СПИСОК ЗАЧЕТНЫХ ВОПРОСОВ




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. П.А.СОЛОВЬЕВА

 

Основы экскурсионной

И выставочной

Деятельности

Программа учебной дисциплины

и методические указания

к выполнению контрольной и курсовой работы

 

Рыбинск

УДК 338.4

 

Основы экскурсионной и выставочной деятельности: Программа учебной дисциплины и методические указания к выполнению контрольной и курсовой работы для студентов специальности «Социально-культурный сервис и туризм» / Сост. Л. В. Отт: РГАТА. – Рыбинск, 2006. – 27 с. (Заочная форма обучения / РГАТА).

 

Данные методические указания предназначены для выполнения контрольной и курсовой работы студентами специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ

Старший преподаватель Л. В. Отт

 

 

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры философии и социально-культурных технологий

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО

Методическим Советом РГАТА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель преподавания дисциплины «Основы экскурсионной и выставочной деятельности»: обобщив экспозиционный и экскурсионный опыт региональных и центральных музеев России и зарубежья, на базе коллекций Рыбинского музея-заповедника, подготовить для региона квалифицированных специалистов в области музееведения.

Задачи изучения дисциплины: пробудить заинтересованность к функциональному использованию объектов культурно-исторического наследия, развитию и сохранению культуры в регионе, комплексному получению теоретических знаний и практических навыков по подготовке и работе выставок, разработке маршрутов, написанию текстов и проведению различного типа экскурсий.

Программа в равной степени предусматривает изучение экскурсионной и выставочной деятельности, как теории предмета, так и его практики. Написание курсовой работы является итогом изучения данной дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Принципы и методы построения музейных экспозиций. Основные понятия. Тематическая структура. Экспозиционные материалы. Состав, построение, размещение экспонатов.

2. Организация работы над экспозицией. Научное проектирование экспозиции. Форма тематико-экспозиционного плана (ТЭП), краткого и развёрнутого.

3. Архитектурно-художественное решение музейной экспозиции. Основные принципы, компоненты. Экспозиционный ансамбль.

4. Организация и основные этапы художественного проектирования. Генеральное решение. Эскизный проект. Техническое проектирование. Реализация архитектурно-художественного проекта.

5. Теоретические основы экскурсионной работы. Классификация экскурсий. Работа над созданием экскурсии.

6. Методики проведения пешеходной, автобусной, комплексной экскурсий; экскурсионный показ и рассказ. Формы работы с посетителями.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

При изучении дисциплины, через основную и дополнительную литературу, систему Интернет, необходимо ознакомиться с передовым опытом работы зарубежных, российских, в том числе музеев Ярославской области. Особенно пристальное внимание следует уделить изучению теоретических вопросов: методических принципов подготовки и проведения различных видов экскурсий; организации, основным этапам художественного проектирования музейнфх экспозиций и реализации архитектурно-художественного решения.

 

СПИСОК ЗАЧЕТНЫХ ВОПРОСОВ

 

1. Принципы построения музейных экспозиций.

2. Методы построения музейных экспозиций.

3. Экспозиционные материалы. Музейные предметы.

4. Научно-вспомогательные материалы.

5. Тексты, фонокомментарии, этикетаж.

6. Экспозиционные комплексы.

7. Состав, построение, размещение экспонатов, приемы группировки.

8. Особенности экспозиций музеев исторического профиля.

9. Организация работы над экспозицией.

10. Научное проектирование экспозиции.

11. Формы тематико-экспозиционного плана (ТЭП), краткого и развернутого.

12. Архитектурно-художественное решение.

13. Основные принципы архитектурно-художественного решения. Экспозиционный ансамбль.

14. Особенности творческой работы художника.

15. Организация и основные этапы художественного проектирования.

16. Место и значение подготовительного этапа.

17. Генеральное решение.

18. Эскизный проект.

19. Техническое проектирование.

20. Реализация архитектурно-художественного проекта экспозиции.

21. Особенности показа памятников истории.

22. Особенности показа памятников ботаники, зоологии, палеонтологии, горных пород, минералов.

23. Открытие и дальнейшая работа над экспозицией.

24. Путеводители, буклеты, каталоги.

25. Временные и передвижные выставки. Виртуальные экспозиции.

26. Особенности показа памятников искусства.

27. Теоретические основы экскурсионной работы.

28. Классификация музейных экскурсий.

29. Работа над созданием экскурсии. Основные этапы.

30. Анализ произведений искусства в процессе экскурсии.

31. Методические особенности проведения автобусных экскурсий.

32. Методические особенности проведения пешеходных экскурсий.

33. Некоторые приемы активизации восприятия экскурсантов.

34. Организация экскурсионной работы.

35. Планирование экскурсионной работы.

36. Учет экскурсионной работы.

37. Виды и формы работы с посетителями.

38. Популяризация музея. Информация и реклама.

39. Цели, задачи и специфика работы с посетителями.

40. Музейная педагогика.

41. Визуальное мышление и восприятие музейного памятника.

42. Методические приемы экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией.

43. Формы анализа музейного памятника.

44. Учитель в музейной экспозиции.

45. Методика проведения экскурсий в музейной сфере.

46. Специфика подачи экскурсионного материала.

47. Современные информационные технологии в музее.

48. Особенности экскурсионной работы с иностранными туристами.

49. Подготовка и проведение комплексной экскурсии.

50. Изучение эффективности экскурсий. Методы и критерии оценки.

 

Контрольные ВОПРОСы

1. Что является ядром экспозиции?

2. Во сколько стадий проходит подготовка музейной экспозиции (выставки)?

3. Что является первым документом, дающим представление о будущей экспозиции (выставке)?

4. Какой документ служит основанием для определения последовательности экспозиционных тем и установления маршрута по экспозиции?

5. В каком документе обозначаются ведущие тексты, особо выделяются экспозиционные комплексы, каждому из которых соответствует перечень реальных экспозиционных материалов, расположенных в последовательности, определяемой темой?

6. Что является основным документом для начала работ по архитектурно-художественному проектированию?

7. В какой совещательный орган музея представляется на рассмотрение Генеральное решение экспозиции?

8. Расположите в нужной последовательности следующие стадии работ при художественном проектировании.

а) разработка эскизного проекта;

б) изучение объекта;

в) разработка генерального решения;

г) рабочее проектирование.

9. Какие из музейных предметов являются особенно чувствительными к свету и требуют обязательного затемнения при экспонировании?

10. Какие комплексы стараются воспроизвести в экспозиции в том виде, в каком они были найдены?

11. Каким должно быть расстояние до картины при ее осмотре в экспозиции?

12. Как называется объемное художественное воспроизведение трехмерного подлинника, обычно меньшее по размеру и допускающее некоторую условность в показе?

13. Для помощи посетителю музея последовательно осмотреть экспозицию и получить основные сведения об экспонатах необходим…?

14. Что лежит в основе экскурсионного метода?

15. Какой экскурсией является «Природа рыбинского края» в Рыбинском музее-заповеднике?

16. Что является основным документом, составленным по каждой теме экскурсии?

17. В каком документе, в виде таблицы, заполняются следующие данные:

 

Зал, раздел, тематический комплекс Время Экспонаты Основное содержание (тема, краткие тезисы, выводы) Методические указания

18. Из какого количества частей должна состоять традиционная экскурсия?

19. С какой целью в экскурсионно-выставочной работе используют «прием монтажа»?

20. В каких случаях в автобусной экскурсии условия для обзора памятников будут наиболее благоприятными?

21. Где должен находиться экскурсовод во время проведения городской автобусной экскурсии?

22. С чего целесообразнее всего начать анализ произведения искусства?

23. Продолжите фразу методиста: «Описание дают только в том случае, когда…?

24. Целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным замыслом – это…?

25. На чем основано участие музеев в образовательном и воспитательном процессе на современном этапе?

26. Спланируйте количество посетителей музея на год, которое может быть обеспечено силами сотрудников, если известно, что в музее: 4 зав. отделами с месячной нормой по 4 экс. у каждого; 2 сотрудника фондов – по 3 экс.; 7 сотрудников экспозиционного отдела – по 8 экс.; 3 сотрудника отдела маркетинга – по 36 экс. и 1 методист с нормой 8 экс. в месяц.

Средняя численность экскурсионной группы – 25 человек.

27. Что является самодеятельной общественной организацией при музее, члены которой объединены общими интересами в области науки, культуры, профессии?

28. Кто или что выступает непосредственным источником знаний на музейном уроке?

29. Какие из перечисленных вопросов необходимо предусмотреть в договоре о сотрудничестве между музеем и туристическими фирмами?

а) стоимость экскурсии;

б) время взаиморасчетов;

в) оплату за несостоявшиеся экскурсии;

г) сроки предоставления графиков приема экскурсионных групп.

30. Рассчитайте, сколько единиц от экскурсионной нормы выполнил сотрудник, если он провел в день:

а) три занятия для детей д/школьного возраста по 25 мин. каждое – …;

б) две обзорные экскурсии по 1 ч. 30 мин. каждая – …;

в) одну обзорную экскурсию 1 ч. 30 мин. и одно занятие для детей среднего школьного возраста 40 мин. – ….

31. Какие условия необходимы для создания экспозиции?

32. К какому документу прилагаются авторские тексты и разработки вспомогательных материалов?

33. В какое подразделение музея сдается проектная документация по созданию экспозиции в обязательном порядке?

34. Кто несет ответственность за экспозицию в целом?

35. Оптимальной цветовой средой экспозиции считается среда, состоящая из оттенков…?

36. Какой вариант эскизного проекта наиболее целесообразен?

37. Что называется приемом зрительной логики?

38. На каком этапе художественного проектирования экспозиции разрабатываются монтажные листы?

39. Что представляют энтомологические коллекции?

40. Укажите условия размещения предметов мебели в экспозиции.

41. Как называется комплексный осмотр, производимый по намеченной теме и специальному маршруту в образовательных и воспитательных целях, под руководством специалиста?

42. Кто является популяризатором и пропагандистом идей, заложенных в экспозиции?

43. По каким признакам классифицируются экскурсии?

44. Для каких категорий посетителей проводят учебно-методические экскурсии?

45. Как называют вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму?

46. Какое отношение глубины к длине должно составлять в диораме?

47. Как размещают задник диорамы?

48. Расположите в нужной последовательности этапы разработки экскурсии:

а) работа над методикой ведения экскурсии;

б) составление библиографии;

в) подготовка и оформление документации;

г) составление методической разработки;

д) отбор объектов и определение маршрута.

49. Какова продолжительность переходов и переездов от объекта к объекту в городских экскурсиях?

50. Через какое время должны быть предусмотрены перерывы во время автобусных экскурсий?

51. Как называется специалист, осуществляющий образовательную деятельность в музее на основе экскурсионного опыта, организующий музейно-педагогический процесс?

52. Что является основным критерием при составлении тематической структуры?

53. Как называется прикидочное размещение экспонатов в соответствии с монтажными листами – в процессе которого проверяется визуальная совместимость экспонатов и общее впечатление от экспозиции?

54. Для чего применяется прием «массированного» показа однотипных материалов?

55. Какова доля экспонатов в площади экспозиционного пояса?

56. Какой из методов является ведущим в развивающей экскурсии?

57. Какой принцип является главным при создании экспозиций Детских музеев?

58. Какие памятники привлекают наибольшее внимание посетителей?

59. Что является важным критерием при отборе фотографий для экспонирования?

60. Какие компоненты включают в себя музейная среда?

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Толковый словарь В. И. Даля объясняет значение слова «музей», как «собрание редкостей или замечательных предметов по какой-либо отрасли наук и искусств, здание для этого, хранилище, сохранилище».

Истоки образования музеев восходят к античной Греции. Наряду с храмами греки, основами «мусейоны» – центры духовной жизни философов, поэтов и музыкантов. В этих хранилищах накапливались произведения изобразительного искусства, отражавшие культ муз и события текущей жизни.

О собственно музеях как публичных учреждениях, хранивших коллекции, появившиеся в результате целенаправленного собирательства, можно говорить не ранее ХV в., эпохи Возрождения.

Начало музейного дела в России было положено в 1714 г. В связи с переводом столицы в Петербург туда же были перевезены и лучшие коллекции Петра I, послужившие основанием для первого в России естественно-научного музея – кунсткамеры.

Временем бурного расцвета музеев и экскурсионного дела стал ХIХ век. Развитие исторической науки, городской урбанизированной культуры, привело общество к осознанию, что именно музей является наиболее приемлемой формой сохранения культурного опыта человечества. Продолжая оставаться в общественном сознании храмом, музей стал зримым воплощением овеществленной в памятниках исторической традиции, собранием гуманитарных и художественных ценностей, отразивших в себе идеал творческих возможностей человека.

Само становление музея как института общественной памяти было связано с открытием собранных коллекций для общества, с их экспонированием. Музейная экспозиция (выставка) – основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

Выделяют несколько принципов построения экспозиций.

Первый принцип – построение экспозиции на основе научной концепции, отражающей историческую действительность, как единый, но многообразный закономерный процесс.

Второй принцип – принцип предметности – исходит из сущности музея. Музейный предмет является доказательством исторического факта и вызывает особые чувства, связанные с восприятием подлинных, достоверных предметов.

Третий принцип – это доходчивость и универсальность, т. е. учет восприятия различных групп посетителей.

Каждая экспозиция (выставка) имеет определенную тематическую структуру, которая обеспечивает целостность экспозиции, закономерную связанность, устанавливает последовательность показа.

Основным критерием членения экспозиции является не хронологическая последовательность событий, а выдвигаемые проблемы.

Тематическая структура должна быть реализована через экспозиционные материалы. К основным видам экспозиционных материалов относятся: музейные предметы, воспроизведения музейных предметов, научно-вспомогательные материалы, тексты и фонокомментарии. Основным ядром экспозиции являются музейные предметы. Каждый тип музейных предметов играет свою особую роль и требует специфических приемов показа. Музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединяются в соответствии с тематической структурой в экспозиционные комплексы, историческая действительность в которых документируется и интерпретируется в соответствии с научной концепцией экспозиции.

Экспозиционно-выставочная работа – один из важнейших объектов планирования музейной деятельности.

Подготовка музейной экспозиции проходит две стадии: проектирование и осуществление экспозиции. Проектирование состоит из трех элементов: научного, художественного и технорабочего проектирования. Создание экспозиции требует наличия: фондов музейных предметов, на тему экспозиции; авторского коллектива, ориентирующегося в проблемах намеченной темы и знакомого с методикой экспозиционной работы; помещения, предназначенного для экспозиции (выставки).

В результате начала работы над экспозицией создается научная концепция – первый проектный документ, являющийся идейной основой всех дальнейших разработок; обоснование тематической структуры (ТС) и выделение главных разделов послужат материалом для создания краткой, а затем и развернутой тематической структуры (РТС) экспозиции; общая характеристика источниковой базы нужна для конкретного списка экспозиционных материалов, включаемых в итоговый документ – тематико-экспозиционный план (ТЭП), первоначальные требования к архитектурно-художественному решению будут развиты и творчески преобразованы в проектах дизайнеров.

Под архитектурно-художественным решением экспозиций понимается художественное проектирование и осуществление в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея. Определяющее значение для оценки художественного уровня музейных экспозиций (выставок) имеет принцип единства содержания и формы.

Важным компонентом музейной коммуникации является экскурсионная деятельность. Как социокультурный институт музей всегда был ориентирован на контакты с публикой, но в разные эпохи представления об этом были связаны с особенностями развития социума в тот или иной период.

Экскурсией называют коллективный осмотр музея или внемузейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целя.

Разрабатываемые музейными педагогами экскурсии различаются по характеру тематики, целевому назначению, варьируются в зависимости от состава группы. Однако все они стоятся на единой методике, в основе которой лежит зрительное восприятие, живое содержание музейного объекта, непосредственное его наблюдение. Существенной чертой экскурсионного метода является непосредственное общение экскурсовода с группой.

Качество экскурсии во многом зависит от организации научной и методической подготовки. Первый этап – определение темы, ознакомление с ее содержанием, определение ее основных проблем, задач, характера и назначения экскурсии. Второй этап – составление плана экскурсии, выделение темы, подтем, установление их порядка, определяющего общий маршрут. Затем для каждой части экскурсии намечаются объекты экскурсионного показа. На основе этой работы в письменном виде составляется развернутый план экскурсии. После проведения ряда экскурсий может быть составлена методическая разработка экскурсии, включающая текст выводов, делающихся по ходу ведения и в итоге экскурсии. К методической разработке прилагается библиография, справочный материал, выписки, сведения об экспонатах. Получив предварительную апробацию, методическая разработка обсуждается и утверждается методическим советом музея. На ее основе экскурсовод может создать свой вариант и проводит экскурсии, опираясь на демонстрационный прием, сочетающий показ музейных предметов со словом экскурсовода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: