1 Общие требования
Начальник поезда должен быть проинформирован о возникновении пожара в первую очередь.
При возникновении пожара поездная бригада и начальник поезда могут получать информацию с помощью сигналов детекторов возгорания поступивших на центральные пункты контроля, расположенные в технических вагонах и в вагоне кафетерии (тип А и D) или с помощью информации, передаваемой работниками поездной бригады через средства внутрипоездной связи, установленные в каждом вагоне. В случае активации какого-либо из пожарных извещателей в составе системы противопожарной защиты, начальник поезда должен проверить и оценить происшествие, определить наиболее оптимальный порядок действий (использование огнетушителей, остановка поезда, эвакуация пассажиров и т.д.), а в случае ложного срабатывания вызвать бортмеханика поезда.
При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда, а также в случае срабатывания системы обнаружения пожара в вагоне члены поездной бригады обязаны сообщить о происшествии начальнику поезда по внутрипоездной связи при помощи индивидуального переносного терминала или стационарного терминала связи (для спальных вагонов). Начальник поезда по внутрипоездной связи сообщает машинисту локомотива о чрезвычайной ситуации в вагоне и необходимости экстренной остановки поезда.
Машинист локомотива определяет, где необходимо произвести остановку поезда без дополнительной опасности для пассажиров и более эффективной эвакуации.
При этом экстренная остановка поезда запрещена в туннеле, на мосту, виадуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где эвакуация пассажиров невозможна или затруднена и (или) имеются препятствия для тушения пожара.
|
В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест.
После оценки происшествия и определения необходимости эвакуации пассажиров начальник поезда дает конкретные указания всем членам поездной бригады о порядке дальнейших действий:
- экстренный сбор поездной бригады возле пострадавшего вагона;
- организация тушения пожара;
- организация и направление эвакуации пассажиров;
- определение точки сбора или места, куда должны направляться пассажиры, с обеспечением их безопасности, без помех для эвакуации.
Начальник поезда руководит и передает приказы остальным работникам поездной бригады на принципе единоначалия во избежание повторений и разночтения команд, до прибытия территориальных пожарных подразделений и (или) пожарного поезда.
2 Эвакуация пассажиров
2.1 После остановки поезда, проводник вагона в котором обнаружен пожар, обязан:
2.1.1 Открыть и зафиксировать внешние двери, через которые предусматривается эвакуация пассажиров, с помощью ручного устройства блокировки двери:
- с помощью аварийного рычага внутри вагона или кнопки открытия снаружи вагона;
- в ручном режиме (аннулирование пневматического и электрического питания) и с последующей активацией рычага аварийного открытия дверей.
2.1.2 Открыть и закрепить внутренние раздвижные двери в коридоре и в тамбуре с помощью активации кнопок автоматического аннулирования данных дверей, а также с помощью бортмеханика поезда через централизованную активацию общего открытия внутренних дверей с помощью кнопок на пульте управления (PS) в техническом вагоне с 1 осью.
|
2.1.3 Организовать эвакуацию пассажиров:
- открыть двери всех купе (в спальном вагоне);
- оповестить пассажиров об организованной эвакуации из поезда.
Примерный текст оповещения пассажиров:
"Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Двери открыты".
2.1.4 Эвакуировать пассажиров вагона, где произошло возгорание, в смежные вагоны и (или) на полевую сторону путей, предотвратить перемещения в направлении, противоположном эвакуации;
2.1.5 Провести осмотр по всему вагону (в направлении выхода) и проверить отсутствие пассажиров в каждом туалете и купе
2.1.6 Немедленно преградить пути распространения пожара после эвакуации пассажиров посредством закрытия внутренних противопожарных дверей в противопожарных перегородках и противопожарных заслонок в воздуховодах, ограничивающих распространение пожара внутри вагона и за его пределами;
2.1.7 Производить эвакуацию пассажиров в направлении, противоположном источнику возгорания, и с учетом направления развития пожара. По ходу эвакуации необходимо закрывать внутренние противопожарные двери смежных вагонов с пострадавшим;
2.1.8 Разбить окна аварийного выхода при перекрытии путей эвакуации. В случае невозможности штатной эвакуации, эвакуация производится через окна аварийного выхода;
2.2 Проводники соседних вагонов должны оказать помощь пассажирам при выходе из поезда, обеспечить направление пассажиров в безопасное место (точку сбора, указанную начальником поезда), не допуская того, чтобы пассажиры, спустившиеся с поезда, препятствовали эвакуации других пассажиров.
|
2.3 Начальник поезда должен контролировать эвакуацию и лично убедиться в полной эвакуации всех пассажиров из пострадавшего вагона, используя для этих целей самоспасатель.
3 Тушение пожара
Ответственность за организацию тушения пожара несет начальник поезда.
В случае пожара начальник поезда обязан немедленно прибыть к месту задымления либо пожара с самоспасателем, фонарем и носимой радиостанцией или другими средствами связи.
Вызвать по радиосвязи через локомотивную бригаду территориальное пожарное подразделение или пожарный поезд, сообщить по мобильному телефону или другим средствам связи оперативному дежурному в ситуационный центр АО «ФПК»:
- номер поезда;
- местонахождение;
- свою фамилию, имя, отчество, номер мобильного телефона;
- обстоятельства случившегося
В случае принятия решения об эвакуации пассажиров членам поездной бригады необходимо следовать порядку действий согласно разделу 2 настоящего приложения.
При объявлении начальником поезда экстренного сбора поездной бригады возле пострадавшего вагона проводники остальных вагонов обязаны прибыть к горящему вагону с огнетушителями или другими первичными средствами пожаротушения, а также с самоспасателями и действовать по указанию начальника поезда.
Проводник горящего вагона обязан организовать эвакуацию пассажиров, после чего принять посильные меры по тушению пожара в начальной стадии его развития, соблюдая правила личной безопасности первичными средствами пожаротушения.
После полной эвакуации пассажиров, при отсутствии прямого доступа к очагу горения вследствие задымления, повышенной температуры, появления токсичных продуктов горения, следует применять для ликвидации пожара генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения, с соблюдением мер безопасности их использования и запуска.
Проводники смежных с пострадавшим вагонов обязаны оказать помощь, в эвакуации пассажиров используя при необходимости средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (самоспасатели СПИ-20, ГДЗК-У, Шанс-Е и др.) от опасных факторов пожара (токсичных продуктов горения, искр, повышенной температуры). Принять посильные меры по тушению пожара в начальной стадии его развития первичными средствами пожаротушения, не дожидаясь прибытия остальных членов поездной бригады соблюдая правила личной безопасности.
Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, внутренние противопожарные двери на соседних и на горящем вагоне должны быть закрыты до окончания тушения пожара.
Бортмеханик поезда обязан:
Немедленно прибыть к месту задымления, либо пожара с огнетушителями и другими средствами пожаротушения, а также со самоспасателем.
Убедиться в том, что вагон обесточен (в светлое время суток), а в ночное время отключены все потребители, кроме цепи аварийного освещения и принять посильные меры, по тушению возгорания соблюдая правила личной безопасности.
Получив сообщение о пожаре (возгорании) в поезде машинист обязан:
немедленно принять меры к остановке поезда служебным торможением в соответствии с разделом 1 Порядок по действиям поездной бригады при обнаружении пожара в скоростном пассажирском поезде «СТРИЖ»;
доложить о месте и причине остановки машинистам всех идущих на перегоне поездов, ДСП (ДНЦ), с указанием километра, пикета, принимаемых мерах, необходимой помощи, возможности дальнейшего следования и наличии габарита по смежному пути;
дать команду поездной бригаде закрепить состав стояночными тормозами и тормозными башмаками, в соответствии с требованиями Приложения № 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года № 286 (далее – ПТЭ);
при угрозе распространения огня на локомотив произвести его отцепку от состава установленным порядком и отвод на безопасное расстояние. Отцеплять локомотив от состава разрешается лишь после закрепления вагонов от ухода укладкой под колеса вагонов тормозных башмаков и приведения в действие ручных тормозов. Перед отцепкой локомотива от состава должны быть приведены в действие также и автотормоза оставляемых вагонов (полным открытием концевого крана). Если по условиям профиля пути, на котором расположен состав остановившегося поезда, имеющихся средств для закрепления вагонов недостаточно, отцеплять локомотив от состава запрещается;
дать указание об ограждении поезда (в соответствии с требованиями п.п. 45–49 приложения № 7 к ПТЭ).
В случаях возникновения пожара в пассажирском поезде, машинист и помощник машиниста локомотива обязаны действовать по указанию начальника поезда и в соответствии с Распоряжением от 30 декабря 2010 г. № 2817р «Об утверждении регламента взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками ОАО «РЖД», деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО «РЖД».
После отцепки локомотива от состава начальник поезда обязан потребовать через машиниста локомотива снятия напряжения с контактной сети.
До прибытия территориального пожарного подразделения или пожарного поезда поездная бригада обязана принять все посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожара, при этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить об индивидуальном пожарном риске и воздействии опасных факторов пожара.
По прибытии, пожарные берут на себя руководство тушением.
4 Аварийные выходы
Все вагоны имеют окна аварийного выхода. Помимо этого, в спальных вагонах окна в купе также являются аварийными выходами. Окна аварийного выхода сделаны из закаленного стекла, при необходимости это стекло можно разбить с помощью специального молотка (по одному на каждое окно). При разбивании стекло не оставляет режущих краев и обеспечивает достаточно свободного пространства для выхода пассажиров через эти окна.
К внутренним дверям поезда относятся:
- двери тамбура и коридора, соединяющие два вагона и соединяющие тамбуры с пассажирскими зонами Дверь ручного открытия в коридоре одновременно является частью противопожарных перегородок поезда;
- крайние или торцевые двери позволяют осуществить проход из одного состава в другой в случае движения двумя составами.
К внешним дверям поезда относятся все боковые входные двери с выдвижной подножкой на всех промежуточных пассажирских вагонах, являются запасным выходом из поезда в случае экстренной ситуации.
Все внешние двери имеют систему ручного открытия в экстренной ситуации, обеспечивающую эвакуацию через эти двери.
5 Противопожарное оборудование вагонов в составе поезда
5.1 Пассажирские вагоны поезда оснащены противопожарной системой в составе:
- центральных пунктов контрольно-диагностической системы расположенных в технических вагонах и в вагоне-кафетерии;
- световых индикаторов противопожарной сигнализации;
- оптико-тепловых детекторов, в зонах тамбура, прохода, зала для пассажиров, вагона-кафетерии и ресторана, купе, туалета;
- аварийных кнопок пожарной сигнализации;
- звуковых сигнальных устройств (в купе спальных вагонов);
- противопожарных заслонок в системе СВОК;
- систем автоматического пожаротушения в технических вагонах и в электрических шкафах.
5.2 Пассажирские вагоны поезда оборудованы:
- внутренней противопожарной дверью, расположенной на торце;
- аварийными окнами;
- внешними дверями, являющимися запасным выходом из поезда в случае экстренной ситуации;
- огнетушителями;
- рычагом аварийной остановки (стоп-кран) и вызова начальника поезда;
- телефоном внутренней связи;
- камерами видеонаблюдения.
5.3 При срабатывании любого пожарного извещателя в вагоне происходит следующее:
включается звуковой и зрительный сигнал о пожарной тревоге в системе обнаружения пожара самого вагона, на всех системах обнаружения пожара с дисплеем и на панели управления центральных пунктов контрольно-диагностической системы с указанием зоны происшествия;
включается световой индикатор пожарной сигнализации (зрительный сигнал на потолке самого вагона), также подается сигнал на пожарные контрольно-приемные приборы установки пожарной сигнализации находящиеся в технических вагонах и в вагоне-кафетерии;
отключается оборудование кондиционирования воздуха данного вагона.
В машинном отделении при поступлении оповещения с двух детекторов, прекращается вентиляция отделения и через 15 секунд двигатель отключается.
При срабатывании пожарного извещателя в тамбуре, в пассажирском салоне или в коридоре, ближайшая к пожарному извещателю противопожарная дверь будет закрыта.
При обнаружении пожара в электрическом шкафу и получении сигналов от пожарного извещателя и от сенсорного провода, в этом шкафу произойдет автоматическое тушение аэрозолем.
При обнаружении в машинном отделении технического вагона возгорания двумя пожарными извещателями, в отделении произойдет автоматическое тушение мелкокапельным распылителем воды через 30 секунд после отключения двигателя.
5.4 В случае отказа автоматической системы пожаротушения, бортмеханик в самоспасателе прежде чем покинуть вагон, по мере возможности производит пуск системы пожаротушения вручную, путем нажатия кнопок, на пульте управления соответствующих защищаемым объемам, после чего покидает вагон.
Если система пожаротушения не запустилась в ручном режиме, то бортмеханик начинает использовать генератор огнетушащего аэрозоля переносной. Генератор приводится в действие при помощи механического устройства запуска, установленного в ручке генератора. Для этого необходимо отвинтить колпачок, достать шнур и резким рывком шнура привести в действие устройство запуска и забросить генератор в горящее помещение технического вагона через дверной проём. После чего закрывает противопожарную дверь горящего вагона для ограничения доступа кислорода.
Приложение В
(справочное)