Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 16 глава




Особенностями психического состояния детей с нарушени­ями зрения чаще всего являются пассивность и слабая адапта­ция к окружающей среде, несформированность компенсатор­ных процессов, неуверенность и отсутствие своих позиций по отношению к окружающему. У многих детей имеет место по­вышенная эмоциональная лабильность, внушаемость. Тот же эффект создают и неблагоприятные условия развития детей в раннем возрасте. Известно, что созревание эмоциональной сфе­ры способствует развитию сдержанности, регулированного по­ведения. Для развития эмоциональной сферы важное значение имеет формирование регуляторной функции речи, связанной с созреванием ЦНС.

Некоторые особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения

Многими исследованиями показано, что созревание эмоцио­нальной сферы тесно связано с позитивными отношениями «мать-

236

ребенок », которые формируются в первые месяцы и годы жизни. Одной из причин неадекватного эмоционального развития ребен­ка с нарушениями зрения могут быть причины недостаточного взаимодействия «мать-ребенок» в раннем возрасте, а также не­достаточно правильное его воспитание в детских учреждениях, с дефицитом эмоционально-положительного общения со взрослым, в частности тактильного, в котором он особенно нуждается. Это может быть одной из причин своеобразного снижения интеллек­туальной активности у детей с нарушением зрения. В настоящее время это подтверждено многими авторами.

Пассивность детей с нарушениями зрения является одним из важных симптомов недостаточной адаптации ребенка к сво­ему окружению, недостаточности компенсаторных процессов в процессе обучения и воспитания.

Особенно это проявляется в современных условиях, когда у взрослых, окружающих и, главное, у родителей появилась не­уверенность в возможности обеспечения нормальных жизнен­ных условий, и родители в этой ситуации сами находятся в со­стоянии стресса.

Тот же эффект создают и неблагоприятные условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте: многолетнее нахож­дение вместе с другими детьми в спальне, в столовой и в местах отдыхай развлечений, отсутствие возможности побыть с самим собой в детском учреждении оказывают на развитие ребенка от­рицательное влияние, так как в этих условиях недостаточно удов­летворяются естественные потребности ребенка.

Длительное отсутствие эмоциональной и духовной близости с матерью и родными в период нахождения в интернате, а также неблагоприятная обстановка в семье создают у ребенка психоло­гическое напряжение, которое проявляется либо в форме пассив­ности, безразличия к окружающему, иногда с проявлением деп-рессивности, либо беспокойного возбудимого и агрессивного по­ведения.

Особого внимания требует вопрос полового воспитания детей с нарушениями зрения. Индивидуальное тестирование детей и подростков с нарушениями зрения показывает особо сильную их тревожность и неуверенность в области семейных отноше­ний, взаимоотношений с противоположным полом. Оно связа­но со страхом и опасениями, с сознанием вины и поэтому явля­ется источником сильных внутренних переживаний и конфлик­тов. Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Ма-

237

лоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипы являются характерными особенностями психомоторики детей с дефектами зрения. За­держка развития моторики и пространственных представлений обусловливает замедленное формирование навыков самообслу­живания, которые часто оказываются несформированными даже к периоду школьного обучения.

Особенности интеллектуального развития

Нарушения зрения и умственная отсталость.

Традиционно первым вопросом матери к акушерке всегда являлся вопрос: «Это мальчик или девочка? ».

Современные женщины, осведомленные о возможности рож­дения ребенка с недостатками в развитии, часто спрашивают: «Все в порядке?» Не все, но многие нарушения могут быть вы­явлены сразу после рождения.

Родители могут начать беспокоиться на любом этапе разви­тия ребенка и, к счастью, не всегда обоснованно.

Иногда родителей беспокоит, что их дети ведут себя слиш­ком хорошо, не кричат подолгу, как другие дети, слишком по­кладисты, легко удовлетворяются, не слишком возмущаются, если задерживается кормление. Другие дети, наоборот, всегда ноют и никогда не бывают счастливыми. Некоторые родители бывают потрясены тем, что их ребенок ведет себя как слепой. В некоторых случаях действительно могут быть какие-то пробле­мы со зрением. Возможны нарушения на глазном дне, атрофия зрительного нерва, помутнение прозрачных сред, через кото­рые проходит в глаз свет. Раньше у многих недоношенных де­тей, которые получали слишком много кислорода, возникали тяжи позади хрусталика и это все еще может иногда происхо­дить и теперь с очень маленькими хрупкими детьми. Однако, теперь эта опасность хорошо известна и давление кислорода в кувезах, или инкубаторах для недоношенных детей является настолько низким, насколько это возможно, при этом кислород никогда не подается непрерывно.

Следует помнить, что имитировать поведение слепого ребен­ка могут глубоко умственно отсталые дети, которые не умеют правильно реагировать на свет. В раннем возрасте все дети под-

238

вергаются воздействию разнообразных стимулов. Моргание воз­никает автоматически (безусловный рефлекс), если прикос­нуться к роговице между веками глаза. Позже здоровый ребе­нок уже реагирует на угрозу прикосновения так, как если бы это было прикосновение, и моргает, если какой-то объект быст­ро приближается к его глазу (условный рефлекс). Это можно продемонстрировать, направляя палец к глазу ребенка.

Ребенок с выраженной умственной отсталостью может не отреагировать на угрозу, хотя при офтальмологическом обсле­довании у него не выявляется какой-либо глазной патологии. Однако в его мозгу не образовалась необходимая условная связь между действительным прикосновением к роговице и быстрым приближением объекта, которое может закончиться болезнен­ным прикосновением. Таким образом, уже с этой точки зрения умственно отсталые дети оказываются беспомощными перед лицом опасности.

С другой стороны, следует иметь в виду, что 20% детей с вы­раженной умственной отсталостью действительно страдают на­рушениями зрения.

При врожденной слепоте ребенок не получает никакого за­паса зрительных представлений, задерживается освоение про­странства и предметной деятельности; даже слабовидение, воз­никшее в раннем детстве, вызывает недоразвитие психомотор­ной среды (В.В. Ковалев, 1985 г.). У слепых и слабовидящих детей задерживается интеллектуальное развитие, что выра­жается в виде более позднего формирования первичного обоб­щения, дефицита информации, замедления развития познава­тельных процессов. Качественные особенности интеллектуаль­ной недостаточности проявляются в особенностях мышления, речи и других предпосылок интеллектуальной деятельности. У них обнаруживаются слабость абстрактного мышления и преобладание чувственно-образного способа суждения. По срав­нению со зрячими их представления о реальных предметах ре­ального мира схематичны, скудны и не отражают полностью существенных признаков. Характерна задержка развития речи на 1—2 года. Вместе с тем сформировавшаяся речь нередко бы­вает более развитой, чем у зрячих сверстников. По структуре и интонациям она может напоминать речь взрослых. Характерна склонность к рассуждательству, различие между относительно богатым словарем и фактическими знаниями ребенка. Слова часто не выражают истинного, конкретного их значения. Пред-

полагается, что это связано с особыми условиями формирова­ния речи у детей с дефектами зрения — при преобладании слу­хового подражания в отрыве от непосредственного чувственно­го опыта. С этим связаны такие же особенности интеллекта, как формальность мышления, преобладание общих, неконкретных знаний, недостаточно адекватное использование понятий, сло­весных обозначений.

Речевая функция отличается большой хрупкостью и исто-щаемостью. Изменение привычного стереотипа, например, по­ступление в детское учреждение может вызвать мутизм или регресс речи в виде возвращения к этапу эгоцентрической речи.

У слабовидящих детей в период начала обучения могут иметь место специфические затруднения в овладении навыками пись­ма и чтения. Дети не всегда видят строку, путают сходные по начертанию буквы. Это мешает им в овладении техникой чте­ния, понимании содержания прочитанного. Смешение цифр по начертанию мешает овладению процессами счета и решению задач. В обычных условиях обучения эти дети не видят напи­санного на классной доске, у них быстро наступает утомление и снижается работоспособность.

Степень выраженности отставания в психическом разви­тии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжес­ти и времени возникновения нарушений зрения, а также от сво­евременного начала коррекционной работы. Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зре­ния является ограниченность знаний и представлений об окру­жающем с преобладанием общих, неконкретных знаний; при достаточном формальном словарном запасе нередко может на­блюдаться недостаточная предметная соотнесенность слов. На предупреждение снижения результативности умственной дея­тельности детей с тяжелыми дефектами зрения влияет пози­ция родителей, их активная повседневная помощь ребенку в развитии познавательной деятельности.

При раннем педагогическом вмешательстве можно в зна­чительной степени предупредить возникновение и развитие специфических для слепых детей вторичных отклонений и тем самым оказать положительное влияние на формирование пси­хических процессов и личности в целом.

Работа специалистов детского сада с родителями

Основными направлениями в работе педагогов детского сада с семьей детей с нарушениями зрения являются:

♦ изучение особенностей семейного воспитания ребенка;

♦ разработка и реализация совместно с семьей индивидуаль­ных программ помощи ребенку;

♦> просвещение родителей с целью расширения представле­ний об особенностях развития детей со зрительной патоло­гией и методам обучения коррекционно-развивающей ра­боты с ними;

<• разработка на дифференцированной основе системы взаи­модействия с семьями воспитанников с целью коррекции детско-родительских отношений.

Работники специализированных садов должны помогать ро­дителям детей с патологией зрения понять особенности возрас­тного и личностного развития их детей, влияние дефекта зре­ния на общее психофизическое развитие, овладеть конкретны­ми методами помощи своему ребенку.

Необходимо обеспечивать такие семьи специальной лите­ратурой по проблемам воспитания детей с сенсорной недоста­точностью.

Работа должна проводиться совместно с врачом-офтальмоло­гом, под наблюдением которого находится ребенок. Родители должны следить и выполнять все рекомендации, особенно по зрительной нагрузке, которую назначил врач.

Совместные занятия родителей и их детей помогают сфор­мировать в дальнейшем у малышей важные личностные каче­ства: уверенность, настойчивость, выдержку, терпение, целеу­стремленность.

Игры незрячего ребенка требуют постоянного участия взрос­лого и способствуют их общению.

Вопросы и задания

1. Какие нарушения зрительной функции можно выявить у ребенка первого года жизни?

2. Назовите особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения.

241

3. Охарактеризуйте особенности интеллектуального раз­вития при слепоте и слабовидении, возникших в раннем дет­стве.

4. Какие позиции могут занимать родители в отношении де­тей с нарушениями зрения?

5. Какую помощь могут оказать специалисты семье ребенка с нарушением зрения?

6. Какое значение для развития ребенка имеет его остаточ­ное зрение?

7. Как развивать активное осязание у незрячего ребенка?

8. Как формировать начальные пространственные представ­ления у незрячего ребенка?

9. Каковы общие стратегии нормализации жизни семьи не­зрячего ребенка?

10. Назовите важнейшую задачу родителей незрячего ребен­ка раннего возраста.

11. Какие рекомендации может дать специалист родителям незрячего ребенка?

242

ГЛАВА 9

Ребенок

с нарушением

слуха

в семье

Причины нарушения слуха

Нарушение слуха той или иной степени выраженности не­редко встречается у детей разного возраста. Даже незначитель­ное нарушение слуха в раннем возрасте отрицательно сказы­вается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухос­ти и глухоте без специального обучения ребенок не в состоя­нии овладеть речью. Это происходит потому, что он не слышит своего голоса и речи окружающих и поэтому не может ей под­ражать. Резкое недоразвитие речи или ее отсутствие затруд­няет контакт неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушает развитие познавательной деятельности и личности ребенка.

В 30—50 % случаев глухота и выраженная тугоухость обус­ловлена генетическими факторами. Некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. Иногда они сочетаются с другими дефектами: нарушениями зрения, интеллекта, заболеванием почек, костно-мышечной системы, кожи и другими расстройствами.

Нарушения слуха могут возникать и под влиянием различ­ных неблагоприятных факторов, воздействующих внутриутроб­но, в момент родов или после рождения ребенка. Среди причин, повреждающих слуховую систему плода, наибольшее значение имеют внутриутробные инфекции, особенно краснуха, перене­сенная матерью в первом триместре беременности, а также та­кие заболевания, как корь, грипп, врожденный сифилис, ток-соплазмоз, цитомегалия и др.

Важную роль в возникновении нарушений слуха играет ядер­ная желтуха новорожденных, обусловленная конфликтом ма­тери и ребенкапо резус-фактору или групповой принадлежнос­ти крови. Считается, что слуховые нервы особенно чувствитель­ны к билирубиновой интоксикации, которая возникает при ядерной желтухе новорожденных.

Доказано повышение частоты нарушений слуха у недоно­шенных детей. Эта частота особенно возрастает при несовмес­тимости крови матери и плода по резус-фактору и по групповой несовместимости крови, а при наличии дефектов слуха в родос­ловной у этих детей — при сочетании недоношенности с раз­личными врожденными пороками развития нервной системы и других органов. Нарушения слуха могут наблюдаться при алкоголизме матери.

244

После рождения дефекты слуха могут возникать в связи с различными инфекционными заболеваниями: респираторными заболеваниями, гриппом, корью, скарлатиной, эпидемическим паротитом (свинкой), осложняющимися воспалением среднего уха или вызывающими явления токсического неврита слухо­вых нервов. Острые, подострые, рецидивирующие отиты так­же являются частой причиной нарушения слуха. Приобретен­ная глухота и тугоухость могут быть также следствием менин­гитов и менингоэнцефалитов.

Нарушения слуха могут возникать и в связи с применением антибиотиков так называемого ототоксического действия. К ним относятся антибиотики из группы аминогликозидов: стрептомицин, гентамицин, неомицин, мономицин и др. Эти антибиотики обладают способностью проникать в жидкости внутреннего уха. Имеются данные о возможности возникнове­ния врожденных дефектов слуха при лечении матери во время беременности антибиотиками и сульфаниламидными препа­ратами. В частности, показана возможность стрептомицина проникать через плаценту и вызывать дегенеративные измене­ния в органе слуха.

Токсическое воздействие антибиотиков и сульфаниламид­ных препаратов на орган слуха наиболее отчетливо проявляется при наследственной отягощенности и недоношенности.

Наследственно обусловленные нарушения слуха часто про­являются в виде сложных дефектов, включающих разнообраз­ную патологию органов и систем организма. Так, они могут со­четаться с дефектами формирования ушной раковины, различ­ными пороками развития и заболеваниями органа зрения, с де­фектами в развитии скелета и болезнями соединительной тка­ни, с болезнями почек, сердечно-сосудистой системы, с кож­ными заболеваниями.

Эти данные определяют необходимость всестороннего обсле­дования детей с врожденными дефектами слуха.

Особенности реакции на звук в младенческом возрасте

Психическое развитие детей с врожденными нарушения­ми слуха с первых месяцев жизни отличается рядом особенно­стей. У них отсутствует или слабо выражен врожденный реф-

245

леке на резкие звуки, который в норме проявляется во вздра­гивании и зажмуривании глаз. При плаче малыш не замолка­ет на голос взрослого, как это делает нормально слышащий ребенок.

В первые месяцы жизни выраженность голосовых реакций у детей с нарушениями слуха может не отличаться от таковых у слышащих детей. У них также может отмечаться достаточная звонкость голоса при гулении, плаче и смехе.

Однако постепенно с возрастом число голосовых реакций сокращается, звуки становятся более однообразными и затем пропадают совсем. Иногда могут отмечаться элементы лепета, но разнообразный слоговой лепет с самоподражанием и подра­жанием звукам взрослого не возникает. К концу второго полу­годия жизни более отчетливо выявляется отсутствие реакции на обращенную речь, ребенок не выполняет ситуативных ко­манд.

Нормально слышащий ребенок в возрасте 9—10 месяцев, бросив игрушку и услышав звук удара ее об пол, повернется и постарается увидеть, куда она упала. Ребенок же с нарушения­ми слуха будет следить за падающей игрушкой до тех пор, пока она находится в его поле зрения, и не обратит внимания на удар игрушки об пол.

В первые годы жизни у ребенка с дефектом слуха могут про­являться на звуковые стимулы однократные реакции или непо­стоянные. Но при глухоте постепенно их число сокращается. Это приводит к тому, что многие родители долго не могут по­нять, слышит ли их ребенок. Однако на голос обычной громко­сти глухие дети не реагируют.

Для детей с нарушениями слуха характерно нарушение форми­рования зрительно-слуховой ориентации в пространстве, отсут­ствие возможности локализации звука, они не поворачивают гла­за и голову в сторону звука, не идут по направлению к звуку.

Особенности моторики

Развитие моторики у таких детей обычно несколько задер­жано. Это связано с тем, что у них часто отмечается недоста­точность функции вестибулярного аппарата, поэтому на на­чальных этапах формирования прямостояния и ходьбы отмеча­ется неустойчивость, им трудно сохранять равновесие, у них не­достаточная координация движений.

246

Движения этих детей недостаточно соразмерны, они затруд­няются в бросании и ловле мяча, в выполнении тонких диффе­ренцированных движений пальцами рук.

Характер и степень выраженности нарушений моторной сферы широко варьируются в зависимости от причины нару­шений слуха. При дефектах слуха, связанных с внутриутроб­ными вирусными инфекциями, родовой травмой, а также при ядерной желтухе и при последствиях менингоэнцефалитов они могут сочетаться с различными проявлениями детского цереб­рального паралича.'

Особенности игры

Дети с нарушениями слуха и нормальным интеллектом в преддошкольном и дошкольном возрасте обычно проявляют интерес к игрушкам, однако игровые действия у них более од­нообразные, стереотипные.

Некоторые дети предпочитают предметы, издающие резкие звуки, шумы и однообразно ими манипулируют.

Для многих детей характерна пресыщенность игровой дея­тельностью, ребенку быстрее обычного надоедают одни и те же игрушки, часто может наблюдаться неустойчивость функции активного внимания. При отсутствии специальных занятий у детей с нарушениями слуха может отмечаться отставание в развитии предметных действий, сюжетной игры, так как эти виды деятельности формируются обычно в процессе специаль­ного обучения.

Особенности поведения

Особенности поведения детей с нарушениями слуха раз­нообразны, они обычно связаны с причиной, вызвавшей слу­ховой дефект. Так, у детей с ранним органическим повреж­дением мозга нарушения слуха обычно сочетаются с повы­шенной психической истощаемостью, некоторой раздражи­тельностью. В раннем возрасте у этих детей часто проявляет­ся двигательная расторможенность, нарушения функции ак­тивного внимания, что затрудняет проведение с ними специ­альной сурдологической работы. Эта категория детей долж­на обязательно консультироваться с психоневрологом и по­лучать соответствующее лечение.

247

Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, «стран­ные» дети, которые с большим трудом вступают в контакт с ок­ружающими, отказываются от общения со сверстниками, про­являют склонность к стереотипным действиям, не учитывают ситуацию и как бы пребывают в своем внутреннем мире. Этих детей необходимо консультировать у детского психиатра, так как у них может иметь место сочетание дефектов слуха с прояв­лениями аутизма.

Особенно резко выражены нарушения поведения у оглохших детей.

В первое время после потери слуха поведение ребенка резко меняется. Одни дети становятся двигательно расторможенны­ми, импульсивными, временами даже агрессивными. Другие затормаживаются, уходят в себя, отказываются от общения и занятий. В обоих случаях это поведение связано с реакцией ре­бенка на свой дефект. Такие дети также во всех случаях нужда­ются в консультации детского психиатра.

При нарушениях слуха обычно нарушена и речь: она либо недоразвивается при врожденных дефектах слуха, либо распа­дается у оглохших детей. Нарушения речи в свою очередь обус­ловливают специфические особенности развития мышления и памяти глухих детей.

Одной из основных задач лечебно-педагогической работы с детьми с нарушениями слуха является развитие речи и логи­ческого мышления.

Особенности интеллектуального развития и речи

Многими исследованиями показано, что основной причиной задержанного развития интеллекта у детей с нарушениями слу­ха является позднее и замедленное развитие речи, а также ис­кажение формирования речи в первые годы жизни ребенка.

Известно, что речь имеет большое значение в формировании корковых функций, составляющих основу развития школьных навыков. Речь развивается на основе сохранного слуха и врож­денных слуховых рефлексов, являющихся важной предпосыл­кой формирования корковых функций. Снижение слуха в ран­нем детстве приводит к грубому недоразвитию речи. К значи­тельным нарушениям речевого развития может приводить и менее выраженная тугоухость. При этом степень и характер отставания речевого развития зависят не только от степени сни-

248

жения слуха, но и от времени возникновения слухового дефек­та. Глухота, возникшая в период, когда у детей речь еще не сформировалась, приводит к выраженному ее недоразвитию — глухонемоте. Если речь уже сформирована и функционирует, то при возникновении глухоты речь сохраняется, но для ее даль­нейшего развития необходимы специальные занятия.

Речевые нарушения имеют ведущее значение в возникно­вении интеллектуальной недостаточности при глухоте и ту­гоухости, именно они определяют характер процессов мыш­ления этих детей. Описан ряд характерных для тугоухости особенностей речи: нечеткость произношения, смешение звонких и глухих звуков, своеобразие замен многих звуков на звук «т» (татирования). Особенно характерно своеобразие голоса и интонаций: приглушенность, хриплость, неесте­ственные модуляции.

Особенностями речевого поведения тугоухих является повы­шенное внимание к жестикуляции и мимике говорящего собе­седника или учителя в связи со стремлением «считывать с губ» говорящего, а также замена речи или сопровождение ее обиль­ной жестикуляцией и мимическими движениями. Имеет мес­то ограниченное понимание речи окружающих и читаемых тек­стов, выраженная недостаточность собственного словарного за­паса, широкое использование обиходных выражений и штам­пов. При осложнении тугоухости нарушениями фонематичес­кого слуха могут иметь место ошибки на различение близких по звучанию фонем: б — п, дт и др.

Многие авторы отмечали своеобразную дисгармонию в фор­мировании интеллектуальных функций при нарушениях слу­ха у детей. В. Ф. Матвеев, Л. М. Барденштейн описывали осо­бенности «вторичной парциальной задержки интеллектуально­го развития », этиологически связанной с глухотой и тугоухос­тью и ближайшим их следствием — отсутствием формирования речи в первые годы жизни ребенка.

Они отмечали задержку развития словесно-логического мыш­ления при сохранности конкретных форм мышления. Своеоб­разную дисгармонию в формировании интеллектуальных фун­кций при нарушенном слухе отмечала С. С. Калижнюк. У детей с нарушениями слуха вследствие гемолитической болезни но­ворожденных обнаруживалась диссоциация между развитием наглядно-действенного и словесного мышления с недостаточ­ностью последнего.

249

Дети с нарушениями слуха могут проявлять достаточную способность к выполнению довольно сложных конструктив­ных заданий, что значительно отличает их от умственно отста­лых, изобразительная и конструктивная деятельность которых намного беднее и в основном имеет подражательный характер. Вместе с тем у детей с тугоухостью обнаруживается недостаточ­ность тех видов интеллектуальной деятельности, которая тесно связана с речью. Затруднения у них вызывают задания, требу­ющие речевого оформления и речевого ответа. Дети часто зат­рудняются в выделении и закреплении отдельных свойств пред­метов, в результате чего страдает формирование предметных представлений.

Дополнительные нарушения

При обследовании таких детей часто обращает на себя вни­мание общее беспокойство, импульсивность, повышенная раз­дражительность.

При умственной отсталости в сочетании с нарушениями слу­ха нередко отмечаются проявления церебрастенического синд­рома со снижением умственной работоспособности, нарушени­ями внимания и памяти. Эти дети часто нуждаются в организа­ции их деятельности.

Дифференциация интеллектуальных нарушений у детей с дефектами слуха представляет большие сложности. Основным дифференциально-диагностическим критерием при отграниче­нии слабослышащего ребенка с нормальным интеллектом от слабослышащего, страдающего умственной отсталостью, дол­жен быть учет всех качественных различий структуры дефек­та. При этом следует учесть ряд дифференциально-диагнос­тических критериев:

Наличие дисплазий, которые характеризуются специфичес­кими особенности, как при олигофрении, так и при нару­шениях слуха. При дефектах слуха нередко отмечаются различные аномалии развития ушных раковин; при соче­тании этих дефектов с олигофренией часто наблюдаются деформации черепа, своеобразие строения пальцев рук в виде клинодактилии, арахнодактилии, искривления ми­зинцев, синдактилии пальцев рук и ног и т. д.

♦ При сочетанных дефектах слуха и интеллекта чаще на­блюдается неврологическая симптоматика, чем при изоли-

250

рованных нарушениях слуха или интеллекта. В этих слу­чаях часто речь идет о сложном дефекте — сочетании нару­шений слуха с другими заболеваниями и синдромами пора­жения центральной нервной системы.

♦ Структура интеллектуального нарушения при изолирован­ных дефектах слуха имеет более парциальный и мозаич­ный характер: отмечается диссоциация в развитии нагляд­но-действенного и словесно-логического мышления, после­днее оказывается значительно недоразвитым. Дети хорошо справляются с так называемыми невербальными задания­ми и показывают свою явную несостоятельность при выпол­нении вербальных. Они отличаются правильным отноше­нием к окружающему, критичностью, способностью конт­ролировать свое поведение и деятельность.

Подходы и методы коррекционного воспитания

Дети с нарушениями слуха нуждаются в особом подходе и методах воспитания. Для нормального психического развития глухого и слабослышащего ребенка ведущее значение имеет раннее (желательно в первые месяцы жизни) начало коррек-ционнойработы, направленной на стимуляцию и развитие слу­хового восприятия. Часто необходимо раннее использование сурдологической техники. Стимуляция слухового восприятия осуществляется одновременно со стимуляцией речевого раз­вития.

В обучении используется как стимуляция дефектного слу­хового анализатора, так и подключение сохранных: зрительно­го, тактильного, двигательного. Особое значение придается ран­нему включению речи в общение ребенка с окружающими, что открывает перед ним возможности участия в коллективных ви­дах деятельности.

В настоящее время разработана методика занятий с первых месяцев жизни с детьми, имеющими дефекты слуха. При этом основное внимание обращается на обучение родителей воспи­танию ребенка с нарушениями слуха.

Для эффективной помощи родителям, воспитывающим ре­бенка с нарушениями слуха, создаются специальные консуль­тативно-диагностические группы при медицинских учрежде­ниях и при специальных детских садах.

251

В комплексе реабилитационных мероприятий детей с нару­шениями слуха важное значение имеет раннее слухопротези­рование. С этой целью разрабатываются электрофизиологичес­кие корреляты оптимального слухопротезирования. В связи с чем каждый ребенок с нарушениями слуха нуждается в ранней электроакустической диагностике и коррекции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: