Разобрать формирование политического строя Киевского государства начиная с призыва Рюрика в Новгород




Задача

По­ли­ти­че­ский строй Киевского го­су­дар­ства

Ко времени образования Древнерусского государства родовая община сменилась соседской, а племена стали сливаться в единую древнерусскую народность – «Русь», хотя племенные наименования земель (поляне, древляне и др.) сохранялись еще в IХ-Х веках. На этих землях появились города, упоминаемые в Начальной летописи: Киев, Новгород, Белоозеро, Смоленск, в которых обосновались местные князья. В IX веке феодальные княжества стали объединяться в Древнерусское государство во главе с князем.

Основным связующим элементом, Киевской Руси был Днепр – знаменитый путь «из варяг в греки», из Балтийского моря – в Черное. Притоки Днепра считались подъездными путями к этой магистрали. В таких географических рамках первоначально развивались экономика и политика Киевской Руси.

В состав Киевской Руси входили племена, находящиеся на разном уровне развития. Но несмотря на это, Киевская Русь была государством, части которого были связаны географически, экономически, юридически и церковно (поначалу язычество, а после христианство).

В IХ-Х вв. Киевская Русь состояла из разных территориальных единиц, на которых процесс разложения племенных отношений шел по-разному. К XI веку распад племенных территорий в основном завершился. Практически все племенные князья признавали над собой власть киевских князей, однако их зависимость выражалась лишь в уплате дани (полюдье). Суть этих отношений определялась принципом вассалитет без ленов.

Призвание новгородцами в 862 г. князя Рюрика принято считать началом древнерусской государственности, хотя происхождение князя и характер принесенного им порядка управления обществом остаются центральной дискуссионной темой.

С приходом в Новгород Рюрика княжеская власть в городе укрепилась, что вполне могло вызвать недовольство волхвов, влиятельной жреческой прослойки, поборников вечевых демократических традиций управления. Рюрик и сам давал повод оппозиции. Он взял в жены Ефанду из рода норвежских королей, утверждал княжескую власть в городе путем низложения выборных лиц с помощью норвежских дружинников во главе с братом жены Оддом (Олегом).

Узурпации власти со стороны князя, несомненно, мешала традиционная религия, освящавшая вечевое традиционное правление. Недаром князья из рода Рюрика впоследствии обратились к христианству, которое было удобным идеологическим обоснованием власти князя. Таким образом, стартовым историческим обстоятельством, повлиявшим на процесс формирования государства Киевская Русь, было утверждение под эгидой князя Рюрика правящей «варяжской» прослойки, которая все более отделялась от коренного населения политически и по социальному статусу. И хотя пришельцы впоследствии этнически смешивались со славянами, однако начальное разделение на управляющих и управляемых закрепилось и даже углубилось в ходе династических столкновений, в которые было втянуто все общество на долгие века.

Таким образом, в IХ-Х веках Киевская Русь представляла собой пестрый комплекс территорий с относительной централизацией. К концу X в. ранне-феодальное государство Киевская Русь завершило свое территориальное и структурное оформление. Центральная власть была представлена князем, сначала носившим восточный титул «каган», а с XI в. – титул «великий князь». Дружинная корпорация выступала как главная военная (зашита территории и захватнические войны) и фискальная (сбор дани) сила государства. Она имела признаки внутрисословной демократии. Князь в этой структуре выступал первым среди равных и обладал верховным правом распоряжения данью.

Главной внутренней проблемой великокняжеской власти была борьба с племенным сепаратизмом. Он искоренялся путем ликвидации местного княжения и учреждения наместничества во главе с представителем киевской династии Рюриковичей. Ту же цель преследовало строительство новых городов вместо старых племенных центров.

Укрепление центральной власти киевских князей династии Рюриковичей и формирование правящей элиты требовали новой идеологии. Местные языческие культы и их служители – волхвы – становились оппозицией верховной власти, носителями сепаратистских настроений. Принятие византийского варианта христианства (православия), в котором государственное мышление господствовало над национальным самосознанием, способствовало усилению великокняжеской власти.

Великий князь имел права, которые отличали его от других князей:

· владел самым богатым и сильным княжеством и стольным городом Киевом (уже этот факт выделял его из среды других князей);

· обладал основным правом сюзерена – правом на военную помощь «молодших князей» – вассалов;

· имел право на материальную помощь во время войны;

· имел ряд бытовых привилегий (в частности, ему ниже кланялись, оказывали особый почет и т.д.).

В обязанности великого князя входило:

· наделение своих вассалов землей (ленами) за службу;

· зашита вассалов от обид и притеснений.

 

Формировалась иерархия феодальных отношений. Со временем возникли и оформились нормы, содержащие санкции против нарушителей феодального договора. Вассал, не выполнивший своего договора, не оказавший военной помощи и нарушивший верность, лишался владений.

Киевская Русь с IX по XI век довольно часто сталкивалась с междоусобными войнами; причиной княжеских междоусобиц была борьба за власть.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: