатель­ный стереотип и убеждая родителей в возможности успеха. В целом полученные данные показывают, с одной стороны, отно­сительную устойчивость отрицательных стереотипов отно-шенияк «особому» ребенку у лиц обследованных категорий, с другой — их определенную модификацию под влиянием профес­сионального образования. Последнее свидетельствует о важнос­ти эмоционально положительного взаимодействия с ребенком и его родителями, о необходимости вселять в них уверенность в возможность успеха, поддерживать их при неудачах, привле­кая внимание к положительным сторонам личности ребенка с особыми потребностями.

Для создания в семье климата, способствующего развитию ребенка, специалисту прежде всего следует проанализировать позиции, которые занимают по отношению к ребенку с ограни­ченными возможностями его родители и ближайшие родствен­ники, и лишь после этого избирать ту или иную тактику обще­ния с ними.

Необходимо ликвидировать пробелы в образовании педаго­гов, учителей младших классов массовых школ, их низкую ин­формированность в области коррекционной педагогики и спе­циальной психологии. Введение в программу педагогических учебных заведений (как средних, так и высших) спецкурсов с соответствующей тематикой могло бы изменить ситуацию в про­фессионально-педагогическом образовании и в сфере массового просвещения.

- Традиционные представления о детях с нарушениями интел­лекта в последнее время значительно изменились. Если раньше он мог вызвать лишь сочувствие, то теперь он считается равно­правным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независи­мый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родите­лей, специалистов и всего общества к ребенку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушениями интеллектуального развития предложила делать это на основе следующих принципов.

180

1. В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.

2. Каждый ребенок является уникальной личностью.

3. Нарушение интеллектуального развития — это наруше­ние в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение пре­вращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

4. Ребенок с нарушением интеллекта растет и взрослеет, его жизненный цикл такой же, как у других людей.

5. Ребенок с нарушением интеллектуального развития име­ет возможность прожить хорошую и разнообразную жизнь. Да­вайте предоставим ему эту возможность!

Особые психологические проблемы возникают в семьях, име­ющих как больного, так и здорового ребенка. Иногда родители предъявляют явно завышенные требования к здоровым детям, требуя от них ухода за больным и превращая его в «няньку». Свои потребности эти родители рассматривают как наиболее приоритетные и уделяют детям мало времени и внимания. Иног­да здоровым детям приходится прибегать к своеобразной пси­хологической защите с целью компенсации. Это может приоб­ретать характер дезадаптации.

Кроме того, психологическая обстановка в семье может ухуд­шаться, когда у ребенка с отклонениями в развитии наряду с его.основным дефектом могут проявляться эпизодические или достаточно стойкие различные осложняющие психические рас­стройства. Высокая частота этих осложнений, до 50% и выше, и крайне неблагоприятное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов семьи, обусловливают необходимость осо­бого внимания к ним родителей и специалистов.

Для более успешного развития ребенка важен не только бла­гоприятный психологический климат в семье, который зави­сит от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранение ак­тивных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важ­но, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка.

Для правильного воспитания и наиболее благоприятного раз­вития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить родителям относительно его дальнейших успехов в развитии.

181

Большинство родителей маленьких детей с умственной от­сталостью в первую очередь обеспокоены, сможет ли он обучать­ся в массовой школе. Они начинают обучать ребенка чтению, письму, счету, организуют дополнительные занятия с педаго­гом, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не в состоянии осмыслить. При этом формированию социально-бытовых навыков уделяется значительно меньше внимания.

Помощь специалиста в воспитании умственно отсталого ребенка в семье

Оказывая помощь семье, специалист дает родителям полную информацию об особенностях их ребенка: указывает его специ­фические положительные и отрицательные особенности, сла­бые и сильные стороны, подчеркивая последние.

Он на примерах убеждает мать, что больной ребенок, как это ни парадоксально, является не столько обузой для нее, сколько источником ее духовного роста. Ежедневное общение с ним ко­ренным образом меняет ее мировоззрение, она становится гуман­нее, мудрее, осознавая, что все люди имеют право на существова­ние и любовь независимо от того, похожи они или непохожи на других, учатся они или нет. Такое «прозрение» матери является благом для обоих — матери и ребенка — и играет решающую роль в гармонизации семейных отношений. Ребенок пробуждает в матери ее творческое начало. Начиная помогать собственному ре­бенку, она творчески подходит к его воспитанию и делится сво­им опытом с окружающими.

