Учащийся научится:
· видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
· пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
· учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
· характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
· характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
· формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
· осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
· выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
· воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
· характеризовать нравственную позицию героев;
· формулировать художественную идею произведения;
· формулировать вопросы для размышления;
· участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
· давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
· создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
· сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
· выразительно читать произведения лирики;
· вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
|
Календарно- тематическое планирование
Класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема | ||
Общее | Р/Р | К/Р | |||
Своеобразие родной литературы. | Родная литература как национально-культурная ценность народа | ||||
Русский фольклор. | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках | ||||
Древнерусская литература. | Афанасий НикитинИз «Хождения за три моря». | ||||
Из литературы XVIII века | Михаил Васильевич Ломоносов.«Лишь только дневный шум умолк…». | ||||
Из литературы XIX века. | Басни.Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». | ||||
Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?». | |||||
Поэтический образ Родины | Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». | ||||
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: | |||||
Литература XX века | Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». | ||||
Гайдар А.П. «Тимур и его команда». | |||||
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы». | |||||
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы». Пришвин М.М. «Остров спасения» | |||||
Родная природа в произведениях поэтов ХХ века | Рубцов Н.М. «Родная деревня» Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». | ||||
Самойлов Д. «Сказка». Берестов В. «Почему-то в детстве…» | |||||
Всего |
|
Календарно-тематическое планирование
Класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема | ||
Общее | Р/р | К/р | |||
Своеобразие родной литературы | Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни. | ||||
2. | Русский фольклор | Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений. | |||
3. | Древнерусская литература | «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. | |||
4. | Литература XIX века Поэтический образ Родины. | Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». | |||
Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка. | |||||
Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека. | |||||
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений. | |||||
5. | Литература XX века Стихи о прекрасном и неведомом | Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.. | |||
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | |||||
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. | |||||
А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь. | |||||
Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба. | |||||
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя. | |||||
15 час |
|
Календарно- тематическое планирование
Класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема | ||
Общее | Р/Р | К/Р | |||
Русский фольклор | Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь» | ||||
Древнерусская литература | «Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности. «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы. | ||||
Литература XVIII века | А.Сумароков. «Эпиграмма». В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина» | ||||
Литература XIX века | И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен. | ||||
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца». | |||||
И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта (на выбор). | |||||
А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы». | |||||
А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим». | |||||
Литература XX века | А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор. | ||||
Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими. | |||||
М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе. | |||||
Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней). | |||||
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка. | |||||
В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». | |||||
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе. | |||||
Всего |
Календарно- тематическое планирование
Класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема | ||
Общее | Р/Р | К/Р | |||
Введение. | Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны | ||||
Из устного народного творчества | Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки). ры. | ||||
Древнерусская литература | А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг. | ||||
Литература XVIII века | Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов | ||||
Литература XIX века | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. | ||||
Н.П.Вагнер "Христова детка"или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя". | |||||
Поэзия 19 века. | А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного. Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды | ||||
Литература XX века | А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя. | ||||
Проза о Великой Отечественной войне | Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости. Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». (По выбору). Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни. | ||||
Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий | Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений. Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых. Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты)-повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры | ||||
Всего |
Календарно- тематическое планирование
Класс
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема | ||
Общее | Р/Р | К/Р | |||
Древнерусская литература | Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения Русской земли.. | ||||
Из литературы XVIII века | «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина. | ||||
Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. | |||||
Из литературы XIX | Образ родной природы в стихах поэтовXIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н. | ||||
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа | |||||
Из литературы XX века | И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень». | ||||
А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. | |||||
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. | |||||
Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. | |||||
Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». (илиК.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа) | |||||
А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья. | |||||
Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». | |||||
Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. | |||||
Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки» | |||||
Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми. | |||||
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя | |||||
Всего |