Цель «минутки»
- повлиять на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, и, в идеале оказывать само- и взаимопомощь, а также бережного отношения к своему здоровью.
Мы предлагаем разделить темы по 3 направлениям:
«Безопасное движение».
«Безопасное поведение в быту».
«Расту здоровым».
Как сделать так чтобы минутки не превратились в короткие нравоучения что можно, а чего нельзя. Для этой цели при проведении «минутки» нельзя ориентироваться только на напоминания, построение известных положений типа «будьте осторожны». Необходимо пробудить внимание и интерес детей, рассматривая проблемный вопрос, допускающий разные мнения, связанные с раскрытием закономерностей улицы, не столько «что», сколько «почему», или разбирая конкретный случай с ребенком на улице и дома.
Для этого мы подбираем разнообразные формы взаимодействия с детьми, обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В работе предлагаем использовать различные методы, включая:
* Игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
* Обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
* Использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
* Применение видеоматериалов;
* Беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки.
* Метод моделирования ситуаций;
* Опыты и эксперименты;
* Придумывание сказок на разные темы;
Интегрированный принцип в разработке инновационной формы работы даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.
Общими задачами выступают:
- вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;
- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;
- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;
- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;
Идея и цель.
Актуальность: Создание и разработка новых эффективных форм совместной здоровьесберегающей деятельности с детьми.
Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.
Задачи:
- создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
- формировать представление дошкольников о безопасности поведения в различных ситуациях;
- учить детей регулировать свои поведенческие реакции;
- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;
- развивать у детей самостоятельность и ответственность;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;
- познакомить родителей с новыми формами проведения минуток безопасности.
Формы организации минуток безопасности по формированию основ безопасности жизнедеятельности
Содержание «Минуток безопасности» по разделам:
Безопасное движение | Безопасность дома | Расту здоровым |
Игровое задание «Говорящие знаки». | Игра-тренинг: «Тебя взяли на руки и несут в машину» | Телефонная игра «Звонок в «Скорую помощь» |
Этюд «Стоп машина! Тише ход! На дороге пешеход» | Потешная игра «Самый голосистый». | Ядовитые ягоды и грибы. Игра «Съедобное- несъедобное» |
Подвижная игра (с крышками) «Красный, желтый, зеленый». | Проигрывание ситуаций: - в доме возник пожар. Почему нельзя украшать елку свечами?» Заучивание пословиц: «Огонь тушат, пока не разгорелся», «Солома с огнем не дружит», «Огонь без дыма не бывает». Как только огонь | «Одевайся по погоде» Игра-эксперимент «Одень летом теплые сапоги» Дыхательное упражнение «Ветер» |
Сочинение лимериков на тему: «Правила дорожного движения» | Речевая игра «Пожароопасные предметы». Метод сравнения. «Огонь это хорошо или огонь это плохо». Опыт со свечой | «Бродячие собаки» Сочинение сказки «Почему собака стала бродячей» |
Составление синквейнов на тему: «Транспорт», «Светофор», «Пешеход». | Моделирование ситуаций «Найди дорогу домой» «Подай, ножницы, карандаш» | «Бездомные кошки» |
Выучите правило: «У дорог играть опасно». | Игра «Так- не так»(опасные- не опасные предметы). | Составление гербария «Лекарственные растения» |
Составление коллажа «Участники дорожного движения» | Практикум «Если ты поранил палец» | Лекарства дома. Моделирование ситуации «Каждой вещи —своё место». |
Правила поведения в общественном транспорте. Проигрывание ситуаций. Творческая игра «Автобус» | Составление телефонной книги родных и близких | Солнце может навредить. Эксперимент «Запеченное яблоко» |
Специальный транспорт. Наблюдение, решение проблемных ситуаций. | Ситуативный разговор об электроприборах. Польза и опасность. Беседа - рассуждение на тему «Опасность – электричество!» | Эксперимент «Фильтрование воды» |
Сюжетная игра «Сдача экзамена на право управления велосипедом» | Моделирование ситуации «Тебя угощает конфетой незнакомый человек». | Словесная игра «Так или не так». - Я буду произносить фразу, и если вы считаете, что я говорю правильно, хлопните в ладоши. Если вы со мной не согласны, сидите тихо. |
Игра «Звуки улицы». | Составление справочника экстренных служб. | Ручной труд «Шапочка от солнца» |