Глава III. Образование глазами родителей




В ходе исследований, проводимых в МОУ «СОШ №17» выяснялось общественное мнение родителе, как главных потребителей образовательных услуг в отношении наиболее значимых сторон школьного образования. Автор данной работы принимал участие в работе совместно с социальными педагогами. В рамках исследования была предпринята попытка определения мотивов (причин) выбора родителями школы для обучения своего ребенка, в том числе оценки ими таких значимых факторов, как содержание образования, качество образования, комфортность обстановки в школе, личность первой учительницы (для родителей первоклассников). В качестве метода исследования был выбран анкетный опрос, позволяющий составить общее представление о существующей ситуации. В анкету были включены причины выбора родителями общеобразовательного учреждения. В анкетировании принимали участие 86 человек - родителей учащихся школы.

При планировании данного исследования не предполагалось такого большого количества респондентов, однако высокий интерес к затронутой проблеме со стороны родителей, педагогического коллектива и администрации школы позволил опросить большее количество респондентов, что, в свою очередь, гарантирует представительность выборки и объективность данных. В выборке участвовали: родители девочек − 55 %; родители мальчиков − 45 %.

Вопросы анкеты был направлен на определение ранга каждого из предложенных параметров − факторов выбора школы: «содержание образования», «личность педагогов», «удобство расположения школы», «качество образования», «комфортность обстановки в школе». Родителям предлагалось проранжировать по шкале от 1 до 5 данные факторы по их значимости при выборе школы (что именно понимается родителями под каждым из предложенных понятий, выясняется при анализе ответов на соответствующий вопрос анкеты).

На рис. 1 представлен выявленный рейтинг факторов выбора школы, учитываемых родителями при выборе школы.

Рис. 1

Полученные данные свидетельствуют о том, что высокое качество образования как фактор выбора школы является ведущим (ранг 3,5). Высокая значимость придается также и фактору комфортности пребывания ребенка в школе (ранг 3,4). То, что ранг этих двух факторов выше, чем у фактора удобного расположения школы (ранг 3,1), говорит о том, что родители сегодняшних учащихся действительно активно реализуют свое право на выбор образовательного учреждения. Наименее значимым фактором выбора школы по результатам опроса является личность педагогов (ранг 2,2).

Для выяснения общественного мнения относительно содержания понятия качество образования в анкету был включен открытый вопрос «Качественное образование − это …» с предложением респонденту закончить высказывание. В результате были получены достаточно разноплановые характеристики и суждения: как эмоционально ярко окрашенные (например, «Качественное образование − это жизнь (будущее)!»), так и содержательные (например, «Твердые знания, умение анализировать, сопоставлять»). Полученные ответы были проанализированы и сгруппированы по содержанию, в результате чего выявилась следующая картина общественного мнения относительно качественного образования (см. рис.2). Как видно из приведенной диаграммы, «преподавание на высоком уровне» стоит первым в перечне определений качественного образования. Таким образом, родители напрямую связывают качество образования с высоким уровнем профессионализма педагогов, умением учителя качественно преподнести учебную программу (31,5 %). При этом они не останавливаются на наборе учебных предметов, из чего можно заключить, что это не является для них проблемным. Лишь 17,8% родителей полагают, что образование должно привить детям навыки применять полученные знания в жизни.

Рис.2

Немалая часть родителей считает, что качественное образование должно обеспечивать всестороннее развитие учащегося (11%), работать на «перспективу»: подготовить ребенка к поступлению в вуз (9,6%) (причем без дополнительной подготовки), помочь ему найти перспективную работу (6,8%) по завершению образования.

При выяснении общественного мнения относительно содержания понятия комфортность пребывания ребенка в школе подавляющее большинство родителей (80%) определили его как психологический комфорт для ребенка, доброжелательное отношение к нему со стороны учителей, уважение его личности и мнения (см.рис. 3). Около 20% опрошенных родителей связывают комфортность пребывания ребенка в школе с хорошими санитарно-гигиеническими условиями и лишь 14% - с заботой о его здоровье со стороны учителей и администрации. Это свидетельствует о некоторой недооценке родителями значимости бережного отношения к растущему, развивающемуся организму ребенка и к его еще психически нестабильной личности.

Комфортность пребывания ребенка в школе

Один из вопросов анкеты был направлен на выявление рейтинга некоторых характеристик образовательного процесса, привлекательных с точки зрения родителей и учитываемых ими при выборе школы. Сюда были включены следующие характеристики: хорошее материально-техническое обеспечение обучения, использование здоровьесберегающих педагогических технологий, перспективность предлагаемых школой направлений профилизации обучения, успешность социализации учащихся, новаторство либо, напротив, традиционность в обучении.

Полученные результаты исследования могут быть представлены в виде рейтинга факторов, влияющих на выбор школы (см.рис. 4). Выход на ведущую позицию фактора успешности социализации ребенка (38%) может быть объяснен тем, что родители видят основную задачу школы в привитии ребенку норм поведения в школе, в коллективе одноклассников, в формировании умения работать в группе и самостоятельно. Все это является необходимым условием получения качественного образования, как в школе, так и при продолжении образования в профессиональных учебных заведениях. Превышение фактора традиционности в обучении над фактором новаторства (25% и 19% соответственно) может свидетельствовать о том, что большинство родителей склонны к некоторому консерватизму в том, что касается обучения их ребенка: они ждут от образования определенности, «надежности» и не склонны доверять новшествам и «экспериментировать на ребенке».

Рейтинг параметров организации образовательного процесса при выборе школы

Рис.4

Рис.5

Как показали ответы на вопрос анкеты о роли педагогов в жизни ребенка, родители считают первоочередной задачей учителя формирование учебных знаний и навыков учащихся (69%). Далее следует задача формирования навыков самоорганизации и ответственности (29%). Забота учителя о здоровье ребенка отходит на второй план в сравнении с важностью учебных задач. Несмотря на то, что при ответе на вопрос о причинах выбора школы большинство родителей присвоили наименьший ранг фактору личности педагогов, значимость этого фактора оценивается достаточно высоко: 79% респондентов считают, что он в большой степени определяет успешность дальнейшего обучения ребенка. 18% родителей считают, что он полностью определяет всю его дальнейшую судьбу, тем самым занижая собственную значимость, значимость семейного воспитания.

 

 

Глава IУ. Образование глазами детей.

Автором были поведены исследования среди учащихся МОУ «СОШ №17» выяснялось их мнение, как главных субъектов образовательного процесса в отношении образовательных перспектив. В рамках исследования была предпринята попытка определения мотивация к обучению среди учащихся, в том числе оценки ими таких значимых факторов, как будущая специальность и в связи с этим углубленное изучение отдельных предметов, удаленность образовательного учреждения от дома, комфортность обстановки в школе, отношение к оценке знаний, личность педагогов. Часть вопросов была поставлена таким же образом, как и у родителей. В качестве метода исследования был выбран анкетный опрос, позволяющий составить общее представление о существующей ситуации. В анкетировании принимали участие 123 человека - учащихся 10 -11 классов школы.

Учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты.

На рис. 6 представлен выявленный рейтинг специальностей, выбираемых учащимися для дальнейшего обучения.

 

а) техническое 36%

б) экономическое 49%

в) юридическое 9%

г) гуманитарное 7%

д) педагогическое 2%

е) медицинское 0,5%

ж) другое 0,5%

Из полученных данных видно, что наибольшее количество учащихся по-прежнему ориентируется на получение экономического образования. Однако, отраден тот факт, что достаточно много желающих обучатся на технических специальностях.

Для учащихся, большое значение имеет факт нахождения учебного заведения в г. Дзержинске.

На рис.7 представлены данные по выбору учебных заведений, находящихся в нашем городе и в других городах.

 

В Дзержинске 84%

В других городах 16%

 

Для выяснения общественного мнения относительно содержания понятия качество образования в анкету учащихся также как и у родителей был включен открытый вопрос «Качественное образование − это …» с предложением респонденту закончить высказывание. В результате были получены достаточно разноплановые характеристики и суждения: как эмоциональные (например, «Качественное образование – это возможность получить все!»), так и содержательные (например, «Знания, при помощи которых, можно поступить в ВУЗ»). Полученные ответы были проанализированы и сгруппированы по содержанию, в результате чего выявилась следующая картина общественного мнения относительно качественного образования (см. рис.8). Как видно из приведенной диаграммы, «преподавание на высоком уровне» стоит первым в перечне определений качественного образования. Отрадно, что мнение детей и родителей по данному вопросу совпадает. Таким образом, дети, как и родители, связывают качество образования с высоким уровнем профессионализма педагогов, умением учителя качественно преподнести учебную программу (38 %). Но при этом дети, в отличие от родителей останавливаются на наборе учебных предметов, из чего можно заключить, что это является для них проблемой. В отличие от родителей большое количество детей (37,8%) считает, что образование должно привить навыки применять полученные знания в жизни.

 

 

При выяснении мнения детей относительно содержания понятия комфортность пребывания в школе подавляющее большинство детей (82%), так же как и родителей. определили его как психологический комфорт, доброжелательное отношение к нему со стороны учителей, уважение его личности и мнения (см.рис. 8). Лишь около 7% опрошенных детей связывают комфортность пребывания в школе с хорошими санитарно-гигиеническими условиями и лишь 4% - с заботой о его здоровье со стороны учителей и администрации. Это свидетельствует о недооценке значимости бережного отношения к здоровью как со стороны детей, так и родителей.

Комфортность пребывания ребенка в школе

 

 

Один из вопросов анкеты был направлен на выявление значимости такой важной характеристики образовательного процесса, привлекательной с точки зрения детей, как оценка знаний (см.рис.9). Как показали ответы на вопросы анкеты о системе оценивания знаний большинство учащихся (77%) ответили, что 5-бальная система оценки не является объективной, почти столько же учащихся (79%) считают, что более объективной была бы 10-бальная система и небольшое количество респондентов (15%) считает необходимым перейти на оценку рейтинга учащихся по 100-бальной шкале.

 

 

Как показали ответы на вопрос анкеты о роли педагогов в их жизни дети, также как и родители считают первоочередной задачей учителя формирование учебных знаний и навыков учащихся (65%). Задачам формирования навыков самоорганизации и ответственности дети придают очень небольшое значение (11%). Забота учителя о здоровье ребенка вообще учащимися как значимый показатель не рассматривается. Очень высокий ранг учащиеся отводят фактору, связанному с личностью педагога. Значимость этого фактора оценивается высоко: 93% респондентов считают, что он в большой степени определяет успешность обучения ребенка. 24% учащихся считают, что личность педагога полностью определяет всю дальнейшую их судьбу, тем самым еще в большей степени, чем их родители, занижая собственную значимость и значимость семейного воспитания (см. рис.10).

 

 

 

 

Заключение.

 

 

В заключение хочется отметить полученное в ходе проведенного исследования косвенное доказательство возросшей активности родителей и учащихся при реализации права на образование. Подавляющее большинство родителей и детей при выборе школы в первую очередь учитывают высокое качество образования и психологический комфорт. Большое значение играет, в первую очередь для детей, личность педагогов

Данное исследование может служить косвенным доказательством кризиса института семьи в современном обществе, так как и дети, и родители ведущим фактором в формировании личности учащегося считают учителя.

 

Литература

 

1. Закон «Об образовании» РФ

2. Девятова С.В., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования. – Социально – политический журнал.- 2001. -№ 6; 2002 - № 1.

3. В. А. Сластёнин, Н.А.Исаев, Е. Н. Шиянов «Общая педагогика», 2004

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: