Образ ученика в рассказе В. Распутина «Уроки французского»




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевич и Николая Григорьевича Столетовых"

(ВлГУ)

Гуманитарный институт
Кафедра Психология личности и специальная педагогика

 

Реферат
по дисциплине: «Педагогика»
на тему: «Образ ученика в художественной литературе».

Выполнила: Куликова Елизавета Валерьевна
студентка группы КПпб – 116

Проверил: Завражин Сергей Александрович
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры ПЛиСП

 

 

г. Владимир, 2017г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

1.Образ ученика в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»…………………….4

2. Образ ученика в рассказе В. Распутина «Уроки французского»…………...5

3. Образ ученика в произведении Екатерины Мурашовой «Класс коррекции»………………………………………………………………………...6

4. Образ ученика в художественном произведении Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»…………………………………………………...…….7

Заключение…………………………………………………………...…….…….11

Список используемой литературы………………………………………….…..12


 

Введение

Ученики как предмет художественного изображения в художественной литературе классического и последующих периодов оказались в центре исследовательского внимания уже довольно давно. Литературоведами изучается феномен школьной поры в творчестве разных писателей. Данная тема постоянно являлась центральной темой творчества русских писателей. К ней обращались такие выдающиеся мастера, как С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, Н.Г. Гарин-Михайловский, И.А. Бунин.

Цель: изучить образ ученика на материале художественных произведений.

Цель исследования определила следующие задачи работы:

1) изучить примеры образа ученика в художественной литературе;

2) сделать выводы о сходстве и различии образа ученика в произведениях разных писателей.

Методы исследования: описательный, сопоставительный, практико-ориентированное исследование литературного произведения.


Образ ученика в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Одним из главных героев комедии «Недоросль» является Простаков Митрофан Терентьевич, попросту Митрофанушка.

Как только произносится название комедии «Недоросль», сразу же возникает в воображении образ маменькиного сынка, лодыря и неуча. Сам главный герой - Митрофанушка - лишен какой-либо цели в жизни. Основные занятия, которые ему в радость: поесть, побездельничать и погонять голубей. Его ничегонеделание поощряется матушкой – госпожой Простаковой.

В дворянских семьях было принято нанимать учителей. И Простакова не отставала от традиции, но не для того, чтобы он учился уму-разуму, а просто так было положено. Митрофан не хотел учиться и говорил матери: «Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это было последний раз. Час моей воли пришел. Не хочу учиться - хочу жениться».

Няня, которая за воспитание Митрофана не получала денег и всегда пыталась его научить чему-нибудь. Она уговаривала его: «Да поучи хоть немножко». Митрофан же отвечал ей: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю, я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по вчерашнему». Ничьи заботы его не трогали. Этот герой соединил в себе самые дурные качества молодых дворян того времени.

Материнское воспитание и среда, в которой жил Митрофан Простаков, сделали из него бессердечное, тупое животное, которое и знает только, что есть да развлекаться. Внушенные Митрофану матерью мысли о том, что лежа на боку можно получить и чины, и деньги, попали на благодатную почву. Можно сделать вывод, что Митрофан, сложись судьба у него так, как задумала мать, не посрамил бы своей «фамилии».

Таким образом, можно увидеть, каким мог быть ученик дворянского сословия в 19 веке. Влияние на ученика матери оказалось решающим фактором в его нежелании учиться, но нельзя исключать и отсутствие образовательной системы в целом.


Образ ученика в рассказе В. Распутина «Уроки французского»

Герой произведения — умный мальчик, который «в деревне признавался за грамотея». Он хорошо учится, в школу ходит с удовольствием. Поэтому родители решили отправить его в районную школу. На новом месте парнишка также продолжает успешно учиться. Кроме того, он чувствует, что ему оказано большое доверие, на него возлагаются надежды. А относиться к своим обязанностям спустя рукава он не привык. Мальчик живет, постоянно недоедая, кроме того, очень тоскует по дому. Однако, когда мать приехала навестить его, он ничем не выдает своего нелегкого положения, не жалуется и не плачет. Продуктов, которые присылают ему из деревни, не хватает надолго. К тому же большая часть того, что ему присылают, «куда-то самым таинственным образом исчезает». Так как рядом с ним живет одинокая женщина с тремя ребятишками, которые сами находятся в таком же, если не более безвыходном, положении, то мальчик не хочет даже задумываться над тем, кто таскает продукты. Ему лишь обидно, что эти продукты матери приходится отрывать от семьи, от его сестренки и братика.

Вот при таких обстоятельствах герою и предлагают мальчишки играть на деньги. Изучив правила игры, он соглашается. И вскоре начинает выигрывать. Однако деньги ему нужны не на какие-нибудь безделушки и даже не на конфеты. Мальчику необходимо пить молоко, так как он страдает малокровием. Да и играет он только до той суммы, которой хватило бы на баночку молока. Обладая скромностью и гордостью, он ни за что не соглашается брать продукты у учительницы или хотя бы ужинать у нее после занятий. Поэтому у Лидии Михайловны остается лишь один путь помочь ему — дать шанс честно выигрывать свой рубль.


3. Образ ученика в произведении Екатерины Мурашовой «Класс коррекции». Однажды среди учеников неблагополучного класса «е» появляется новенький мальчик с ДЦП и сложным заболеванием сердца. Юра, добрый и светлый мальчик. И как верно угадывает главный герой повести Антон, попавший из престижного 7Б в 7Е из-за приступов неконтролируемой агрессии, что за Юрой «что-то стоит». А за Юрой стоит дар. Редкий дар любви. Рядом с ним отогреваются самые озлобленные сердца. Юрий указывает своим одноклассникам путь в этот мир, в котором исполняются все желания, ученики этого класса видят себя в этом мире теми, кем хотят быть и в реальности. Именно это ключевой образ, раскрывающий глубинный смысл произведения. Перед учениками класса коррекции предстают три пути. Как в русских народных сказках. Путь первый – тот, к которому готовы они сами, их родители и учителя. Но потом Юра начинает сомневаться в том, подходит ли им этот путь? Задачки, которые реальная жизнь подкидывает «ешкам», тоже совсем не для седьмого класса. Например, одна из девочек посреди учебного года оказывается с шестимесячным ребёнком на руках, потому что его мать куда-то пропала. А всего детей там то ли пятеро, то ли шестеро, просто остальные чуть постарше. И девочки седьмого «Е» устанавливают дежурство при малышке, чтобы их подруга могла учиться и спать хотя бы иногда. Когда приходит беда, эти дети встают плечом к плечу и справляются сами, не ожидая помощи от окружающих взрослых.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: