2.1. Выявление представлений у однокурсников о культурном наследии города Нижний Тагил, которым могут гордиться жители города
Ценностное отношение к культурному наследию, как указывалось выше, определяется как интегративное личностное образование, включающее представление о культурном наследии и осознание его личностной значимости и социальной значимости, и проявляющееся в социально значимой деятельности.В соответствии с этим была проведена диагностика сформированности у студентов 1 курса, обучающихся на специальности «Специальное дошкольное образование» представлений о культурном наследии, которым могут гордиться жители города Нижний Тагил.
Цель исследования: Выявить уровень сформированности представлений о культурном наследии, которым могут гордиться жители города Нижний Тагил
Задачи исследования:
1. Определить полноту и системность знаний студентов 1 курса, обучающихся на специальности «Специальное дошкольное образованик» о культурном наследии как ценности и осознание его личностно- социальной значимости.
2. Выявит смыслообразующие мотивы студентов.
База проведения исследования: Нижнетагильский педагогический колледж № 2
Участники исследования: студенты 1 курса, обучающиеся по специальности «Специальное дошкольное образование»
Сроки проведения исследования: февраль–май 2017 года.
Вслед за В.В Матаевымв качестве показателей сформированности представления у студентов о культурном наследии, которым могут гордиться жители города Нижний Тагил мы взяли следующее:
1. Полнота и системность знаний о культурном наследии как ценности и осознание его личностной значимости и социальной значимости, что проявляется в правильных ответах на поставленные вопросы (1–6 вопросы):
|
· знают имена писателей–земляков, которые известны во всём мире: да — 1 балл; нет — 0 баллов;
· знают литературные произведения, в которых воспет образ Урала: да — 1 балл; нет — 0 баллов;
· знают улицы нашего города, в которых увековечена память о наших земляках: да — 1 балл; нет — 0 баллов;
· знают фонтаны нашего города, в которых увековечена память о наших земляках: все — 2 балла; 1 — 1 балл; ни одного — 0 баллов;
· знают литературные произведения, в которых прославляются уральские художественные промыслы ( камнерезное искусство): да — 1 балл; нет — 0 баллов.
2. Наличие смыслообразующих мотивов, позволяющих включаться в поисковую деятельность, что проявляется в утвердительном ответе на вопрос (7 вопрос):
· проявляютмотивацию на посещение учреждений, занимающихся экспонированием предметов-памятников духовной культуры: да — 1 балл; нет — 0 баллов.
Выявление у студентов 1 курса, обучающиеся по специальности «Специальное дошкольное образование» преставлений о культурном наследии, которым могут гордиться жители города Нижний Тагил, проводилось на основе анкетирования. Анкета для студентов «Культурное наследие Урала находится в приложении 1.
Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов, касающихся выдающихся писателей, изобретателей, мастеров по обработке камня, резьбе по камню, родившихся на Урале.
Нами была разработана шкала для определения уровня сформированности у студентов преставлений о культурном наследии, которым могут гордиться жители города Нижний Тагил:
|
· представления сформированы, если студенты набирают 7 баллов;
· представления находятся в стадии формирования, если студенты набирают 6 баллов;
· представления не сформированы, если студентыв набирают 5 и менее баллов.
Результаты выявления представлений у студентов 1 курса, обучающихся по специальности «Специальное дошкольное образование» о культурном наследии, которым могут гордиться жители города, представлены в приложении 3.
Таким образом, представления о культурном наследии, которыми могут гордиться жители города Нижний Тагил:
· сформированы у 10 студентов, которые набирают 7 баллов, что составляет 40%;
· находятся в стадии формирования у 10 студентов, которые набирают 6 баллов, что составляет 40%;
· не сформированы у 5 студентов, которые набрали 4 балла, что составляет 20%, что нашло отражение в Приложении 2.
Представление буклета «Экскурсия «Гордость моя - Вагонка»
Результатом разработки является буклет экскурсии «Гордость моя - Вагонка» (английский язык), представленной 3 маршрутами:
1. «Экскурсия по Алтайскому микрорайону города Нижний Тагил» (английский язык);
2. «Экскурсия по Ленинградскому проспекту города Нижний Тагил» (английский язык);
3. «Экскурсия по проспекту Вагоностроителей города Нижний Тагил» (английский язык).
Приложение 1.