МУЗЫКА-КУДЕСНИЦА
Сказки о музыке
Издание второе
Москва «Музыка» 1987
Составила И. Толок
ПАСТУШЬЯ ДУДОЧКА
Русская сказка
Жили в одном селе старик да старуха, бедные-пребедные, и был у них сын Иванушка. С малых лет любил он на дудочке играть. И так-то он хорошо играл, что все слушали - наслушаться не могли. Заиграет Иванушка грустную песню - все пригорюнятся, у всех слезы катятся. Заиграет плясовую - все в пляс идут, удержаться не могут.
Подрос Иванушка и говорит отцу да матери:
- Пойду я, батюшка и матушка, в работники наниматься. Сколько заработаю - все вам принесу.
Попрощался и пошел.
Пришел в одну деревню - никто не нанимает. В другую пришел - и там работники не нужны. Пошел Иванушка дальше.
Шел- шел и пришел в дальнее село. Ходит от избы к избе, спрашивает:
- Не нужен ли кому работник? Вышел из одной избы мужик и говорит:
- Не наймешься ли ты овец пасти?
- Наймусь, дело нехитрое!
- Нехитрое оно, это так. Только у меня такое условие: если хорошо пасти будешь - двойное жалованье заплачу. А если хоть одну овечку из моего стада потеряешь - ничего не получишь, прогоню без денег!
- Авось не потеряю! - отвечает Иванушка.
- То-то, смотри! Уговорились они.
И стал Иванушка стадо пасти.
Утром чуть свет уйдет со двора, а возвращается, когда солнце сядет.
Как идет он с пастбища, хозяин с хозяйкой уже у ворот стоят, овец считают:
- Одна, две, три… десять… двадцать… сорок… пятьдесят… Все овцы целы!
|
Так и месяц прошел, и другой, и третий. Скоро надо с пастухом рассчитываться, жалованье ему платить.
"Что это? - думает хозяин. - Как это пастух всех овец сберегает? В прошлые годы всегда овцы пропадали: то волк задерет, то сами куда забредут, потеряются… Неспроста это. Надо подсмотреть, что пастух на пастбище делает".
Под утро, когда все еще спали, взял хозяин овчинный тулуп, вывернул его шерстью наружу, напялил на себя и пробрался в хлев.
Стал среди овец на четвереньки. Стоит, дожидается, когда пастух погонит стадо на пастбище.
Как солнышко взошло, Иванушка поднялся и погнал овец.
Заблеяли овцы и побежали.
А хозяину хоть и трудно, только он не отстает, бежит вместе с овцами, покрикивает:
- Бя-бя-бя! Бя-бя-бя! А сам думает:
"Теперь- то я все узнаю, выведаю!"
Думал он, что Иванушка его не приметит. А Иванушка зорким был, сразу его увидел, только виду не подал - гонит овец, а сам нет-нет и стегнет их кнутом. Да все метит прямо хозяина по спине!
Пригнал овец на опушку леса, сел под кусток и стал краюшку жевать.
Ходят овцы по полянке, щиплют траву.
А Иванушка за ними присматривает. Как увидит, что какая овца хочет в лес забежать, сейчас на дудочке заиграет. Все овцы к нему и бегут.
А хозяин все на четвереньках ходит, головой в землю тычется, будто траву щиплет.
Устал, утомился, а показаться стыдно: расскажет пастух соседям - сраму не оберешься!
|
Как наелись овцы, Иванушка говорит им:- Ну, сыты вы, довольны вы, теперь и поплясать можно!
Да и заиграл на дудочке плясовую.
Принялись овцы скакать да плясать, копытцами постукивать!
И хозяин туда же: хоть и не сыт и не доволен, а выскочил из середины стада и давай плясать вприсядку. Пляшет, пляшет, ногами разные штуки выделывает, удержаться не может!
Иванушка все быстрее да быстрее играет.
А за ним и овцы быстрее и хозяин быстрее.
Уморился хозяин. Пот с него градом так и катится. Красный весь, волосы растрепались…
Не выдержал он, закричал:
- Ой, батрак, перестань ты играть! Мочи моей больше нет!
А Иванушка будто не слышит - играет да играет! Остановился он наконец и говорит:
- Ой, хозяин! Ты ли это?
- Да как же ты сюда попал?
- Да так, забрел невзначай…
- А тулуп зачем надел?
- Да холодно с утра показалось… А сам за кусты, да и был таков. Приплелся домой и говорит жене:
- Ну, жена, надо нам поскорее батрака выпроводить подобру-поздорову, надо ему жалованье отдать…
- Что так? Никому никогда не отдавали, а ему вдруг отдадим…
- Нельзя не отдать. Он так нас осрамит, что и людям не сможем показаться.
И рассказал ей, как пастух заставил его плясать, чуть до смерти не уморил.
Выслушала хозяйка и говорит:
- Настоящий ты дурень! Нужно же тебе было плясать! Меня-то он под свою дудку плясать не заставит! Как придет, велю ему играть. Посмотришь, что будет.
|
Стал хозяин просить жену:
- Коли ты такое дело затеяла, посади меня в сундук да привяжи на чердаке за перекладину, чтоб мне вместе с тобой не заплясать… Будет с меня! Наплясался я утром, чуть жив хожу.
Хозяйка так и сделала.
Посадила мужа в большой сундук и привязала на чердаке за перекладину. А сама ждет не дождется, когда вернется батрак с поля.
Вечером, только Иванушка пригнал стадо, хозяйка и говорит ему:
- Правда ли, что у тебя такая дудка есть, под которую все пляшут?
- Правда.
- Ну-ка поиграй! Если я запляшу - отдадим тебе жалованье, а не запляшу - так прогоним!
- Хорошо, - говорит Иванушка, - будь по-твоему! Вынул он дудочку и стал плясовую наигрывать.
А хозяйка в это время тесто месила. Не удержалась она и пошла плясать. Пляшет, а сама переваливает тесто с руки на руку.
А Иванушка все быстрее да быстрее, все громче да громче играет.
И хозяйка все быстрее да быстрее пляшет.
Услыхал дудочку и хозяин на чердаке.
Стал он в своем сундуке руками да ногами шевелить, поплясывать. Да тесно ему там, все головой о крышку стукается.
Возился, возился да и сорвался с перекладины вместе с сундуком.
Прошиб головой крышку, выскочил из сундука и давай по чердаку вприсядку плясать!
С чердака скатился, в избу ввалился. Давай там вместе с женой плясать, руками да ногами размахивать!
А Иванушка вышел на крылечко, сел на ступеньку, все играет, не умолкает.
Хозяин с хозяйкой за ним на двор выскочили и давай плясать да скакать перед крыльцом.
Устали оба, еле дышат, а остановиться не могут.
А глядя на них, и куры заплясали, и овцы, и коровы, и собака у будки.
Тут Иванушка встал с крыльца да, наигрывая, к воротам пошел.
А за ним и все потянулись.
Видит хозяйка - дело плохо. Стала упрашивать Иванушку:
- Ой, батрак, перестань, не играй больше! Не выходи со двора! Не позорь перед людьми! По-честному с тобой рассчитаемся! По уговору жалованье отдадим!
- Ну нет! - говорит Иванушка. - Пусть на вас добрые люди посмотрят, пусть посмеются!
Вышел он за ворота - еще громче заиграл.
А хозяин с хозяйкой со всеми коровами, овцами да курами еще быстрее заплясали. И крутятся, и вертятся, и приседают, и подпрыгивают!
Сбежалась тут вся деревня - старые и малые, смеются, пальцами показывают…
До самого вечера играл Иванушка.
А утром получил он свое жалованье и ушел к отцу, к матери.
А хозяин с хозяйкой в избу спрятались. Сидят и показаться людям на глаза не смеют.
МУЗЫКА-ЧАРОДЕЙНИК
Белорусская сказка
Жил на свете парень. Поглядеть на него, так ничем не приметный - и умом не быстрый, и в работе не ловкий, а вот на дудочке или на чем другом сыграть - великий был мастер. За то и прозвали его люди - Музыка, а про настоящее его имя, отцом-матерью данное, совсем позабыли.
Еще когда малым хлопчиком он был, пошлют его волов пасти, а он смастерит себе из лозы дудочку да так заиграет, что волы и те заслушаются - развесят уши и стоят, точно их кто околдовал.
А то пойдет Музыка в ночное. На дворе лето, ночи теплые, парит. Приведут хлопцы и девки коней на луг, пляшут, смеются, песни поют. Ведомо, молодость! Ей всегда весело!
А Музыка как заиграет на своей дудочке, все разом притихнут. И сдается, словно какая сладость в сердце входит, словно какая сила подхватывает - и несет, все выше и выше, к ясным зорькам, в чистое небо, в чистое синее широкое небо. Сидят парни и девки тихо-претихо.
Сидят и слушают. И ведь всю бы жизнь так сидели, всё бы слушали, как Музыка играет!
Вот замолчит он. Никто ворохнуться не смеет, как бы только голос тот не спугнуть, что поет, рассыпается по лугам и дубравам, по земле стелется, в небе звенит. Все птахилесные примолкнут. Уж на что лягушки болтливы, так даже они замолчат, вылезут из своего болота и сидят на кочках, словно неживые.
А то вдруг заиграет Музыка протяжно, жалостливо. Заплачут тогда и лес, и дубрава, откуда ни возьмись, тучки набегут, с неба слезы польются. Идут мужики и бабы домой - после целого-то дня работы, - заслышат ту музыку и остановятся. И уж такая разберет их жалость, что даже мужики - старые, бородатые, - и те в голос заплачут, будто плакальщицы над покойником.
А Музыка тем часом возьми да сверни от жалостливого на веселое. Что тут сделается! Побросают все свои косы и вилы, грабли и баклаги, возьмутся за бока и давай плясать. Пляшут старики, пляшут малые дети, пляшут кони, пляшут дубравы, пляшут зорьки, пляшут тучки - все пляшет, все смеется! Вот какой был Музыка-чародейник! Что захочет, то с сердцем и сделает.
А когда подрос Музыка, смастерил он себе скрипку и пошел бродить по белу свету, тешить людей. Ходит он по деревням и селам, играет на своей скрипочке, и кто его ни услышит, всякий в дом к себе позовет, напоит, накормит да еще на дорогу что-нибудь даст.
Так и жил бы себе Музыка, да на беду в тех местах чертей было видимо-невидимо. В каждом болоте водились, в каждом овражке. И никому от этой нечисти проходу не было. Видят черти, что куда Музыка ни придет, где на своей скрипочке ни сыграет, там люди в мире живут, - и невзлюбили они его. На то ведь и черти! Им жизнь не в жизнь, если людей не перессорят.
Вот раз как-то шел Музыка лесом, а черти его и выследили.
- Уж теперь-то, - говорят, - мы его изведем. - И наслали они на него двенадцать волков.
Вышли волки на дорогу, стоят, зубами ляскают, во все глаза на Музыку смотрят. А глаза-то у них круглые, что твои лукошки, и точно горячие уголья горят.
Остановился Музыка. Нет у него в руках ничего, чем бы от волков защититься, только скрипка в мешочке. Что тут делать? Что придумать? Видит Музыка - пришел ему конец. Достал он тут из мешочка свою скрипочку, чтобы напоследок еще хоть разок поиграть, прислонился к дереву и начал водить смычком по струнам. Что живая заговорила скрипка! Притаился лес, листком не шелохнет. А волки, как разинули пасти, так словно и окаменели. Стоят, слушают Музыку, а слезы из волчьих глаз сами собой текут.
Вот перестал Музыка играть, опустил свою скрипочку, к смерти приготовился. Вдруг видит: повернули волки в темный лес. Головы повесили, хвосты поджали, кто куда разбредаются. Обрадовался Музыка. Дальше своей дорогой пошел. Шел-шел и дошел до реки.
Солнышко уже за лес закатилось, только самые верхушки своими лучами трогает, будто золотом их вызолачивает. Больно хороший вечер! Сел Музыка на пригорке, достал свою скрипочку и заиграл, да так ладно, так весело, что и небо, и вода, и земля - все в пляс пустилось. Сам водяной не утерпел. Как начал он по дну реки скакать да разные коленца выкидывать! Забурлили, закипели ключом волны, выплеснулась река из берегов и пошла все кругом заливать. Вот уже к самому лесу подступает, всю опушку затопила. А на опушке как раз черти собрались - поминки по Музыке справлять. Ну и натерпелись же они страху! Едва живые из воды повыскакивали.
"Это что за напасть такая?" - думают. Поглядели туда-сюда, что за диво! Сидит на пригорке Музыка целый, невредимый и на своей скрипочке наигрывает.
- Да что же это такое! - плачут черти. - И волков он заворожил! Как же его сгубить? Житья от него нет!
А Музыка увидел, что водяной на радостях уже деревню топить хочет, и не стал больше играть. Спрятал свою скрипочку в мешочек и пошел дальше. Да не успел десяти шагов отойти, встречаются ему на дороге два паныча.
- Послушай, Музыка, - говорят ему те панычи, - сделай милость, поиграй нам на вечеринке. Уж мы тебе всего дадим, чего ни захочешь, и напоим, и накормим, и спать уложим.
Подумал, подумал Музыка - ночевать ему негде, грошей нету, и пошел с ними. Привели панычи Музыку в богатый дом. Смотрит он, а там народу видимо-невидимо. Вытащил Музыка свою скрипочку, приготовился играть. А гостей все больше и больше набивается. И кто ни придет - сперва к столу подбежит, обмакнет палец в миску и потрет себе глаза. Чудно Музыке. "Дай, - думает, - и я попробую". Сунул он палец в миску и чуть только тронул глаза, такое увидел, что дух у него захватило! Панов и паночек словно и не бывало, а вокруг него снуют самые настоящие черти и ведьмы. И дом-то вовсе не дом, а само чертово пекло!
"Ну, - думает Музыка, - поиграю же я, на славу поиграю, чтобы им, чертям, жарко стало!" Начал он наигрывать на своей скрипочке. Минуты не прошло - все вихрем закружилось. Столы-стулья вприсядку пошли, за ними окна с места сорвались, двери с петель снялись, а стены так ходуном и заходили. Да и где же устоять под такую музыку! Ни один гвоздик на месте не удержался, все пекло в щепки разлетелось. А черти - кувырком да колесом, - вприпрыжку да вприскочку разбежались кто куда.
С той поры, боятся черти Музыку, больше не цепляются к нему. А он ходит себе по свету, добрых людей веселит да тешит, лихих - без ножа по сердцу режет.
МАТТИ-ВЕСЕЛЬЧАК
Карельская сказка
Жили старик со старухой. Было у них два сына.
Старшего звали Тойво-неулыба. Хороший он был, работящий, только уж очень хмурый. Никогда не засмеется, никогда не запоет, одно знает - трубку курит, пыхтит. Рыбу на озере ловит - молчит, сосну в лесу рубит - молчит, лыжи мастерит - молчит.
Вот он какой был, Тойво-неулыба!
А младшего звали Матти-весельчак. Хороший он был парень - песни поет, разговаривает - весело смеется.
Умел он и на кантеле* играть. Как начнет струны перебирать, как заиграет плясовую - никто на месте не устоит, сами собой ноги в пляс идут.
Вот он какой был, Матти-весельчак!
Поехал раз Тойво-неулыба в лес по дрова. Отвел сани в сторонку, закурил трубочку, выбрал сосну хорошую и давай рубить.
Пошел по лесу стук да треск.
А возле той сосны медвежья берлога была.
Проснулся хозяин-медведь:
- Это кто стучит, мне спать не дает?
Вылез из берлоги, глядит: парень работает, сосну рубит, щепки из-под топора во все стороны летят.
Ух, рассердился медведь!
* Кантеле - народный музыкальный щипковый инструмент Карелии.
- Ты зачем в моем лесу стучишь, спать мне не даешь? Зачем куришь-дымишь? Убирайся вон!
Да как хватит Тойво лапой. У того только куртка затрещала.
Выронил Тойво топор, покатился по снегу, перекувырнулся да прямо в сани и свалился. Испугалась лошадь, дернула, и понеслись сани по сугробам, по пням, по полям, да и вывезли Тойво из лесу.
Вот оно как было!
Приехал Тойво-неулыба домой - ни дров, ни топора, куртка разорвана и сам еле жив.
Ну да что поделаешь! А дрова-то нужны, печку топить нечем.
Вот поехал в лес Матти-весельчак. Взял топор да кантеле. Едет - играет и песню поет.
Приезжает Матти в лес и видит: стоит сосна, с одного боку надрублена, а рядом на снегу топор лежит.
Эге, да здесь Тойво рубил!
Отвел сани в сторонку, поднял топор, собрался сосну рубить, да раздумал. Дай-ка сначала на кантеле поиграю - веселей работа пойдет!
Вот он какой был, Матти-весельчак!
Сел на пенек да и заиграл. Пошел по лесу звон. Проснулся хозяин-медведь:
- Кто это звенит, мне уши щекочет?
Вылез из берлоги, видит: парень на кантеле играет, шапка на затылке, щеки румяные, глаза веселые, а сам песню поет.
Запросились у медведя ноги в пляс.
Заплясал медведь, затопал, заревел:
- Ух, ух, ух, ух!
Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит:
- Эй, парень, научи меня на кантеле играть. Вот бы медвежата мои заплясали!
- Можно, - говорит Матти-весельчак, - отчего не научить!
Сунул медведю кантеле в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам, ох как худо играет!
- Нет, - говорит Матти, - плохо ты играешь. Надо тебе лапы тоньше сделать.
Повел он медведя к толстой ели, расщепил ее топором и в щель клин вставил:
- Ну-ка, хозяин, сунь лапы да держи, пока я не скажу. Сунул медведь лапы в щель, а Матти топором по клину как стукнет! Вылетел клин - медведю лапы-то и прищемило.
Заревел медведь, а Матти смеется:
- Терпи, терпи, пока лапы тоньше не станут. Без муки нет науки!
- Не хочу играть! - ревет медведь. - Ну тебя с кантеле твоим, отпусти ты меня домой!
- А будешь людей пугать? Будешь из лесу гнать?
- Не буду, ревет медведь, - только отпусти!
Загнал Матти клин в щель, вытащил медведь лапы и скорей в берлогу свою забрался.
А Матти-весельчак нагрузил полные сани сосновых дров, взял в руки кантеле и поехал из лесу. Едет и песню поет.
Вот он какой, Матти-весельчак!
Стали с тех пор люди без опаски в лес за дровами ездить.
ВОЛШЕБНАЯ ДУДКА
Белорусская сказка
Давно ли это было или недавно, так ли было или не так - теперь никто уж о том не знает.
Ну, так расскажем вам то, что деды своим внукам рассказывали, внуки - своим внукам. Когда-то жили люди в одной стране в мире и согласии. Земли много, всюду просторно - один другому не мешал, а случится с кем беда - друг другу помогали, беду одолевали.
Да вот повадился летать откуда-то в те края страшный-престрашный змей. Начал он летать, людское добро забирать, к себе в змеево логово таскать.
Натащил добра - и девать некуда! Задумал он тогда себе хоромы строить. А сам работать не умеет да ленится. Не привык змей работать. Начал людей он ловить, в свое, змеево логово носить.
Наловит людей и заставляет их строить хоромы, глубокими рвами их окапывать, высокими насыпями обсыпать, густой оградою окружать. А своим слугам велит людей не жалеть, бить и наказывать их.
Работают люди на змея, день и ночь трудятся, свою горькую долю проклинают, прежде времени умирают.
А змей хватает все новых людей. Понастроил себе людским трудом столько хором, что не счесть, проложил между ними дороги, нагородил оград да частоколов.
Пухнут люди с голоду, мрут как мухи. И чем дальше, тем хуже: нету от змея спасения.
Но вот состарился змей, ослаб и лежит, еле дышит, не может уже хватать людей и таскать их добро.
Тем временем змеевы слуги сами панами заделались и начали из змеевых хором расползаться, за людьми гоняться. И стало людям еще горше от панов, чем от того змея. Нигде от них не укроешься: все царство заполонили.
А чтоб не быть на людей похожими, повыдумали себе паны разные новые имена да прозвища. Кто Волком назвался, кто Медведем или другим зверем, кто Коршуном, Вороной, а кто деревом каким-нибудь. Простых же людей они теперь иначе как "быдлом" не называли.
Служат люди змею, служат панам, последнее отдают, а сами в голоде да холоде за работою света не видят.
Вот так и живут. Одни умирают, другие родятся, а облегчения нет никакого. И никто не знает, что делать, чтоб житье изменить.
И вот родился в том краю мальчик. Был он такой слабенький - как сызмальства занедужил, так и поправиться никак не может. Такой вышел хилый, что даже паны его не трогают, на панщину не гонят: никому он не нужный.
Подрос он, вошел в годы, а все с детьми играет, как маленький. И прозвали его люди Иванкой-простачком.
Сидит Иванка-простачок зимой на печи, игрушки из лучинок складывает, а летом песок на завалинке пересыпает.
Зашли однажды в ту деревню, где жил Иванка-простачок, трое старцев - калик перехожих. Куда они ни зайдут - везде пусто, ни живой души: всех паны на работу угнали.
Увидели старцы на завалинке Иванку и зашли к нему во двор отдохнуть.
Сели они, передохнули, трубки табаком набили. Пошарили в карманах - нету ни у кого кресала, чтоб огонь выкресать. Просят старцы у Иванки огня. Пошел Иванка в хату, набрал с загнетки угольков и вынес старцам.
Закурили старцы трубки, поблагодарили Иванку и спрашивают, что он дома делает.
- Песок на завалинке пересыпаю, - отвечает Иванка. - А что ни делай - все на панов идет.
Послушали калики перехожие Иванку, головами покачали, потом взяли лиры и громко заиграли.
В первый раз заиграли - большой ум Иванке дали.
Во второй раз заиграли - дар к слову и музыке дали.
В третий раз заиграли - на панов гнев в сердце нагнали.
Ушли старцы, и чует Иванка, как стало светло у него в голове, как гнев на панов закипел в сердце. Стал он за дело приниматься, в дорогу собираться.
Сделал себе дудку-веселушку да так заиграл, что не только люди, а звери и птицы заслушались.
Начал Иванка по людям ходить, на волшебной дудке играть, правду про змея и слуг его сказывать.
Стали у людей глаза открываться. Увидели они, что великая неправда на свете живет: одни пануют, другие горюют, одни богатству счету не знают, а другие с голоду помирают.
И куда ни придет Иванка - люди там ума от него набираются, за косы и топоры хватаются.
Думают паны, гадают, как бы Иванку со свету сжить. Начали они войско собирать, Иванку искать. Слышат голос на востоке - шасть туда. Сабли звенят, пики, как лес, торчат, пушки, как гром, гремят, а Иванки нигде не видать…
Остановятся паны с войском, стоят, слушают. Вдруг слышат голос на западе - Иванкина дудка играет, людей научает, на великий бой подымает. Только щекот идет - гуляет от села к селу, от края до края.
Кинутся паны на запад. Кони вихрем летят, сабли звенят, пушки стреляют, а где Иванка - не знают.
И с той поры нету ни днем, ни ночью змеевым слугам покоя. Только дудку заслышат, аж мороз по коже пробегает: ждут беды, как вол долбни.
А дудка посвистывает, дудка играет, щекот далеко по свету гуляет, людей собирает. Его ни поймать, ни пушками расстрелять. Всюду дорогу он пробивает, никаких преград не знает.
Играет дудка, играет, панов тревожит, а придет пора - их всех уничтожит.
МАСТЕР АЛИ
Казахская сказка
Много лет назад жил на свете хан. Он был такой жестокий и злой, что люди боялись даже в разговоре произносить его имя. А если случалось ему проезжать по дорогам, то жители убегали из селений в степи и прятались, где могли, чтобы только не попасть ему на глаза. Близ- ких слуг своих он казнил без жалости за всякую провинность. Друзей у него не было: никто из окрестных ханов не решался быть в дружбе с таким жестоким и свирепым соседом.
Жена хана давно умерла с горя и тоски. Но у хана остался сын - молодой человек замечательной красоты и ума. Звали его Хусаин. Это было единственное существо на земле, которое любил жестокий хан.
Много друзей и товарищей было у Хусаина. С ними он скакал по степям, выезжал на соколиную охоту, состязался в стрельбе из лука. Но больше всего любил Хусаин уезжать в горы на охоту за дикими зверями. Сколько раз возвращался он домой радостный и довольный, а слуги несли за ним его добычу - туши диких вепрей и кабанов.
Старый хан беспокоился за сына и не любил, чтобы тот далеко уезжал в горы.
- Незачем тебе показывать свою удаль в этих опасных забавах, - повторял он, встречая сына.
Но Хусаин только смеялся. Он был уверен в своей силе и ловкости. Долгое время все шло хорошо.
Но вот однажды Хусаин снова собрался на охоту в горы. На этот раз он отправился один, не взяв с собой никого из слуг. Только своему старому конюху он сказал, что едет за диким вепрем, который недавно появился в этих местах.
Испугался старый конюх:
- Берегись, Хусаин, как бы не напал на тебя вепрь. Засмеялся юноша:
- Полно, старик, не бойся. Разве в первый раз я отправляюсь на такую охоту?
Стегнул коня - и ускакал. Ускакал Хусаин - и не вернулся.
Вечер наступил. Звезды зажглись над степью, потянуло запахом цветов и полыни. Вышел старый хан из своей шелковой палатки гневный, хмурый:
- Где Хусаин? Где мой сын?
Молчали слуги, потупили глаза в землю. Боялись они сказать старому хану, куда уехал Хусаин. Снимет с них хан головы за то, что отпустили юношу одного.
Ночь опустилась над степью. Не находит хан себе места от тоски. Топнул он ногой в сафьяновом сапоге и взмахнул шелковой плеткой.
- Эй, слуги!
Сбежались слуги со всех сторон. Стоят, глаз поднять не смеют, ждут, чего от них хан потребует.
- Скачите во все концы: в горы, в степь, вдоль реки. Ищите моего сына! Помните: кто привезет мне весть, что с Хусаином случилось что-нибудь недоброе, тому я залью глотку кипящим свинцом. Ступайте!
Просвистела еще раз ханская плетка. Кинулись слуги врассыпную, вскочили на коней, поскакали в степь, в горы искать Хусаина - ханского сына.
Не скоро нашли они бедного юношу. Лежал Хусаин с растерзанной грудью под большим развесистым деревом. Видно, напал на него дикий вепрь и вонзил ему в сердце острые клыки.
В горести и страхе стояли слуги над телом ханского сына. "Что теперь будет? Как сказать хану о страшном несчастье?" Плакали слуги и от горести при виде погибшего юноши, и от страха перед тем, что их ожидает, если принесут они хану страшную весть.
И сказал тогда старый конюх товарищам:
- Друзья, все вы знаете пастуха Али, что живет в хижине у горного ручья. Нищий пастух Али, а ум и искусство его славятся далеко. Он все знает и умеет: и кувшины лепит из глины, и арканы для ловли коней плетет, и новую пастушью свирель придумал. Пойдем к Али и спросим, как нам быть.
Пастух Али сидел у порога своей хижины и плел корзину из ивовых прутьев. С горестью выслушал он рассказ старых слуг:
- Мы пришли к тебе, Али, за помощью, - сказали они, кончив свою печальную повесть. - Научи, как нам спастись от страшной казни, которая нас ожидает.
Долго думал Али, поникнув седой головой.
- Хорошо, - сказал он наконец, - до утра еще далеко. Ложитесь и отдохните здесь у костра. Постараюсь помочь вашей беде.
На куче мягких опавших листьев и степных трав растянулись усталые слуги вокруг огня и заснули. А старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом.
Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой.
- Теперь идемте к хану, - сказал старый пастух. Окруженный испуганными слугами, вошел он в палатку
хана.
- Ты принес мне весть о Хусаине? - грозно спросил хан.
- Да, великий хан, - ответил Али. И заиграл на том музыкальном инструменте, который он смастерил ночью.
Застонали, заплакали струны. Словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вкрикнули струны, словно человеческий голос, молящий о помощи. И снова звериный рев и жалобный шум леса…
Ужас охватил всех слушавших, - так ясно рассказала музыка о том, что случилось. Хан вскочил с места:
- Ты принес мне весть о гибели Хусаина? Но ты знаешь, что я обещал вестнику несчастья залить горло горячим свинцом?
- Хан, - спокойно отвечал старый пастух, - я ничего не рассказал тебе. Я не произнес ни одного слова. Если ты гневаешься, то накажи этот инструмент, который я смастерил и назвал домброй.
Хан в ярости и горе приказал плеснуть свинцом на домбру. И свинец выжег круглое отверстие под струнами.
Так старый Али своей находчивостью и мастерством спас жизнь ханским слугам. А у жителей степей появился с тех пор новый музыкальный инструмент - домбра. Очень полюбили его казахи и стали петь под звуки домбры свои прекрасные песни.
КАК СОВЫУЧИЛИСЬ ПЕТЬ
Эстонская сказка
Было время, когда птицы все пели одинаково. От этого получалась большая путаница.
Бывало, услышит голубь красивую песенку, подумает, что голубка его поет-разливается. Полетит на голос да прямо в когти коршуну попадается.
Станет красногрудый снегирь сзывать своих птенцов, а на зов его слетаются серые воробьишки…
Наконец надоела такая жизнь птицам, и решили они так: сложим все песни в большой сундук и будем тянуть по очереди; кто какую песню вытащит, ту и станет петь весь его род. Назначили птицы день, час и место и слетелись со всех концов леса делить песни.
Одни совы опоздали. Были они большими лентяйками и очень любили поспать.
Птицы, пролетая к назначенному месту, позвали двух сов, дремавших на ветке, но те только приоткрыли свои круглые глаза и сказали друг другу:
- К чему спешить? Самые хорошие песни подлиннее да потяжелее, они, верно, завалились на дно сундука. Вот и достанутся нам.
Только к вечеру собрались совы получить свою долю. Заглянули в сундук, а там пусто. Все песни разобрали другие птицы. Так совам ничего и не досталось.
А разве можно прожить без песен? Друг другу и то не знаешь, как голос подать.
Горевали, горевали совы и наконец сказали:
- Давайте сами придумаем для себя какую-нибудь песенку.
А это было не так-то легко.
То затянут такое, что у самих уши заболят, то зальются трелью и уже обрадуются - вот-то хорошо! - да вдруг услышат: то же коленце, но гораздо складнее выводит какой-нибудь жалкий зяблик. Совсем приуныли совы.
А птицы кругом так и щебечут с утра до вечера им на зависть.
Однажды вечерком встретились две подруги-совы в рощице за деревней. Поболтали о том, о сем, заговорили и о своей печальной судьбе.
И тут одна из них сказала:
- Не поучиться ли нам у людей?
- Вот это дело, - ответила вторая. - Я как раз слыхала, что сегодня на хуторе справляют свадьбу. А на свадьбах, уж это я верно знаю, поют самые лучшие песни.
Сказано - сделано.
Полетели совы в деревню, прямо на тот двор, где играли свадьбу. Пристроились на яблоне, что росла поближе к избе, и навострили уши.
Да на их беду никто из гостей не затягивал песню.
Надоело совам сидеть на ветке.
- Видно, и от людей не дождаться нам помощи! - сказали они друг другу и уже собрались было улетать восвояси.
Но тут скрипнула дверь, распахнулась с шумом, выбежал какой-то весельчак на улицу и крикнул во весь голос:
- Уу-ух-уу!
- Чур, моя песня, чур, моя! - воскликнула первая сова.
- Ладно, - ответила ее подруга. - Ну и повезло ж тебе! В это время в конюшне проснулась лошадь. Проснулась
и громко зафыркала: -Фррр…
- А вот это моя, моя песня! - тотчас закричала вторая сова.
И обе улетели веселые, чтобы поскорее добраться до леса и похвастаться своими чудесными песнями перед другими птицами.
Кому случалось в ночную пору забрести в сосняк или березняк, или в ельник, тот, верно, слыхал перекличку двух птиц.
Одна кричит:
- Уу-ух-уу! Другая отвечает:
- Фррр… фррр… фрр-рр-рр!
Это и есть те самые совы, которые в старину летали на свадьбу учиться песням.
ПАСТУХ АНС
Латышская сказка
У одного богатого барина служил в пастухах бедный паренек. Звали его Анс. Славный это был малый. Все в деревне и на барском дворе любили его за добрый нрав, а больше всего за то, что он очень хорошо играл на дудочке. Вырезал Ане ее сам из простого тростника и никогда с ней не расставался. И легче и веселее становилось жить тем, кто слышал песни Анса.
Только барин не любил этих песен. Грубо и жестоко обращался он с Ансом и не раз кричал ему:
- Опять ты свои глупые песни поешь! Я тебя нанимал скотину пасти, а не в дудку свистеть! - Хотя дудочка нисколько не мешала Ансу выполнять его работу.
Рассердился однажды барин на Анса за какой-то пустяк и прогнал его о