- Специалист напоминает родителям о необходимости сохра­нять физическое и психическое здоровье. Для этого полезно вы­полнять некоторые рекомендации относительно общего режи­ма, а также владеть отдельными приемами аутогенной трени­ровки. Умение управлять своим дыханием (урежение дыхания) способствует регуляции эмоционального состояния, особенно в стрессовых ситуациях.

Специалист разъясняет родителям важность сохранения кон­тактов с социальным окружением, что способствует социаль­ной адаптации ребенка. При этом не стоит внушать ребенку, что он больной. Нужно использовать все средства, чтобы воспи-

182

тать ребенка жизнерадостным, активным, уверенным в своих силах. Полезно хвалить его при посторонних, повышая его са­мооценку.

Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социаль­но приемлемое поведение. Дети стараются подражать родите­лям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении навыков опрятности, самообслужива­ния, посильного труда в семье, заботы о близких должно быть минимальным.

Родители должны организовать охранительный режим, ко­торый щадит и в то же время укрепляет нервную систему ребен­ка. Режим освобождает ребенка и родителей от ненужных уси­лий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения ре­жима.

Важно, чтобы родители активно и систематически наблюда­ли за развитием своего ребенка с рождения. Это поможет своев­ременно обратить внимание на те особенности ребенка, по пово­ду которых следует посоветоваться со специалистами.

Полезно фиксировать в дневнике свои наблюдения и те при­емы, которые оказались эффективными. Это поможет крити­чески оценить свое отношение к ребенку, учесть успехи и не-удачи.

Надо учитьребенка ориентироваться в окружающем мире, общаться с людьми. Следует знакомить ребенка с различными явлениями окружающего мира в естественных для них услови­ях. Ребенок должен знать, где и как покупается еда, уметь са­мостоятельно покормить другого и т. д. Предметы познаются в разных ситуациях: на рисунке, в книге, в процессе рисования, лепки, ручного труда.

Малыша побуждают не только отвечать на вопросы, но и делать умозаключения, оценивать свои и чужие действия, рассказывать. В процессе такого воспитания у ребенка раз­виваются познавательная деятельность, внимание, мышле­ние, память, речь, необходимые навыки и умения. Вся дея­тельность детей должна сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. В игре с ребенком мама комментирует его действия, повторяет фразы в нескольких вариантах, в разных

183

типах коммуникативных высказываний (сообщение, вопрос, побуждение, отрицание).

Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллек­та в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:

—постоянная стимуляция психического развития, соответству­ющая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;

— создание благоприятных условий для обучения и охрани­тельного режима;

— формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.

Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенчес­кого стереотипа. Критерием правильного воспитательного под­хода может служить состояние психофизиологического комфор­та у ребенка и остальных членов семьи.

Основные направления в работе специалистов с семьей

По В. В. Ткачевой это следующие направления:

1. Гармонизация семейных взаимоотношений.

2. Коррекция психологического состояния матери.

3. Коррекция детско-родительских отношений.

4. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).

5. Обучение матери специальным коррекционным и мето­дическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.

6. Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.

Ориентируясь на эти направления, педагог-дефектолог решает следующие задачи.

1. Коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ре­бенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной само­оценкой.

2. Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно: постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем («Он у меня такой же, как все»), и позиции противопо-

184

ставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия («А как его научить? Я не умею»).

3. Постепенное исключение проблем гиперболизации про­блем ребенка, представления о бесперспективности развития ребенка («Нет, из него никогда ничего не получится»).

4. Повышение личностной самооценки матери в связи с воз­можностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.

5. Коррекция внутреннего психологического состояния ма­тери: переживания, связанные с психофизической недостаточ­ностью ребенка, должны постепенно перейти в осознание воз­можностей ребенка, в радость от его маленьких успехов.

6. Осуществление личностного роста матери в процессе вза­имодействия со своим ребенком, в процессе его обучения и вос­питания с помощью психолога; переход матери из позиции пе­реживания за недуг ребенка в позицию творческого поиска ре­ализации его возможностей.

7. Трансформация воспитательно-образовательного процес­са, реализуемая матерью по отношению к ребенку, в психотера­певтический процесс по отношению к себе самой; созидатель­ная деятельность матери, направленная на ее ребенка, помога­ет ей самой, излечивая ее от негативного воздействия психоло­гического стресса.

Формы индивидуальной работы с родителями

1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

2. Конспектирование матерью уроков, проводимых педаго­гом.

3. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

4. Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.

5. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребен­ком.

Этапы психолого-педагогической работы с матерью В работе специалиста можно выделить три основных этапа: Первый этап направлен на привлечение матери к учебному

процессу. Педагог должен убедить мать больного ребенка в том,

что именно в ней очень нуждается ее малыш, что кроме нее,

этим процессом заняться некому.

Второй этап. Формирование увлечения матери процессом

развития ребенка. Педагог показывает матери возможность

185

существования маленьких, но очень важных для ее ребенка до­стижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те за­дания, которые дает психолог.

Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.

Именно проявление творчества, по мнению В. В. Ткачевой, позволяет матери при столь длительном стрессе нейтрализовать негативное внутреннее психологическое состояние, переструк­турировать свою иерархию установок и ценностей.

Формы психокоррекционной работы специалистов ГОУ с семьями, имеющими детей с нарушениями интеллекта

Предложенная Е. Г. Дементьевой психокоррекционная модель представлена следующими формами:

1. Индивидуальное консультирование родителей

Проводится с целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании и общении с ребенком в семье. Также служит основой установления личного контакта между педаго­гом и родителями.

2. Участие родителей в тематических собраниях, прово­димых коррекционным педагогом совместно с другими спе­циалистами ГОУ.

В результате осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельности и эффек­тивного взаимодействия с ребенком. Примерная тематика со­браний:

— «Познание себя как родителя»;

— «Конфликты с детьми и их преодоление »;

— «Анализ различных подходов в воспитании детей »;

— «Наказания и поощрения — за и против»;

— «Как подготовить ребенка к школе».

3. Посещение индивидуальных занятий коррекционного педагога родителями.

Направлены на формирование навыков сотрудничества при организации совместной деятельности, укрепление сплоченно­сти и взаимопонимания в-диад^е «мать — ребенок». Благодаря демонстрации приемов работы с ребенком и конспектированию

186

занятий дефектолога повышается уровень компетенции роди­телей в области обучения и воспитания детей.

4. Совместное проведение досугов (праздников, раз­влечений).

Проводятся с целью раскрепощения, объединения родите­лей, детей и педагогов.

Предлагалась следующая тематика праздников:

— «Встреча Нового года»,

— «Рождественские забавы»;

— «Масленица»;

— «Наши милые мамы»;

— «Лучший папа» и др.

5. Стенд для родителей.

Рубрики обновляются ежемесячно. Здесь в занимательной форме собрана вся полезная информация. Большую практичес­кую значимость имеет раздел «Родительские университеты». Родители, которые по тем или иным причинам не смогли встре­титься с дефектологом, имеют возможность в письменной фор­ме задать ему вопрос и проконсультироваться лично.

6. Ведение дневника «События нашей жизни».

Данное направление основано на разработках Е. Л. Гончаро­вой и О. И. Кукушкиной и в модифицированном виде внедрен Б. Г. Дементьевой в психокоррекционную работу. Это специально организованная и систематическая работа самого ребенка, пред­метом которой является его собственная жизнь, отраженная в доступных ему знаковых формах. Цель этого направления — наладить сотрудничество и сотворчество между родителями и детьми.

7. Работа с родительской группой, которая включает:

— анализ конкретных проблем, связанных с воспитанием и обучением;

— выбор адекватных форм общения и поведения во взаимо­действии с ребенком;

— установление конструктивных отношений со специа­листами ГОУ.

Эта работа способствует расширению арсенала средств педа­гогического и психологического воздействия на ребенка, тре­нировке родителей в использовании новых приемов взаимодей­ствия с ним. Служит гармонизации внутрисемейных отноше­ний, социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с нарушением интеллекта.

187

Отмечаются существенные позитивные изменения:

— в восприятии семейных отношений умственно отсталым дошкольником;

— в осознании своего положения в семейном коллективе;

— в структурировании родительского отношения к детям;

— в динамике родительского отношения к детям, которое становится более теплым, принимающим. Родители более адек­ватно оценивают состояние своих детей.

Во многих семьях ребенок принимается таким, какой он есть. Получив всесторонние сведения о закономерностях раз­вития, различных моделях воспитания и обучения, особеннос­тях личности и поведения детей, члены семьи более оптимис­тично оценивают свои перспективы.

Информация для родителей, воспитывающих детей с нарушениями интеллекта

Старайтесь придерживаться следующих правил, это облег­чит вашу жизнь.

1. Преодолевайте страх и отчаяние.

2. Не тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.

3. Определите, какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к специалистам:

— медицинская помощь (консультация у детского психонев­ролога и других специалистов);

— психолого-педагогическая помощь (обучение в специали­зированном учреждении на основе рекомендаций ПМПК).

Особые формы отклонений в развитии Синдром Дауна

Какие хромосомные перестройки встречаются при син­дроме Дауна?

Это заболевание названо именем врача, впервые описавшего его в 1866 году. Болезнь Дауна относится к хромосомным заболе­ваниям, в основе которых лежит изменение числа или структуры хромосом. При болезни Дауна у человека не 46, как в норме, а 47 хромосом (3 хромосомы вместо 2Ъ 21-й паре). Это наиболее частый

188

вариант данного заболевания. Хромосомный набор у родителей при этом варианте болезни Дауна нормальный.

В более редких случаях (около 2%) при болезни Дауна у ре­бенка одновременно обнаруживаются клетки с нормальным чис­лом хромосом и клетки с 3 хромосомами вместо 2 в 21-й паре. Женщины, которые имеют такой набор клеток, могут рожать как здоровых детей, так и детей с болезнью Дауна. Риск рождения второго ребенка с болезнью Дауна в этом случае велик и достига­ет 30%. Имеются данные, что интеллект этих детей страдает в несколько меньшей степени, чем в первом случае.

Более редким нарушением хромосом при болезни Дауна яв­ляется так называемая транслокация, при которой изменения хромосомного набора связаны с переносом 21-ой хромосомы на другую хромосому. Здесь общее число хромосом в кариотипе (ви-доспецифичный набор хромосом) 46, так как дополнительная хромосома перемещена на какую-либо другую хромосому.

Этот вариант заболевания в половине случаев наследуется и в половине случаев возникает в результате новой мутации в поло­вой клетке одного из родителей. При этом родители здоровы. Ча­стота рождения детей с этим вариантом болезни Дауна не зависит от возраста матери, но, возможно, имеет значение, в каком возра­сте бабушка ребенка родила его мать. Некоторые авторы отмеча­ют более поздний возраст бабушек к моменту зачатия матерей.

Раньше полагали, что трисомия (появление третьей хромо­сомы в паре) имеет место только в яйцеклетке, теперь известно, что эта мутация может возникать и в сперматозоидах.

Когда и по каким признакам диагностируется синдром Дауна?

Заболевание распознается сразу после рождения по харак­терному виду ребенка. Возможна более поздняя диагности­ка. У ребенка характерное плоское лицо, монголоидный раз­рез глаз, уменьшенных размеров череп со скошенным затыл­ком, деформированные, небольших размеров и низко распо­ложенные ушные раковины. Нос короткий с уплощенной пе­реносицей, часто наблюдается недоразвитие верхней челюс­ти, большой складчатый («географический») язык. Обраща­ет на себя внимание также малая масса тела при рождении, низкий рост, непропорциональные по отношению к тулови­щу короткие конечности. Кроме того, более чем у половины

189

больных обнаруживаются пороки развития внутренних орга­нов, особенно часто сердечно-сосудистой системы. У больных короткая широкая шея с кожной складкой, у новорожден­ных на ладони нередко поперечная складка. Довольно часто деформирована грудная клетка. Дети отличаются вялостью, мало кричат, плохо сосут. При неврологическом обследова­нии у них наблюдаются снижение мышечного тонуса, косог­лазие, нарушение вестибулярного аппарата и некоторые дру­гие признаки.

Как часто рождаются дети с синдромом Дауна?

Частота появления синдрома Дауна во всех странах мира при­мерно 1:600 новорожденных. Риск рождения ребенка с синдро­мом Дауна (простой трисомией) зависит от возраста родителей. Если мать моложе 35 лет, то риск болезни Дауна в семье низ­кий — около 0,4%, при возрасте родителей старше сорока этот риск возрастает до 4,1 %.

Может ли болезнь Дауна повториться в одной семье?

Если один из родителей является носителем транслокации (перенос 21-й хромосомы на 21 -ю с сохранением объема генети­ческой информации), риск возрастает почти на 100%. Если транслокация другого типа, например 21/22 или 21/13; 21/14 или 21/15, то риск не превышает 10%, если носителем трансло­кации является мать, и около 2% — если отец. Во всех случаях при решении вопроса о рождении второго ребенка в семье, где уже имеется ребенок с болезнью Дауна, родителям следует об­ратиться в медико-генетическую консультацию и в ряде случа­ев необходимо во время беременности провести анализ около­плодной жидкости.

У кого прежде всего следует изучать кариотип?

У больного ребенка. Однако этот вопрос также решает врач. Если женщина старше 35 лет, и у нее уже есть здоровые дети, и дальнейшее деторождение не планируется, клинический диаг­ноз у ребенка не вызывает сомнений, а больных с синдромом Да­уна ни по отцовской, ни по материнской линии не было, то, воз­можно, цитогенетическое исследование и не понадобится.

190

Как развиваются дети с синдромом Дауна?

С первых месяцев жизни дети отстают в психомоторном раз витии. У большинства из них позднее развивается речь и имеют ся дефекты звукопроизношения. Дети недостаточно хорошо по нимают обращенную к ним речь, их словарный запас беден.

«Относительная сохранность эмоциональной сферы, хорошая подражательность детей с болезнью Дауна способствуют тому. что интеллектуальная недостаточность этих больных для роди­телей становится очевидной в несколько более старшем возрас­те, обычно после 2—3 лет. Умственная отсталость при болезни Дауна проявляется в разной степени. Больные отличаются кон­кретным, замедленным мышлением, у них нарушены внима­ние, смысловая память. Механическая память остается более сохранной.

Дети приветливы, общительны, доверчивы. Обычно прояв­ляют нежную привязанность к близким и ухаживающим за ними людьми. Однако некоторые из них могут быть повышен­но возбудимы, расторможены, упрямы.

Могут ли дети с болезнью Дауна стать взрослыми и иметь детей?

Не описано ни одного случая рождения детей у мужчин с синдромом Дауна. Женщины могут быть фертильными, но у них высокий риск рождения ребенка с синдромом Дауна.

Для детей с синдромом Дауна характерно позднее поло­вое созревание и раннее появление признаков старения орга­низма. В этот период больные утрачивают приобретенные ранее навыки, отличаются пассивностью, бездеятельностью, иногда чрезмерно возбуждены. Многие не могут достигнуть полной социальной адаптации и нуждаются в опеке и помо­щи близких.

Чем могут помочь родители своим детям?

Если у ребенка болезнь Дауна, следует тщательно обследо­вать малыша у специалистов. Прежде всего следует выяснить, нет ли у ребенка врожденного порока сердца, и, если он будет обнаружен, нужно решать вопрос со специалистами о возмож­ности и целесообразности операционного лечения. Врожденные

191

пороки сердца при болезни Дауна наблюдаются в 30—40% слу­чаев, и, как правило, эти дети отличаются небольшой сомати­ческой ослабленностью, у них часто может наблюдаться затруд­ненное дыхание, одышка. А потом надо особенно хорошо про­ветривать помещение, где находится малыш. В ряде случаев полезно использовать увлажнитель воздуха.

Всем детям с болезнью Дауна необходимо обследовать слух, так как нарушения слуха у них достаточно частые. А невыяв-ленные нарушения слуха значительно затрудняют развитие речи и общее психическое развитие ребенка. Малыша следует проконсультировать также у глазного врача и эндокринолога.

У многих детей с болезнью Дауна имеются различные дефек­ты зрения, недостаточность функции щитовидной железы и других желез внутренней секреции.

Внимательно наблюдайте за своим ребенком, не пропустите различные приступообразные состояния с мимолетным отклю­чением сознания, подергивания в различных частях тела. Из­вестно, что примерно у 10% детей с болезнью Дауна наблюда­ются эпилептические припадки.

Какого уровня развития может достичь ребенок с синд­ромом Дауна?

Ответ на этот вопрос в значительной степени зависит от того, как рано и как упорно будут обучать малыша основным навы­кам и умениям. Несмотря на то, что дети с болезнью Дауна от­стают в умственном развитии и требуют к себе очень много вни­мания, они — члены семьи, общества и благодарно откликают­ся на любовь и заботу.

Поскольку эти дети малоактивны, следует поощрять прояв­ленную ими самостоятельность в различных видах деятельнос­ти, в игре, навыках самообслуживания.

При обучении ребенка с болезнью Дауна навыкам самообс­луживания необходимо использовать его подражательность. Создавать как можно больше ситуаций, в которых ребенок мог бы наблюдать за вашими действиями при одевании, раздева­нии, умывании, уборке помещений и т. п. Если в семье есть еще дети, предоставьте ему возможность как можно больше наблю­дать за их действиями и игрой. Постепенно обучайте этим дей­ствиям и больного ребенка. Делайте это систематически и обя­зательно увидите результат своего труда.

192

Для побуждения собственной активности ребенка очень полезными являются музыкальные занятия — музыкальная терапия или лечение музыкой, поскольку дети с болезнью Дауна очень восприимчивы к музыке, с удовольствием дви­гаются под нее, хлопают в ладоши, напевают. Поэтому им по­лезны специальные игры под музыкальное сопровождение, например, катание мяча, ритмические движения, имитация действий персонажей сказок и т. п. С ними можно разучи­вать простые стихотворения, считалки. Важное значение имеют специальные игры, направленные на развитие общей моторики, координации движений. Детей следует учить бе­гать, прыгать, бросать и ловить мяч, скатываться с горки. При проведении всех этих занятий следует использовать характерную особенность этих детей — их подражатель­ность и музыкальность. Чаще ласкайте, обнимайте своего ребенка, и он таким же способом будет выражать свое от­ношение к близким.

Показывайте малышу большие яркие картинки, учите его рассматривать их, кратко объясняйте их содержание.

Особое внимание следует обратить на развитие речи ма­лыша. При этом опять же необходимо опираться на боль­шую подражательность больного ребенка. Поэтому кроме проведения специальных занятий по развитию речи сде­лайте для себя правилом комментировать свои действия, за которыми наблюдает малыш, простыми предложения­ми типа: «я мою руки», «надеваю пальто», «режу хлеб», «мою чашку» и т. п. Называйте предметы и действия, на которых в данный момент сосредоточено внимание ребен­ка. Делая это постоянно, добьетесь значительного прогрес­са в развитии его речи.

Читайте ребенку больше книг, подбирайте тексты в соответ­ствии с его уровнем понимания. При этом используйте издания с яркими, крупными картинками, иллюстрирующими содер­жание текста. Полезно в процессе чтения одновременно рисо­вать отдельных персонажей.

Для ребенка с болезнью Дауна очень важным является со­блюдение режима, приучение к аккуратности, раннее участие в различных видах бытового труда вместе со взрослыми, а затем и самостоятельно под их руководством. И как бы вам ни было труд­но, какое бы отчаяние ни охватило вас, помните: главное — это терпение и любовь.

У каких специалистов следует проконсультировать ре­бенка с синдромом Дауна?

Важным является объективное обследование зрения и слуха, так как до 60% детей с синдромом Дауна имеют различную па­тологию зрительной системы и 40% — слуха.

Также ребенок с болезнью Дауна должен наблюдаться у пси­хоневролога, педиатра и эндокринолога; следует помнить, что у этих детей имеют место пороки сердца, недостаточность функ­ций щитовидной и половых желез.

Какие программы раннего обучения могут быть полез­ными для родителей детей с синдромом Дауна?

В настоящее время для детей с синдромом Дауна адаптиро­вана зарубежная программа ранней педагогической помощи «Маленькие ступеньки», в которой рассматриваются оценки уровня развития ребенка и определяется адекватная страте­гия его обучения и воспитания. Подобный вариант оценки по­казывает родителям, что ребенок может делать, а чего нет. Та­кая оценка помогает определить следующую ступеньку, т. е. следующее умение, которое следует развивать у малыша. В пе­речень умений, определяющих развитие ребенка, входят че­тыре проверочные таблицы, которые охватывают основные об­ласти развития:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: