История – 17
Часть 1.
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) «95 тезисов» М. Лютера
2) Любечский съезд князей
3) сражение в бухте Чемульпо
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ДАТЫ | ||||
А) битва на реке Альте Б) основание СССР В) основание Московского княжества Г) проведение земской реформы | 1) 1068 г. 2) 1147 г. 3) 1276 г. 4) 1864 г. 5) 1922 г. 6) 1957 г | ||||
А | Б | В | Г | ||
3. Ниже приведен перечень понятий. Все они, за исключением двух, относятся к деятельности Петра Первого.
1) Уложенная комиссия; 2) Табель о рангах; 3) коллегия; 4) мировой посредник; 5) сенат; 6) рекрут.
4. Прочтите отрывок из нормативного акта и укажите князя, имя которого пропущено в тексте.
«________________, после смерти [князя] Святополка, созвал дружину свою в Берестове: Ратибора Киевского тысяцкого, Прокопья Белгородского тысяцкого, Станислава Переяславского тысяцкого, Нажира, Мирослава, Ивана Чюдиновича боярина Олегова [князячерниговского Олега Святославича], и постановили– брать проценты только до третьего платежа, если заимодавец берёт деньги “в треть”; если кто возьмёт с должника два [третных] реза, то может взыскать и основную сумму долга; а кто возьмёт три реза, тот не должен требовать возвращения основной суммы долга».
Ответ: __________________
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) | ФАКТ |
А) наполеоновские войны Б) установление советской власти В) Смоленская война Г) укрепление древнерусской государственности | 1) отказ короля Владислава от прав на русский престол 2) становление новой системы сбора дани княгиней Ольгой 3) битва под Фридландом 4) созыв I Государственной Думы 5) принятие Декрета о земле 6) осада Плевны |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Описываемые события произошли в IX в.
2) Александр Невский в XIII в. княжил в городе, в котором происходили описываемые события.
3) Описываемые события произошли в период политической раздробленности Древнерусского государства.
4) Современником описываемых событий был Ярослав Мудрый.
5) События, описываемые в отрывке, привели к образованию Древнерусского государства.
6) Описываемые события произошли в XI в.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7. Какие из перечисленных событий относятся к XIII в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
1) поход хана Едигея на Русь
2) образование государства Золотая Орда
3) Куликовская битва
4) разгром немецких рыцарей на Чудском озере
5) первое упоминание Москвы в летописи
6) битва на р. Калке
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) ____________ — первая женщина, Герой Советского Союза, партизанка, награжденная посмертно, замученная и казненная фашистами в ноябре 1941 г. в деревне Петрищево.
Б) Летом 1942 г. немецкая армия Паулюса нанесла удар по городу ____________.
В) Белорусская операция была проведена в ____________.
Пропущенные элементы:
1) 1941 г.
2) 1944 г.
3) Вера Волошина
4) Зоя Космодемьянская
5) Киев
6) Сталинград
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В |
9. Установите соответствие между государственными деятелями начала XX в. и их деятельностью.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
A) великий князь Николай Николаевич Б) С. Ю. Витте B) С. В. Зубатов Г) П. А. Столыпин | 1) создание рабочих организаций, подконтрольных полиции 2) подготовка манифеста об учреждении законодательной Государственной думы 3) руководство правительством в годы Первой мировой войны 4) руководство армией в годы Первой мировой войны 5) подготовка указа о праве крестьян выходить из общины с наделом |
Запишите в ответ цифры, расположив их под соответствующими буквами:
|
А | Б | В | Г |
10. Прочтите отрывок из документа и укажите императора, его подписавшего.
«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое настроение народное и угроза целости и единству державы нашей.
Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.
На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы
населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и
3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».
Ответ: ______________________
11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы:
1) начало создания «Русской Правды»
2) стояние на Угре
3) Варфоломеевская ночь во Франции
4) XI в.
5) заключение Вестфальского мира
6) начало Ливонской войны
7) XVI в.
8) открытие Америки Христофором Колумбом
9) XIV в.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
12. Прочтите отрывок из письма российского военачальника и государственного деятеля.
«Вот, матушка родная, Бог даровал победу и другую над флотом турецким, где он совершенно разбит. Адмирал взятый – лучший у них морской начальник.
Едва исполнилось семь лет, как корабль "Слава Екатерины" сошёл по Днепру в Понт. Флот уже размноженный торжествует. Я счастлив, что не принёс флагу Вашему бесчестия.
Будьте милостивы к Контр-Адмиралу Ушакову. Где сыскать такого охотника до драки: в одно лето – третье сражение, из которых то, что было у пролива Еникольского, наиупорнейшее. Офицеры рвутся один пред другим. С каким бы я Адмиралом мог ввести правило драться на ближней дистанции, а у него – линия начинает бой в 120 саженях, а сам особенно с кораблём был против "Капитании" в двадцати саженях. Он достоин ордена 2-го класса Военного, но за ним тридцать душ, и то в Пошехонье. Пожалуйте душ 500, хорошенькую деревеньку в Белоруссии, и тогда он будет кавалер с хлебом.
Я был на флоте и с радостными слезами любовался, видя с флотилией больше ста судов там, где до Вашего соизволения не было ни лодки.
На Севере Вы умножили флот, а здесь из ничего сотворили. Ты беспрекословно основательница, люби, матушка, своё дитя, которое усердно тебе служит и не делает стыда».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В период событий, описываемых в отрывке, Крым входил в состав Российской империи.
2) Письмо адресовано российской императрице.
3) Упоминаемый в тексте российский контр-адмирал командовал русской эскадрой в Чесменском морском сражении.
4) В период написания письма основу российского военного флота составляли паровые корабли.
5) Автор просит о том, чтобы адмиралу, отличившемуся в сражениях,
в качестве награды были дарованы крепостные крестьяне.
6) Упоминаемые в тексте морские сражения произошли на Балтийском море.
13. Укажите государство, обозначенное на схеме римской цифрой «I».
Ответ: ____________________
14. Заполните пропуск в предложении: «Вхождение в состав Российского государства территории, обозначенной на схеме римской цифрой "II", было окончательно подтверждено условиями ______________ мирного договора».
Ответ: ____________________
15. Назовите российского монарха, в чьё правление произошли обозначенные на схеме события.
Ответ: ____________________________
16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В событиях, обозначенных на схеме, были задействованы только сухопутные войска.
2) Один из российских военачальников, походы которых обозначены на схеме, впоследствии возглавил дворцовый переворот.
3) С государством, обозначенным на схеме римской цифрой «III», в годы правления царевны Софьи Алексеевны был заключён «Вечный мир».
4) В ходе военных действий, которым посвящена схема, российским войскам не удалось преодолеть укрепления противника в районе крепости, обозначенной на схеме цифрой «1».
5) Вследствие событий, отражённых на схеме, город, обозначенный
цифрой «2», впервые вошёл в состав Российского государства.
6) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», вошёл в состав российского государства в XVII в.
17. Установите соответствие между фамилиями деятелей российской культуры XVII—XVIII вв. и их произведениями.
ФАМИЛИИ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
A) В. Н. Татищев Б) А. Н. Радищев B) Д. Г. Левицкий Г) В. И. Баженов | 1) «Путешествие из Петербурга в Москву» 2) «История Российская с самых древнейших времён» 3) картина «Екатерина-законодательница» 4) комедия «Недоросль» 5) дом Пашкова в Москве |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
18. Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Марка посвящена открытию первой железнодорожной магистрали в России.
2) Российский император, изображённый на марке, вошёл в историю как Миротворец.
3) Современниками императора, изображённого на марке, были И.Е. Репин и В.И. Суриков.
4) В годы правления императора, изображённого на марке, в Санкт-Петербурге были открыты Высшие женские (Бестужевские) курсы.
5) Данная марка была выпущена в период президентства Б.Н. Ельцина.
19. Кто из деятелей культуры, портреты которых представлены ниже, творил
в период правления императора, изображённого на данной марке? В ответе запишите цифру, которой обозначен портрет этого деятеля культуры.
Часть 2.
Из выступления императора перед представителями дворянства
«У нас существует класс людей весьма дурной, и на который я прошу вас обратить особенное внимание — это дворовые люди. Будучи взяты из крестьян, они отстали от них, не имея оседлости и не получив ни малейшего образования. Люди эти вообще развратны и опасны как для общества, так и для господ своих. Я вас прошу быть крайне осторожными в отношениях с ними. Часто, за столом или в вечерней беседе, вы рассуждаете о делах политических, правительственных и других, забывая, что люди эти вас слушают и по необразованности своей и глупости толкуют суждения ваши по-своему, т. е. превратно. <...> Это очень вредно!
Переходя к быту крестьян, скажу вам, что необходимо обратить особенное внимание на их благосостояние. Некоторые лица приписывали мне по сему предмету самые нелепые и безрассудные мысли и намерения. Я их отвергаю с негодованием. Когда я издал указ об обязанных крестьянах, то объявил, что вся без исключения земля принадлежит дворянину-помещику. Это вещь святая и никто к ней прикасаться не может. Но я должен сказать с прискорбием, что у нас весьма мало хороших и попечительных помещиков, много посредственных и ещё более худых, а при духе времени, кроме предписаний совести и закона, вы должны для собственного своего интереса заботиться о благосостоянии вверенных вам людей и стараться всеми силами снискать их любовь и уважение.
Ежели окажется среди вас помещик безнравственный или жестокий, вы обязаны предать его силе закона. Некоторые русские журналы дозволили себе напечатать статьи, возбуждающие крестьян против помещиков и вообще неблаговидные, но я принял меры и этого впредь не будет.
Господа! У меня полиции нет, я не люблю её: вы моя полиция. Каждый из вас мой управляющий и должен для спокойствия государства доводить до моего сведения все дурные действия и поступки, какие он заметит. Если и в моих имениях вы усмотрите притеснения и беспорядки, то убедительно прошу вас, не жалея никого, немедленно мне о том доносить. Будем идти дружною стопою, будем действовать единодушно, и мы будем непобедимы».
20. Назовите императора — автора данного выступления. Укажите десятилетие начала его правления. Укажите название войны, в которой участвовала Россия во время окончания правления этого императора.
21. Укажите три просьбы императора к представителям дворянства, приведённые в данном отрывке.
22. Укажите любые три, не названные в данном отрывке, меры, предпринятые в период правления императора — автора данного выступления — для улучшения положения крестьян.
23. Этот император царствовал около полугода. Он вывел Россию из войны, в которой было одержано несколько побед. Не успев короноваться, император был свергнут своей супругой и вскоре убит. Обряд коронования над его прахом был произведён более чем через 30 лет при перезахоронении. Назовите императора, о котором идёт речь. Укажите название войны, из которой Россия вышла при этом императоре. Укажите причину, по которой был совершён небывалый обряд коронования праха императора.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Развитие России в XVII в. шло в ином направлении, чем развитие Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
25. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 980—1015 гг.;
2) 1613—1649 гг.;
3) 1894—1917 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений) |
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.