Введение
В конце ХХ века башкирская поэзия переживает пери-од бурного развития, объясняемый особенностями самой эпохи и литературного процесса. На данном этапе в изобразительной системе поэзии видим отражение нового образного мышления, сочетающегося с переосмыслением средств выражения устного народного творчества башкирского народа. Таким образом, башкирская поэзия, начиная 1980 года и до наших дней многообразна и интересна обновленным «возвращением» к вековым традициям фольклора в области формы и содержания, обращением к жанровой системе мировой литературы, отражением современного уклада жизни.
Башкирская поэзия повернулась лицом к полифонии человеческих чувств, к полноте и многообразию в изображении духовной жизни, и эта давно назревшая тенденция получила отчетливое отражение в творчестве поэтов. Нельзя сказать, что поэзия полностью освободилось от риторики, однако в стихах и поэмах душевная мелодия победила шум, главной тенденцией стало стремление к образному осмыслению жизни.
Глава I. Башкирская поэзия XX века.
Обращение к теме тенденций развития современной башкирской поэзии продиктовано задачами, стоящими перед башкирским литературоведением. Изучение сегодняшнего литературного процесса является важнейшей проблемой литературоведения в целом.
Стремление к глубине образных философских размышлений – это одно из главных направлений, определяющих тенденции сегодняшнего поэтического развития. В современной башкирской поэзии созданы высокие образцы философской лирики и многогранность категории времени предстает в трех его измерениях как диалектическая связь прошлого, настоящего и будущего. Такова миссия поэзии, ее высокое призвание. Современная поэзия, исследуя судьбы и явления, проникает в глубинные пласты прошлого и настоящего. Главную задачу поэты видят в том, чтобы поделиться с современниками своими мыслями о сущности бытия, о вечных нравственных ценностях. Анализ путей развития поэзии в прошлом и на современном этапе убеждает нас в том, что концепция человека в философской лирике исходит прежде всего из единства личности и народа.
|
Тенденции развития современной башкирской поэзии находят своеобразное отражение в эволюции жанров и форм. Границы современных поэтических жанровых форм очень трудно четко определить. Смываются старые жанровые ограничения, рождаются подвижные, свободные формы. Поэты в своем творчестве сочетают древние и новые традиции, многообразие форм и интонационных средств. Жанр рубаи на протяжении многих веков смог сохранить каноническую форму, лирический настрой, философскую направленность.
Глава II. Особенности поэзии башкирских поэтов.
Бикбаев Равиль Тухватович родился 12 декабря 1938 года в деревне Верхний Кунакбай Переволоцкого района Оренбургской области. В 1953 году окончил семилетнюю школу, в 1953—1957 годы учился в Ак-Булакском педагогическом училище. Окончил филологический факультет Башкирского государственного университета (1962 год). После окончания университета в 1962—65 годы учился в аспирантуре Института истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР. C 1965 года научный сотрудник отдела литературы Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской Академии наук. В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Современная башкирская поэма», в 1996 году — докторскую диссертацию. Председатель правления Союза писателей Республики Башкортостан (1995—2011), секретарь, сопредседатель правления Союза писателей России. В период с 2008 по 2013 годы — Председатель Комитета по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. Плодотворно сочетает поэтическую работу и занятие наукой с многогранной литературной и общественной деятельностью.
|
Творческой деятельностью Равиль Тухватович начал заниматься в студенческие годы. Печатается с 1957 года. B 1962 году в журнале «Агидель» вышла его первая поэма «Вокзал», в которой он заявил о себе как о зрелом, самобытном, талантливом поэте лирико-философского мироощущения и склада. В образе вокзала олицетворена и судьба страны, и судьба малой родины — деревни, родного очага, соседей, поколения, вынесшего все тяготы военного времени. Отражается и судьба женщины, проводившей с этого вокзала мужа на войну, а теперь сына в армию. Тема войны, поставленная впервые в поэме «Вокзал», осталась одной из главных в творчестве Равиля Бикбаева. B 1964 году вышла в свет первая поэтическая книга «Степные дали», за которой последовали другие, принесшие ему заслуженное признание как в мире поэзии, так и в мире науки.
Автор около 30 поэтических, литературоведческих и научно-исследовательских книг. Для творчества Бикбаева Равиля Тухватовича характерен историзм мышления, стремление к философскому обобщению жизненных явлений. Важнейшее место занимают темы родного языка, культуры и историческая судьба народа. Острые проблемы времени нашли отражение в поэтическом монологе «Письмо к моему народу», поэмах «Утолить бы жажду!», «Базарный топор». Поэзия Бикбаева отличается яркой образностью, оригинальной символикой. Поэт внес значительный вклад в развитие эпических жанров в поэзии.
|
Р.Т.Бикбаев в своем труде пишет, что «тенденции развития современной башкирской поэзии можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, связь поэзии с жизнью, гражданственность поэта, его творческая позиция, горизонты поэзии, новое отношение к творческому наследию, сегодняшние задачи, завтрашние цели и т.д. С другой стороны, явления, происходящие на основе перечисленных выше изменений, т. е. универсальная для всех времен и своеобразная для каждого времени поэтическая образность, развитие новых структур на основе традиций, жанрово-стилевая эволюция, изменения в форме, в поэтическом языке и т.д. Такое деление, несомненно, во многом условное. Оба положения соединяет причинно-следственная связь. Только системный подход дает возможность полно и последовательно раскрыть тенденции современного поэтического развития».
Поэт избегает ломки классических стихотворных форм, больше внимания обращает на мелодику стиха, стремятся к лаконичности кубаира, краткости формы и емкости содержания пословицы. Строфа кубаира, сохранив свои качественные структурные характеристики, расширяет свои тематические горизонты, При этом синтезирует публицистическую и лирико-философскую направленность.
Тимербай Юсупов
Тимер Юсупович Юсупов родился 31 мая 1938 года в д. Абсалямово Дуванского района Башкортостана. Окончил среднюю школу, работал сотрудником Кигинской районной газеты. После окончания в 1967 году филологического факультета Башкирского государственного университета несколько лет преподавал в школе Бурзянского района, затем работал в редакции газеты «Пионер Башкортостана», в правлении Союза писателей республики. Окончил Высшие литературные курсы в Москве.
Начало активной творческой деятельности Т. Юсупова относится к 60 г. В цикле стихов «Жизнь», в первом сборнике стихов «Вкус хлеба» (1968) поэт в драматических картинах рисует судьбу целого поколения, которое все тяготы войны преодолевало самоотверженным трудом, душевной стойкостью.
Красной нитью тянется из произведения в произведение стремление автора не поранить сердце, не обидеть ненароком опаленных огнем войны души женщин – вдов, их разрушенные судьбы.
Мотив бережного отношения к Земле, чувство ценности родной земли является центральным в стихах «Возвращайтесь в деревню», «Сыну», «Дуб». В книге «Раздумья на скале» (1988) особенно ярко прозвучала поэтическая мысль о нераздельности судьбы поэта с судьбой Земли.
В стихотворениях «Босиком побежал», «То ударил», «Река моя», «Синяя тополь» обыденный жизненный факт, превратившись в художественную деталь, создает яркую, целостную картину жизни. Стремление к эпической широте, глубоким обобщениям находит своеобразное отражение и в небольших по объему стихах. Часто меткие, остроумные концовки в них поднимаются до уровня афористических мыслей.
Художественная широта, эпический размах еще более характерны поэмам Т.Юсупова «Дорога предков», «Гульбазир», «Возвращение в рассвет». «В дороге предков» речь идет о годах присоединения Башкортостана к Русскому государству. До этого в башкирской поэзии не было сколько нибудь значительного произведения об этой эпохе. Т.Юсупов коснулся тех исторических пластов, до которых еще не добралась башкирская поэзия. В ней автор продолжает традиции фольклора, по – своему синтезируя их. Он широко пользуется поэтикой кубаиров.
Тонкий лиризм поэзии Т.Юсупова заслуживает особого внимания. Его произведения, как правило, основываются не на внешнем развитии сюжета, а на течении душевной жизни, на внутренней борьбе чувств. В большинстве стихов и поэм Т.Юсупов находит такие слова, которые способны передавать божественную красоту природы, неповторимые душевные переживания.
Стихи и поэмы Т.Юсупова пропитаны духом кубаиров. Народность его поэзии отражается в использовании языковых, стилевых приемов, народных изобразительных средств, в близких к пословицам – поговорках, афористических строках, в оценке событий, явлений жизни, природы с точки зрения народа, на этой основе поэт достигает в своих произведениях внутренней цельности.
Свойственное поэзии Т.Юсупова тесное единство исторического прошлого со сложным сегодняшним днем, художественное обобщение рядовых событий, наряду с глубокой верой в величие человека, проявление беспокойства за его будущее, уныние из-за невозможности избавиться от жизненных мелочей, суеты, преклонение перед простым совершенством природы – все эти мотивы становятся более яркими, красочными, глубокими.
В лирике Т.Юсупова тонкая чувствительность, эмоциональность тесно переплетается с гражданским пафосом. Окрыленность лирики Т.Юсупова, шагающего “через века, как через звезды” придало башкирской поэзии новые оттенки, в размышлениях автора появились стремительность и масштабность, свойственные времени. В о всем творчестве Т.Юсупова со всей остротой была поставлена не только проблема «бесперспективных деревень», но и проблема будущего родного языка, национального духа, судьбы всего народа.
В 1998 году за книгу «Поспели ягоды» (Уфа, 1998) Т.Юсупову присуждена государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.
Рашит Назаров
Вся жизнь и творчество Рашита Назарова – это борьба, мужество и героизм. Трагично сложилась судьба этого яркого и незаурядного поэта.
Родился Рашит Саитбатталович Назаров 1 ноября 1944 года в деревне Турумбетово Аургазинского района в крестьянской семье.
Детские его годы прошли на живописных берегах красивой речки Уршак. Как и многие другие, в трудные послевоенные годы испытал голод и нужду. Впечатлительный мальчик с юных лет начал сочинять стихи и небольшие рассказы. После окончания местной школы, работает в колхозе. Не прекращал свое творчество и находясь на армейской службе (1963-1966 гг.). Оттуда вернулся домой тяжело больным человеком.
В счастливые доармейские годы было написано столько, сколько иной, даже весьма плодовитый, художник не создает за всю жизнь. Словно предвидел, что судьба впоследствии будет к нему так немилостива. Он спешил, писал взахлёб, по 4-5 стихов в день.
Его первый поэтический сборник, названный «Навстречу заре» («Таңды каршылау») был опубликован в 1965 году, когда автору не исполнилось и 21 года. Без всякого его участия вышла и вторая книга – «По дороге солнца» («Кояш юлы буйлап»), увидевшая свет в 1972 году. Выход в свет этих книжек был подобен удару молнии: блестящие не только по мысли, но и по лаконизму пламенные стихи свидетельствовали, что родился — Поэт! Обе эти сборника были потрясающей творческой находкой талантливого Аургазинского парнишки, которого поэты и любители поэзии сравнили с «взорвавшейся звездой», т.к. из-за тяжкой неизлечимой болезни его творческий путь прекратился. Внезапно сверкнуло и погасло, оставив в сознании и душах людей неиссякаемый свет нового, свежего, неповторимого.
Стихи Рашита Назарова можно сравнить лишь с самыми прекрасными произведениями башкирского народного творчества. Они глубоко философичны, прозрачны и красивы. Молодой поэт улавливает время, ощущает дыханье общества, не забывая при этом заветы предков.
Но именно такой уникальный человек долгое время был в забвении. Между выходами второй и третьей книги (1991 г.) под редакцией Асхаля Ахмет-Хужи «Несу вам сердце свое» время в два десятилетия!
Только в 1993 году Рашита Назарова принимают в члены Союза писателей республики. В 1996 году он стал первым лауреатом премии им. Галимджана Ибрагимова, учрежденной администрацией Аургазинского района.
В 1994 году выходит четвертый сборник стихов «Молния» под редакцией башкирского поэта Рифа Мифтахова, который специально был подготовлен к юбилею.
Весомый вклад в изучение жизни и творчества внесли кинорежиссер Г. Баталова и оператор Урал Гатауллин, сняв документальный фильм «Сердце». Да, такой талант родился на аургазинской земле, прославив навеки маленькую деревеньку, подняв до мирового масштаба славу и дух башкирской поэзии. Ежегодно памяти своего талантливейшего земляка посвящают аургазинцы «Назаровские чтения» — циклы поэтических, литературных, музыкальных мероприятий.
Заключение
В современном поэтическом процессе можно наблюдать тенденции, объединяющие поэтов различных стилевых направлений: развитие приемов фольклора, восточной поэзии, классических традиций, свободное экспериментирование в области формы. В последние годы традиции восточной поэзии вновь возрождаются. Усиливается тенденция возрождения традиций школы сэсэнов, проходят айтышы, все сильнее звучит голос кубаира.
В современной башкирской поэзии наблюдается тенденция роста числа поэтов-женщин. Если в 20-е годы ХХ века первой башкирской женщиной писательницей была Х. Давлетшина, то поэтом можно назвать З.Биишеву. Женщин в творчестве в то время было мало, а в последнее время башкирские женщины-поэты активно работают в различных жанрах, и в печати появляются новые имена, молодые поэтессы, чье творчество, несомненно, отличается своеобразным стилем.
Современная башкирская поэзия, впитав в себя достижения мировой классики, не только продолжает учиться у нее, она по- своему анализирует, оценивает, по-новому интерпретирует традиционные сюжеты и образы. Башкирская поэзия живет заботами своего народа, раздумьями о судьбе страны. В последние годы усиливается стремление к образным философским обобщениям. Поэты находятся в гуще общественного, национального, политического движения за новый суверенный Башкортостан.
Емкость и глубина поэтического слова, попытка осмыслить современность через прошлый исторический опыт, раздумья о проблемах общечеловеческого масштаба, о вечных категориях и понятиях, стремление к правде и поэтическому совершенству – все это отличительные черты поэзии последних лет.
Список использованной литературы
1. https://unit.photogdz.ru/
2. Бикбаев Р.Т. Полет одинокой птицы…: стихи на баш. и рус. языках. [Текст]. – Уфа: Изд‐во БГПУ, 2009. – 32с.
3. Статья В. Б. Сагадиев ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ.-уфа, бгу, 2008
4. https://bashedu.ru
5. https://aurgazinsky.inovaco.ru