Устное народное творчество




Учащийся научится:

· видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

· пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

· учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

· характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

· характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

· формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:

· осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

· выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

· воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

· характеризовать нравственную позицию героев;

· формулировать художественную идею произведения;

· формулировать вопросы для размышления;

· участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

· давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

· создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

· сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

· выразительно читать произведения лирики;

· вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

 

 

Календарно- тематическое планирование

Класс

 

Наименование разделов, тем Количество часов Тема
Общее Р/Р К/Р
  Своеобразие родной литературы.       Родная литература как национально-культурная ценность народа
  Русский фольклор.       «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках
  Древнерусская литература.       Афанасий НикитинИз «Хождения за три моря».
  Из литературы XVIII века       Михаил Васильевич Ломоносов.«Лишь только дневный шум умолк…».
  Из литературы XIX века.       Басни.Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
        Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».
  Поэтический образ Родины       Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».
          Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:
  Литература XX века       Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».
          Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
          Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».
          Паустовский К.Г. «Заячьи лапы». Пришвин М.М. «Остров спасения»
  Родная природа в произведениях поэтов ХХ века       Рубцов Н.М. «Родная деревня» Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».
        Самойлов Д. «Сказка». Берестов В. «Почему-то в детстве…»
  Всего        

 

Календарно-тематическое планирование

Класс

Наименование разделов, тем Количество часов Тема
Общее Р/р К/р
  Своеобразие родной литературы       Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.
2. Русский фольклор       Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.
3. Древнерусская литература       «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
4. Литература XIX века Поэтический образ Родины.       Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
      Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.
      Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.
      И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.
5. Литература XX века Стихи о прекрасном и неведомом       Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе..
      А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
      Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
      А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.
      Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
      А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.
  15 час      

 

 

Календарно- тематическое планирование

Класс

 

Наименование разделов, тем Количество часов Тема
Общее Р/Р К/Р
  Русский фольклор       Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»
  Древнерусская литература       «Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности. «Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью. «Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.
  Литература XVIII века       А.Сумароков. «Эпиграмма». В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»
  Литература XIX века       И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.
        А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».
        И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта (на выбор).
        А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».
        А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».
  Литература XX века       А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе. Сатирические произведения. Сатира. Юмор.
          Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.
          М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.
          Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).
          В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.
          В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».
          Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.
  Всего        

Календарно- тематическое планирование

Класс

 

Наименование разделов, тем Количество часов Тема
Общее Р/Р К/Р
  Введение.       Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны
  Из устного народного творчества       Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки). ры.
  Древнерусская литература       А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.
  Литература XVIII века       Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов
  Литература XIX века       А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.
        Н.П.Вагнер "Христова детка"или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".
  Поэзия 19 века.       А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного. Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды
  Литература XX века       А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.
  Проза о Великой Отечественной войне       Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во время Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости. Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». (По выбору). Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.
  Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий       Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений. Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых. Н. Назаркин «Мандариновые острова» (фрагменты)-повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры
  Всего        

 

Календарно- тематическое планирование

Класс

 

Наименование разделов, тем Количество часов Тема
Общее Р/Р К/Р
  Древнерусская литература         Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения Русской земли..
  Из литературы XVIII века         «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.
        Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.
  Из литературы XIX       Образ родной природы в стихах поэтовXIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.
          Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа
  Из литературы XX века       И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».
          А.Толстой. «Русский характер» -своеобразный итог рассуждениям о русском человеке.
          Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.
          Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них.
          Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». (илиК.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа)
          А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.
          Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».
          Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.
          Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»
          Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.
          Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя
  Всего        

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: