Образ ученика в художественном произведении Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»




Рассмотрим развитие нескольких учеников под влиянием мисс Баррет. Вивиан Пейн – молодая девушка, страдающая комплексом неполноценности из-за своей внешности, ее мать настоятельно говорила ей, не есть сладкого, но дочь ее не слушала. Но после знакомства с новой учительницей вес Вивиан стал уменьшаться, более того девушка захотела стать учительницей, такой же как мисс Баррет: Сильвия стала для нее примером для подражания. Вначале Вивиан не думала о том, что учительница ей понравится: «с некрасивой мне было бы проще подружиться». Если предыдущий опыт общения с красивыми был неудачен, а ее сестра красивая, следовательно отношения с сестрой не сложились из-за внешности Вивиан с детства и эти впечатления повлияли на комплекс Вивиан. Но почему просьбы матери остаются без ответа, а пример Сильвии вдохновляет Вивиан похудеть? Потому что девушка видит, что у мисс Баррет есть труднодостижимая цель, к которой она стремится и постепенно приближается, таким образом, она подает Вивиан пример стремления к совершенству.

Хосе Родригес – молодой человек, которого не запоминал и не замечал ни один учитель. Из-за отношения к нему как к пустому месту у него возникла острая потребность во внимании, чтобы почувствовать себя человеком, начать себя уважать. В то же время, ему необходимо идентифицировать себя и свои социальные роли, а без реакции окружающих людей человек не может себя оценить. Когда учительница сделала его судьей, Хосе почувствовал в себе уверенность и силы, он стал личностью.

В классе мисс Баррет, есть молодой человек, уверенный в том, что «мир белых ему враждебен», учительница не может убедить его в обратном. Есть такие проблемы, которые оставляют свой отпечаток слишком глубоко. Поэтому Эдуард Уильямс не изменился в течение произведения. Это тормозит его развитие, потому что во всех неудачных оценках он видит дискриминацию по расовому признаку. Можно предположить, что на него подействует, какое-нибудь особенное внимание, как в случае с Хосе. Но все равно дискриминация в прошлом убила его стремление к знаниям, ему нужно лишь перейти, чтобы потом работать.

Еще один молодой человек из колонки «дебет», которого мисс Баррет не смогла понять – Гарри Каган. Про него известно то, что он «избранник школы», и всеми силами «стремится ввысь». Но Гарри движим честолюбивыми идеями, а не благом окружающих. Это человек, классический политикан, которому нужно, чтобы за него голосовали. Слишком много фальши в его письмах в ящик для пожеланий, когда человек неискренен, понять, что он и кто он, невозможно. Если цель мисс Баррет помочь подросткам развиваться морально, то Гарри нужно развитие политическое. Если цели ученика не совпадают с целями учителя, то крайне тяжело научить чему-либо этого ученика.

За время романа происходит две трагедии, которые Сильвия была не в силах предотвратить, из-за того, что выполняла бюрократические обязанности, не очень способствующие развитию будущего поколения: гибель Эвелин Лазар и попытка самоубийства Алисы Блейк.

В то время как ученики ищут защиты у учителей, они вынуждены посещать собрания, посвященные решению бюрократических проблем. У родителей они боятся просить помощи, потому что родители зачастую не поймут, или помощь нужна самим родителям. Ученикам показалось, что Сильвия может помочь, потому что она дала им надежду, что их выслушают с помощью ящика пожеланий, вопросов на уроке. Но когда мисс Баррет сказала, что не может с ней встретиться, у Эвелин рухнула последняя надежда, попыталась решить проблему сама, в результате чего умерла.

Алиса Блейк так же, как и Эвелин, никому не доверяла то, что у нее внутри. Но из-за сильных чувств к учителю написала ему письмо, в котором ему доверилась. Алиса могла бы смириться, как любой ординарный человек, но ее потребность в любви [4] была сильнее страха нарушить нормы. Пол Барринджер (учитель, в которого влюбилась Алиса) исправил орфографические ошибки в письме. Этот сильный удар для девочки воспитанной на кинофильмах со счастливыми концами, довел ее до попытки самоубийства.

Джо Фероне. Он явно девиантный подросток, выражающий протест против системы и эгоистичных людей. Именно из-за его внутренней силы, из-за того, как он выражает протест, Сильвия хочет ему помочь больше, чем другим. «Я никому не разрешаю так со мной разговаривать. – Вам легко – вы учительница» – Фероне сразу дает понять разницу между ними, что с учениками могут грубо разговаривать, а с учителями нет. Он предубежден в том, что Сильвии такая же равнодушная, как и остальные: «Все вы – учителя – одинаковы, пичкаете нас всяким дерьмом, а требуете конфетку, да еще в серебряной бумажке. Если хотите знать, вы даже хуже других, строите всякие дамские штучки – благо вам это нетрудно – и делаете вид, что у вас за нас ах как сердце болит.

А на самом деле вы на нас плюете, как плюют на вас остальные смотрители той тюрьмы, а на них плюют мошенник и крикуны – начальники над всеми школами», «Во всей этой школе, кроме одного человека, никому нет до меня дела, и то же самое дома и на улице». Но он пишет: «Если бы я мог вам верить!» – и эти слова вдохновляют мисс Баррет на дальнейшие попытки сблизиться с учеником, понять его. Джо Фероне – сильнее всех переживает выученную беспомощность, он протестует, но не пытается изменить ничего в своей судьбе: «Я все равно уйду из школы в конце полугодия и присоединюсь к своре псов, перегрызающих друг другу глотки в вашем подлом мире, куда вы нас готовите». Это говорит о том, что он слишком рано идентифицировал себя и присвоил себе негативную социальную роль [3].

Цель Сильвии была показать ему, что эта роль не для него. Она знает, что он не «особо отстающий», из-за его речей, поступков и мыслей. Но проблема в способах, которые выбрала Сильвия. Ему не нужны были советы, не нужны были аргументы в пользу поступления в колледж. Выросший среди равнодушных, Джо нуждался в искреннем внимании и любви. Сильвия больше стремилась ему показать правильный путь, чем свои чувства, поэтому Шехтер «подобрала ключ к своим ученикам», с помощью непосредственного внимания к ученикам. Единственный человек, который действительно помог Фероне – Грэйсон, который на все просьбы учителей отвечал фразой: «Здесь никого нет», потому что все, что они могли просить, он отдавал ученикам. В его подвале он оказывал медицинскую и материальную помощь ученикам, то, чего не мог дать им никто другой.

Система влияет на индивидов, но есть личности, которые противостоят ей, но не в одиночку, а с поддержкой других людей. Очень важно, чтобы подростки не были одиноки, иначе они не смогут противостоять ей. Без противостояния не было бы развития индивидов, не было бы стремления к совершенству каждого члена общества, потребности в само актуализации не были бы удовлетворены. Препятствия создают желание их преодолеть. Поэтому конфликта системы и индивидов не избежать, но можно обратить ее в лучшее, если быть неравнодушным к другим людям и помогать им.

Заключение

Рассмотрев некоторые художественные произведения разных времен и стран, но схожих по теме повествования можно заметить, что образ ученика нельзя назвать однозначным. Взятые мной художественные произведения раскрывают образ ученика с разных сторон. Если в комедии Фонвизина «Недоросль» ученик раскрывается нам как лодырь и лентяй, то в рассказе Распутина «Уроки французского» дело обстоит совсем наоборот: ученик здесь порядочный и трудолюбивый, с высокими нравственными качествами.

В произведении Екатерины Мурашовой «Класс коррекции» образ ученика схож с главным героем рассказа «Уроки французского», только лишь с той разницей, что Юра из класса коррекции особенный ребенок, а поэтому и особенный ученик.

Образ ученика в художественном произведении Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» рассмотрен со всех возможных сторон. Здесь есть и молодая девушка, страдающая комплексом неполноценности, и молодой человек, которого не запоминал и не замечал ни один учитель, и явно девиантный подросток, выражающий протест против системы, и многие другие интересные личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что вне зависимости от эпохи и страны, художественная литература показывает нам образ ученика с разных сторон. Ведь человек становится личностью только тогда, когда имеет к этому предпосылки. Чтобы вырастить настоящего человека, не нужно отгораживать его от проблем, надо учить его принимать решения, брать на себя ответственность и просто любить.


Список использованной литературы

Кауфман Б. «Вверх по лестнице, ведущей вниз» -СПб., 2007

Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы» - СПб., 2002

Элкинд Д. «Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни» [Электронный ресурс] // https://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/D_elkind%20-%20erik_erik_i_8_stadiy.html/ Дата обращения: 1.12.12

Хьел Л., Зиглер Д. «Теории личности» - СПб., 2006

Duen Hsi Yen «Learned Helplessness» // https://www.noogenesis.com/malama/discouragement/helplessness.html Дата обращения 1.12.12.

Москва



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: