Памятка для всех членов семьи «Как справиться с конфликтами»




Самоизоляция и карантинные меры дают возможность проводить времени с семьёй больше, чем когда-либо ранее. Однако и накладывают некоторые ограничения: невозможность провести время вне дома, удалённая работа, дистанционное обучение, совместное времяпровождение 24 часа в сутки, 7 дней в неделю… А также чувство, что находишься «взаперти», неизвестность и неопределённость (как будут разворачиваться дальше события в глобальном и в личном масштабе), невозможность контролировать ситуацию – всё это может приводить к росту напряжения, ссорам, конфликтам, иногда вплоть до появления серьёзных «трещин» во вполне, казалось бы, благополучных отношениях между супругами, детьми и родителями, братьями и сёстрами. Что делать, чтобы снизить количество неприятных конфликтов? Как конструктивно разрешать возникшие трудности?

 

Для поддержания благополучных отношений с близкими людьми в условиях самоизоляции и разумного в сложившихся обстоятельствах снижения социальной активности и контактов важно:

Ø Обсудить основные правила организации совместного быта: важно договориться о разделении пространства, распределении времени пользования средствами связи, примерном количестве часов, которое каждый член семьи хочет проводить совместно и по отдельности.

Ø Проявлять уважение к личному пространству другого члена семьи, к его границам.

Ø Сохранять теплоту в отношениях: нежное слово, объятие, приятные воспоминания о хороших моментах совместного прошлого определённо помогут в создании более комфортной и поддерживающей атмосферы.

Ø Помогать друг другу по дому. Когда все дома, количество хозяйственных дел часто возрастает: нужно больше готовить, мыть посуду, убирать… Домашние дела легко могут становиться источником ссор и конфликтов, ухудшая качество отношений. Важно внимательно относиться к этим делам и помогать друг другу. Особенно хорошо делать это ещё до того, как другой член семьи обратится к вам с просьбой, – просто самостоятельно обратив внимание на то, что какое-то дело требует выполнения. Это уменьшает нагрузку на родных, снижает стресс и вызывает ощущение помощи и заботы, что, конечно, благотворно сказывается на эмоциональной атмосфере.

Ø Проводить время вместе содержательно и интересно. Подумайте, как сделать это время приятным и по-настоящему тёплым (беседы, настольные и подвижные игры, просмотр семейных фото, сюрпризы, совместные творческие дела и др.).

Ø При возникающих разногласиях использовать слова и фразы, способствующие снижению напряжения в отношениях, а не повышающих его. Например, «я с тобой согласна», «я могу тебя в этом понять», «я отчасти разделяю твою точку зрения» и т.д.

Ø В разгорающемся конфликте очень важно оставить на время человека в покое (или дать «остыть» себе, побыть одному), а уже потом вернуться к обсуждению чего-то животрепещущего.

Ø Избегать распространённых стратегий коммуникации, которые могут привести к эскалации конфликта. Типичными примерами здесь могут быть повышение голоса, невнимание к словам другой стороны, переход к оскорблениям, фиксация на высказывании претензий вместо поиска возможностей разрешения проблемы, обобщения в стиле «ты всегда» или «ты никогда».

 

Если конфликт возник (а конфликт – это неотъемлемая часть нашей жизни), нужно:

1. Помнить о том, что любой конфликт – это столкновение интересов двух сторон. Первый шаг на пути к разрешению конфликта – это спросить партнёра (папу, бабушку или брата): «Чего бы тебе хотелось в этой ситуации?». Второй – спросить себя: «Чего бы хотелось мне?». То есть прояснить интересы обеих сторон. Спросив партнёра, важно услышать его ответ, а не начинатькричать о своём, не дождавшись окончания ответной фразы.

2. Обдумать ответ.

3. Сказать, что вы настроены на поиск решения, устраивающего обоих, и придерживаться заявленной позиции, а также принципа равенства прав и равной ответственности партнёров.

4. Дать партнёру возможность «выпустить пар», после чего попросить спокойно обосновать свои претензии.

5. Использовать «Я-высказывания»: «Я расстроен, когда вижу…» вместо «Ты раздражаешь меня, когда ты делаешь…».

6. Можно первому остановиться, замолчать. Можно не хлопать дверью. Можно не бояться извиниться и признать свою неправоту, если чувствуете, что так и есть. Можно ничего не доказывать.

Чего не стоит делать во время конфликта:

 

Ø Критиковать личность близкого человека, лучше сказать что-то о его конкретном действии, поступке или проявлении (вместо «Вечно у тебя всё, как у неудачника» сказать «Похоже, это сделать не получилось» и добавить «Нужна моя помощь?»).

Ø Приписывать поведению человека причины, имеющие отрицательную окраску – «Я понял: ты сейчас просто хочешь найти оправдания для…».

Ø Оценивать слова и действия, давать характеристику состоянию партнёра: «Ты сейчас злишься, это неконструктивно».

Ø Демонстрировать своё превосходство, «читать мораль»: «Вот я, как более воспитанный человек, не стану…».

Ø Всё, что случилось плохого, приписывать партнёру (или себе): «Короче! Во всём этом виноват изначально ты! (или я)» – обычно каждый внёс свой вклад в эту ситуацию.

Ø Не учитывать интересы другого человека: «Мне наплевать, что ты там считаешь. Главное, что я…».

Ø Применять физическое воздействие.

Ø Специально задевать уязвимые и слабые места человека: «Конечно, тебе этого не понять, потому что…», «Твои родители вечно…».

Ø Вываливать сразу много претензий, в том числе прошлые обиды: «А кроме того, ты…».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: