Символика внешнего имиджа молодежных субкультур




 

Для каждой субкультуры характерен индивидуальный стиль, как в поведении, так и в одежде и атрибутике. Но нередко одни и те же символы принимают различные значения для разных молодежных групп.

Отсюда и различное отношение субкультур к одежде. Так, одежда панков - это максимальное выделение из общества, это протест (манифест), показатель своего отличия от всех остальных. Некоторые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом[14]. Аксессуары: цепи и булавки в одеждe, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или политическими лозунгами. Тем самым панки демонстрируют полное несоответствие нормам традиционного общества, ведь недаром панки в переводе с английского "punk"[15] - отбросы, грязь. В среде панков существуют негласные правила - это отказ от "чистоты" (в смысле гигиены), многие панки не чистят зубов, не умываются, считая это привилегиями аристократов.

Другое отношение к одежде демонстрирует субкультура готов. В субкультуре готов наиболее ярко выражается стремление манифестировать себя с помощью внешнего имиджа. Этот бессловесный протест носит сугубо эстетический характер: стиль одежды - вместо политического манифеста, символы - кельтские кресты на средневековых костюмах, орнаменты, черепа и кости, распятия, египетский знак анкх[16], восьмиконечные звезды и летучие мыши. Вместе с платьем гот получает некоторые внешние особенности поведения и важнейший способ самоидентификации. Высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь. Чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная длинная юбка до пят (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда. Готы эстетизируют одежду, превращают ее в средство манифестации, идеализируют "вампирскую" "готическую" красоту, ассоциирующуюся со средневековыми вампирами из романов и кинофильмов (см. приложение 2).

Помимо одежды одним из главных внешних признаков субкультур является прическа, формы которой в различных субкультурах также отличаются.

В субкультуре панков самой яркой деталью в облике, несомненно, является "ирокез"[17] - распространенный вид прически в молодежных субкультурах. Эта прическа получила название от индейского племени ирокезов и представляет собой выбритую голову и "петушиный" (задиристый) гребень на макушке, как правило, окрашенный в какой-либо яркий цвет или даже разноцветный. Следовательно, в прическе панков можно уловить смысл, как названия этой субкультуры ("помойка"), так и стиля поведения - задиристый, вызывающий, даже агрессивный.

Для готов "ирокез" также является основным стилем прически. Подавляющее большинство готов забривает голову "по кругу", не просто выбривая виски, а оставляя волосы сзади только до затылка. В связи с тем, что готы достаточно далеко ушли от панков, ирокезы бывают самых необычных видов - не только простые гребни, как у панков, но и различные "пучки" волос направленные вверх, или волосы, торчащие вверх, но не собранные в гребень или двойные ирокезы.

Если панки чаще всего используют яркие цвета в прическе (жизнеутверждающие цвета), то готы напротив, приверженцы темных, черных тонов. Самый часто встречающийся цвет волос - черный, хотя иногда пряди выделяются другими цветами - фиолетовым, красным, зеленым, синим, серебряным, то есть всеми цветами, которые так или иначе имеют "неживой" цвет или оттенок - все это обозначено особым интересом к феномену смерти в субкультуре готов. Встречаются и осветленные (белые) волосы, хотя бывают и готы натуральные блондины. Отметим, что подавляющее большинство готов красит волосы. И если волосы красятся не в черный цвет, то, скорее всего в один из неестественных цветов.

Другая ситуация обстоит в субкультуре скинхедов, где длинные волосы вообще не признаются. Бритая голова - отличительный признак скинхэдов, счем связано и их самоназвание (в переводе с английского "skin heads" - "кожаные головы"). Идеология скинхэдов предопределила им быть лысыми, так как считается, что у настоящей чистой расы (арийской) череп правильной формы, и для того чтобы это доказать бреют головы.

Отличительными знаками в молодежных субкультурах являются символы черепа и креста.

Череп означает преходящий характер жизни, тщету мирского, смерть, Луну, призраков, смерть Солнца, богов мертвых, время. С другой стороны, череп - символ жизненной силы, заключенной в голове. Изображение черепа обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Так байкеры используют символ черепа как защиту от смерти. В среде байкеров существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак - череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека. Охранительное значение черепа - это своеобразное воплощение древней магии в современном мире.

В субкультуре готов также используется множество различных символов смерти - украшения с гробиками, черепами, и т.д. Череп для готов - это, скорее всего символ принятия смерти, символ покровительства темных сил, от которых хотят получить защиту.

Готическая эстетика[18] крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую и христианскую и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский "Анх[19]" (Анкх), символ вечной жизни, который вошел в субкультуру после выхода на экраны "вампирского" фильма "Голод" (с "Девидом Боуи"), где главный герой, маньяк-убийца, убивал своих жертв заточенным анкхом. Также часто употребляются и другие египетские символы - такие как "Глаз Ра"[20]. Христианская символика используется менее обильно, по большей части в виде обычных распятий.

В символике скинхедов основное место занимают "кельтский крест" (крест в круге) и косой "конфедератский" крест (флаг североамериканской рабовладельческой Конфедерации 1861-1865 гг.). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Его современное значение неоднозначно: с одной стороны он символизирует нонконформизм байкеров, с другой, до сих пор является символом расизма. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа и придают ему значение, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.

В субкультуре скинхэдов используется также свастика (трех - и четырехлучевая). Могущественный священный символ античных и языческих культур всего мира, наиболее универсальный из всех религиозных знаков. Свастика, крест с изломанными концами и как бы вращающийся в одном направлении. Существует два вида свастик: правосторонняя свастика, представляющая весеннее солнце, и левосторонняя (свастика), представляющая осеннее солнце. В течение многих веков особый мистический смысл находили именно в правосторонней свастике. В наиболее частом смысле свастика - это священный божественный символ солнца, знак света, первичного огня, Святого Духа, символ жизни и щедрости. Свастика - это древнейший талисман, притягивающий удачу и счастье. Так, эмблемой фашистов стал ломаный крест в белом круге на красном фоне, где красный цвет означал общественную идею движения, белый - национал-социалистическую идею, а свастика олицетворяла победу в великой миссии арийцев. После окончания Второй мировой войны и разгрома фашизма свастика стала символом немыслимой жестокости и варварства.

В молодежных субкультурах сложилось особое отношение к цвету.

В одежде, прическе и атрибутике панки предпочитают яркие цвета - символы разнообразия жизни. Новым веянием в среде панков - стали разноцветные шнурки, обычно оранжевого и зеленого цветов.

В отличие от панков, в среде готов присутствует единство цвета, а точнее одного - черного. В готической символике чёрный[21] цвет - символ раскаяния, умиротворения, покоя, печали и грусти. Как правило, тонкую эстетическую символику для готов имеет вино, символ, связанный с христианской тематикой. Вино - кровь Христова, которую Он пролил во имя отпущения людских грехов.

Немаловажное значение в имиджевой манифестации молодежных субкультур имеет атрибутика. Атрибутами панков выступают: ошейники и браслеты с шипами, булавки, гриндерсы с железными мысками. Ошейники встречаются и у готов, где выступают одними из предметов готического имиджа. Могут быть как с обычными металлическими клепками, так и с шипами. По признанию самих готов, часто носится только для того, чтобы "скрыть засосы", ("укусы" вампиров).

Готы очень трепетно относятся к украшениям. Основной металл серебро (серебро - с лат. selen -луна, что означает безжизненное, мертвое), изделия из желтого (золото[22]) металла никогда не используются. Чем больше украшений из серебра или железа, тем лучше - они притягивают силу Луны - луна покровительница темных сил, а золото принадлежит Солнцу. Готы отождествляют себя с темными силами, считают, что ночь - это их покровительница, поэтому золото не соответствует их идее. Готы трепетно относятся к драгоценным камням в своих украшениях это могут быть: оникс[23], агат[24], гранат[25], в сложных украшениях могут встречаться практически любые камни. Руки украшают различные виды колец: обычные, на фалангу, на ноготь, на весь палец - "сестринские кольца"[26], отличаются от обычных "готическим" дизайном и эффектностью.

Браслеты, цепи, перстни на два пальца украшаются символикой загробной жизни. Голову украшают диадемы, камешки во лбу. Обильно применяются серьги, естественно серебряные, часто достаточно внушительные по размеру. На шею надеваются самые различные подвески, кулоны в виде крестов, анкхов, символов смерти, летучие мыши.

В отличие от готов, панки менее увлечены украшательством. Основной элемент украшения - это простая булавка. Зато пирсинг ушей, бровей, губ, языка, пупка и прочих частей тела в этой среде очень популярен, а у готов, напротив, пирсинг на лице - является неспецифическим признаком. Зато ни одна субкультура не уделяет столько внимания макияжу, сколько готы.

Готический макияж[27] - это выбеленное "под труп" лицо, накрашенные черной (иногда - красной) помадой губы, сильно подведенные черным глаза, брови и ресницы, причем такой макияж характерен как для лиц женского, так и мужского пола. Еще одно отличие готов от других субкультур - это наличие клыков вампирского вида (наращивание или имплантирование, а также использование накладных зубов) в духе графа Дракулы[28]. Кроме накладных зубов, готы часто используют линзы - самые разнообразные, с кошачьим разрезом глаз, разных цветов (белого, красного, черного, желтого, зеленого). Тем самым, они придают своему внешнему виду завершенный "образ" человека-вампира (бессмертного).

Таким образом, в молодежных субкультурах используются цветовая символика, символика камней и металлов, символы черепа и креста, различные формы прически. Все символы обладают особым значением в субкультуре панков, готов, скинхедов, байкеров.

Символика цвета для молодежных субкультур является одним из основных знаков отличия. Для готов это черный цвет - символ ночи, смерти и печали. Для панков популярными цветами являются - красный, зеленый, синий и клетка - восходят к шотландскому килту, зеленой кельтской символике и краскам английского флага: Великобритания - родина протестной панк-музыки. Для панков яркие кричащие цвета - это некий символ протеста всему обществу, символ разнообразия жизни, а для готов темный, практически однотонный цвет несет в первую очередь эстетическую нагрузку.

Излюбленными металлами для всех субкультур выступают - железо и серебро. Так, панки, байкеры, скинхэды обвешивают себя различными цепями, булавками из железа, чаще всего выбирают этот металл, так как он недорогой. Для готов наличие атрибутов, сделанных из железа, тоже не возбраняется, но только потому, что металлический блеск напоминает сияние луны, и по внешним признакам похож на серебро. Основной металл в украшениях готов - это серебро, символ отрицания жизни, символ защиты и покровительства темных сил.

Особое отношение к драгоценным камням сохранилось только в субкультуре готов.

Молодые люди, входящие в различные группировки вкладывают особые смыслы в формы причесок. Для панков - это разноцветный ирокез (символ протеста), для готов это чаще всего черные волосы аккуратно уложенные (символ, несущий в себе больше эстетическую функцию), для байкеров длинные волосы (символ свободы и силы), для скинхэдов бритые головы (символ "чистой" расы). Много внимания уделяют своей прическе и следят за тем, чтобы всегда соответствовать определенному имиджу.

В молодежных субкультурах можно заметить повышенный интерес к магии и оккультизму, который проявляется в использовании магических символов в качестве украшений, например, в субкультуре готов (кельтские кресты), в субкультуре байкеров (череп), в субкультуре скинхэдов (свастика). Все эти знаки имеют древние корни. Крест - это древний, универсальный, космический символ. Крест - центр мира и, следовательно, точка сообщения между Небом и Землей, Космическое Древо. Крест олицетворяет Древо Жизни и Древо Пропитания, а также универсального архетипического человека, способного к бесконечному и гармоничному развитию.

В настоящее время многие символы молодежной субкультуры стерлись, забылись, и не обладают первостепенным значением, да и сами субкультуры уже не стараются соблюдать многолетних традиций их предшественников. Поэтому часто происходит путаница: панки все чаще предпочитают носить черную одежду и длинные волосы, атрибутами могут выступать символы летучей мыши, которые свойственны только для субкультуры готов. Но, не смотря на смешение символики каждая субкультура это, прежде всего, индивидуальный манифест, вызов всему обществу.

Для молодежной субкультуры сохранение и соблюдение групповой символики это, прежде всего, проявление индивидуализма и возможности самовыражения, как во внешнем виде, так и в художественном творчестве.


Заключение

 

Имиджевая манифестация - это комплексная, знаковая система, которая включает в себя не только внешние символы, но и внутренние характеристики той или иной молодежной субкультуры. Следовательно, можно говорить о значимости имиджа в молодежной субкультуре, как одного из основных способов манифестации.

Имиджевые манифестации не только играют важную роль в образе жизни молодежной субкультуры, но и еще диктуют свои правила и нормы как межличностного (внутригруппового) общения, так и являются отличительными знаками социальных групп, благодаря которым одна субкультура распознает своих членов и узнает лиц, принадлежащих к другой субкультуре, что позволяет субкультурам не смешиваться и вести более или менее мирное сосуществование.

Имидж выступает как в роли знака идентификации молодых людей, так и в роли символа протеста современному обществу. Для некоторых молодежных субкультур этот протест превращается в политический, на основе такого манифеста и зародилась субкультура панков, которая всем своим внешним видом символизируют несогласие и неподчинение общественным нормам и законам государства. Для готов же, имиджевая манифестация носит более сдержанный характер, выполняя, прежде всего эстетическую функцию.

Главным средством имиджевой манифестации в молодежных субкультурах выступает одежда и атрибутика. Основное семиотическое содержание внешнего вида субкультур базируется на следующих элементах: цветовая символика, символика камней и металлов, символы черепа и креста, различные формы прически. Все символы обладают особым значением в молодежной субкультуре, а также являются одними из основных знаков отличия и знаков принадлежности к той или иной молодежной группе.

Особое внимание субкультуры уделяют символике цвета в своем внешнем виде. Многочисленные цвета и символический смысл для молодежной субкультуры являются своеобразным отражением многокрасочности мира, что, естественно, особенно выразительно демонстрирует внешний облик.

Излюбленными металлами для всех субкультур выступают - железо и серебро.

Повышенный интерес в молодежных субкультурах к магии и оккультизму, проявляется в использовании магических символов в качестве украшений.

В настоящее время многие символы молодежной субкультуры стерлись, забылись, и не обладают первостепенным значением, да и сами субкультуры уже не стараются соблюдать многолетних традиций их предшественников. Для молодежной субкультуры сохранение и соблюдение групповой символики это, прежде всего, проявление индивидуализма и возможности самовыражения, как во внешнем виде, так и в формах художественного творчества.

Таким образом, имиджевые манифестации - это комплексная, знаковая система, включающая в себя как символы внешнего облика молодежных субкультур, так и символы различных форм художественного творчества, духовного опыта молодых людей.


Список используемой литературы

 

1. Бодрийяр Ж. Система вещей. [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М.: 1968. - с.298.

2. Гертман О. Молодежная (контр) революция. [Текст] / О. Гертман // Знание-Сила. - 2007. - янв. - с.46-58.

3. Ерохина Н.Н. Молодежные субкультуры: семиотический аспект [Текст] / Н.Н. Ерохина. // Социологические исследования - 2006. - №11. - С.95-102.

4. Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей. [Текст] / Г.С. Кнабе. // Декоративное искусство СССР. - 1981. - №1. - с.36.

5. Колесова, Д. Панки, хой!. [Текст] / Д. Колесова // Смена. - 2004. - №3, март. - с.136-140.

6. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: 1998. с. - 320.

7. Левикова С.И. Молодежная субкультура [Текст] / С.И. Левикова. - М.: 2004. - с.381.

8. Левикова С.И. Суммарные черты постмодерна. О готах, готике и больном российском обществе. [Текст] / С.И. Левикова // Общественные науки и современность. - 2006. - № 4. - с.155-165.

9. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России [Текст] / В.А. Луков // Социологические Исследования - 2002. - №10. - С.79-87.

10. Малахова Н. Готы - люди в черном. [Текст] / Н. Малахова // Новая газета. - 2007. - 15-17 янв. (№ 02) - с.3-31.

11. Медникова М. Уроки нательной живописи. [Текст] / М. Медникова // Вокруг Света. - 2007. - № 3, март. - с.15-20.

12. Новиков О.Г. Иерархия и власть в российской мото-субкультуре. [Текст] / О.Г. Новиков // Обозреватель. - 2006. - № 3. - с.25-31.

13. Павщук Е. Татуировка. [Текст] / Е. Павщук // Химия и жизнь. - 1995. - № 6. - с.38-44.

14. Супонина Е. Тату. Звонкая кожа. [Текст] / Е. Супонина // Новое время. - 2000. - № 24. - с.32-45.

15. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: 1997. с.352.

16. Туркатенко. Молодежные субкультуры сегодня. [Текст] / А. Туркатенко // Знание - Сила. - 2007. - январь. - с.59-64.

17. Хапаева Д. Готическое общество: морфология кошмара. [Текст] / Д. Хапаева. - М.: 2007.

18. Хойбнер Т. Вызов неприкаянных: модные волны и молодежные течения - теды, хиппи, панки. - М.: 1990. - с.301.

19. Шепель В.М. Имиджелогия: как нравится людям / Сост. Шепель В.М. - М.: 2002, с.258..

20. Щепанская Т.С. Символика молодежной субкультуры: опыт этногр. исследования Системы. [Текст] / Т.С. Щепанская. - СПб, 1993. - с.340.

21. Щепанская Т.С. Система: тексты и традиции субкультуры. [Текст] / Т.С. Щепанская. - М.: 2004. - с.256.

 


[1] Левикова, С.И. Молодежная субкультура. – М.:2004. – с. 38.

[2] Хи́ппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hеp — «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) — молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны). Самый известный лозунг хиппи: «Make love, not war!», что значит «Занимайтесь любовью, а не войной!».

[3] Байкеры (англ. biker, от bike ← motorbike ← motorbicycle «мотоцикл») — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

[4] Растафарианство - эклектическое религиозное и духовно-нравственное движение, зародившееся на Ямайке, с 1930-х годов нашедшее распространение в Эфиопии, а с начала 1960-х - во всем мире. Будучи причудливой смесью африканских легенд и Ветхого Завета, это учение вылилось в своеобразную субкультуру, основными отличительными признаками которой в массовой практике стали музыка рэгги, прическа с косичками (дреддами) и своеобразный стиль одежды.

[5] Панк, панки, панк-рокеры, пункера́ (от англ. punk — отбросы) — субкультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма.

[6] Готы — представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к тёмному взгляду на мир.

[7] Фурри, иначе фёрри (от англ. furry — пушистый, покрытый мехом) — это субкультура, которая объединяет людей, так или иначе интересующихся антропоморфными животными в изобразительном искусстве, анимации, художественной литературе и дизайне. Особенностью субкультуры является стремление её представителей к воплощению образа антропоморфного животного в творчестве или в себе, посредством идентификации с ним.

[8] Мажоры — российская субкультура периода «развитого социализма», представляющая собой отечественный вариант яппи. Появились в конце 1970-х — начале 1980-х и воспринимались как антипод субкультуры гопников. Это молодые люди, преклоняющиеся перед английским, французским стилями жизни и поведения. Поэтому всем внешним видом они демонстрируют достаток, роскошь, шик.

[9] Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей. Декоративное искусство СССР, 1981, № 1, с. 36.

[10]Симулятивный от слова - симулякр, то есть ложное подобие, условный знак чего-либо, функционирующий в обществе как его заместитель.

[11] Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995. – с. 48.

[12] Краткий психологический словарь под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.: 1998. с. – 32.

[13]Шепель В.М. Имиджелогия: как нравится людям.- М.:2002., с. 25.

[14] См. приложение 1.

[15] Колесова, Д. Панки, хой!.// Смена. – 2004. - №3, март.- с. 136.

[16] Aнх (aнк, aнкх) — египетский крест (Т-образная фигура, увенчанная сверху кольцом), символ жизни в Древнем Египте. Его форма может быть истолкована как восходящее солнце, как единство противоположностей, источник не иссекаемой жизненной силы. Он, кроме своего старинного значения, еще символизирует объединение мистики с философией в готике.

[17] См. приложение 3.

[18] Хапаева, Д. Готическое общество: морфология кошмара.- М.:2007. с. – 45.

[19] Анкх - символ бессмертия. Египетский крест анкх, соединяющий в себе мужской и женский символы, олицетворяет единство обоих полов, союз Неба и Земли, жизнь, бессмертие, вечную жизнь, жизнь, которая придет, время, которое настанет, скрытую мудрость, ключ к тайнам жизни и знаниям. Предполагается также, что анкх символизирует Древо Жизни: овал - это вечность, а расширение креста в длину и ширину - непреодолимое пространство. Возможно, что он символизирует также солнце, поднимающееся над горизонтом.

[20] Глаз Ра — египетский символ, олицетворявший богиню солнца — Маат, связанную с культом Ра и носившую имена «дочь Ра» или «глаз Ра». Позднее стал рассматриваться как бог утреннего солнца, который, соединяясь с Атумом и Хепри — богами дневного и вечернего солнца — как правитель мира пересекает небесный океан в своей ладье, сопровождаемый богом мудрости Тотом и богиней истины дочерью Маат. Согласно «Текстам Пирамид», солнечный диск между рогами Хатор — богини-коровы, олицетворяющей само небо — это солнечный глаз.

[21] Черный или иссиня-черный. Цвет хаоса. На Западе черный ассоциируется с трауром и с мрачным аспектом колдовства, черной магии, черных искусств. Это цвет Кроноса (Сатурна). Его число 8. В алхимии означает отсутствие красок, растворение, первую стадию Великого Опыта, ферментацию, нечто зловещее, нисхождение в ад.

[22] Золотой - это Солнце, божественная сила, великолепие просветления, бессмертие, Бог, как свет несотворенный, высочайшая ценность, то, что жизнь наполняет, ее материя, огонь, сияние, слава, выносливость, – символ жизни, света.

[23] Оникс – драгоценный камень, символ красноречия. Оникс цвета воронова крыла возбуждает у его обладателя страсть к обогащению, делает его энергичным и предприимчивым.

[24] Агат черный – символизирует храбрость, смелость, решительность, процветание; агат красный - духовная любовь к благу, здоровье, богатство, долголетие и мир.

[25] Гранат - символ преданности, лояльности, энергии, грации.

[26] Сестринское кольцо – это длинное кольцо, покрывающее поверхность всего фаланга (пальца), имеющее на конце острый коготь.

[27] Левикова С.И. Суммарные черты постмодерна. О готах, готике и больном российском обществе.// Общественные науки и современность. – 2006. – № 4. – с. 159.

[28] Граф Дракула – самый известный вампир во всем мире. Персонаж окутан мистикой и тайной, ведь у графа есть замок в Праге.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: