ЗАПИСЬ ЗВУКА при съёмке сюжетов, репортажей и в документальном кино.
Как гласит один из принципов монтажа звука:
Нельзя заставлять зрителя напрягать слух при восприятии звукового ряда.
Поэтому очень важно правильно, а значит – качественно записывать звук
И вы помните ещё с первого курса, когда мы изучали 12 заповедей оператора – одна из этих заповедей также говорит:
Всегда при съёмке видео используй наушники, чтобы слышать записываемый звук.
Да, не всегда получается контролировать звук на любительской технике, и многие из вас уже столкнулись с тем, что звук в вашем сюжете был не очень качественный. Поэтому, сегодня мы с вами рассмотрим несколько практических советов записи звука, которые помогут вам в съёмках.
Мы с вами тоже говорили, что слово «оператор» - от слова «оперативный» - то есть быстрый. Но вместе с быстротой реакции на происходящие события нужно также быстро реагировать и на звук. Чтобы выделить главный звук на фоне других – фоновых, применяются микрофоны разных видов – это и ручные микрофоны, которые бывают и проводные и беспроводные радиомикрофоны, и петличные микрофоны (которые также бывают и проводные и беспроводные).
Но вдруг бывает такая ситуация – вы пришли на съёмку, а у вас микрофонов нет никаких, в руках одна только камера и всё! Но интервью нужно записать максимально хорошо.
Все видеокамеры оснащены встроенным микрофоном. Он в основном применяется для записи интершума, но если у вас нет других микрофонов, конечно придётся писать интервью на него. Для этого оператору нужно находиться как можно ближе к тому, с кем беседует ваш корреспондент.
Даже если у вас есть узконаправленный микрофон-пушка на камере, и вы понадеетесь на него, если между вами и спикером довольно большое расстояние звук от этого может пострадать…
|
В принципе, и в отсутствие корреспондента грамотный оператор и сам может провести и записать несложное интервью. Если он учился в Академии Матусовского – это для него будет очень просто сделать. Главное при этом нужно просить вашего интервьюируемого не смотреть в объектив камеры, а немного правее – собственно – на самого оператора.
Так устроено тело человека, что до 60 процентов различной информации человек воспринимает через звуковой тракт, и поэтому здесь нужно понять, что звук во время съёмки нужно писать очень качественно. И поэтому, во время записи интервью, конечно же, нужно пользоваться внешним микрофоном.
Очень хорошо при записи интервью пользоваться микрофоном – петличкой, который можно закрепить на одежде Вашего интервьюируемого, и Ваши руки будут свободны для записи каких-либо заметок во время интервью, каких-либо умных мыслей внезапно пришедших в голову. А как Вы сами можете знать, что самое быстрое на свете – это человеческая мысль – не успеешь о чём-то подумать хорошем, а его уже и – нет… Поэтому, всё сразу нужно записывать, чтобы не забыть.
Петличка желательно должна быть беспроводная. Это очень удобно – нет тебе никаких проводов, никто не спотыкнётся через шнур и соответственно не сломает эту самую петличку. Самое главное, после записи интервью не забыть её снять с Вашего героя. Поговаривают, как-то имел место быть один случай на одном региональном телеканале, когда после записи синхрона с одной важной общественной персоной, молодая девушка корреспондент забыла снять петличку и спохватилась только лишь через какое-то время. Оператор в это время занимался подсъёмками, и соответственно, включённая петличка всё это время продолжала работать. Проходит время, вспомнили про забытую петличку, нашли человека, извинились, петличка была возвращена съёмочной группе. Однако, монтаж самого сюжета довольно затянулся, т.к. инженеры видеомонтажа долго катались от хохота в аппаратной, когда выяснилось, что после записи интервью весьма важная общественная персона пошла в туалет, а работающая радиопетличка случайным образом записала все неэфирные звуки.
|
Если нет возможности быстро закрепить петличку, а так очень часто бывает, можно пользоваться ручным микрофоном, который лучше будет тоже беспроводной. При этом нужно помнить, что его нужно держать ровно, за рукоятку, без каких-либо постукиваний по нему и - на определённом расстоянии от Вашего интервьюируемого. Ни в коем случае не нужно подносить микрофон близко ко рту, об уровне громкости должен позаботиться Ваш оператор или звукооператор, если таковой имеется.
При работе с проводным микрофоном звук может быть качественнее беспроводного, т.к. к примеру, петлички могут принимать сигнал мобильных телефонов, если у кого рядом звонит мобильник, идут определённые радионаводки и они могут создать звуковые помехи, неисправимо испортив запись. Если есть выбор – что использовать: проводную петличку или микрофон, или беспроводную – конечно, решать вам. Если обстановка более спокойная, можно воспользоваться проводным микрофоном, если у вас оперативная съёмка где много людей, беспроводная техника конечно лучше.
|
Она конечно и подороже проводной, но – того стоит. В качестве бюджетного варианта можно воспользоваться недорогим проводным петличным микрофоном соединённым со смартфоном, который сейчас есть практически у каждого. Установив наилучшее качество записи в приложении «диктофон», можно получить сносную аудиофонограмму важной беседы. Также звук можно писать на специальные рекордеры, например, устройства компании Zoom или Tascam (не сочтите за рекламу).
При некоторых условиях съёмки, можно также воспользоваться микрофоном на специальной удочке, его ещё называют БУМ-микрофоном. Но это не всегда удобно и не всегда возможно.
Для записи звука на улице обязательно нужно воспользоваться ветрозащитой для Вашего микрофона. Либо это микрофон-пушка, или петличка – везде нужна ветрозащита. Она избавит вас от совершенно не нужных шумов на улице. Когда задувает сильный ветер, помимо записи слов говорящего вы можете записать и, к примеру, шум моря и завывание вьюги.
Поэтому – наличие ветрозащиты при съёмке вне павильона, вне студии – не только желательно, но и – обязательно. Ветрозащиту на буме на сленге ещё называют «Собакой», - такое вот интересное название.
Ну, что же. Самое главное запомните – что
Качественно записанный звук — залог хорошего видеопроизведения.
Домашнее задание – всё –то же. Видеоролик по всем принципам монтажа. Напоминаю, что у нас с вами – экзамен в этом семестре, на экзамен нужно будет предоставить все выполненные задания, конспекты по всем темам, которые мы изучили за период дистанционного обучения и ответить на вопросы в билетах. Вопросы на экзамен в ближайшее время будут оформлены и вам озвучены.
Желаю всем здоровья, благополучия и – ТВОРЧЕСТВА. До новых встреч.