ОСОБЕННОСТИ ВТО КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ




РЕФЕРАТ

 

по курсу «Современные проблемы пищевой технологии»

 

 

«Всемирная Торговая Организация.

История и современное состояние»

 

 

Выполнил: студент гр. 1-128

Ивлев П.А.

 

Проверил: проф. каф. ТПП и БТ

д.х.н. Макаров С.В.

 

 

Иваново

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВТО..................................................................... 5

2. ОСОБЕННОСТИ ВТО КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 14

2.1. Общие сведения................................................................................. 14

2.2. Структура ВТО................................................................................. 15

2.3. Цели, задачи и функции ВТО........................................................... 19

2.4. Основные соглашения и принципы ВТО......................................... 21

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВТО.................................................... 24

3.1. Россия и ВТО..................................................................................... 26

3.2. Критика ВТО..................................................................................... 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 34

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей особенностью современных политических, социальных, экономических и духовных процессов является процесс их глобализации. Процессы глобализации, прежде всего, затрагивают экономическую составляющую, в основе которой лежит углубление интернационализации мировых хозяйственных связей. Глобализацией нередко называют рост экономической открытости стран, либерализацию торговли, международных перемещений капитала и т.п. Мировое экономическое сообщество, состояв­шее в ХХ веке в основном из отдельных «ведущих» и «ведомых» государств, постепенно трансформируется в целостную экономическую систему, в которой национальные социумы оказываются составными элементами единого всемирного хозяйственного организма, а их настоящее и будущее определяются ходом развития этого организма как единого целого.

В настоящее время глобальная экономическая система постепенно становится влиятельнее национальных экономических систем, что прояв­ляется особенно остро в случае, если один из участников общей системы переживает кризис. Так, в настоящее время Европейский союз предлагает в качестве единственно возможного варианта разрешения финансово-экономического кризиса в Греции – отказ от национального экономического суверенитета этого государства, ставшего членом Европейского союза (в то время Европейского экономического сообщества) еще в 1981 году, и передачу управления бюджетом государства центральным структурам Евросоюза, что, по сути, является внешнефинансовым, наднациональным управлением.

Современные экономические отношения характеризуются размыванием границ в вопросах торговли. Приоритетными нормами права, регулирую­щими торговые взаимоотношения и не только, являются не национальные нормативно-правовые акты (конституции, законы, постановления), а международные соглашения, конвенции и договоры. Фактически, отдельные государства все в меньшей степени оказываются способными защищать свои национальные экономические интересы от нежелательных внешнеэкономи­ческих воздействий. Все большее значение приобретают позиция и мнение мирового сообщества, формируемые в рамках 10 основных международных организаций, ведающих экономическими вопросами, среди которых наибо­лее статусной является Всемирная торговая организация (ВТО).

Что же представляет из себя ВТО? Может ли эта международная организация рассматриваться как угроза для какого-либо государства? Какие правовые проблемы присоединения той или иной страны, в том числе и России к этой организации существуют? Эти вопросы все чаще занимают место в печатных изданиях по мере того, как велись переговоры о вступлении России и других стран в ВТО.

Задачи данной работы ответить на вышеуказанные вопросы, тем самым определить сущность и значение ВТО в современной мировой экономической системе.

 

 

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВТО

В истории ВТО отображены процессы становления современного запад­ного общества в широком (экономическом, культурном и территориальном) понимании этого термина. Современное западное общество с экономической точки зрения – это общество аутсортинга (приоритет сферы услуг над сферой производства). С социальной точки зрения – это общество рисков. Иными словами, современное общество производит риски одновременно с производством товаров, благ и услуг. Территориально современное западное общество, которое мы традиционно определяем как Европу и США, одновременно включая в это понятие Канаду, Израиль и другие развитые страны к северу и востоку от Западной Европы и США.

Предыстория ВТО начинается с окончанием Первой мировой войны и созданием Лиги наций. Лига наций, созвавшая еще в 1927 году международную конференцию по торговле, прилагала усилия для создания документа, касающегося правил и организации международной торговли. Эта попытка не увенчалась успехом. Национальные экономики не исчерпали путь интенсивного развития. Экспансия торговли и капитала на национальные границы была временно отложена. Последовавшие за этим исторические события – приход к власти в Италии и Германии представителей фашистской идеологии – обусловили новое бизнес-предложение национальным экономическим элитам: расширение бизнеса за счет военных завоеваний. Это предложение было услышано, им воспользовались, но неудачи в военной области «обрубили» эту ветвь развития бизнес-процессов в Европе.

Усилиями США и Великобритании в 1944 году на Конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд (МВФ)и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО).

Развитие национальных экономик (сначала при помощи капитала США, а затем самостоятельное) вновь поставило вопрос об экспансии товаров, продуктов и услуг на взаимоприемлемой для всех сторон основе. Этот вопрос был поставлен при создании Организации объединенных наций (ООН). ООН удалось добиться комплекса принципиальных соглашений по этому вопросу. В резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН от 18 февраля 1946 года содержится решение о созыве международной конфе­ренции по торговле и занятости с целью «благоприятствовать развитию производства, товарообмена и потребления». Данная конференция состоя­лась в Гаване с 21 ноября 1947 года по 24 марта 1948 года. В рамках четырехмесячной международной конференции был разработан текст Гаван­ской Хартии, которая устанавливала ряд общих принципов международной торговли, а также учреждала международную торговую организацию в составе 53 государств. Основными целями деятельности международной торговой организации договаривающимися странами были определены:

· обеспечение стабильного роста объемов реального дохода и эффектив­ного спроса, увеличение производства, потребления и обмена товаров, тем самым, формируя сбалансированное расширение мировой экономики;

· содействие и помощь промышленному и общему экономическому развитию, особенно тех стран, которые находятся на ранних стадиях промышленного развития;

· осуществление всеми странами на равных условиях доступа к рынкам, продуктам и производственным мощностям, которые необходимы для их экономического процветания и развития;

· содействие на взаимной и взаимовыгодной основе снижению тарифов и других барьеров в торговле и устранение дискриминационного режима в международной торговле;

· ограничение мер, нарушающих развитие мировой торговли, за счет увеличения возможностей для торговли и экономического развития государств, подписавших Хартию;

· разрешение проблем, связанных с международной торговлей, занятос­тью населения, экономического развития, путем поощрения взаимопони­мания, межгосударственных консультаций и сотрудничества, установления единой торговой политики.

Следует отметить, что СССР не был приглашен к участию в Гаванской Конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволит в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций. Тем не менее, текст Хартии был представлен, в том числе и на русском языке.

Международная торговая организация под эгидой ООН так и не появилась на свет из-за отказа США ратифицировать Устав создаваемой международной организации. Однако сформулированные в Гаванской Хартии принципы заложили основы и послужили непосредственным основанием для подписания в 1947 году 23 странами совместного соглашения о снижении тарифов во взаимной торговле. Соглашение о снижении тарифов было названо Общим (или генеральным) соглашением о тарифах и торговле, и оно вошло в историю под названием ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT).

ГАТТ было подписано в 1947 году, как отдельная, 4 глава Устава Международной торговой организации под эгидой ООН. После провала создания при ООН этой организации роль ГАТТ многократно возросла. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – было подписано параллельно с созданием других новых международных организаций, занимающихся вопросами международного экономического сотрудничества, к которым относятся, финансовые учреждения Бреттонвудской системы, а именно Всемирный банк и МВФ. Междуна­родная Организация по Торговле и занятости (в совокупности Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд) должна была создать и обеспечить укрепление условий экономического развития мира после Второй мировой войны.

1 января 1948 года соглашение ГАТТ вступило в силу. Причем из 23 стран, первоначально подписавших это соглашение, 11 относились к числу развивающихся стран.

Основной задачей ГАТТ являлось ускорение процесса либерализации торговли после Второй мировой войны и отказ от сложившейся в мировой экономике в тридцатые годы XX века политики защиты внутригосударст­венных рынков от иностранной конкуренции путем установления особых способов защиты (тарифов, экспортных и импортных пошлин, субсидий).

Выделяется пять основных правил ГАТТ (Общее соглашение по тарифам и торговле, на основе которого осуществляется регулирование международной торговли товарами), а именно:

· защита внутренней промышленности государства должна осуществляться только с помощью тарифов (отмена нетарифного регулирования);

· тарифы должны неуклонно снижаться и впоследствии не повышаться (принцип «связывания» и сокращение тарифных ограничений);

· торговля должна осуществляться согласно принципу наибольшего благоприятствования в отношении товаров иностранного производства;

· импортируемые товары должны реализовываться на внутреннем рынке на тех же условиях, что и продукция местного (национального) производителя (национальный режим в отношении товаров иностранного производства);

· товары иностранного производства должны свободно перемещаться через территорию государств.

На основе существующих правовых документов и материалов, можно выделить и кратко охарактеризовать основные периоды функционирования ГАТТ:

1948 – 1995 гг. Соглашение ГАТТ функционировало, имея статус «временного соглашения».

1948 – 1986 гг. В рамках ГАТТ было проведено 7 полномасштабных раундов торговых переговоров.

Основные раунды торговых переговоров в рамках реализации ГАТТ представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Дата проведения Место проведение, или название раунда торговых переговоров Предмет переговоров Количество стран-участниц
       
  Женева (Швейцария) Тарифы. Приняты 45 тыс. тарифных правил, имеющих международный статус, затронувших около 1/5 мировой торговли  
  Анси (Франция) Тарифы  
  Торки (Великобритания) Тарифы  
  Женева (Швейцария) Тарифы  
1960−1961 Женева (Швейцария) («раунд Диллона») Тарифы  
1964−1967 Женева (Швейцария) («раунд Кеннеди») Тарифы и антидемпинговые пошлины. Принят «Раздел IV» ГАТТ, предусматривавший установление более льготных условий для развивающихся стран, которые могли в ходе торговых переговоров устанавливать у себя тарифы на ввозимые товары без ответных действий со стороны развитых стран.  

 

Таблица 1 (продолжение)

       
1973−1979 Женева (Швейцария) («Токийский раунд») Тарифы, правила нетарифных барьеров. ГАТТ были дополнены «разрешительной оговоркой», которые узаконили систему торговых преференций для развивающихся стран. Эта система преференций, разрешавшая развивающимся странам устанавливать у себя преференциальные тарифы на многие импортируемые товары из развитых стран, во многих случаях шла вразрез с принципом наибольшего благоприятствования в торговле между странами-участниками ГАТТ.  
1986−1993 Пунта-дель-Эсте (Уругвай) («Уругвайский раунд») Предметом переговоров стали не только тарифы и нетарифные ограничения во внешней торговле, но и ряд принципиально новых направлений внешнеторговой активности, включая услуги и права на интеллектуальную собственность. В ходе переговоров была подвергнута полному пересмотру система разрешения торговых конфликтов и споров и принято решение о создании новой торговой организации (ВТО), которая должна была функционировать на постоянной основе и прийти на смену «временным» ГАТТ.  
20 декабря 1993 г. Пунта-дель-Эсте (Уругвай) Подписано итоговое соглашение по всем проблемам, обсуждавшимся в ходе Уругвайского раунда. В его основе лежали документы и соглашения общим объёмом примерно 23 тыс. страниц, распространявшиеся на торговлю товарами и услугами.  

 

К 70-м годам ХХ века были достигнуты такие соглашения, как:

▪ Соглашение по применению и интерпретации Статей VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (субсидии и компенса­ционные меры);

▪ Соглашение по техническим барьерам в торговле;

▪ Соглашение по процедурам лицензирования импорта;

▪ Соглашение по правительственным закупкам;

▪ Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ (таможенная оценка);

▪ Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ (антидемпинговые меры);

▪ Соглашение по говядине;

▪ Международное соглашение по молочной продукции;

▪ Соглашение по торговле гражданской авиатехникой.

По оценкам многих специалистов «тот импульс, который был дан процессу либерализации торговли, способствовал тому, что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста производства в течение всей эры ГАТТ».

Тем не менее, не все было благополучно в применении ГАТТ. В частности, снижение таможенных тарифов, а также замедление и снижение с 70-х гг. темпов роста мирового ВВП, наметившаяся отрицательная экономи­ческая динамика, сокращение прибыли компаний, капиталовложений, а в связи с этим высокий уровень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства европейских и северо­американских стран к поиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили их начать «гонку субсидий», чтобы удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной продукцией. Свою роль в ухудшении условий воспроизводства сыграл кризис Бреттон-Вудской валютной системы.

Дисбаланс в экономике в 80-е годы прошлого века убедительно доказал, что ГАТТ более не отвечает вызовам времени и не отражает реальное положение дел в сфере международной торговли. «Это было связано с тем, что мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем 40 лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали большой подъем, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран».

Сложившаяся в мировой экономике ситуация способствовала тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости создания официальной между­народной торговой организации, с чего и начался в 1986 году Уругвайский раунд, важнейшим результатом которого стала Марракешская Декларация 1994 года или Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и неотъемлемые 4 приложения к этому документу, содержащие соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы юридических и экономических аспектов прав интеллектуальной собственности.

1 января 1995 года начала функционировать Всемирная торговая организация в соответствии с Марракешским соглашением (г. Марракеш, Марокко), подписанным министрами торговли стран-участниц в апреле 1994 года. Действие ГАТТ 1947 года продолжалось до конца 1995 года, что дало всем членам ГАТТ время для присоединения к ВТО (к июлю 1995 членами ВТО стали 96 стран).

Необходимо уделить внимание текущему раунду переговоров в ВТО, а именно Доха-раунд (Doha Round) или «раунд тысячелетия», который начался в ноябре 2001 года по решению Министерской Конференции стран-членов ВТО. Это первый раунд многосторонних торговых переговоров ВТО. Целью этого раунда является: принятие усилий для создания более открытого процесса глобализации (тем самым помочь бедным странам, особенно при сокращении барьеров и субсидий в сельском хозяйстве); понижение торговых ограничений во всем мире, которые позволят странам увеличивать торговлю во всем мире. Встреча в Дохе, в Катаре в 2001 году была первой в цикле встреч. Последующие встречи на уровне министров проходили в Канкуне, Мексика (2003), и в Гонконге (2005). Связанные с этим вопросом переговоры также состоялись в Женеве, Швейцария (2004, 2006, 2008); Париже, Франция (2005) и в Потсдаме, Германия (2007). Новый раунд переговоров, 23 – 29 июля 2008 года, провалился после неудачной попытки достигнуть компромисса о правилах импорта сельскохозяйственной продукции. В настоящее время раунд не закончен.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ВТО КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Общие сведения

Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization) – международная торговая организация, деятельность которой направлена на либерализацию (расширению свобод экономических действий) международной торговли и регулирования торговых отношений между странами-участниками, на долю которых приходится более 97 % мирового торгового оборота, в значительной степени определяющая состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений в мире. Первоначально в организацию входило 77 государств, но преимущества вступления в ВТО активно расширило ее географию. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации (Рис. 2.1).

Рис. 2.1. Эмблема Всемирной торговой организации.

На сегодняшний день состав организации насчитывает 157 стран участников, в том числе: 153 международно-признанных государства-члена, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз (Рис. 2.2).

Рис. 2.2. География Всемирной торговой организации.

(■ – государства члены ВТО, ■ – государства-члены ЕС и ВТО;

■ – наблюдатели)

Бюджет ВТО в 2011 году составил более 175 миллионов долларов США. В основном бюджет ВТО формируется за счет членских взносов, которые рассчитываются, исходя из их доли в мировой торговле.

Рабочие языки организации – английский, французский и испанский. Штаб-квартира расположена в Женеве, Швейцария.

ВТО относится к числу международных межправительственных организаций, а ее особенностью является отсутствие устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. ВТО представляет собой не только систему взаимосвязанных международных соглашений по вопросам международной торговли; она создает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и к связанным с ними правовым документам, включенным в приложения к настоящему Соглашению.

 

Структура ВТО

Всемирная торговая организация это и международная экономическая организация, и одновременно комплекс правовых документов, многосто­ронний торгово-экономический договор, определяющий права и обяза­тельства стран-участниц в сфере международной торговли товарами и услугами.

Высшим органом управления во всей организационно-правовой структуре Всемирной торговой организации является Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года и правомочна принимать решения по всем вопросам, которые являются предметом какого-либо из многосторонних торговых соглашений.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: группа по анализу торговой политики и группа по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллек­туальной собственности.

· Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль соблюдения принципов ВТО и выполнения соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

· Совет по торговле услугами осуществляет контроль выполнения соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансо­выми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

· Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собствен­ности, помимо осуществления контроля выполнения соответствующего соглашения (TRIPS), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

В структуру ВТО входят также комитеты, которые осуществляют оперативную работу в рамках соответствующих соглашений. Находясь в подчинении Совету, они проводят аналитическую работу в отношении мер государственного регулирования, принимаемых участвующим в ВТО государством, в частности анализируют, насколько эти меры соответствуют требованиям ВТО. Комитеты проводят консультации по любым вопросам, касающимся действия международных торговых соглашений. Как правило, в комитеты входят представители всех участвующих в ВТО государств. Собираются комитеты по мере необходимости не реже одного-двух раз в год.

Административную роль в организации играет Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, работает под руководством генерального директора (в настоящее время ген директором является Паскаль Лами). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений по проблемам ВТО, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации, созывать Министерскую конференцию. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. Также Секретариат проводит мониторинг проблем и анализ развития международной торговли и информирует о положении дел страны-участники ВТО. Работу Секретариата ВТО обеспечивают свыше 600 постоянных сотрудников.

Общая организационная структура ВТО отражена на Схеме 1.

 

 

Схема 1.

Организационная структура ВТО

Расшифровка линий организационного подчинения:

докладывает и информирует Генеральный совет;

докладывает и информирует Совет по разрешению споров;

Комитет по торговым переговорам докладывает и информирует Генеральный совет

Многосторонние комитеты докладывают и информируют Генеральный совет или Совет по торговле товарами

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: