УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17»
КОНКУРС «СТАРТ В НАУКУ»
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ
РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
Выполнила: Севастьянова Юлия
Ученица 11А класса
МОУ «СОШ № 17»
Г.Дзержинска
Руководитель: Славгородская Л.В.
Учитель истории
Дзержинск, 2008
Оглавление
Стр.
Введение. …………………………………………………………… 3- 5
Глава I. Система образования в Российской Федерации …... 6-19
1.1. Образование как общечеловеческая ценность……………. 6- 8
1.2. Принципы организации образования.……………………... 8-10
1.3. Тенденции развития современного образования ………… 10-13
1. 4. Цели и задачи среднего образования ……………................. 13-18
Глава II. Социальная характеристика микроучастка
МОУ «СОШ № 17»…………………………………….. 19-41
Глава III. Образования глазами родителей ……………………
Глава IУ. Образования глазами детей…………………………..
Заключение………………..………………………………………… 44-45
Литература…………………………………………………………… 46
Введение
Образование является одним из условий развития общества и человека. Известно, что образованным человек не рождается, а становится, так как культура в своей основе не наследуется генетически, а передаётся от поколения к поколению. Овладение культурой и определение своего места в жизни есть социализация. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения и навыки. Поскольку человек в течение жизни осваивает множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и профессиональной лестнице, его социализация продолжается всю жизнь.
|
Однако период детства и юности занимает особое место в этом процессе. Начиная как бы «с нуля», индивид становится взрослым, усвоив огромную часть того культурного наследия, которое осваивается на протяжении жизни. В период детства человеческая личность формируется, по мнению психологов, на 70%, а в старшем школьном возрасте формируется фундамент личности. Таким образом, можно считать доказанным факт, что период обучения в школе является основным этапом в формировании личности.
В соответствии с законом РФ под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определённого образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. [1]
В содержании образования представлены следующие элементы:
1. Знания о природе общества и человеке
2. Способы познавательной и практической деятельности
3. Опыт творческой деятельности
4. Нравственные нормы
Образование представляет собой огромный объём культуры, который необходимо передать. В этом сложном процессе участвуют дети и взрослые: педагоги и родители. Вполне естественно, что на этот сложный процесс они смотрят по-разному в силу различных выполняемых социальных ролей, жизненного опыта, культуры и т.д.
Школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь, изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе исторического развития страны. Система образования должна быть приведена в соответствии с потребностями развития России на рубеже веков и в ближайшие два-три десятилетия XXI века.
|
Важнейшими субъектами образовательного процесса являются дети, родители и педагоги.
__________________________________
[1] Закон РФ «Об образовании»
Понимания всю значимость образования, автор данной работы ставит своей целью рассмотрение вопроса, как современные тенденции развития образования видятся основным субъектам учебного процесса - родителям и детям. Автор не ставит целью в данной работе рассмотреть отношение педагогов к данному вопросу, так как на взгляд автора, дети, родители и педагоги находятся как бы по разные стороны проблемы.
Думается, что актуальность темы на сегодняшний день трудно переоценить, так как образование в совокупности с извечной проблемой «отцов и детей» сейчас – одна из важнейших социальных проблем. Образование в современном обществе является важнейшим фактором в становлении и развитии личности, а также в дальнейшей реализации жизненного пути человека (карьера, отношения между людьми, собственная самооценка). В последние годы заметно возросла активность родителей учащихся, все более четким становится осознание ими своих прав как потребителей образовательных услуг, предоставляемых системой образования. Этот факт заставляет более серьезно подходить к изучению общественного мнения родителей, их оценок и восприятий как всего процесса реформирования школы в целом, так и наиболее актуальных сторон этого процесса.
|
Основным документом, используемым в данной работе, является Закон РФ «Об образовании». При написании работы также были использованы материалы социально-педагогической службы МОУ СОШ №17, в которых отражено мнение учащихся и родителей по вопросам развития образования.
При работе над данной темой применялся метод анкетирования
Глава I. Система образования в Российской Федерации
1.1. Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается правом человека на образование, которое закреплено в конституциях большинства стран. Реализация этого права обеспечивается существующими в государстве системами образования, которые различаются принципами организации.
С одной стороны, образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек нуждается в образовании, так как только образование обеспечивает социализацию индивида, позволяет реализовать потребности в творческой деятельности, в общении, самовыражении. С другой стороны, в образовательном процессе реализуются, прежде всего, социальные установки: общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан, более того, воспитан определённым образом, в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.
Человек должен понимать сложную динамику процессов социального и природного развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни и вместе с тем обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, выбирать критическую позицию по отношению к себе: предвидеть свои достижения, брать на себя ответственность за всё происходящее. Образование выступает средством передачи культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к деятельности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную индивидуальность и преумножать потенциал мировой цивилизации. Нет ни одного государства в мире, где не признавалась важность образования. Поэтому не случайно одним из первых государственных законов демократической России стал «Закон об образовании», принятый в 1991 году.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Непрерывность образования становится необходимостью в условиях динамизма развития общества, быстрой смены технологий, постоянной потребности в новых знаниях. Одна из особенностей развития науки в наше время – стремительный процесс прироста знаний. В науке происходит удвоение знаний каждые 10 лет, а в таких её отраслях, как биология, - 5 лет, а в ядерной физике и космонавтике – 1,5 года. Иначе говоря, квалификация инженера за 10 лет устаревает примерно наполовину. Значительная часть знаний, которая понадобится специалисту через 5 – 10 лет после окончания института, в период его студенческой учёбы ещё не существует.2
__________________________________
2 Девятова С.В., Купцов В.И.. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования.-
Социально-политический журнал. 1995. № 6
Поэтому в современных условиях специалист должен учиться всю жизнь, вплоть до выхода на пенсию. А для этого необходимо, во-первых, система послевузовского образования, повышения квалификации; во-вторых, переориентировать процесс обучения средней школе с передачи готового знания на формирование способности к непрерывному образованию, на овладение учащимся методом самообучения.