Раменская специальная (коррекционная) общеобразовательная
Школа-интернат VIII вида
_________________________________________________________________
Адрес: 140104, МО, г. Раменское, пос. Красный Октябрь, дом 1
телефон/факс: /8-496-46/ 3-36-19
Е-Маil: dobro@aviel.ru
Утверждаю |
Директор школы-интерната |
___________ Белозерова Л.В. |
«01» сентября 2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ
В» класс
Составитель программы:
учитель музыки и пения
Баширова Н.Ю.
г.Раменское
2016-2017 уч. г.
Содержание
№ | Стр. | |
1. | Пояснительная записка | |
2. | Содержание программы | |
3. | Примерный музыкальный материал | |
4. | Основные требования к знаниям и умениям учащихся | |
5. | Календарно-тематическое планирование | |
6. | Список литературы |
Пояснительная записка.
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении 8 вида. Данная рабочая программа по музыке и пению в спецклассе разработана на основе программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. М.: Изд.«Просвещение», 2006 г.191с.
Средствами музыкального воспитания у учащихся с нарушением интеллекта формируются вкусы, представление о прекрасном, воспитывается эмоциональное познание окружающей действительности, нормализуются многие психические процессы, что является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении музыкальных произведений, так и во время слушания музыкальных произведении.
|
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыки и пению заложены следующие принципы:
– коррекционная направленность обучения;
– индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
– комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Задачи образовательные:
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений
различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический словарь;
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.
Задачи воспитывающие:
помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и
свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Задачи коррекционно-развивающие:
|
корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Педагогу необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребёнка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программы
Содержание музыкального материала состоит из произведений для исполнения и слушания, вокальных упражнений; включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития. Классика, фольклор, современная (отечественная) песня – основа содержания программы.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения.
Пение воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приёмы исполнения.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель прививает и развивает связь музыкального искусства с жизнью, формирует знания о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
|
Раздел «Музыкально-ритмические движения» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и
правильно выполнять движения под музыку, соответственно еѐ характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Наряду с новым материалом важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет развитию памяти и внимания учащихся.
В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования основная задача занятий в школе состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке и на основе этого развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения.
В связи с чем через все годы обучения проходят основные познавательные темы, развитие которых предполагает знакомство с образцами профессиональной и народной музыки; с музыкальными жанрами, формами, стилями; с различными средствами музыкальной выразительности, которые помогают созданию музыкального образа; с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.
Примерный музыкальный материал:
Упражнения для развития голоса и музыклаьного слуха
«Доброе утро» - муз. О. Арсеневской.
«Трямди –песенка» - муз. О. Арсеневской.
«В огороде заинька» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.
«Цветики» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель.
«Зайка» - р.н.мел., обр. А. Александрова, сл. Т. Бабаджан.
«Сорока –сорока» - р.н. прибаутка.
«Зайка» - муз. В.Карасевой, сл. Н. Френкель.
«Тучка –сердючка» - муз. и сл Л. Олифировой.
«Паровоз» - муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель и др.
Логопедические распевки
«Колыбельная» - муз. О. Боромыковой, сл. народные.
«Снежинки» - муз. и сл. О. Боромыковой.
«Морские волны» - муз. О. Боромыковой, сл. С. Хыдорова.
«Чемоданы собираем» - муз. и сл. О. Боромыковой.
«Жук» - муз. и сл. О. Боромыковой.
«Рыбка» - муз. и сл. О. Боромыковой и др.