РЕФЕРАТ
по курсу «Современные проблемы пищевой технологии»
«Всемирная Торговая Организация.
История и современное состояние»
Выполнил: студент гр. 1-128
Ивлев П.А.
Проверил: проф. каф. ТПП и БТ
д.х.н. Макаров С.В.
Иваново
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВТО..................................................................... 5
2. ОСОБЕННОСТИ ВТО КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. 14
2.1. Общие сведения................................................................................. 14
2.2. Структура ВТО................................................................................. 15
2.3. Цели, задачи и функции ВТО........................................................... 19
2.4. Основные соглашения и принципы ВТО......................................... 21
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВТО.................................................... 24
3.1. Россия и ВТО..................................................................................... 26
3.2. Критика ВТО..................................................................................... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 34
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей особенностью современных политических, социальных, экономических и духовных процессов является процесс их глобализации. Процессы глобализации, прежде всего, затрагивают экономическую составляющую, в основе которой лежит углубление интернационализации мировых хозяйственных связей. Глобализацией нередко называют рост экономической открытости стран, либерализацию торговли, международных перемещений капитала и т.п. Мировое экономическое сообщество, состоявшее в ХХ веке в основном из отдельных «ведущих» и «ведомых» государств, постепенно трансформируется в целостную экономическую систему, в которой национальные социумы оказываются составными элементами единого всемирного хозяйственного организма, а их настоящее и будущее определяются ходом развития этого организма как единого целого.
В настоящее время глобальная экономическая система постепенно становится влиятельнее национальных экономических систем, что проявляется особенно остро в случае, если один из участников общей системы переживает кризис. Так, в настоящее время Европейский союз предлагает в качестве единственно возможного варианта разрешения финансово-экономического кризиса в Греции – отказ от национального экономического суверенитета этого государства, ставшего членом Европейского союза (в то время Европейского экономического сообщества) еще в 1981 году, и передачу управления бюджетом государства центральным структурам Евросоюза, что, по сути, является внешнефинансовым, наднациональным управлением.
Современные экономические отношения характеризуются размыванием границ в вопросах торговли. Приоритетными нормами права, регулирующими торговые взаимоотношения и не только, являются не национальные нормативно-правовые акты (конституции, законы, постановления), а международные соглашения, конвенции и договоры. Фактически, отдельные государства все в меньшей степени оказываются способными защищать свои национальные экономические интересы от нежелательных внешнеэкономических воздействий. Все большее значение приобретают позиция и мнение мирового сообщества, формируемые в рамках 10 основных международных организаций, ведающих экономическими вопросами, среди которых наиболее статусной является Всемирная торговая организация (ВТО).
Что же представляет из себя ВТО? Может ли эта международная организация рассматриваться как угроза для какого-либо государства? Какие правовые проблемы присоединения той или иной страны, в том числе и России к этой организации существуют? Эти вопросы все чаще занимают место в печатных изданиях по мере того, как велись переговоры о вступлении России и других стран в ВТО.
Задачи данной работы ответить на вышеуказанные вопросы, тем самым определить сущность и значение ВТО в современной мировой экономической системе.
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВТО
В истории ВТО отображены процессы становления современного западного общества в широком (экономическом, культурном и территориальном) понимании этого термина. Современное западное общество с экономической точки зрения – это общество аутсортинга (приоритет сферы услуг над сферой производства). С социальной точки зрения – это общество рисков. Иными словами, современное общество производит риски одновременно с производством товаров, благ и услуг. Территориально современное западное общество, которое мы традиционно определяем как Европу и США, одновременно включая в это понятие Канаду, Израиль и другие развитые страны к северу и востоку от Западной Европы и США.
Предыстория ВТО начинается с окончанием Первой мировой войны и созданием Лиги наций. Лига наций, созвавшая еще в 1927 году международную конференцию по торговле, прилагала усилия для создания документа, касающегося правил и организации международной торговли. Эта попытка не увенчалась успехом. Национальные экономики не исчерпали путь интенсивного развития. Экспансия торговли и капитала на национальные границы была временно отложена. Последовавшие за этим исторические события – приход к власти в Италии и Германии представителей фашистской идеологии – обусловили новое бизнес-предложение национальным экономическим элитам: расширение бизнеса за счет военных завоеваний. Это предложение было услышано, им воспользовались, но неудачи в военной области «обрубили» эту ветвь развития бизнес-процессов в Европе.
Усилиями США и Великобритании в 1944 году на Конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд (МВФ)и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО).
Развитие национальных экономик (сначала при помощи капитала США, а затем самостоятельное) вновь поставило вопрос об экспансии товаров, продуктов и услуг на взаимоприемлемой для всех сторон основе. Этот вопрос был поставлен при создании Организации объединенных наций (ООН). ООН удалось добиться комплекса принципиальных соглашений по этому вопросу. В резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН от 18 февраля 1946 года содержится решение о созыве международной конференции по торговле и занятости с целью «благоприятствовать развитию производства, товарообмена и потребления». Данная конференция состоялась в Гаване с 21 ноября 1947 года по 24 марта 1948 года. В рамках четырехмесячной международной конференции был разработан текст Гаванской Хартии, которая устанавливала ряд общих принципов международной торговли, а также учреждала международную торговую организацию в составе 53 государств. Основными целями деятельности международной торговой организации договаривающимися странами были определены:
· обеспечение стабильного роста объемов реального дохода и эффективного спроса, увеличение производства, потребления и обмена товаров, тем самым, формируя сбалансированное расширение мировой экономики;
· содействие и помощь промышленному и общему экономическому развитию, особенно тех стран, которые находятся на ранних стадиях промышленного развития;
· осуществление всеми странами на равных условиях доступа к рынкам, продуктам и производственным мощностям, которые необходимы для их экономического процветания и развития;
· содействие на взаимной и взаимовыгодной основе снижению тарифов и других барьеров в торговле и устранение дискриминационного режима в международной торговле;
· ограничение мер, нарушающих развитие мировой торговли, за счет увеличения возможностей для торговли и экономического развития государств, подписавших Хартию;
· разрешение проблем, связанных с международной торговлей, занятостью населения, экономического развития, путем поощрения взаимопонимания, межгосударственных консультаций и сотрудничества, установления единой торговой политики.
Следует отметить, что СССР не был приглашен к участию в Гаванской Конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволит в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций. Тем не менее, текст Хартии был представлен, в том числе и на русском языке.
Международная торговая организация под эгидой ООН так и не появилась на свет из-за отказа США ратифицировать Устав создаваемой международной организации. Однако сформулированные в Гаванской Хартии принципы заложили основы и послужили непосредственным основанием для подписания в 1947 году 23 странами совместного соглашения о снижении тарифов во взаимной торговле. Соглашение о снижении тарифов было названо Общим (или генеральным) соглашением о тарифах и торговле, и оно вошло в историю под названием ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT).
ГАТТ было подписано в 1947 году, как отдельная, 4 глава Устава Международной торговой организации под эгидой ООН. После провала создания при ООН этой организации роль ГАТТ многократно возросла. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – было подписано параллельно с созданием других новых международных организаций, занимающихся вопросами международного экономического сотрудничества, к которым относятся, финансовые учреждения Бреттонвудской системы, а именно Всемирный банк и МВФ. Международная Организация по Торговле и занятости (в совокупности Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд) должна была создать и обеспечить укрепление условий экономического развития мира после Второй мировой войны.
1 января 1948 года соглашение ГАТТ вступило в силу. Причем из 23 стран, первоначально подписавших это соглашение, 11 относились к числу развивающихся стран.
Основной задачей ГАТТ являлось ускорение процесса либерализации торговли после Второй мировой войны и отказ от сложившейся в мировой экономике в тридцатые годы XX века политики защиты внутригосударственных рынков от иностранной конкуренции путем установления особых способов защиты (тарифов, экспортных и импортных пошлин, субсидий).
Выделяется пять основных правил ГАТТ (Общее соглашение по тарифам и торговле, на основе которого осуществляется регулирование международной торговли товарами), а именно:
· защита внутренней промышленности государства должна осуществляться только с помощью тарифов (отмена нетарифного регулирования);
· тарифы должны неуклонно снижаться и впоследствии не повышаться (принцип «связывания» и сокращение тарифных ограничений);
· торговля должна осуществляться согласно принципу наибольшего благоприятствования в отношении товаров иностранного производства;
· импортируемые товары должны реализовываться на внутреннем рынке на тех же условиях, что и продукция местного (национального) производителя (национальный режим в отношении товаров иностранного производства);
· товары иностранного производства должны свободно перемещаться через территорию государств.
На основе существующих правовых документов и материалов, можно выделить и кратко охарактеризовать основные периоды функционирования ГАТТ:
1948 – 1995 гг. Соглашение ГАТТ функционировало, имея статус «временного соглашения».
1948 – 1986 гг. В рамках ГАТТ было проведено 7 полномасштабных раундов торговых переговоров.
Основные раунды торговых переговоров в рамках реализации ГАТТ представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
Дата проведения | Место проведение, или название раунда торговых переговоров | Предмет переговоров | Количество стран-участниц |
Женева (Швейцария) | Тарифы. Приняты 45 тыс. тарифных правил, имеющих международный статус, затронувших около 1/5 мировой торговли | ||
Анси (Франция) | Тарифы | ||
Торки (Великобритания) | Тарифы | ||
Женева (Швейцария) | Тарифы | ||
1960−1961 | Женева (Швейцария) («раунд Диллона») | Тарифы | |
1964−1967 | Женева (Швейцария) («раунд Кеннеди») | Тарифы и антидемпинговые пошлины. Принят «Раздел IV» ГАТТ, предусматривавший установление более льготных условий для развивающихся стран, которые могли в ходе торговых переговоров устанавливать у себя тарифы на ввозимые товары без ответных действий со стороны развитых стран. |
Таблица 1 (продолжение)
1973−1979 | Женева (Швейцария) («Токийский раунд») | Тарифы, правила нетарифных барьеров. ГАТТ были дополнены «разрешительной оговоркой», которые узаконили систему торговых преференций для развивающихся стран. Эта система преференций, разрешавшая развивающимся странам устанавливать у себя преференциальные тарифы на многие импортируемые товары из развитых стран, во многих случаях шла вразрез с принципом наибольшего благоприятствования в торговле между странами-участниками ГАТТ. | |
1986−1993 | Пунта-дель-Эсте (Уругвай) («Уругвайский раунд») | Предметом переговоров стали не только тарифы и нетарифные ограничения во внешней торговле, но и ряд принципиально новых направлений внешнеторговой активности, включая услуги и права на интеллектуальную собственность. В ходе переговоров была подвергнута полному пересмотру система разрешения торговых конфликтов и споров и принято решение о создании новой торговой организации (ВТО), которая должна была функционировать на постоянной основе и прийти на смену «временным» ГАТТ. | |
20 декабря 1993 г. | Пунта-дель-Эсте (Уругвай) | Подписано итоговое соглашение по всем проблемам, обсуждавшимся в ходе Уругвайского раунда. В его основе лежали документы и соглашения общим объёмом примерно 23 тыс. страниц, распространявшиеся на торговлю товарами и услугами. |
К 70-м годам ХХ века были достигнуты такие соглашения, как:
▪ Соглашение по применению и интерпретации Статей VI, XVI и XXIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (субсидии и компенсационные меры);
▪ Соглашение по техническим барьерам в торговле;
▪ Соглашение по процедурам лицензирования импорта;
▪ Соглашение по правительственным закупкам;
▪ Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ (таможенная оценка);
▪ Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ (антидемпинговые меры);
▪ Соглашение по говядине;
▪ Международное соглашение по молочной продукции;
▪ Соглашение по торговле гражданской авиатехникой.
По оценкам многих специалистов «тот импульс, который был дан процессу либерализации торговли, способствовал тому, что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста производства в течение всей эры ГАТТ».
Тем не менее, не все было благополучно в применении ГАТТ. В частности, снижение таможенных тарифов, а также замедление и снижение с 70-х гг. темпов роста мирового ВВП, наметившаяся отрицательная экономическая динамика, сокращение прибыли компаний, капиталовложений, а в связи с этим высокий уровень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства европейских и североамериканских стран к поиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили их начать «гонку субсидий», чтобы удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной продукцией. Свою роль в ухудшении условий воспроизводства сыграл кризис Бреттон-Вудской валютной системы.
Дисбаланс в экономике в 80-е годы прошлого века убедительно доказал, что ГАТТ более не отвечает вызовам времени и не отражает реальное положение дел в сфере международной торговли. «Это было связано с тем, что мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем 40 лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали большой подъем, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран».
Сложившаяся в мировой экономике ситуация способствовала тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости создания официальной международной торговой организации, с чего и начался в 1986 году Уругвайский раунд, важнейшим результатом которого стала Марракешская Декларация 1994 года или Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) и неотъемлемые 4 приложения к этому документу, содержащие соглашения, договоренности и другие документы, охватывающие сферы торговли товарами, услугами и вопросы юридических и экономических аспектов прав интеллектуальной собственности.
1 января 1995 года начала функционировать Всемирная торговая организация в соответствии с Марракешским соглашением (г. Марракеш, Марокко), подписанным министрами торговли стран-участниц в апреле 1994 года. Действие ГАТТ 1947 года продолжалось до конца 1995 года, что дало всем членам ГАТТ время для присоединения к ВТО (к июлю 1995 членами ВТО стали 96 стран).
Необходимо уделить внимание текущему раунду переговоров в ВТО, а именно Доха-раунд (Doha Round) или «раунд тысячелетия», который начался в ноябре 2001 года по решению Министерской Конференции стран-членов ВТО. Это первый раунд многосторонних торговых переговоров ВТО. Целью этого раунда является: принятие усилий для создания более открытого процесса глобализации (тем самым помочь бедным странам, особенно при сокращении барьеров и субсидий в сельском хозяйстве); понижение торговых ограничений во всем мире, которые позволят странам увеличивать торговлю во всем мире. Встреча в Дохе, в Катаре в 2001 году была первой в цикле встреч. Последующие встречи на уровне министров проходили в Канкуне, Мексика (2003), и в Гонконге (2005). Связанные с этим вопросом переговоры также состоялись в Женеве, Швейцария (2004, 2006, 2008); Париже, Франция (2005) и в Потсдаме, Германия (2007). Новый раунд переговоров, 23 – 29 июля 2008 года, провалился после неудачной попытки достигнуть компромисса о правилах импорта сельскохозяйственной продукции. В настоящее время раунд не закончен.
ОСОБЕННОСТИ ВТО КАК МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Общие сведения
Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization) – международная торговая организация, деятельность которой направлена на либерализацию (расширению свобод экономических действий) международной торговли и регулирования торговых отношений между странами-участниками, на долю которых приходится более 97 % мирового торгового оборота, в значительной степени определяющая состояние и перспективы развития торгово-экономических отношений в мире. Первоначально в организацию входило 77 государств, но преимущества вступления в ВТО активно расширило ее географию. «Пестрый» состав государств-членов ВТО отражен в самой эмблеме этой организации (Рис. 2.1).
Рис. 2.1. Эмблема Всемирной торговой организации.
На сегодняшний день состав организации насчитывает 157 стран участников, в том числе: 153 международно-признанных государства-члена, частично признанный Тайвань, 2 зависимые территории (Гонконг и Макао) и Европейский союз (Рис. 2.2).
Рис. 2.2. География Всемирной торговой организации.
(■ – государства члены ВТО, ■ – государства-члены ЕС и ВТО;
■ – наблюдатели)
Бюджет ВТО в 2011 году составил более 175 миллионов долларов США. В основном бюджет ВТО формируется за счет членских взносов, которые рассчитываются, исходя из их доли в мировой торговле.
Рабочие языки организации – английский, французский и испанский. Штаб-квартира расположена в Женеве, Швейцария.
ВТО относится к числу международных межправительственных организаций, а ее особенностью является отсутствие устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. ВТО представляет собой не только систему взаимосвязанных международных соглашений по вопросам международной торговли; она создает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и к связанным с ними правовым документам, включенным в приложения к настоящему Соглашению.
Структура ВТО
Всемирная торговая организация это и международная экономическая организация, и одновременно комплекс правовых документов, многосторонний торгово-экономический договор, определяющий права и обязательства стран-участниц в сфере международной торговли товарами и услугами.
Высшим органом управления во всей организационно-правовой структуре Всемирной торговой организации является Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года и правомочна принимать решения по всем вопросам, которые являются предметом какого-либо из многосторонних торговых соглашений.
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: группа по анализу торговой политики и группа по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
· Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль соблюдения принципов ВТО и выполнения соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
· Совет по торговле услугами осуществляет контроль выполнения соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
· Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля выполнения соответствующего соглашения (TRIPS), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
В структуру ВТО входят также комитеты, которые осуществляют оперативную работу в рамках соответствующих соглашений. Находясь в подчинении Совету, они проводят аналитическую работу в отношении мер государственного регулирования, принимаемых участвующим в ВТО государством, в частности анализируют, насколько эти меры соответствуют требованиям ВТО. Комитеты проводят консультации по любым вопросам, касающимся действия международных торговых соглашений. Как правило, в комитеты входят представители всех участвующих в ВТО государств. Собираются комитеты по мере необходимости не реже одного-двух раз в год.
Административную роль в организации играет Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, работает под руководством генерального директора (в настоящее время ген директором является Паскаль Лами). Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений по проблемам ВТО, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации, созывать Министерскую конференцию. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. Также Секретариат проводит мониторинг проблем и анализ развития международной торговли и информирует о положении дел страны-участники ВТО. Работу Секретариата ВТО обеспечивают свыше 600 постоянных сотрудников.
Общая организационная структура ВТО отражена на Схеме 1.
Схема 1.
Организационная структура ВТО
Расшифровка линий организационного подчинения:
докладывает и информирует Генеральный совет;
докладывает и информирует Совет по разрешению споров;
Комитет по торговым переговорам докладывает и информирует Генеральный совет
Многосторонние комитеты докладывают и информируют Генеральный совет или Совет по торговле товарами