ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ




И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Первый год обучения условно делится на 3 пе­риода, каждый из которых имеет свою продолжи­тельность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены:

содержание обучения на каждом из предшеству­ющих этапов подготавливает детей к прохожде­нию нового, более сложного материала.

Ый период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

После двухнедельного обследования логопед приступает к занятиям – фронтальным (2 раза в неделю) и ежедневным индивидуальным и подгрупповым.

Одним из обязательных условий формирования правильной,четкой и внятной речи является вос­питание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучить детей вслуши­ваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, доступные для ребенка эле­менты, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и соб­ственной речи. Фронтальные занятия по звукопроизношению в 1 периоде обучения не проводятся. В это время, учитывая большие трудности произносительного характера, логопед только индивиду­ально или с маленькими подгруппами работает над выработкой точных, координированных движений речедвигательного аппарата, уточнением пра­вильного произношения имеющихся звуков, вызы­ванием отсутствующих звуков и развитием фоне­матического слуха. Коррекция звуков и слоговой структуры позволяет добиться необходимой чет­кости и внятности речи.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю, а инди­видуальные и подгрупповые занятия – ежеднев­но. Содержание коррекционного обучения включа­ет в себя:

— развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять на­звания предметов, действий, признаков, понима­ние обобщающего значения слов;

— подготовку к овладению диалогической фор­мой общения;

— практическое усвоение некоторых способов словообразования – с использованием существи­тельных с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);

— усвоение притяжательных местоимений «мой – моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм сло­воизменения путем практического овладения су­ществительными единственного числа, глаголами единственного и множественного числа настояще­го и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);

— преобразование глаголов повелительного на­клонения 2-го лица единственного числа в глаго­лы изъявительного наклонения 3-го лица единст­венного числа настоящего времени («спи» – испит», «пей» - «пьет»);

— овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, по моделям:

а) им.п. существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: «мама (папа, брат, се­стра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, моло­ко)», считает книгу (газету)»,

б) им.п. существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье?» – «Дочке, кукле.», «Чем мама режет хлеб?» – «Мама режет хлеб ножом.», – усвоение навыка составления короткого рассказа.

Индивидуальные занятия по произношению планируются ежедневно. В это время осуществляются;..;•

а) уточнение произношения простых звуков: а, у, з, з', м, м', н, н', п, п', т, т', ф, ф', в, в', б, б';

6) постановка и первоначальное закрепление отсутствующих звуков: к, к', г, г', х, х', л', ы, с, с', з, з, р;

в) различение на слух гласных и согласных звуков;

г) выделение первого ударного звука в слове, анализ звуковых сочетаний типа.

Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III периоды) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический ма­териал насыщается изучаемым звуком.

Так как в первом периоде формируются преи­мущественно речевые средства, то большее коли­чество занятий выделяется на словарную и грам­матическую работу (13 – 14 занятий). На форми­рование первоначальных навыков связной речи отводятся 6 – 7 занятий.

При подборе лексического материала логопед ориентируется на следующие тематические цик­лы, подготавливаемые на занятиях воспитателя:

«Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты пита­ния», «Игрушки», «Осень», «Овощи – фрукты».

Ом период обучения

(декабрь, январь, февраль, март)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю: по формированию звукопроизношения – 1 раз в неделю; индивидуальная работа – ежедневно.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:

— уточнение представлений детей об основ­ных цветах и их оттенках, овладение соответст­вующими обозначениями;

— практическое обра­зование относительных прилагательных со значе­нием соотнесенности к продуктам питания («мяс­ной», «молочный»), растениям («дубовый», «бе­резовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» я т.д.);

— различение и выделение в словосочетаниях назва­ний признаков по назначению и вопросам «какой? какая? какое?», формирование ориентировки на совладение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, чи­сле;

— упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» – «лежит» – «лежу»), изменение формы глаго­лов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа, на форму 2-го лица единственного (и множественно­го) числа: «идет» – «иду» («идем») – «идешь»;

— употребление предлогов «на, под, в, из», обо­значающих пространственное расположение Предметов, в сочетаниях с соответствующими па­дежными формами существительных;

— совер­шенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматиза­ции);

— закрепление навыка построения предло­жений; распространение предложений путем вве­дения однородных членов; первоначальное усвое­ние в наиболее доступных конструкциях сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

–– составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.

Примерное распределение количества занятий следующее: 14 занятий по формированию слова­ря и грамматического строя, 12 занятий по разви­тию связной речи.

Используется лексический материал по темам: «Одежда», ((Продукты питания», «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитников Отечества», «8 Марта», «Весна».

На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

— закрепление правильного произношения зву­ков, уточненных или исправленных на индивиду­альных занятиях первого периода; постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция иска­женно произносимых звуков; дальнейшее усвое­ние слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;

— формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по призна­кам: глухость – звонкость; твердость – мягкость;

— восприятие готовности к первоначальным на­выкам звукового анализа и синтеза.

На индивидуальных занятиях уточняется про­изношение поставленных ранее звуков в речевом потоке.

Коррекции (постановке) подлежат следующие звуки: л', б, б', д, д', г, г', с, с', з, з', ш, ж, р, п. Осуществляется работа по выделению звука из ряда звуков, слога с заданным звуком из ряда дру­гих слогов, определению наличия звука в слове, ударного гласного в слове и начального сочетания, выделению гласного звука в прямом слоге и одно­сложных словах. Последовательность и сроки изу­чения определяются индивидуальными особенно­стями звуковой стороны речи детей.

Ии период обучения

(апрель, май, июнь)

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 4 раза в неделю, фоне­тические занятия – 1 раз в неделю. Содержание данных занятий включает в себя:

— закрепление навыков употребления обиход­ных глаголов с новым лексическим значением, об­разованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» – «подъ­ехал» – «въехал» – «съехал» и т.п.);

— закрепление навыка образования относи­тельных прилагательных с использованием про­дуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян-);

— образование наиболее употребительных припирательных прилагательных («волчий», «ли­сий»);

— образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов -еньк-, -оньк-;

–– усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами («добрый — злой», русский — низкий» и т.п.);

–– уточнение значений обобщающих слов;

— формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

— расширение значения предлогов;

— отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах;

— составление разных типов предложений:

а) простых распространенных из 5-7 слов с предварительной отработкой элементов структу­ры предложения (отдельных словосочетаний);

б) предложений с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить») с разделительным союзом «или»;

в) сложноподчиненных предложений с прида­точными причины («потому что», с дополнитель­ными придаточными, выражающими желатель­ность или нежелательность действия («я хочу, чтобы... »);

— преобразование предложений путем измене­ния главного члена предложения, времени дейст­вия к моменту речи, залога («встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т.п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо», «мама варила суп» — «мама сварила суп»);

— определение количества слов в предложении в собственной и чужой речи;

— выделение предлога как отдельного служеб­ного слова;

— развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий («Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательни­ца, а карандаш взял себе»);

— закрепление навыка составления рассказов по картине и серии картин с элементами услож­нения (дополнительные эпизоды, изменение нача­ла, конца рассказа и т.п.);

— составление рассказов по теме с использова­нием ранее отработанных синтаксических конст­рукций. Используется лексический материал ранее отработанных и новых тем.

Примерное распределение количества занятий следующее: 17 занятий — по формированию сло­варя и грамматического строя, 33 занятия — по развитию связной речи.

При подборе лексического материала логопед ориентируется на следующие тематические циклы «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем).

Фронтальные занятия по формированию звуко­вой стороны речи проводятся 2 раза в неделю и предусматривают следующую работу:

1. Усвоение звуков л, с, ш, с-з, р-л, ы-и в твер­дом и мягком звучании в прямом слоге.

2. Дифференциацию звуков по участию голоса (с-г), по твердости-мягкости (л-л'), (т-т'), по месту образования (с-ш).

3. Овладение навыком звукового анализа и синтеза обратного и прямого слога (ас-са), односложных слов типа «суп».

4. Формирование словообразовательных умений и навыков

5. Логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказ, используя опорные картинки. Составляется рассказ по цепочке. Можно составлять рассказ с элементами соревнования. Дети делятся на 2 подгруппы. Садятся на стулья слева и справа. Когда ведущий взмахивает флажком в левой руке, рассказывают дети, сидящие слева, а, затем справа на лево. Можно составлять перекрестный рассказ. Саша назвал 2 предложения, подошел к Сереже, Сережа – 2 предложения, подошел к Марине и т.д.

6. Итог. Дети (дома) дополняют рассказ 2-3 предложе­ниями и в качестве помощи им даются дополни­тельные символы. Например: дети делают кор­мушки для птиц. Люди ходят с зонтами.

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Воспитатель детского сада для детей с наруше­нием речи выполняет помимо общеобразователь­ных и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффектив­но-волевой, интеллектуальной сферах, обуслов­ленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение, представ­лений об окружающем, но и на дальнейшее разви­тие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благо­приятного развития компенсаторных возможно­стей ребенка, что в конечном итоге влияет на эф­фективное овладение речью.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада.

Воспитатель особое внимание должен уделить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.

Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом можно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое:

складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизио- ^ логических особенностей детей.

Воспитатель должен уметь разбираться в раз­личных негативных проявлениях поведения ре­бенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повы­шенной утомляемости, истощаемости, пассивно-^ сти и вялости. Правильно организованное психо-1 лого-педагогическое воздействие воспитателя в{ значительном большинстве случаев предупреж-;

дает появление стойких нежелательных отклоне- » ний в поведении, формирует в группе коллектив- '1 ные, социально приемлемые отношения. ;

Работа воспитателя по развитию речи во мно-й гих случаях предшествует логопедическим заня- » гиям, обеспечивая необходимую познавательную^ 1 мотивационную базу для формирования речевых ••г имений. В других случаях воспитатель сосредото-гивает свое внимание на закреплении результа-' •ов, достигнутых на логопедических занятиях.


Работа воспитателя в группе для детей с ОНР

В задачу воспитателя также входит повседнев­ное наблюдение за состоянием речевой деятель­ности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматиче­ских форм и т. д. В случае необходимости воспи­татель в тактичной форме исправляет речь ребен­ка. Речь самого воспитателя должна служить об­разцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонирован­ной, выразительной. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с не­доразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть об­ращено на детей с поздним речевым развитием, имеющих отягощенный анамнез, отличающихся психофизиологической незрелостью. Не следует фиксировать внимание детей на возникновение возможных запинок в речи, повторение первых слогов и слов. О таких проявлениях необходимо сразу же сообщить логопеду.

Воспитание у детей интереса к занятиям по раз­витию речи имеет особое значение.

Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоя­тельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями.

Поэтому каждая новая тема начинается с экскур­сии, рассматривания, беседы по картинке и т. п. В I периоде обучения такие виды работ, как состав­ление самостоятельных рассказов по картинке, серии картин, пересказы, не проводятся.

Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие ^ логического мышления, внимания, памяти. Широ­ко используются сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение за­даний по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

Формирование лексического запаса и грамма­тического строя на занятиях воспитателя осуще­ствляется поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучае­мым явлением;

б) с помощью правильного образца речи воспи­тателя они учатся понимать словесные обозначе­ния этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей, в процессе которой закрепляются эти сло­весные обозначения активной речи.

Первоначально ведущими являются такие виды деятельности, как рассказывание и чтение воспи­тателем, рассматривание картин и беседы по во-.| просам, повторение рассказов-описаний, состав­ленных воспитателями, дидактические игры. Осо­бое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним | словом или полным ответом).

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (пред­метный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрес­сивной речи. Словарь, предназначенный для пони­мания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо так­же уточнить с логопедом, какие типы предложе­ний должны преобладать в речи детей в соответ­ствующий период обучения.

Специфика работы воспитателя в группе для детей с ОНР включает в себя организацию и про­ведение занятий по заданию логопеда. Индивиду­альные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, сразу же после дневного сна (до или после полдника).

На вечернюю логопедическую работу выделя­ется до 5-7 детей. Рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо постав­ленных звуков (произношение слогов, слов, пред­ложений); повторение стихотворений, рассказов; упражнения на развитие внимания, памяти, логи­ческого мышления, фонематического слуха, навы­ка звукового анализа и синтеза.

Воспитатель должен знать, на какой стадии за­крепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматиче­ской правильностью речи детей в повседневной жизни.

В процессе коррекционной работы воспитатель уделяет большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фи­гуры из спичек, тренироваться в застегивании и расстегивании одежды, развязывании и завязы­вании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или маленькие шарики, карандаши разного раз­мера.

В первые две недели (сентябрь) воспитатель обследует каждого ребенка, выявляя уровень его знаний и умений по всем видам учебной деятельтости. Заполняется специальная схема обследования.

Схема обследования воспитателем умений и навыков детей по всем видам учебной и не учебной деятельности

I. Развитие элементарных математических представлений:

а) Счет в пределах 5-10.

б) Сравнивание предметов.

в) Отбор предметов по заданному числу.

г) Понятие о величине предметов (узкий – широкий, толстый – тонкий, высокий – низкий, длинный – короткий).

д) Различение геометрических форм.

е) Ориентировка в пространстве.

II. Рисование.

Умение:

а) держать карандаш;

б) провести горизонтальную линию;

в) провести вертикальную линию;

г) нарисовать круг;

д) нарисовать овал.

2. Рисование с натуры.

3. Знание цветов.

III. Лепка различных фигур (с образцом или без него):

а) шарик;

б) колбаска;

в) баранка;

IV. Аппликация.

Умение:

а) умение правильно держать ножницы;

б) резать бумагу вдоль и поперек;

в) вырезать круг, овал;

г) расположить узоры из геометрических форм;

V. Конструирование

а) складывание целого из частей (картинки, ку­бики).

б) конструкция из спичек, палочек, полосок, плоских кубиков.

VI. Моторные навыки:

а) прыжки на 1 ноге, на 2 ногах, на 2 ногах с про­движением вперед, назад, перепрыгивание;

б) удар мяча о землю. Умение его подбросить вверх и поймать, перебрасывать мячи друг другу, прокатывать их в ворота, попадать в цель;

в) лазание по гимнастической лесенке вверх и вниз, с одной лесенки на другую;

г) равновесие (ходьба по доске прямо, боком, по наклонной доске; стояние на одной ноге).

VII. Самообслуживание и хозяйственно-быто­вой труд.

Умение:

а) застегивать и расстегивать пуговицы, зашну­ровывать ботинки;

б) мыть руки, пользоваться полотенцем;

в) пользоваться столовыми приборами;

г) правильно есть и пользоваться салфеткой;

д) накрыть на стол, убрать постель, игрушки.

VIII. Игры:

а) участие в подвижных, дидактических, инди­видуальных, коллективных, сюжетно-ролевых играх;

б) целенаправленность игрового процесса. Полученные результаты обследования воспита­тель сравнивает с программными требованиями данной и нижестоящих возрастных групп. На ос­новании этого воспитатель намечает объем мате­риала по разным видам учебной деятельности и последовательность его усвоения.

Развитие элементарных математических представлений. За время обучения дети должны овладеть счетом в пределах 5-10, научиться пересчи­тывать предметы, составлять группы в соответствии с предложенным образцом, добавлять к меньшей группе недостающие предметы, устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов.

Различать количество и порядковый счет (который? какой?); сравнивать числа в пределах 5; выполнять простейшие счетные операции – сложение и вычитание на наглядном материале (в пределах 5).

Детей нужно научить сравнивать контрастные и одинаковые предметы по длине и ширине, поль­зоваться приемами наложения и приложения. Специальное внимание уделяется геометрическим формам. Дети зрительным и осязательным путем различают круг, квадрат, овал, треугольник, пря­моугольник, шар, цилиндр, куб, определяют гео­метрическую форму в обиходных предметах (та­релка, блюдце, яблоко, арбуз, мяч, и т. п.); закреп­ляют пространственные и временные представле­ния (в плане пассивной речи); слева, вверху, вни­зу, впереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра.

Большую пользу приносит осознанное выпол­нение действий, изменяющих положение того или иного предмета по отношению к другому, напри­мер, поставь справа от шкафа стул, и т. п.

Конструирование. На протяжении занятий не­обходимо научить детей дифференцировать ос­новные детали (кирпичик, брусок, длинный бру­сок, кубик и т. п.), правильно использовать их с учетом формы, величины, назначения; понимать в обращенной речи соответствующие слова; раз­личать пространственные признаки (высокий – низкий, короткий – длинный, узкий – широкий); выполнять постройки (заборчик, ворота, автобус, кроватка); упражнять в конструировании из гото­вых форм, бумаги, природного материала (рыбка, петушок, елочные украшения); различать предме­ты и детали по форме, весу, величине и отдельным свойствам визуально, а затем и осязательно (без зрительной опоры).


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: