Концепции семейного воспитания детей с отклонениями в развитии 21 глава




1. Рука и нога несколько согнуты, реакция опоры и прона­ция рук не выражена.

2. Приближающаяся к опоре рука принимает пронаторную установку и некоторую опорность, нога остается согнутой.

3. Уверенная опора на разогнутую руку и ногу. Упражнения для ног 1. И. п.: встать, ступни параллельно,

руки на поясе. Поочередно поднимать правую и левую ноги, согнутые в коленях, опускать их («лошадки »).

2. И. п. то же. Руки вниз, присесть на корточки («стали ма­ленькими»), встать, выпрямиться.

3. И. п. то же. В руках флажки, кубики. Присесть, постучать палочками флажков об пол, встать, выпрямиться.

Упражнения для туловища 1. И. п.: встать прямо, руки вниз. Поднять руки вверх, потянуться, присесть, руками обхватить колени, спрятать голову, встать, выпрямиться («большие — маленькие»).

2. И. п.: сесть на полу, опираясь руками сзади, ноги вытянуты. Подтянуть ноги к себе, сложить их «калачиком», вытянуть ноги. Многие дети выполняют это упражнение с помощью взрослого.

Для развития равновесия и координации движений полезно использовать различные игры — упражнения, например, «пе­решагни через палку». На полу посередине комнаты параллель-

309

но друг другу на расстоянии около 1 м лежат две палки, в углу комнаты стул, на него кладется флажок. Ребенок стоит в двух шагах от палок, лицом к ним. По указанию взрослого он идет до первой палки, перешагивает через нее, затем через вторую пал­ку, идет к стулу, берет флажок, поднимает его вверх и машет им. Помахав, кладет флажок на стул и, отойдя в сторону, воз­вращается на свое место.

Ребенка также учат подниматься на невысокие предметы и спускаться с них.

Полезны также следующие упражнения.

Упражнение 1. Ребенок стоит на коленях, руки вытянуты вдоль туловища, слегка отведены и повернуты наружу. Ребе­нок переносит вес тела с одного колена на другое. При этом он должен не садиться на пятки, и руки его не должны касаться пола. Для некоторых детей может потребоваться помощь роди­теля в виде поддержки ребенка за локтевой сустав на той сторо­не, на которую перенесен вес тела; эту руку взрослый поднима­ет вверх для облегчения выпрямления туловища с этой сторо­ны.

Упражнение 2. Ребенок сидит на полу, без опоры рук. Чтобы избежать опору на руки, ему можно дать игрушку. Поднимая стопы от пола и легко сгибая ноги, ребенок должен сохранять исходную позу и не падать назад. Взрослый следит, чтобы ноги ребенка были отведены и повернуты наружу.

Важное значение имеют специальные упражнения по ак­тивизации манипулятивной деятельности и развитию кине­стетических ощущений в пальцах рук. С этой целью исполь­зуются различные игры с руками ребенка: «ладушки», «соро­ка-белобока» и другие. Ребенка постоянно стимулируют брать игрушки, перекладывать их из руки в руку, складывать моза­ику и т. п.

Важное значение имеет развитие оптической реакции рук с использованием следующего упражнения: взрослый держит ре­бенка на руках и медленно опускает его вниз; ребенок должен выбросить руки вперед для того, чтобы удержать туловище и не стукнуться головой.

Для развития движений используют также следующий комплекс.

Упражнение 1. И. п.: стоя, руки вниз. Вытянуть руки вперед, сделать хлопок перед собой, опустить вниз. Повторить 3—4 раза. Следить, чтобы в хлопке равномёрнб участвовали обе руки.

310

Упражнение 2. И. п. то же. Размахивать руками вперед-на­зад («маятник»).

Упражнение 3. И. п. то же. Встать, руки перед грудью согнуть в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Делать круговые движения руками перед грудью (одна рука вращается вокруг другой), раз­вести руки в стороны, опустить вниз («заводим мотор»).

Упражнение 4. И. п.: встать, ступни параллельны, руки вниз, в одной руке флажок. Поднять флажок вверх, помахать им, посмотреть на него, опустить вниз; взять флажок в другую руку, повторить то же самое.

Упражнение 5. И. п. то же. Поднять флажок вверх, помахать им, поднять другую руку, переложить флажок над головой из одной руки в другую, опустить руки вниз.

Упражнение 6. И. п.: встать, ступни параллельно, руки вниз, в руках флажки. Поднять руки вперед-вверх, помахать флаж­ками, опустить.

Упражнение 7. И. п.: сесть на стул, в руках флажки. Под­нять флажки вверх, помахать ими, посмотреть на них, опустить флажки.

Упражнение 8. И. п.: встать, ступни параллельно, держать мяч внизу двумя руками. Поднять мяч вверх, хорошо потянуть­ся, опустить его.

Упражнение 9. И. п.: встать на колени, держать мяч двумя руками. Поднять мяч вверх, прогнуться, посмотреть на него, опустить.

Более подробно эти вопросы изложены в книге Е. М. Мастю-ковой «Физическое воспитание детей с детским церебральным параличом». М., 1991.

Наряду с проведением специальных упражнений важно по­мнить о необходимости общего двигательного режима.

Общий двигательный режим.

Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенка индивидуально подбираются наиболее адек­ватные позы для одевания, кормления, купания, игры и т. д. Эти позы видоизменяются по мере развития двигательных воз­можностей ребенка. Взрослые должны следить за тем, чтобы он не сидел в течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. Это приводит к форми­рованию стойкой неправильной позы, способствует укорочению задних мышц бедра и может привести к развитию сгибатель-

311

ных контрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы ноги его были разогнуты, стопы стояли на опоре, а не свисали, го­лова и спина были выпрямлены. Полезно в течение дня ре­бенка несколько раз укладывать на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. Если это положение для ребенка трудное, под его грудь подкладыва-ют небольшой валик.

Если у ребенка в положении на спине резко выражена разги-бательная поза (голова откинута назад, руки и ноги разогнуты и напряжены), полезно в течение дня по несколько раз делать следующие упражнения на расслабление: ребенок помещается в «позу Бобата» — положение на спине, голова опущена, руки сплетены на груди. Ноги полностью согнуты. Ребенка плавно покачивают в медленном темпе в переднезаднем направлении и в стороны. Для развития предпосылок произвольных движе­ний у детей первых лет жизни крайне важным является исполь­зование специальных приспособлений.

При подборе вспомогательного средства передвижения надо учитывать следующее:

— оно должно расширять возможности ребенка самостоятель­но и безопасно исследовать окружающее, приобретать навыки гигиены и самообслуживания;

— оно должно способствовать увеличению независимости ребенка.

Известно, что ребенка с церебральным параличом значи­тельно больше, чем здорового, носят на руках. При этом чрезвычайно важно поддерживать его правильно и умень­шать свою помощь при любой возможности. Это позволит ре­бенку постепенно научиться управлять своим телом, сохра­нять и восстанавливать равновесие, наблюдать свое окруже­ние и взаимодействовать с окружающим миром. Следует иметь в виду, что способы ношения будут изменяться в за­висимости от формы детского церебрального паралича и воз­раста ребенка.

Ребенка дома можно носить следующим образом: мама дер­жит его спиной к себе, ноги малыша согнуты и развернуты на­ружу. Мама фиксирует его плечи своими предплечьями, не да­вая малышу их опустить. Удерживая его бедра согнутыми, она прижимает его таз к себе, и туловище малыша смещается впе­ред. Такой способ стимулирует ребенка поднимать голову и вып-

312

рямлять спину. Можно держать ребенка на своем бедре, согнув его ноги в тазобедренных суставах.

Важное значение имеет развитие присаживания. При этом могут возникать большие трудности в связи с преобладанием тонуса разгибателей, поэтому следует сначала повернуть его на бок, положить свою ладонь ему на грудь, одновременно направ­ляя его голову и плечи вперед. После этого согнуть и развести бедра станет гораздо легче.

Поза маленьких детей с повышенным тонусом сгибателей такова: подбородок наклонен вперед, плечи повернуты внутрь, руки согнуты и могут быть сжаты в кулаки, бедра и голени по­вернуты внутрь и частично разогнуты.

Дома можно носить ребенка на боку — он лежит на боку, а взрослый прижимает его к себе. В этом положении мать удер­живает спину малыша прямой и не дает ему опустить руки вниз и согнуть их. Одновременно взрослый держит его ноги разогну­тыми и повернутыми наружу.

Если у ребенка низкий мышечный тонус, то прежде всего необходимо стабилизировать тазовый и, при необходимости, плечевой пояс, это позволит малышу приподнять голову и пле­чи, вытянуть руки вперед. Выпрямить спину. Такая поза помо­жет ребенку общаться со взрослым и взаимодействовать со сво­им окружением.

Когда вы держите ребенка на руках, он не должен быть пас­сивным. Чтобы ребенок мог активно участвовать в этом процес­се, надо помочь ему сдерживать непроизвольные движения и преодолеть нарушенный мышечный тонус.

Пока ребенок не научился сидеть прямо или с наклоном ту­ловища вперед и с опорой на руки, его можно сажать в обычное детское сидение.

Если напряжение подколенных мышц не дает ребенку си­деть и он заваливается на спину, в этом случае поможет наклон­ная подушка, которая поддерживает согнутыми в тазобедрен­ных суставах ног. Благодаря этому туловище наклоняется впе­ред, в то время как спина не согнута, а выпрямлена, потому что обеспечена хорошая опора для бедер. Режим дня

Чтобы помочь ребенку, необходимо прежде всего правильно организовать режим дня ребенка. У детей с церебральным па­раличом в первые годы жизни часто имеет место недостаточ­ная сформированность биологических ритмов сна и бодрство-

313

вания — ребенок может быть сонлив днем и активно бодрство­вать ночью. Это неблагоприятно влияет на его психическое раз­витие, затрудняет проведение коррекционно-восстановитель-ных мероприятий.

Постепенно приучая ребенка к определенному распорядку дня, взрослые нормализуют его биологические ритмы, что име­ет большое значение для слаженного функционирования всех органов и систем.

Родителям следует знать, что в первые два месяца жизни ре­бенок с церебральным параличом должен спать не менее 20 ч. в сутки; в возрасте от 2 до 5 месяцев сон должен занимать 17—18 ч. в сутки; 5— 7месяцев — 15—16ч.; б 7— 10месяцев — 14—15ч.; отЮмес.доЗ4 лет — 12—14 ч. в сутки.

Следует помнить о больших индивидуальных различиях в работоспособности центральной нервной системы детей. Поэтому иногда, особенно при тяжелых формах заболева­ния, осложненных общей физической ослабленностью, гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна может удлиняться. В этих случаях решение вопроса о продолжительности сна следует прини­мать вместе с врачом.

Воспитание и уход за ребенком, страдающим церебральным параличом Кормление ребенка с церебральным параличом

Многие дети с церебральным параличом испытывают труд­ности при приеме пищи. Эти трудности могут наблюдаться уже в младенчестве, когда малыш плохо сосет, оно сохраняется и в более позднем возрасте, когда возникают проблемы с жевани­ем. У детей с ДЦП затруднено кормление. - К 3 месяцам у здорового ребенка появляются новые условно-рефлекторные реакции, в образовании которых ведущая роль уже принадлежит зрительному и слуховому анализаторам. Так, у здорового ребенка в 3 месяца сосательный рефлекс возникает не только в ответ на вложенный в рот сосок или соску, но при виде груди матери или бутылки с молоком. К4 месяцам появля­ется новый пищевой сочетательный рефлекс на зрительный раз­дражитель: ребенок поворачивает голову к груди матери или к бутылочке с молоком, открывает рот и делает сосательные дви­жения.

314

У детей с церебральным параличом указанные реакции вы­ражены слабо, а нарушения моторики языка и губ проявляются все более отчетливо. Язык становится более толстым и менее подвижным, при крике он складывается «лодочкой» или упи­рается кончиком в твердое небо.

К 78 месяцам здоровые дети делают первые попытки же­вать, к концу первого года жизни жевательные движения ин­тенсивно развиваются. Ребенок с церебральным параличом дли­тельное время затрудняется в жевании, кусании, проглаты­вании твердой пищи. Если у здорового ребенка слюноотделение явно выражено только в момент прорезывания зубов, то у детей с церебральным параличом — постоянно.

Здоровый ребенок первых месяцев жизни активно захваты­вает сосок или соску, и при попытке отнять ее ощущается от­четливое сопротивление. В процессе кормления ребенок под­ряд делает несколько энергичных сосательных движений, за­тем наступает короткий перерыв, который сменяется сосани­ем. Здоровый ребенок при эффективном сосании необходимое количество молока высасывает за 10—15 минут. Молоко не вы­ливается изо рта, сосание ритмичное, на каждые два сосатель­ных движения приходится два глотательных.

Ребенок с церебральным параличом часто неплотно захва­тывает соску, вяло сосет, быстро утомляется, поперхивается, кричит при попытке присосаться, долго держит молоко во рту, нередко засыпает даже в начале кормления. У некоторых де­тей можно наблюдать чрезмерное мышечное напряжение, от­кидывание головы назад, что еще больше затрудняет процесс кормления. Правильное кормление ребенка с церебральным параличом имеет очень большое значение не только для его роста, физического развития и здоровья, но в дальнейшем и длязвукопроизносительной стороныречи. Это связано с тем, что в ходе кормления формируются необходимые для произ­ношения звуков движения языка, губ, нижней челюсти. Кро­ме того, при кормлении ребенка устанавливается тесный эмо­ционально-положительный контакт с матерью, что является необходимым условием нормального психического развития малыша.

Трудности, связанные с кормлением, вызывают волнение и беспокойство у матери и сам процесс кормления становится крайне тяжелым для обоих. Это нарушает первую эмоциональ­ную связь между ребенком и матерью. Чтобы сделать процесс

315

кормления приятным, матери следует заранее собрать все необ­ходимое, выбрать удобное место, расслабиться.

Специфические трудности при кормлении ребенка с цереб­ральным параличом в первые месяцы жизни часто связаны с недостаточным развитием сосательного и глотательного рефлек­сов, со слабостью губной мускулатуры, с нарушением мышеч­ного тонуса в языке и ограничением его подвижности, с нару­шением функции мягкого неба, а также с общими двигатель­ными расстройствами.

Иногда может быть нарушено и глотание. Маленький ре­бенок проглатывает пищу двумя способами. Первый имеет место у грудного младенца, который питается молоком. Он сжимает сосок или соску деснами, молоко вытекает и течет по языку; когда оно достигает спинки языка и верхней части глотки, то быстро и автоматически сглатывается. Иногда, до того как ребенок проглотит молоко, несколько капель или струек вытекают изо рта обратно, но в целом весь процесс про­исходит автоматически. Язык все это время остается по сред­ней линии и не двигается. Когда ребенок получает при­корм, он начинает жевать и продвигать пищу языком. На данном этапе проявляется и второй, более сложный вид глотания: язык собирает пищу в комок, который продви­гается вглубь рта и затем проглатывается. Очень часто дви­жения языком и произвольные жевательные движения при церебральном параличе крайне затруднены, поэтому ребе­нок вместо нового способа глотания продолжает сглатывать пищу примитивным младенческим способом, по типу «со­сание — сглатывание».

Нарушение глотания у детей с церебральным параличом мо­жет быть связано не только с продвижением пищевого комка во рту, но и с несогласованностью глотания и закрытием горта­ни. У здорового ребенка гортань, через которую воздух прохо­дит к легким, во время глотания автоматически закрывается, пища или жидкость проходят через глотку в пищевод, и затем в желудок.

При церебральном параличе глотание и закрытие гортани могут быть не координированы и тогда пища или жидкость по­падают в легкие — возникает так называемая аспирация. Это опасно в связи с тем, что вместе с пищей в легкие попадают бак­терии и у ребенка могут часто возникать инфекции бронхов и легких.

316

Когда пища, наконец, оказывается в желудке, может воз­никать новая проблема — срыгивание, которое выглядит как небольшая рвота. Срыгивание является нормальным явлени­ем для грудничков; при сокращении желудка пища вместо того, чтобы проходить в кишечник, выбрасывается назад, в пищевод.

Обычно нормальное продвижение пищи вскоре налаживает­ся, однако у детей с церебральным параличом срыгивание мо­жет сохраняться длительное время и еще больше затруднять их кормление. Частые срыгивания могут приводить к воспалению пищевода из-за кислотного содержания желудка, и возникаю­щий при этом болевой синдром может вызвать у ребенка отказ от еды.

Как помочь ребенку в преодолении указанных нарушений?

Коррекция сосательных движений

Если у ребенка первых месяцев жизни (1—3 месяца) соса­тельный рефлекс ослаблен, то перед кормлением полезно ваточ-кой, смоченной в теплом молоке, нежно погладить уголки рта ребенка, похлопать по середине его верхней губы, активизируя тем самым врожденные безусловные рефлексы, способствую­щие захвату соска или соски. В случае если ребенок не может плотно сомкнуть губы при захвате соска или соски, необходимо придержать его губы, иногда только с одной, более слабой сто­роны, откуда вытекает молоко.

Некоторые дети с церебральным параличом не могут произ­вольно закрыть рот или делают это с чрезмерным усилием и при этом прикусывают сосок. Следовательно, взрослому необходи­мо регулировать движение закрывания рта, а затем учить ре­бенка делать это самостоятельно. С целью усиления ощущения ребенком своих губ взрослый производит поглаживающие дви­жения внутренней поверхности губ, легкие равномерные уда­ры концом указательного пальца по направлению от щек, под­бородка и носа к губам.

Если ребенок с церебральным параличом быстро устает при сосаниион нуждается в перерывах, во время которых мать нежно поглаживает внутреннюю поверхность губ и щеки ре­бенка. Для некоторых детей со слабыми сосательными движе­ниями необходимы более частые кормления. Иногда ребенок с церебральным параличом, только начав сосать, устает и за­сыпает, но вскоре начинает беспокоиться по причине голо­да. В этом случае следует сделать промежутки между кормле-

317

киями более короткими. Некоторые слишком возбудимые дети перед кормлением заглатывают воздух, что вызывает у них чув­ство распирания в животе, крик в начале сосания и беспокой­ство. Для выпускания воздуха ребенка надо положить на плечи взрослого, поддерживая голову за подбородок, и слегка похло­пать его по плечу. В ряде случаев так необходимо делать и после кормления.

Если малыш очень плотно сжимает губы, то для расслабле­ния губной мускулатуры полезными могут быть специальные упражнения. Мать кладет свои указательные пальцы на точки, расположенные между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон, производит движения к средней линии так, что­бы верхняя губа собиралась в вертикальную складку. Такие уп­ражнения проделываются и с нижней губой, затем с обеими губами.

В особых случаях ребенка не удается накормить естествен­ным путем. В таком случае помочь можно двумя способами: один из них питание по трубке, которую обычно вводят через нос в пищевод и по нему в желудок (назогастральный зонд). В настоя­щее время считается, что кормление искусственным способом лучше проводить через гастростому — маленькое отверстие на передней брюшной стенке. Как только становится возможным нормальное кормление, гастростому закрывают.

Ранняя логопедическая работа с малышом, страдающим церебральным параличом, облегчает трудности кормления.

Очень важно, чтобы малыш ел в правильной позе. Голова дол­жна быть чуть наклонена вперед, так, как обычно держат ее здо­ровые дети и взрослые, когда едят ложкой. При этом малыш должен сидеть ровно. Если он не может жевать, очень важно правильно подобрать для него консистенцию пищи. Если ребе­нок захлебывается, питье можно сделать более густым. Очень важно, чтобы ребенок получал достаточно калорий, т. е. энер­гии, необходимой для роста и развития.

Одной из возможных проблем, возникающих при воспита­нии ребенка, могут быть запоры; чтобы расстройства стула не приобретали постоянный характер, важно, чтобы ребенок мно­го пил, употреблял с пищей продукты, богатые клетчаткой.

Слюнотечение

Ребенок с церебральным параличом не может контролиро­вать слюнотечение, так как ему трудно держать губы сомкну­тыми и регулярно сглатывать.слюну.

318

Дополнительные осложняющие нарушения при детском церебральном параличе

Известно, что двигательные расстройства при детском цереб­ральном параличе привлекают основное внимание родителей и специалистов.

Пытаясь излечить наиболее видимое проявление болезни, нельзя упускать из виду и другие нарушения, затрудняющие адаптацию этих детей к жизни.

Уже с первых месяцев жизни у детей с церебральным парали­чом могут отмечаться стойкие или пароксизмальные вегетатив­но-сосудистые и соматические нарушения: постоянные запоры, резкое снижение аппетита, повышенная жажда, периодическое повышение температуры без каких-либо соматических заболева­ний, усиленная потливость, сосудистые спазмы при малейшем охлаждении, похолодание конечностей и другие расстройства.

Многие дети с церебральным параличом склонны испыты­вать всевозможные страхи. Страх может возникать при тактиль­ных раздражениях (например, при массаже, при изменении положения тела и особенно при изменении окружающей обста­новки). У некоторых детей отмечается страх высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов.

В момент возникновения страха резко меняется общее со­стояние ребенка: учащается пульс, нарушается дыхание, по­вышается мышечный тонус, появляется потливость, усилива­ются насильственные движения, повышается температура, уси­ливается бледность кожных покровов.

У многих детей наблюдаются стойкие нарушения сна: изме­няется ритм сна, он поверхностен, ребенок с трудом засыпает, у него появляются ночные страхи.

В первые месяцы жизни дети с церебральным параличом испытывают трудности сосания, глотания, у них чаще, чем у здоровых детей, бывают срыгивания и рвоты. Все эти наруше­ния ослабляют организм ребенка, а потому он чаще болеет про­студными заболеваниями и по физическому развитию отстает от своих сверстников.

Уже с первого месяца жизни у больного младенца нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, имею­щее важное значение в развитии всей психической деятельнос­ти ребенка.

Ребенок с церебральным параличом в силу двигательных нарушений часто не может произвольно повернуть голову, пе-

ревести взор на тот или иной предмет, приблизиться и захва­тить интересующий его предмет, у него нарушено развитие го­лосовых реакций, недостаточная их выразительность, что зат­рудняет формирование первых коммуникативных реакций и активного целенаправленного поведения. Самообслуживание

При развитии самообслуживания полезно использовать те же принципы, что и в игре.

Важнейшее значение имеет развитие у ребенка стремления действовать самому. Для этого потребуется терпение и время. Не следует надолго оставлять ребенка с его трудностями, так как неудачи могут отбить у него желание действовать. Ребенку надо показать, что и как он должен сделать. Затем с помощью взросло­го он выполняет необходимые действия, постепенно взрослому следует ослаблять свою помощь, особенно в самом конце задания. Желательно, чтобы ребенок доводил начатое до конца самостоя­тельно. Например, если вы учите ребенка есть ложкой, он дол­жен держать ее сам, а взрослый только придерживает его руку уже тогда, когда ложка находится почти у самых губ. Так ребен­ку проще понять, что он должен сделать сам, и намного легче завершить уже начатое действие.

Перед кормлением покажите ребенку грудь или бутылочку, побуждая его открыть ротик, когда сосок или соска коснется его губ. Следует постоянно учить ребенка помогать самому себе.

Начинать обучать ребенка надо понемногу, как только вы замечаете, что он заскучал, немедленно прекращайте занятие. Последовательность, которая требуется от родителей, со­стоит в том, что и мать, и отец должны всегда одинаково и твер­до осуждать тот или иной поступок. Следует особо подчеркнуть, что самым эффективным путем воспитания является не осуж­дение, а поощрение.

Упрямство в виде пассивного протеста можно преодолеть раз­ными путями. Имейте в виду, что проблемы и с едой, и с горшком могут быть проявлением детского негативизма, часто это связано с отказам подчинению слишком требовательным родителям.

Важно при воспитании детей с ДЦП использовать различ­ные методики, способствующие укреплению ЦНС и развитию движений.

Иппотерапия

Цель иппотерапии заключается в использовании лошади и ее движений с лечебной целью.-'Ребеяку на лошади благодаря ее

320

движениям легче научиться сохранять симметричную позу, контролировать положение головы и туловища, сохранять рав­новесие в положении сидя. Иппотерапия способствует разви­тию подвижности и координированной работе мышц, в том чис­ле координации глаз — рука, улучшает мышечный тонус, уве­личивает объем движений в суставах и улучшает походку.

Лошадь и все снаряжение выбираются в соответствии с по­требностями конкретного ребенка. Каждый ребенок занимает­ся индивидуально, занятия должен проводить только дипломи­рованный инструктор верховой езды, кроме того ребенку дол­жен помогать специалист по трудотерапии.

Положение ребенка на лошади:

1 лежа на спине лошади, ребенок расслабляет руки и ноги, тренирует контроль за положением головы и туловища;

— сидя на лошади задом наперед, ребенок опирается ладо­нями на круп лошади и таким путем тренируется в переносе веса тела;

— лежа на спине на крупе лошади, ребенок развивает дви­жения в позвоночнике и в плечевом поясе.

Для лечебной верховой езды детей включают в маленькую группу, обычно не более четырех человек. Программа занятий подбирается дифференцированно для каждого ребенка с ДЦП.

Плавание

Если у ребенка нет никаких противопоказаний, то ему луч­ше всего начинать плавать с 9—12 месяцев, потому что в этом возрасте дети еще не боятся воды.

Для начала полезно заниматься в большой группе для мам и малышей в специальных лечебных бассейнах с температурой воды не ниже ЗОС, знакомить малыша с водой лучше всего маме.

Занятия с ребенком в воде:

•> способствуют взаимодействию мамы и ребенка; •> позволяют обучить родителей специальным приемам под­держки ребенка; •J* помогают ребенку сохранять симметричную позу;

♦ помогают контролировать положение тела и равновесие;

♦ улучшают его физическое состояние, помогают ребенку об­рести уверенность в себе;

♦ способствуют его сенсомоторному развитию;

♦ тренируют умение управлять дыханием, что важно для под­готовки речевого аппарата к воспроизведению звуков речи и общения.

Как научить ребенка с церебральным параличом играть

Важность игры для развития ребенка хорошо известна, но даже сейчас родители не всегда знают, как надо играть с ребенком. Игра т увлекательное освоение окружающего мира. Суть игры — это удовольствие как для ребенка, так и для родителей. Если взрослый может увлечь и обрадовать ребенка — он будет и играть и учиться. Вначале больше всего радости малышу приносят игры с простым физическим контактом: взрослый обнимает его, щекочет, гладит, целует, трется носом о его носик. Ребенку нра­вятся и «зрительные» игры: взрослый то приближает, то отстра­няет свое лицо от его личика. Ребенок любит и «звуковые» щеры: взрослый напевает, свистит, щелкает языком, пыхтит. Затем постепенно переходят к более структурированным играм. Важ­но, чтобы играла не только мама, но и папа. Игры с папой обычно более энергичны, у него низкий голос, другой взгляд, ребенок радуется, когда папа подбрасывает его в воздух. Эти игры воз­буждают и радуют ребенка.

Игра занимает важное место в жизни ребенка раннего возра­ста, она оказывает влияние на весь ход его развития, в том числе способствует формированию движений и развитию речи. Изве­стно, что у детей с церебральным параличом в силу двигатель­ных расстройств обычно не развивается в должной мере игровая деятельность, что обусловлено двигательными и речевыми рас­стройствами. Специальными исследованиями показано, что обучение ребенка дидактическим, подвижным, ролевым, стро­ительным и другим видам игр с учетом двигательных и рече­вых особенностей нарушений имеет важное значение для раз­вития ребенка. На начальном этапе обучения ребенка игре взрос­лый обучает его подражанию, формирует интерес к игре, раз­вивает активность и умение игры с партнером. Постепенно ре­бенка учат сопровождать игру речью. Вначале у ребенка преоб­ладают одиночные игры «рядом ». Некоторые дети самостоятель­но вообще не начинают играть. При попытке взрослого подклю­чить их к играм других детей они продолжают оставаться на­блюдателями или начинают фиксировать действия играющих. Такие дети нуждаются в целенаправленном обучении игре с показом игровых действий, с постепенным введением игровой ситуации. Некоторые дети только называют все игровые дей­ствия, но практически их не осуществляют. Многие дети нуж­даются в обучении их игровой деятельности, особенно дети с церебральным параличом."



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: