Меры предупреждения преступности несовершеннолетних




Для предупреждения преступности несовершенно­летних в условиях современной России необходимо со­здание более эффективной системы общесоциальной и индивидуальной профилактики.

В июне 1999 года в Российской Федерации был принят специализированный Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних»[10]. Комплекс норм данного закона определил основные направления про­филактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних, а также обрисовал круг субъектов и особенности профилактического воздей­ствия в отношении указанных лиц.

Основными задачами деятельности по профилак­тике безнадзорности и правонарушений несовершенно­летних указанным законом названы:

· предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение
причин и условий, способствующих этому;

· обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

· социально-педагогическая реабилитация несо­вершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

· выявление и пресечение случаев вовлечения не­совершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Опыт создания специализированных норматив­ных актов, направленных на профилактику преступно­сти несовершеннолетних, имеется и за рубежом.

Так, в 2001 году в США был принят новый закон «О контроле и предупреждении подростковой преступ­ности» (Juvenile Crime Control and Delinquency Preven­tion Act of 2001). Данный нормативно-правовой акт федерального уровня является новой версией закона 1974 г. с тем же названием и призван создать соответ­ствующие правовые рамки для разработки эффектив­ных программ по предупреждению подростковой пре­ступности.

В соответствие с этим законом расширен круг полномочий органа по контролю и предупреждению подростковой преступности. В частности, они наделены правом ассигнования государственных средств на созда­ние программ в области предупреждения подростковой преступности. Особое значение имеют целевые програм­мы, создающие условия лечения и реабилитации подро­стков, страдающих от заболеваний мозга, а также став­ших жертвами насильственных преступлений.

Ряд норм данного закона посвящен разработке проектов, касающихся мер по профилактике преступ­ности среди подростков, отбывающих заключение. Осо­бенно приветствуются те проекты, которые основаны на индивидуальном подходе к несовершеннолетним преступникам.

Особое значение для профилактики и превенции подростковой преступности имеют скоординированные усилия государственных органов власти, органов мест­ного самоуправления и представителей местных общин по созданию программ занятости подростков. Сюда же относятся все меры, которые помогают как-то занять несовершеннолетних граждан во время, свободное от посещения школы, а именно: создание спортивных и оздоровительных центров, центров и клубов самодея­тельности, поддержка различных молодежных движе­ний (в частности, бой-скаутского движения) и др.

Согласно указанному закону планируется созда­ние «горячих линий» в школах, по которым была бы возможна оперативная передача сведений о соверше­нии насильственных преступлений в школах. Эти меры не были бы эффективными, если бы законом не нала­гались дополнительные запреты и не усиливались бы санкции за ношение огнестрельного оружия без соот­ветствующей лицензии.

Ряд норм посвящен поддержке национальных меньшинств (в особенности, индейцев) в области пре­дупреждения подростковой преступности.

В последнее время в США особенно широко осу­ществляется политика поддержки крупных городов, улучшения качества в них жизни и обеспечения безо­пасности для граждан. Особое место там занимают спе­циальные программы, направленные на предупрежде­ние насилия среди молодежи. Они осуществляются в трех направлениях:

1) меры по борьбе с правонарушениями среди молодых людей, относящихся к национальным меньшинствам;

2) меры предупреждения отсева из школ молодых людей из группы риска и содействие их трудоустройству;

3) меры обеспечения здорового начала для детей и молодежи.

Профилактика преступности несовершеннолетних должна начинаться с антикриминогенного воздей­ствия семьи на подростка.

Проблема «неблагополучных» семей существова­ла всегда, однако ранее она в какой-то мере компенси­ровалась усилиями детских комнат милиции, инспек­ций по делам несовершеннолетних. Сейчас ситуация резко изменилась в худшую сторону, поэтому необхо­димо возобновление профилактической деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, привлечение к профилактике правонарушений несовершеннолетних добровольных фондов, религиозных организаций, об­щественных объединений и движений.

Помимо семьи, антикриминогенное воздействие должно оказывать и окружение подростка по месту жительства или проведения досуга, что справедливо отмечалось и отмечается криминологами.

В советский период это обстоятельство выполня­ло сдерживающую роль, поскольку, во-первых, функ­ционировали специализированные детские учрежде­ния, организующие досуг подростков по месту житель­ства. Во-вторых, действовала система субъектов — не­государственных организаций, осуществлявших профи­лактическую работу в подростково-молодежной среде. Разрушение этой системы повлекло за собой развитие процессов самоорганизации подростков по месту их проживания.

Важную роль в антикриминогенном влиянии на несовершеннолетних должна оказывать школа, по­скольку само воспитание наряду с обучением составля­ет содержание процесса соответствующего воздействия на подростка, формируя его в качестве полезного для общества человека.

Ранее внеклассная работа была организована в школе на должном уровне. Изменение системы ценност­ных ориентации привело к утрате системного воспита­тельного воздействия на несовершеннолетних. В сочета­нии с различного рода социальными проблемами, кото­рые влекут закрытие школ, забастовки учителей, диф­ференциацию учащихся по их имущественному положе­нию и деление школ на привилегированные и обычные, это влияет и на качество обучения основной массы под­ростков, приводит к ослаблению педагогического конт­роля за учащимися. В итоге весомая доля несовершен­нолетних правонарушителей приходится на учащихся школ, профессионально-технических училищ, когда подростки в учебное время совершают кражи, вымога­тельства, употребляют спиртное, наркотики и в этом состоянии допускают противоправные действия.

Деятельность государственных специализирован­ных органов может также оказать позитивное профи­лактическое влияние на преступность несовершенно­летних.

Этого можно достичь следующими способами:

во-первых, подготовка и осуществление органами местной администрации, органами местного самоуп­равления мероприятий по выявлению подростков, ока­завшихся в трудных жизненных ситуациях, и по ока­занию им своевременной помощи. Здесь важную роль должны сыграть органы прокуратуры, выявляя и при­нимая меры к тем, кто нарушает права несовершенно­летних. В современной сложной обстановке, конечно, трудно изыскивать возможности ресурсного обеспече­ния работы с подростками по месту жительства, одна­ко это необходимо, поскольку деформации нравствен­ного порядка, имеющие место у этого контингента, можно и должно исправить, не говоря уже о предпоч­тении ими криминальной линии поведения. В последнем случае высока вероятность формирования из тако­го подростка рецидивиста;

во-вторых, поддержание и развитие специальной службы уголовного розыска по борьбе с преступностью несовершеннолетних. Безусловно, этот вопрос является актуальным, однако за рубежом наряду с решением проблемы борьбы с преступностью должное внимание на уровне государства, его субъектов уделяется профилактике правонарушении несовершеннолетних[11]. В этом плане недопустимо сокращение числа оперупол­номоченных уголовного розыска по делам несовершен­нолетних, совмещение данного направления с работой по другой линии, недостаточное количество и слабое ресурсное обеспечение отделов по профилактике право­нарушений среди несовершеннолетних, важно их взаи­модействие с иными заинтересованными субъектами.

К мерам общесоциальной профилактики можно также отнести обеспечение координации деятельности всех органов, учреждений и организаций (в том числе общественных), осуществляющих предупреждение пре­ступлений несовершеннолетних, устранение дублиро­вания и четкое размежевание компетенции, осуществ­ление совместных мероприятий, а также обмен инфор­мацией между ними.

Позитивную роль в деле противодействия под­ростковой преступности могло бы сыграть создание обособленной системы юстиции для несовершеннолет­них, в состав которой входили бы система специализи­рованных судов, мест отбывания уголовного наказа­ния, следственных изоляторов и т. д.

Помимо вышеназванных мер, законодатель должен ввести запретительные и ограничительные меры, пре­пятствующие доступу несовершеннолетних к пор­нографической продукции, наркотикам, алкоголю, оружию и т. п. Проблему беспризорности можно ре­шить специальной подготовкой учительских курсов, ориентированных на выполнение воспитательных фун­кций подростков-беспризорников, а также организо­вать деятельность органов, способствующих трудоуст­ройству несовершеннолетних.

Заключение

Подростковая преступность объясняется избранием несовершеннолетним антисоциального образа поведения в связи с неадекватной оценкой обстоятельств и отсут­ствием жизненного опыта в целях самоутверждения.

Криминалистическая характеристика преступле­ний, совершаемых несовершеннолетними, имеет свою специфику. Чаще всего подростки решаются на группо­вые преступления - более половины краж, две трети грабежей и 90% разбоев среди несовершеннолетних со­вершается группой. Если было обнаружено, что пре­ступление было совершено группой, изучается роль каждого участника группы, наличие связи группы с организованной преступностью. При расследовании обя­зательному выяснению подлежит выяснение наличия взрослых в группе несовершеннолетних. Взрослые в та­ких случаях чаще всего являются подстрекателями.

 

 

Список литературы

1. Абубзкиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы проти­водействия организованной преступности несовершеннолетних: Автореферат канд. дисс.-М.: Академия МВД РФ, 1995.

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.- М.: Новый юрист, 1998.

3. Ермаков В.Д. Преступность несовершеннолетних // Криминология: Учебник для юридических вузов. - М.: Норма-М-Инфра,1999.

4. Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999.

5. Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990.

6. Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. - М.: Изд-во Мос­ковского университета, 1984.

7. Миньковский Г.М. Криминологическая характеристика преступности несо­вершеннолетних и молодежи // Криминология: Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1998.

8. Миньковский Г.М., Пронина B.C., Болдырев Е.В. Некоторые вопросы изучения и предупреждения преступности несовершеннолетних // Советское государство и право. -1964. - №9.

9. Оккультные сипы в СССР. - СПб.: Северо-Запад, 1998.

10. Письмо Генеральной Прокуратуры Российской Федерации «О неудовлетво­рительном функционировании государственной системы профилактики правонару­шений несовершеннолетних» от 17.06.1997 г. №1-ГП-79-97//Образование в доку­ментах, -1997.-№19.

11. Полиция и борьба с преступностью за рубежом: Информационный сборник. -М.: ВНИИМВД СССР, 1991.

12. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорнос­ти и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ II Россий­ская газета. - 1999, 30 июня.

13. Хохряков Г.Ф. Криминология: Учебник. - М.: Юристь, 1999.

14. Чучаев А.И. Уголовная ответственность несовершеннолетних // Уголовное право России. Общая часть: Учебник. - Институт международного права и экономи­ки. Изд-во «Триада», ЛТД, 1997.

15. Шляпочников А.С. Изучение и предупреждение преступности несовершен­нолетних // Советская криминология: Учебник. - М.: Юридическая литература, 1966.

 


[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.- М.: Новый юрист, 1998. - С.572-588.

[2] Чучаев А.И. Уголовная ответственность несовершеннолетних // Уголовное право России. Общая часть: Учебник. - Институт международного права и экономи­ки. Изд-во «Триада», ЛТД, 1997. - С.296-306.

 

[3] Письмо Генеральной Прокуратуры Российской Федерации «О неудовлетво­рительном функционировании государственной системы профилактики правонару­шений несовершеннолетних» от 17.06.1997 г. №1-ГП-79-97//Образование в доку­ментах, -1997.-№19.

[4] См.: Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. С. 40.

[5] См.: Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990.

 

[6] Шляпочников А.С. Изучение и предупреждение преступности несовершен­нолетних // Советская криминология: Учебник. - М.: Юридическая литература, 1966. -С.280-296; Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. - М.: Изд-во Мос­ковского университета, 1984. - С.134-142. Миньковский Г.М., Пронина B.C., Болдырев Е.В. Некоторые вопросы изучения и предупреждения преступности несовершеннолетних // Советское государство и право. -1964. - №9.

[7]. Миньковский Г.М. Криминологическая характеристика преступности несо­вершеннолетних и молодежи // Криминология: Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1998. -С.215-278;

Ермаков В.Д. Преступность несовершеннолетних // Криминология: Учебник для юридических вузов. - М.: Норма-М-Инфра,1999. -С.685-708;

Хохряков Г.Ф. Криминология: Учебник. - М.: Юристь, 1999. - С.264—283.

[8] Абубзкиров Ф.М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы проти­водействия организованной преступности несовершеннолетних: Автореферат канд. дисс.-М.: Академия МВД РФ, 1995.

[9] Оккультные сипы в СССР. - СПб.: Северо-Запад, 1998. - С.627-633.

[10] Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорнос­ти и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ II Россий­ская газета. - 1999, 30 июня.

[11] Полиция и борьба с преступностью за рубежом: Информационный сборник. -М.: ВНИИМВД СССР, 1991. -С.113-116



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: