Ребята, мы приступаем к изучению нового класса веществ – Кислоты.
Кислоты все кислые на вкус (отсюда они получили свое название). Первые кислоты, с которыми человек познакомился были получены из живых организмов – лимонная(лимоны), муравьиная (муравьи, крапива), щавелевая (щавель), молочная (молочные продукты) – они называются органические кислоты. В дальнейшем люди научились получать кислоты, они получили название неорганические (большинство из них очень опасны для здоровья человека). (Но пробовать их на вкус НЕЛЬЗЯ (из правил по технике безопасности). Определить их кислотность можно с помощью реактивов, опытным путем.
Посмотрите фильм по ссылке https://youtu.be/hmHGPmzyc2c
Прочитайте конспект, выполните задания, приведенные в конце конспекта.
1. Посмотрите на формулы, приведенные ниже:
Н2SO4 НСI Н2SO3 Н2SiO3 Н2CO3 Н3PO4 Н2S НNO3
Все вещества имеют общее: во всех формулах есть атом водорода (один или несколько), остальная часть формулы называется кислотным остатком; валентность кислотного остатка численно совпадает с числом атомов водорода в молекуле кислоты. Например
I II I I I III
H2SO4 HBr H3 PO4
Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка
H Cl
Атом водорода Кислотный остаток
Формулы кислот, изучаемых в курсе 8-9 классов, приведены в таблице, их надо знать наизусть! (третий столбик относится к следующему классу, соли, с которым будем знакомиться на следующих уроках, но учить надо все 3 столбика сразу)
Формула кислоты | Название кислоты | Названия солей |
HCl | Соляная (хлороводорная) | Хлориды |
HBr | Бромоводородная | Бромиды |
HF | Фтороводородная | Фториды |
HI | иодоводородная | Иодиды |
H2S | сероводородная | Сульфиды |
H2SO3 | Сернистая | Сульфиты |
H2SO4 | Серная | Сульфаты |
HNO2 | Азотистая | Нитриты |
HNO3 | Азотная | Нитраты |
H2CO3 | Угольная | Карбонаты |
H2SiO3 | Кремниевая | Силикаты |
H3PO4 | Фосфорная | Фосфаты |
Начертите таблицу в тетрадь.
|
2. Рассмотрим классификацию кислот.
Первые два признака: отличие кислот друг от друга по количеству атомов водорода и по наличию атомов кислорода в кислотном остатке.
- Число атомов водорода в кислоте называют основностью.
Группы кислот по разным признакам показаны в таблице «Классификация кислот». Растворимость кислот показана в «Таблице растворимости кислот, оснований и солей в воде» (на заднем форзаце учебника). Откройте таблицу растворимости. Мы с вами с нею уже немного знакомы: р- растворимые вещества. Кислотные остатки (кроме ОН) перечислены в первом столбике – к (анионы), во втором столбике Н+, на пересечении указывается, растворима ли данная кислота. Исходя из таблицы, мы видим, что все кислоты, кроме кремниевой Н2SiO3), растворимы в воде.
Стабильность – это устойчивое состояние, кислоты являющиеся нестабильными, легко распадаются на менее сложные вещества:
Н2СО3 → H2O + CO2↑
H2SO3→ H2O + SO2↑
Классификация кислот
Признаки классификации | Группы кислот | Примеры |
Наличие кислорода в кислотном остатке | А) кислородные Б) бескислородные | А) Н3PO4, Н2SO4 Б) HBr, Н2S |
Основность | А) одноосновные Б) многоосновные | А) НNO3, HCI Б) Н2SO4, Н3PO4 |
Растворимость в воде | А) растворимые Б) нерастворимые | А) НNO3, HCI; Б) Н2SiO3 |
Стабильность | А) стабильные Б) нестабильные | А) Н2SO4, HCI Б) Н2SO3, Н2CO3 |
Учитель: На уроках вы часто будете работать с кислотами. Это очень опасные вещества. В лаборатории вы будете готовить растворы кислот. При этом нужно соблюдать технику безопасности. При смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты. Если воду вливать в серную кислоту, то она, не успев смешаться с кислотой, может закипеть и выбросить брызги серной кислоты на лицо и руки работающего. Чтобы этого не случилось, при растворении серной кислоты нужно вливать кислоту тонкой струёй в воду и перемешивать (это вы помните из правил по технике безопасности).
|
Серная кислота поглощает влагу, поэтому в промышленности используется для осушения газов, из неё готовят электролит в аккумуляторы, используется в химической промышленности и металлургии, в производстве удобрений.
Соляная кислота входит в состав желудочного сока человека (вы это помните из курса биологии) выполняет ряд важных функций: убивает бактерии, попадающие в желудок вместе с пищей, и помогает переваривать пищу. Желудок готовится к приёму пищи заранее: лишь только мы начнём жевать пищу, он выделяет желудочный сок, содержащий соляную кислоту. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, т.к. сок начнёт переваривать стенки самого желудка.
Выполните задания (домашнее задание)
1. Решите тестовые задания на стр. 152.
2. Заполните таблицу: (вставьте «+» в нужной клеточке)
Признаки | Серная | Азотная | Угольная | Фосфорная | Соляная |
1.Наличие кислорода | |||||
2. Основность | |||||
3.Растворимость | |||||
4. Стабильность |
|
3.Определите массовые доли химических элементов в кислотах в соответствии с таблицей, для решения задач, воспользуйтесь формулами из учебника (параграф 15), записями в тетради. Оформите задачи в соответствии с требованиями(дано, формулы, решение, ответ).
Березин М. | Соляная, кремниевая |
Берязев Т. | Серная, фосфорная |
Бутусов Д. | Сернистая, азотная |
Джавадов | Азотистая, угольная |
Каримов Б. | Бромоводородная, азотная |
Клементьев Д. | Кремниевая, сероводородная |
Клемешев С.. | Фтороводородная, угольная |
Колеватова Д. | Угольная, фосфорная |
Ларин К. | Сероводородная, фосфорная |
Малышева В. | Азотная, серная |
Малявин З. | Сернистая, соляная |
Муратов Б. | Угольная, бромоводородная |
Ребзуев Е. | Фтороводородная, азотистая |
Сучилова В. | Серная, кремниевая |
Файлы с выполненным заданием отправляете тем же способом. Жду к следующему уроку.