Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж»
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК __________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»______________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Методическая разработка
Теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Профилактическая медицина»
ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий
МДК 01.02 «Основы профилактики»
Специальность «Сестринское дело»
Курск – 2018
Тема 1.1. Профилактическая медицина
План:
1. Теоретические основы укрепления здоровья и профилактика нарушений состояния здоровья.
2. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия.
В мире на долю неинфекционных заболеваний приходится около 60% смертельных случаев, в Европе-75%, а в России более 80%. В структуре причин смертности заболевания системы кровообращения составляют 56,1%, травмы и отравления 13,2%, онкологические болезни12,4%.
Высокие показатели смертности от ССЗ наблюдают даже среди лиц зрелого возраста, в России они выше, чем в Западной Европе в 1,5-3,5 раза. Смертность от травм и отравлений (особенно связанных с употреблением алкоголя) в России в 4-8 раз выше, чем в странах Западной Европы.
В России смертность от рака среди мужчин выше, чем среди женщин, что объясняется главным образом высокой заболеваемостью раком легких у мужчин. Смертность от рака среди мужчин в России почти в 1,5 раза выше, чем в странах Западной Европы.
В большинстве случаев неинфекционные заболевания обусловлены образом жизни и поведением. Важнейшими факторами риска являются курение табака, чрезмерное употребление алкоголя, нездоровое питание (прежде всего низкое потребление овощей и фруктов) и недостаточная физическая активность. Факторы риска, обусловленные поведением, приводят к биологическим факторам риска: гиперхолестеринемии, ожирению и артериальной гипертензии.
|
Улучшение состояния здоровья населения возможно при организации и проведении мероприятий по контролю за факторами риска. Вид деятельности службы здравоохранения, в основном первичного звена, направленный на раннее выявление и снижение риска развития заболеваний, а также на снижение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды называется медицинская профилактика. Профилактика заболеваний – это не только система мер медицинского характера.
Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации")
Медицинская профилактика по отношению к населению определяется как:
• индивидуальная - профилактические мероприятия, проводимые с отдельными индивидуумами;
• групповая - профилактические мероприятия, проводимые с группами лиц, имеющих сходные симптомы и факторы риска (целевые группы);
|
• популяционная (массовая) - профилактические мероприятия, охватывающие большие группы населения (популяцию) или все население в целом. Популяционный уровень профилактики, как правило, не ограничивается медицинскими мероприятиями - это местные программы профилактики или массовые кампании, направленные на укрепление здоровья и профилактику заболеваний.
Выделяют несколько уровней профилактического воздействия:
укрепление здоровья, первичная и вторичная профилактика, реабилитация.
Укрепление здоровья – процесс предоставления отдельным людям и сообществам возможностей повысить контроль над факторами, определяющими здоровье.
Здоровье является одним из основополагающих прав человека. На состояние здоровья индивидуума оказывают влияние следующие основные факторы:
социально-экономические, включая состояние системы здравоохранения;
среда обитания;
образ и стереотипы жизни людей.
Медицинские работники практически не могут повлиять на социально-экономические факторы или же изменить среду обитания. Однако путем пропаганды и обучения населения здоровым привычкам (здоровьесберегающим технологиям) можно пытаться скорректировать образ и стереотипы жизни отдельных лиц или же определенных групп населения. Основная задача при этом состоит в информировании и обучении определенным навыкам поведения;
цель - в повышении ответственности индивидуума за собственное здоровье и изменение мотивации поведения. Подобная работа может проводиться средним медицинским работником самостоятельно или совместно с врачом, другим заинтересованным специалистом.
|
Если индивидуум приобретает необходимые знания и навыки, позволяющие ему контролировать собственное здоровье, а также улучшать его, то говорят о реализации процесса укрепления здоровья.
Укрепление здоровья невозможно без диалога медицинского работника и индивидуума. Данный диалог должен быть направлен на объяснение необходимости проведения тех или иных профилактических мероприятий. Без диалога индивидуум нередко не способен активно воспринимать и зачастую игнорирует информацию о факторах, влияющих на здоровье, подвергающих его риску. Разумеется, укрепление здоровья достигается не только путем информирования и обучения, но и за счет формирования соответствующей государственной политики.
В практическом здравоохранении для установления факта здоровья медицинские работники иногда довольствуются отсутствием жалоб пациентов и отклонений при осмотре, а также исходят из результатов некоторых лабораторных и инструментальных методов исследований. Однако с точки зрения определения «здоровья» ВОЗ этого недостаточно: необходимо учитывать стереотипы, восприятие жизни и устремления индивидуума. Именно поэтому укрепление здоровья в конечном итоге подразумевает изменение образа жизни индивидуума, то есть его привычек. Это неизбежно повлечет изменение социального статуса индивидуума или же восприятия им себя в обществе (Рис. 1.1).
Поэтому в программах укрепления здоровья крайне сложным является вопрос внутреннего отношения индивидуума к возможным переменам. Нельзя навязывать те или иные навыки, если они противоречат духовным ценностям.
Например: Все религии вводят ограничения по режиму питания. Любые рекомендации по рациональному питанию, составленные без учета религиозных особенностей индивидуума, не будут им соблюдаться или же вызовут развитие духовного дискомфорта при их соблюдении. Подобные рекомендации, даже если они будут способствовать замедлению или профилактике развития некоторых болезней, не станут содействовать укреплению здоровья, так как будет страдать духовная его составляющая.
Программы укрепления здоровья не должны причинять субъективного дискомфорта индивидууму, то есть ухудшать его качество жизни.
Под качеством жизни понимают комплекс индивидуальных восприятий людьми их положения в жизни в контексте существующей культуры и системы ценностей.
Качество жизни имеет две составляющие:
объективную, которая характеризует состояние здоровья индивидуума;
субъективную, определяемую восприятием индивидуумом собственного состояния здоровья.
В развивающихся странах человек может рассчитывать только на экстренную медицинскую помощь, и его качество жизни высоко, если нет явных признаков болезней, которые ведут к необходимости пользования подобными службами. В развитых странах качество жизни многих людей сопряжено с доступностью услуг эстетической медицины. Для обычного человека качество жизни будет высоким, если зубы не будут болеть и их будет достаточно для пережевывания пищи. Звезда телеэкрана может воспринимать свое качество жизни как высокое, только при наличии "голливудской улыбки".
ВОЗ выделяет шесть основных аспектов качества жизни, воспринимаемых через призму культурных отличий:
1. физическая сфера-сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых;
2. область психологии - положительные или отрицательные эмоции, мышление, изучение, концентрация, самооценка, внешний вид, переживания;
3. уровень независимости, самостоятельности - мобильность, подвижность, повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств, лечения или чьей-либо опеки;
4. социальные взаимосвязи - личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность, социальная поддержка;
5. окружающая среда - благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность получения знаний и повышения квалификации, досуг, экология;
6. личные взгляды, духовность- личные и религиозные убеждения, поиск смысла жизни.
Программы укрепления здоровья должны не только способствовать предотвращению или замедлению развития болезней, но и повышению качества жизни.
Первичная профилактика -комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в состоянии здоровья и предотвращение заболеваний, общих для всего населения и отдельных (возрастных, профессиональных, региональных и иных) групп и индивидуумов.
Компоненты первичной профилактики:
1. Меры по уменьшению влияния вредных факторов на организм человека (улучшение качества атмосферного воздуха, питьевой воды, структуры и качества питания, условий труда, быта, отдыха и т.д.), проведение экологического и санитарно-гигиенического скрининга.
2. Формирование парадигмы здорового образа жизни через создание действующей информационно-пропагандистской системы, санитарно-гигиеническое воспитание.
3. Меры по предупреждению соматических и психических заболеваний и травм, несчастных случаев, инвалидизации и смертности от внешних причин, дорожно-транспортного травматизма и др.
4. Выявление в ходе профилактических медицинских осмотров вредных для здоровья факторов, в том числе поведенческого характера, принятие мер по их устранению.
5. Проведение иммунопрофилактики различных групп населения.
6. Оздоровление отдельных лиц и групп населения, находящихся под воздействием неблагоприятных для здоровья факторов с применением мер медицинского и немедицинского характера.
Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и предупреждение обострений и осложнений заболеваний, а также комплекс мер по предотвращению снижения трудоспособности, в том числе инвалидизации и преждевременной смертности.
Вторичная профилактика включает:
1. Проведение диспансерных медицинских осмотров с целью выявления заболеваний и факторов, влияющих на их течение.
2. Целевое санитарно-гигиеническое обучение (воспитание) пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний.
3. Проведение оздоровительных и лечебных мероприятий по устранению для здоровья факторов, осуществление динамического наблюдения.
Реабилитация (третичная профилактика -термин ВОЗ)-комплекс медицинских, социальных, психологических, педагогических мероприятий, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности и утраченных вследствие заболеваний функций, с целью возможно более полного восстановления социального и профессионального статуса.
Медицинское профилактическое мероприятие (-я) -
мероприятие или комплекс мероприятий, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость и направленных на профилактику заболеваний, их своевременную диагностику и оздоровление. Характеристика и перечень профилактических мероприятий для практического здравоохранения приведен в классе XXI МКБ-10.
Виды медицинских профилактических мероприятий (виды деятельности в здравоохранении, направленные на укрепление здоровья и профилактику):
• индивидуальное профилактическое консультирование (гигиеническое воспитание и обучение) (класс XXI, Z70-Z76, МКБ-10);
• групповое профилактическое консультирование (гигиеническое воспитание и обучение в «Школах пациентов» для больных лиц, «Школах здоровья»-для лиц с факторами риска) (класс XXI, Z70-Z76, МКБ-10);
• профилактические медицинские осмотры с целью выявления ранних форм заболеваний и факторов риска и проведение оздоровительных мероприятий (класс XXI Z00-Z13, МКБ-10, стр. 514-524, том 1, часть 2);
• иммунизация; вакцинопрофилактика (класс XXI, Z20-Z29, МКБ-10);
• диспансеризация и последующее динамическое наблюдение и оздоровление;
• профилактические оздоровительные мероприятия - занятия различными видами физической культуры, санаторно-курортное оздоровление, физиотерапевтические медицинские услуги, массаж и др.