Тема 1. Понятие, цели, задачи и значение оценки бизнеса.
Современная рыночная экономика не может эффективно существовать без института оценочной деятельности. Сделки купли-продажи, передача имущества в залог, инвестиции в бизнес или какие-либо проекты, оценка эффективности работы менеджмента и бизнеса и другие не менее важные и обязательные случаи оценки влекут за собой обращения к оценщикам за услугами по формированию рыночной или какого-либо другого вида стоимости.
Стоимость предприятий в условиях рыночной экономики определяется его активами (включая неосязаемые) с учетом привлекательности предприятия для инвестиций.
Виды стоимости, определяемые в ходе оценки, перечислены в стандартах оценки, обязательных к применению на территории РФ (утверждены Приказом Минэкономразвития № 255 от 20.07.2007г. ФСО №2). К ним относятся: рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Кроме рыночной стоимости в стандартах оценки приводится ряд видов стоимости, которые могут применяться для целей оценки: При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки» (п.8 ФСО №2).
«При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции
|
объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества» (п.9 ФСО №2). При определении кадастровой стоимости объекта оценки «…определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения» (п. 10 ФСО №2).
Задачами оценки стоимости предприятия являются:
купля-продажа;
для оценки имущества должника при осуществлении процедуры банкротства;
для оценки имущества должника при осуществлении процедуры банкротства;
в случаях кредитования под залог;
при передаче имущества организаций в аренду;
при определении арендных платежей исходя из стоимости имущества;
при проведении организациями переоценки объектов основных средств;
страхование;
реструктуризация деятельности;
налогообложение;
подготовка планов развития бизнеса и т.д.
Тема 2. Виды стоимости и принципы оценки бизнеса.
Факторы, оказывающие влияние на стоимость предприятия (бизнеса) можно, с одной стороны, поделить на внешние (спрос, курсы валют, темпы инфляции, политическая ситуация) и внутренние (менеджмент, поставщики, кадры, техническое состояние и др.), с другой, на экономические, политические, социальные и географические. Экономические факторы:
- спрос на объект оценки;
|
- доход объекта оценки от эксплуатации и перепродажи;
- продолжительность получения доходов;
- риск, связанный с объектом;
- степень контроля над объектом (наличие имущественных прав);
- степень ликвидности объекта оценки;
- ограничения, наложенные государством или другими лицами на объект;
- затраты на создание аналогичных объектов;
- соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты и др.
Социальные факторы:
- наличие и развитость инфраструктуры;
- демографическая ситуация и др.
Политические факторы:
- состояние законодательства в области оценки, собственности, налогообложения и т.д.;
- политико-правовая ситуация в стране.
Географические факторы, местоположение, близость сырья, состояние окружающей среды.
Принципы оценки могут быть объединены в четыре группы:
1. Принципы, основанные на представлениях собственника (пользователя).
2. Принципы, связанные с эксплуатацией собственности.
3. Принципы, обусловленные действием рыночной среды.
4. Принципы наилучшего и наиболее эффективного использования.
К принципам, основанным на представлениях пользователя относятся:
- полезность;
- замещение;
- ожидание (предвидение).
К принципам, связанным с эксплуатацией оценки, относятся:
- остаточная продуктивность;
- вклад;
- сбалансированность;
- возрастающие и уменьшающиеся доходы (предельная производительность);
- экономическая величина;
- экономическое разделение.
К принципам, связанным с действием рыночной среды, относят:
- принцип спроса и предложения;
- принцип конкуренции;
- принцип соответствия;
- принцип зависимости;
- принцип изменения.
Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования – синтез всех трех групп принципов, рассмотренных ранее. Наилучшим и наиболее эффективным использованием (ННЭИ) называется вариант, который:
- отвечает всем правовым требованиям и ограничениям;
- физически осуществим;
- экономически эффективен;
- максимально продуктивен.