Общая характеристика чрезвычайных ситуаций. Психологические последствия деятельности сотрудников в чрезвычайных ситуациях.
Чрезвычайными (экстремальными) называются ситуации, которые ставят перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывают его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности.
Классификация ЧС по их способности влиять на служебно-боевую деятельность:
1. По специфичности (неспецифичности) для боевой обстановки. Специфические «боевые стрессоры»: угроза жизни, ранения, увечья, гибель близких людей и сослуживцев, картины смерти и страданий и пр. Неспецифические: длительная напряженная деятельность, резкие и неожиданные изменения и пр.
2. По признаку «внешние – внутренние». Внешние факторы: сплоченность подразделения, руководство, вид и условия деятельности, погодно-климатические условия, изоляция, нарушение ритмов жизнедеятельности. Внутренние: физиологические и психологические.
3. По признаку непосредственности: стрессоры непосредственного эмоционального воздействия – опасность, внезапность и др.; опосредованные – дефицит времени, увеличение темпа действий, крайняя интеллектуальная сложность решений, избыток информации и др.
Основные психологические факторы, влияющие на деятельность сотрудника в ЧС:
1. Фактор опасности.
2. Фактор внезапности.
3. Фактор неопределенности.
4. Фактор новизны средств и способов реализации деятельности в ЧС,
5. Фактор увеличения темпа действий.
6. Фактор дефицита времени.
Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под действием ЧС, является стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (Г. Селье). Вызывает потребность в перестройке или адаптации.
Эмоциональный стресс представляет собой реакцию субъекта на угрозу воздействия экстремального сигнала или ситуации, которая воспринимается и оценивается как угроза с помощью механизмов психического отражения и сугубо индивидуально.
Психологические последствия деятельности в ЧС:
1. Психогении – расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм. Возникают в связи с одномоментной, интенсивно воздействующей психотравмирующей ситуацией или могут быть результатом относительно слабого, но продолжительного травмирования. В их возникновении существенную роль играет определенная готовность к «психологическому срыву» на фоне ослабленности организма, длительности переживания, особенностей НС и личности.
2. ПТСР – отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие исключительно угрожающего или катастрофического характера, которая может вызвать дистресс у любого человека (по МКБ-10).
Симптомы: навязчивые состояния, избегание, нарушения сна, вспышки гнева и агрессии, ослабление памяти, повышенная настороженность и т.д.
3. Аддиктивное поведение – злоупотребление психоактивными веществами до того, как от них сформировалаь физическая зависимость. Является вторичным по отношению к стрессовому расстройству и до определенного момента выполняет защитно-приспособительную функцию, блокируя на время углубление стрессовой симптоматики.
Психологическое сопровождение деятельности сотрудников в чрезвычайных ситуациях.
Психологическое обеспечение деятельности сотрудников в чрезвычайных ситуациях осуществляется в трех основных формах: профессиональный психологический отбор, психологическая подготовка и психологическое сопровождение деятельности.
Профессиональный психологический отбор заключается в проведении комплексных мероприятий, позволяющих выявить лиц, не пригодных по своим психологическим качествам в деятельности в экстремальных условиях.
Оцениваются: уровень общего развития (интеллект), направленность личности (мотивация), уровень знаний, умений и навыков, психологические качества, познавательные процессы, психомоторика, нейрофизиологические особенности ЦНС, характерологические свойства.
Основной инструмент – психологические и психофизиологические тесты.
Психологическая подготовка сотрудников к деятельности в ЧС представляет собой процесс целенаправленного формирования психических качеств, обеспечивающих надежное выполнение профессиональных задач в условиях ЧС.
Методы психологической подготовки: демонстрационные (показ действия снаряжения, оружия, выполнения боевых и защитных действий); условно-ситуативные (решение различных задач, деловые игры, тренировки); «реальных» ситуаций (выполнение реальных действий в определенных условиях).
Психологическое сопровождение – это комплекс мероприятий, направленных на оценку, прогнозирование динамики и коррекцию психического состояния сотрудников, социально-психологических процессов и боеспособности подразделений в различные периоды профессиональной деятельности.
Основные направления:
1. Мониторинг психического состояния сотрудников.
2. Коррекция психического состояния, профилактика ПТСР.
3. Изучение социально-психологического климата и межличностных отношений.
4. Оказание помощи руководителям в сплочении коллектива.
5. Психологическая подготовка к выполнению задач.
6. Выработка психологических рекомендаций.
Характерные изменения психического состояния сотрудников и мероприятия по оказанию им психологической помощи:
1. Психическая демобилизация. Мероприятия: психологическая коррекция состояния, направление к психиатру, невропатологу.
2. Психологический шок. Мероприятия: индивидуальная психологическая беседа, направление к психиатру, невропатологу.
3. Аффективные реакции. Мероприятия: коррекция состояния, психологическая регуляция, направление к психиатру, невропатологу.
4. Чрезмерная предстартовая мобилизация. Мероприятия: индивидуальная психологическая регуляция и саморегуляция.
5. Недостаточная предстартовая мобилизация. Мероприятия: индивидуальная психологическая беседа, регуляция.
6. Острое психическое или физическое утомление. Мероприятия: полноценный отдых, телесно ориентированная терапия.
7. Переутомление. Мероприятия: несуггестивная психотерапия, восстановительные мероприятия.
8. Деморализация. Мероприятия: рациональная психотерапия, направление к психиатру, невропатологу.